Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Августа 2013 в 20:29, курсовая работа
Целью исследования является определение путей повышения эффективности управления денежными потоками НПФ «ОБРАЗОВАНИЕ».
Для достижения указанной цели были поставлены и решены следующие основные задачи:
раскрыть теоретические основы анализа денежных потоков;
изучить специфику направления денежных потоков нашего предприятия, а также факторы, определяющие их величину;
произвести сравнительны анализ денежных потоков фонда за 3-х летний период деятельности;
выявить проблемы, существующие на предприятии в сфере управления денежными потоками;
Инвестирование средств
Федеральные законы
накладывают жесткие
До недавнего
времени действующее
Еще одной новацией
действующего законодательства является
проект Приказа ФСФР России "Об утверждении
порядка расчета результатов инвестирования
средств пенсионных накоплений для их
отражения в специальной части индивидуальных
лицевых счетов застрахованных лиц. Согласно данному документу регулятор
обязывает НПФ гарантировать доходность
от инвестирования средств пенсионных
накоплений вне зависимости от ситуации
на фондовом рынке. Документ устанавливает
единую для всех фондов форму расчета
финансового результата от инвестирования
пенсионных накоплений по итогам года
и разнесение его по счетам клиентов фонда.
Как говорится в проекте приказа, результат
инвестирования рассчитывается как коэффициент
прироста средств пенсионных накоплений,
причем этот коэффициент должен быть не
меньше единицы. Фактически это означает,
что по итогам года на счетах клиентов
нельзя показывать убытки от инвестирования
пенсионных накоплений. Таким образом,
регулятор требует от НПФ гарантий безубыточности,
превращая их, по сути, в кредитные организации.
Со своей стороны представители профессионального
сообщества отмечают, что фонды могли
бы разместить накопления на депозитах
и в надежных облигациях, но делать этого
не позволяет делать инвестиционная декларация,
предполагающая диверсификацию вложений.
До сих пор НПФ утверждали финансовый результат и разносили его по счетам застрахованных лиц решениями советов фондов, руководствуясь типовыми страховыми правилами, утвержденными правительством. Например, по итогам 2008 года большинство НПФ не разнесли убытки, полученные от инвестирования пенсионных накоплений по счетам застрахованных лиц, показав нулевую доходность. Убытки при этом были отнесены на отдельные счета с расчетом на то, что увеличивающиеся с каждым годом объемы поступающих пенсионных накоплений позволят им в будущем с легкостью компенсировать эти потери за счет части инвестиционного дохода. Теперь, с введением нового приказа ФСФР фонды будут обязаны компенсировать эти потери за счет собственных средств.
Кроме того, указанный законопроект позволяет направлять часть средств имущества для обеспечения уставной деятельности (ИОУД) на покрытие убытков от инвестирования пенсионных накоплений. Если средств ИОУД не хватает, фонд должен будет покрыть убытки за счет дополнительного взноса учредителей. В связи с этим возникает две проблемы. Во-первых, состав, структура и размер ИОУД согласно требованиям действующего законодательства вряд ли позволят компенсировать возможные убытки от инвестирования. Во-вторых, на наш взгляд не представляется возможным замотивировать учредителей фонда на покрытие убытков за счет собственных дополнительных взносов. В сложившихся обстоятельствах можно прогнозировать активизацию процесса реорганизации большинства региональных НПФ путем их присоединения к крупным игрокам пенсионного рынка.
Дискутируя о целесообразности предложенных нововведений хотелось бы подчеркнуть, что по факту деятельность по доверительному управлению средствами пенсионных накоплений осуществляется не фондами, а управляющими компаниями. При этом в рамках типового договора доверительного управления средствами пенсионных накоплений фонд не имеет права влиять на процесс инвестирования. Таким образом, финансовый результат является итогом работы управляющей компании. НПФ же просто фиксирует полученный результат. В этой связи представляется неясным, почему регулятор ответственность в полном объеме делегирует фонду, исключая из цепочки управляющую компанию.
Применительно к самим управляющим компаниям неоднократно обсуждался вариант введения дифференцированных требований к размеру их имущества в зависимости от объема средств, находящихся в управлении. Однако, это вряд ли обеспечит должные гарантии сохранности и доходности размещения пенсионных резервов и кроме того встает вопрос сложностей перехода крупных и средних клиентов из одной управляющей компании в другую.
