Пути повышения эффективности управления денежными потоками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Августа 2013 в 20:29, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является определение путей повышения эффективности управления денежными потоками НПФ «ОБРАЗОВАНИЕ».
Для достижения указанной цели были поставлены и решены следующие основные задачи:
раскрыть теоретические основы анализа денежных потоков;
изучить специфику направления денежных потоков нашего предприятия, а также факторы, определяющие их величину;
произвести сравнительны анализ денежных потоков фонда за 3-х летний период деятельности;
выявить проблемы, существующие на предприятии в сфере управления денежными потоками;

Файлы: 1 файл

2 Диплом Хмелёв Р.Б..doc

— 1.21 Мб (Скачать файл)

Рисунок 5. Количество участников НПФ «ОБРАЗОВАНИЕ», (чел.).

 

         Как можно проследить по данным, начиная с 2006 года, количество участников в НПФ «ОБРАЗОВАНИЕ» непрерывно растёт, что свидетельствует об устойчивости фонда на рынке НПФ, стабильной работе и доверии граждан. От количества участников перейдём к анализу объёма накопительных счетов, которые перешли в управление НПФ «ОБРАЗОВАНИЕ».

Таблица 6. Динамик пенсионных накоплений НПФ «ОБРАЗОВАНИЕ», (тыс. рублей).

 

2006

2007

%

2008

%

2009

%

2010

НПФ «ОБРАЗОВАНИЕ»

_

26 705

0

99 281

371

297 352

299

697 899




              

 

 

 

           

  Так как с 2001 года фонд работал с населением по негосударственному пенсионному обеспечению, а со средствами накопительной части пенсии приступил в 2006 году, то нулевые показатели за 2006 год являются абсолютной нормой. Здесь нужно сделать отступление и пояснить что негосударственный пенсионный фонд в течении любого текущего года занимается привлечением застрахованных лиц, привлечением средств пенсионных накоплений. Но в силу того, как рассматривалось на схемах выше, что работодатель делает отчисления в пенсионный фонд России (ПФР), именно ПФР один раз в год производит транш-перечисление средств тех людей, которые выразили желание стать участниками НПФ. Подобный транш производится ПФР-ом в конце первого квартала каждого последующего года.

Рассмотрим схему движения информации и денежных потоков негосударственных пенсионных фондов России:

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 6. Схема денежных потоков НПФ.[34]

Для более детального понимания движения денежных потоков  НПФ я привёл комментарии в  форме информационных потоков участников схемы.

На схеме транш ПФР  обозначен как «Основная сумма». Данные денежные средства являются основным источником существования, основным входящим денежным потоком любого НПФ.

На схеме мы так  же видим ссылку на «Очередные платежи» в системе входящих денежных потоков. Это транши ПФР по программе государственного софинансирования, о них я поясню в следующем параграфе.

В добавление к схеме  денежных потоков необходимо обозначить одну из серьёзных проблем для  НПФ. Сегодняшним законодательством  не регламентированы сроки траншей  пенсионного фонда России. Законодательно не предусмотрено когда и за что ПФР может и должен перечислить средства, принадлежащие НПФ на основании изъявления желания физического лица. По сложившейся практике ПФР в конце первого квартала перечисляет основные средства накопительной части застрахованного лица, в конце второго квартала перечисляет средства за прошедший год данного лица и в конце четвёртого квартала перечисляет инвестиционный доход. Средства от программы государственного софинансирования так же поступают нерегулярно. К сожалению, самостоятельно простому гражданину иногда невозможно правильно подсчитать правильный размер  инвестирования своей накопительной части, так как заявление о переводе в НПФ подписывается в текущем году, его накопительный счёт в несколько приёмов будет переведён ПФР-ом  в НПФ только в следующем году и возможно через ещё один год. Естественно для управления финансами в НПФ подчас бывает трудно спрогнозировать входящие денежные потоки от накопительной части пенсии граждан, так как деньги поступают в НПФ не напрямую, а через ПФР. Попытки регулировать данный процесс на основании федерального закона пока к успеху не привели – накопительные части трудовой пенсии большинства граждан России находятся в пенсионном фонде России (ПФР), инвестируются по законодательству Внешэкономбанком со средней доходностью в  5-9 % годовых.

