Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Августа 2013 в 20:29, курсовая работа
Целью исследования является определение путей повышения эффективности управления денежными потоками НПФ «ОБРАЗОВАНИЕ».
Для достижения указанной цели были поставлены и решены следующие основные задачи:
раскрыть теоретические основы анализа денежных потоков;
изучить специфику направления денежных потоков нашего предприятия, а также факторы, определяющие их величину;
произвести сравнительны анализ денежных потоков фонда за 3-х летний период деятельности;
выявить проблемы, существующие на предприятии в сфере управления денежными потоками;
Введение
Процессы, происходящие в российской экономике в последние десятилетия, наглядно доказывают, что экономическая и социальная стабильность общества зависит от финансовой устойчивости предприятий. Одним из важнейших признаков финансовой устойчивости является способность предприятия генерировать и управлять денежными потоками. Наличие денег у предприятия определяет возможность его выживания и направления дальнейшего развития.
Денежные средства - ограниченный ресурс, поэтому важным является создание на предприятиях механизма эффективного управления их денежными потоками. Искусство управления текущими активами состоит в том, чтобы держать на счетах минимально необходимую сумму денежных средств, которые нужны для текущей оперативной деятельности. Сумма денежных средств, которая необходима хорошо управляемому предприятию, - это по сути дела страховой запас, предназначенный для покрытия кратковременной несбалансированности денежных потоков. Сумма должна быть такой, чтобы ее хватало для производства всех первоочередных платежей. Поскольку денежные средства, находясь в кассе или на счетах в банке, не приносят дохода, их нужно иметь в наличии на уровне безопасного минимума. Наличие больших остатков денег на протяжении длительного времени может быть результатом неправильного использования оборотного капитала.
Таким образом, целью
такого управления является поддержание
оптимального остатка денежных средств
путем обеспечения
В системе пенсионных отношений назрела острая необходимость в специализированном механизме, который обеспечивал бы увеличение накопленных средств, путем специализированной деятельности по их доходному размещению. Наиболее полно этим требованиям отвечают механизмы функционирования негосударственных пенсионных фондов (НПФ) и управляющие компании, которые могут достаточно эффективно удовлетворять определенные потребности современного общества. Именно с введением в стране института негосударственных пенсионных фондов стало возможно развитие дополнительного негосударственного пенсионного страхования. Дополнительное или негосударственное пенсионное страхование в Российской Федерации – относительно новый сегмент в области социального обеспечения населения, детали деятельности которого нуждаются в дальнейшей регламентации и эффективности инвестирования пенсионных средств.
Объектом исследования является финансовая деятельность негосударственного пенсионного фонда «Образование».
Предметом исследования является денежные потоки и их управление в негосударственном пенсионном фонде.
Целью исследования является определение путей повышения эффективности управления денежными потоками НПФ «ОБРАЗОВАНИЕ».
Для достижения указанной цели были поставлены и решены следующие основные задачи:
Структура работы обусловлена целью и задачами исследования и включает введение, три главы с подглавами, заключение.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ ДЕНЕЖНЫМИ ПОТОКАМИ
1.1 Понятие, виды и
формы образования денежных
Основная роль, которую преследовали законодатели при введении института негосударственного пенсионного страхования – это возможность переложить часть ответственности за пенсионное обеспечение населения с государства, в частности с Пенсионного фонда России, на негосударственные институты, которые в своей деятельности должны осуществлять инвестирование пенсионных средств и обеспечение необходимого уровня доходности на вложенные средства.
Преобразования пенсионной системы страны носят структурный и институциональный характер. С 1 января 2002 г. происходит формирование новых пенсионных институтов: базовых пенсий, страховых пенсий и накопительных пенсий. Пенсионная модель – как сочетание данных институтов – основывается на принципах и механизмах, сочетающих борьбу с бедностью (базовые пенсии), объединения личных и коллективных усилий по зарабатыванию пенсионных прав с целью частичного замещения заработков (страховая и накопительные пенсии).
Характеристики |
Базовые пенсии |
Страховые пенсии |
Накопительные пенсии |
Принципы организации |
социальная |
солидарная взаимопомощь |
личная ответственность работников |
Финансовые источники и |
обязательные взносы работодателей |
обязательные взносы работодателей |
обязат. взносы работодателей с учетом возраста страхуемых |
Данная схема отражает самый массовый и распространённый «продукт» негосударственного пенсионного фонда – ОПС (Обязательное пенсионное страхование). Именно из него складывается основной портфель входящих денежных потоков фонда.