Одним из вариантов решения проблемы может быть введение для управляющих компаний обязательных требований и нормативов по формированию страховых резервов в случае заключения договоров доверительного управления с указанием гарантированной доходности и/или возвратности переданных в управление пенсионных средств. При этом следует сформировать также и требования по инвестированию страховых резервов УК. Функции учета и контроля формирования страховых резервов могут быть поделены между ФСФР и специализированными депозитариями. Безусловно, формирование страховых резервов отразится на доходности инвестирования пенсионных средств, однако НПФ смогут сделать осознанный выбор с учётом своих обязательств перед участниками – заключать договор, по которому будет гарантирована доходность и возвратность средств, либо идти по пути большего риска и потенциально большей доходности.
Таким образом, на сегодняшний день можно выделить несколько ключевых проблем инвестирования средств пенсионных накоплений:
1. Отсутствие ограничений
на инвестирование в
2. Наличие конфликта
интересов в части
3. Несовершенное
2.3.2. Структура инвестиций пенсионных активов в НПФ «ОБРАЗОВАНИЕ»
Рассмотрим общую схему денежных потоков инвестирования пенсионных накоплений в России.
Рисунок 9. Денежные потоки инвестирования средств пенсионных накоплений в РФ. [32]
Как видно из схемы последовательность движения средств осуществляется от самого страхователя через ПФР и далее, в нашем случае в НПФ. Согласно действующему законодательству НПФ не имеет права по собственному усмотрению вкладывать денежные средства в различные инвестиционные проекты и ценные бумаги. Для этого и предназначены Управляющие компании. Законодательство России построено таким образом, что Управляющие компании подвергаются тщательному контролю со стороны государства. Работа УК невозможна без соответствующей лицензии, которая, в частности, предъявляет высокие требования к профессионализму сотрудников. Соответствие этим требованиям подтверждается специальными сертификатами ФСФР. Контроль над деятельностью УК по инвестированию пенсионных накоплений также осуществляют специализированные депозитарии. Депозитарий хранит все ценные бумаги, которые приобретает управляющая компания, и контролирует все производимые с ними операции.
Неплатежеспособность управляющих компаний можно рассматривать как один из наименее вероятных рисков. В случае возникновения финансовых проблем, портфель ценных бумаг под управлением данной УК передается в ПФР с минимальными потерями. На пенсионные средства, находящиеся под управлением, не может налагаться взыскание по долгам управляющей компании.
Все управляющие компании абсолютно независимы и взаимодействуют с НПФ на основании заключенного договора. Одновременно УК может сотрудничать с несколькими НПФ.
НПФ «ОБРАЗОВАНИЕ» уже на протяжении ряда лет сотрудничает с тремя УК. Это:
Приведу рейтинг УК России по итогам инвестиционной деятельности 2009 года и за последние пять лет:
Таблица 6. Рейтинг Управляющих компаний России. [36]
Место |
УК (портфель) |
Доходность, % | |
2004–2009 г. |
2009 г. | ||
1 |
Универ менеджмент |
171,94 |
32,61 |
2 |
ОТКРЫТИЕ |
136,69 |
36,52 |
3 |
ТРИНФИКО («ДОЛГОСРОЧНОГО РОСТА») |
112,1 |
110,5 |
4 |
ПОРТФЕЛЬНЫЕ ИНВЕСТИЦИИ |
109,97 |
78,55 |
Уровень инфляции |
86,3 |
8,8 | |
5 |
Ермак |
84,33 |
85,81 |
6 |
Промсвязь |
83,29 |
24,2 |
7 |
ТРИНФИКО («СБАЛАНСИРОВАННЫЙ») |
81,62 |
59,4 |
8 |
Тройка диалог |
80,05 |
93,76 |
9 |
Уралсиб-Управление капиталом |
79,54 |
27,5 |
10 |
Агана (консервативный) |
78,38 |
7,56 |
33 |
ВЭБ |
47 |
9,52 |
Информация о работе Пути повышения эффективности управления денежными потоками