Возвращаясь к входящим объёмам накопительной части  пенсии, можно убедиться, если за исходные 100% взять средства 2007 года, то развитие фонда, привлечение новых клиентов происходит стремительными темпами. Для наглядности рассмотрим динамику объёма привлечённых средств.

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 7. Объём привлечённых средств пенсионных накоплений НПФ  «ОБРАЗОВАНИЕ», (тыс. рублей).

 

На диаграмме заметен  непрерывный объём пенсионных накоплений (ПН) в фонде. За счёт грамотной маркетинговой политики, продвижения каналов продаж и безусловно грамотным распоряжением ПН в управляющих компаниях, фонду «ОБРАЗОВАНИЕ» удалось преодолеть последствия финансового кризиса 2008 года и упрочить своё состояние на рынке НПФ. В качестве примера показаны полученные средства пенсионных накоплений на 01.07.2010 год.

 

2.2.3. Денежные средства по программе государственного софинансирования

 

У граждан  Российской Федерации появилась  возможность увеличить размер своей будущей трудовой пенсии путем формирования пенсионных накоплений за счет личных взносов с участием государства.

Федеральным законом  от 30 апреля 2008 г. № 56-ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений» (далее - Закон 56-ФЗ) гражданам предоставлено право добровольно вступить в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в целях уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии. Указанный закон регламентирует Программу государственного софинансирования пенсионных накоплений. Приведу простую и понятную схему движения денег – взносов граждан по данной программе:

Рисунок 8. Формирование денежных потоков  по программе государственного софинансирования.

 

Взносы по программе государственного софинансирования уплачиваются работником в установленном им размере. При этом для получения взносов на софинансирование от государства работник должен уплачивать не менее 2 000 руб. в год.

Взносы на софинансирование в пользу работников, не достигших пенсионного возраста (мужчины от 14 до 60 лет и женщины от 14 до 55 лет), а также достигших пенсионного возраста и получающих трудовую пенсию, уплачиваются в объеме взносов работника, но в пределах от 2 до 12 тыс. рублей в год, т.е. на паритетной основе 1x1 (тысяча на тысячу). Так, если в течение года работником уплачено:

  •        2000 рублей, то взносы на софинансирование составят 2000 рублей;
  •        5000 рублей, взносы на софинансирование - 5000 рублей;
  •       12 000 рублей, взносы на софинансирование - 12 000 рублей;

•       20 000 рублей, взносы на софинансирование - 12 000 рублей; 
и т. д.

Взносы на софинансирование в пользу работников, достигших пенсионного возраста, но продолжающих работать и не обратившихся за установлением трудовой пенсии, уплачиваются в четырехкратном объеме взносов работника, но в пределах от 8 до 48 тыс. рублей в год, т.е. на основе 1x4. Так, если в течение года работником уплачено:

  •      2000 рублей, то взносы на софинансирование составят 8000 рублей;
  •      5000 рублей, взносы на софинансирование - 20 000 рублей;
  •      12 000 рублей, взносы на софинансирование - 48 000 рублей;

•    20 000 рублей, взносы на софинансирование - 48 000 рублей; 
и т. д.

Взносы по программе софинансирования поступают  в следующие сроки:

1. Бухгалтерия предприятия уплачивает ДСВ работников и взносы работодателя (при наличии) ежемесячно в срок, установленный для уплаты взносов на обязательное пенсионное страхование, и ежеквартально, не позднее 20 дней со дня окончания квартала, представляет соответствующий Реестр застрахованных лиц. [3]

ПФР на основании  Реестров застрахованных лиц учитывает  в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица (далее - ИЛС работника) поступившие ДСВ работника и взносы работодателя.

2. ПФР не позднее 3-х месяцев со дня получения Реестров застрахованы лиц за истекший квартал, направляет взносы по программе софинансирования на инвестирование (передает в НПФ и УК в зависимости от выбора, сделанного работником).

3. По окончании года ПФР направляет заявку о переводе из федерального бюджета необходимой суммы взносов на софинансирование (до 20 апреля).

Поступившие из федерального бюджета средства - взносы на софинансирование - ПФР отражает на ИЛС работника.

4. Взносы на софинансирование, поступившие в пользу работников, выбравших НПФ, ПФР направляет в НПФ в срок до 15 мая года получения взносов на софинансирование из федерального бюджета.