Таблица 1.2 Формирование источников трудовой пенсии [16]
Характеристики |
Базовые пенсии |
Страховые пенсии |
Накопительные пенсии |
Порядок исчисления размеров пенсий |
Фиксированная величина; не зависит от размера заработной платы и нуждаемости; составляет около 10% от средней заработной платы |
Дифференцированная величина; зависит от объема накопленных пенсионных прав и продолжительности дожития; составляет около 20% от средней заработной платы |
Дифференцированная величина; зависит от объема накопленных взносов, инвестиционного дохода и периода дожития; в 2010 г.составляет 6%, в 2013 г. будет составлять около 3% от средней заработной платы |
На данный момент понятие негосударственного пенсионного фонда дано в ст. 2 ФЗ от 7. 05.1998г. №75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» (далее – Закон «О НПФ»), из которого можно сделать вывод, что негосударственный пенсионный фонд – это некоммерческая организация социального обеспечения, которая в качестве основной цели своей деятельности не предполагает извлечение прибыли, и которая на сегодняшний день может осуществлять следующие виды деятельности:
Таким образом, негосударственные пенсионные фонды самостоятельно «общаются» с застрахованными лицами и вкладчиками, заключая при этом двусторонние договоры, как на негосударственное пенсионное обеспечение, так и о негосударственном пенсионном страховании.
В соответствии со Ст. 2 Закона «О НПФ» управляющая компания - акционерное общество, общество с ограниченной (дополнительной) ответственностью, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации и имеющие лицензию на осуществление деятельности по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами. [1]
Таким образом, управляющая компания – это профессиональный участник рынка ценных бумаг, на которого распространяются более суровые требования при инвестировании средств.
Управляющие компании
в отличие от негосударственных
пенсионных фондов непосредственно
с вкладчиками и
Либо по договорам доверительного управления, заключенными с негосударственными пенсионными фондами. В этом случае они размещают активы негосударственных пенсионных фондов, то есть те средства, которые вкладчики и застрахованные лица передали в управление негосударственным пенсионным фондам.
Второе направление предусматривает управление средствами Пенсионного фонда России, на основании договора, заключенного между Пенсионным фондом России и каждой прошедшей строгий конкурс частной управляющей компанией.
По состоянию на 01 августа 2010 года в перечень управляющих компаний, с которыми ПФР после конкурсного отбора заключил договоры доверительного управления договоры доверительного управления средствами пенсионных накоплений, входят 57 управляющих компаний. Среди условий допуска управляющей компании были стаж работы на фондовом рынке; объем средств, находящихся под управлением компании; показатели доходности за последние пять лет.
Основные риски Управляющих компаний и НПФ при инвестировании средств пенсионных накоплений и пенсионных резервов [24]:
Основным же отличием управляющей компании от негосударственного фонда состоит в том, что управляющие компании работают с деньгами граждан по договору с Пенсионным фондом РФ, а средства пенсионных накоплений остаются собственностью Российской Федерации. Это означает то, что гражданин, выбирая любую управляющую компанию, может быть уверен, что меньше денег на его счету не станет. Другое дело - с негосударственными пенсионными фондами. Гражданин, переходя в негосударственный пенсионный фонд, должен понимать, что средства его пенсионных накоплений переходят в собственность фонда. Далее только НПФ будет нести ответственность по сохранности, приумножению, назначению и выплате накопительной части пенсии перед гражданином.
Еще один нюанс в том, что управляющим компаниям передается общая сумма накопительных частей всех граждан, выбравших данную управляющую компанию. В негосударственные пенсионные фонды средства передаются пофамильно, т.е. персонифицированно.
Управляющая компания - это финансовая структура, которая занимается непосредственно инвестированием пенсионных накоплений. При этом ведение индивидуального лицевого счета (ИЛС) и ежегодное информирование застрахованных лиц о состоянии ИЛС и о размере полученного дохода от инвестирования осуществляется Пенсионным фондом. Выплата накопительной части пенсии также будет осуществляться Пенсионным фондом Российской Федерации.
Негосударственный
пенсионный фонд выполняет совершенно
другие функции. НПФ осуществляет ведение
специальной (накопительной) части
лицевого счета и информирует застрахова
Существует
также определенная разница в
процессе инвестирования государственной
управляющей компанией и
Государственная управляющая компания имеет право инвестировать пенсионные накопления только в государственные ценные бумаги и ипотечные ценные бумаги, гарантированные государством. Частные управляющие компании могут использовать более широкий перечень финансовых инструментов, включая акции и облигации предприятий, паи индексных инвестиционных фондов.
Ответственность за сохранность пенсионных накоплений, переданных в доверительное управление как государственной, так и частным управляющим компаниям, несет государство. Оно отвечает за создание условий, исключающих нецелевое использование этих средств, за отбор и допуск к инвестированию пенсионных накоплений надежных и ответственных управляющих компаний. Однако риски, связанные с рыночными колебаниями цен на финансовые активы, лежат исключительно на застрахованном лице, самостоятельно принимающем решение о выборе той или иной компании.
Информация о работе Пути повышения эффективности управления денежными потоками