Рассмотрим в чём заключается выгода от участия в системе софинансирования:

1.Участие в системе софинансирования  является надежной и выгодной  формой накопления средств, позволяющей  гражданам гарантированно сберечь  свои пенсионные накопления от  инфляции и значительно увеличить покупательную способность своей будущей пенсии.

2. Добровольные страховые взносы, уплачиваемые гражданами в системе  софинансирования включаются в  состав социального налогового  вычета, по которому можно вернуть  ранее уплаченный налог на  доходы физического лица.

Таким образом, выгода от участия в  системе софинансирования заключается  в возможности получения гарантированного дохода в размере 113%, состоящего из возвращаемого налога на доходы физического  лица (13% от суммы взносов) и стопроцентного дополнительного страхового взноса государства.

Выгода граждан, участвующих в  системе софинансирования, увеличивается  дополнительно за счет инвестиционного  дохода от инвестирования средств пенсионных накоплений.

Безусловно нас интересует выгода НПФ от участия в программе государственного софинансирования. Конечно на основании действующей лицензии, НПФ обязан работать с населением по программе, это является его прямой задачей при осуществлении своей деятельности. Но участие так же предполагает и косвенную выгоду НПФ. Так в случае перехода физического лица из ПФР в НПФ при наличии его заявления об участии в программе софинансирования, накопительная часть человека уже через один квартал перечисляется ПФР-ом в НПФ. В случае если таковое заявление не было подписано застрахованным лицом, то накопительная часть будет переведена только в следуещем году. Технические проблемы и несовершенство законодательства в этом вопросе мы рассмотрели в предидущем параграфе.

Одной из особенностью программы государственного софинансирования при управлении денежными потоками в НПФ является то, что взносы физических лиц – участников программы зачисляются на счёт ПФ России, а не напрямую в НПФ, даже в том случае если человек работает по программе давно. Взносы этой программы добавляются в накопительную часть трудовой пенсии человека, на его накопительный счёт. В ПФР к этим взносам, при условии соответствия программе, добавляется 100% и в соответствующие сроки перечисляются траншами в НПФ.

 

 

2.3 Исходящие денежные потоки  в Управляющие компании

2.3.1. Инвестирование средств пенсионных накоплений в НПФ

 

В рамках пенсионной реформы, проводимой с 2002 года, накопительная часть - единственный элемент формирующейся трудовой пенсии граждан, представленный реальными  деньгами. Тем более важной видится  проблема инвестирования этих средств, основная цель которого - сохранение покупательской способности пенсионных денег, в идеале ее рост.

Накопительная часть трудовой пенсии формируется на сегодняшний день у граждан 1967 года рождения и моложе. С 2002 по 2009 год формирование накопительного компонента осуществлялось за счет единого социального налога, с 2010 – за счет страховых взносов, уплачиваемых работодателем пропорционально выплачиваемой заработной плате. У мужчин 1953 – 1957 г.р., женщин 1957-1967 г.р. накопительная часть пенсии также имеется, однако, ее формирование происходило ограниченный период времени – с 2002 по 2004 год. Еще одним источником пополнения средств накопительной части трудовой пенсии являются отчисления, производимые гражданами и государством в рамках программы государственного софинансирования пенсионных накоплений.

В конце февраля 2010 года Пенсионный фонд России  перечислил в НПФ  и УК страховые взносы за 2008 год, включая чистый финансовый результат  от их временного размещения в размере 275,1 млрд. рублей. Таким образом, на сегодняшний день по предварительным оценкам общая сумма пенсионных накоплений в управлении составляет около 800 млрд. рублей. Несмотря на небольшой временной отрезок, в течение которого происходит формирование пенсионных накоплений, общий объем последних достиг весьма значительной величины. Учитывая же тот факт, что процент отчислений на накопительный компонент постоянно увеличивается (с 2% в 2002 году до 6% в 2009 году от размера заработной платы) с большой долей вероятности можно предположить, что в скором времени пенсионные накопления будут представлять собой значительную денежную массу. Таким образом, вопрос эффективного инвестирования пенсионных накоплений представляет большой интерес не только с точки зрения будущих пенсионеров, но и с позиции государства, заинтересованного в притоке инвестиций на фондовый рынок, в экономику регионов и предприятий. Стоит обратить также внимание, что значительный в рамках национальной экономики объем средств предполагает дополнительные трудности осуществления качественного инвестирования последних с оптимальным соотношением доходности и риска.

Информация о работе Пути повышения эффективности управления денежными потоками