Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Августа 2013 в 20:29, курсовая работа
Целью исследования является определение путей повышения эффективности управления денежными потоками НПФ «ОБРАЗОВАНИЕ».
Для достижения указанной цели были поставлены и решены следующие основные задачи:
раскрыть теоретические основы анализа денежных потоков;
изучить специфику направления денежных потоков нашего предприятия, а также факторы, определяющие их величину;
произвести сравнительны анализ денежных потоков фонда за 3-х летний период деятельности;
выявить проблемы, существующие на предприятии в сфере управления денежными потоками;
Возвратность пенсионных накоплений - способность фонда удовлетворить требования участников по передаче их пенсионных накоплений при условно-одновременном разрыве пенсионных контрактов и договоров о выплате пенсий;
Возвратность оценивается по величине денежных средств, получаемых от продажи пенсионных активов при условной ликвидации фонда в случае одновременного разрыва пенсионных контрактов и договоров о выплате пенсий. Расчет условно-ликвидационного объема денежных средств производится с учетом необходимости передачи данных средств в пользу выбывающих из фонда участников в сроки, предусмотренные ст. 18 №75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах».
В своём анализе денежных потоков НПФ «Образование» мы рассмотрим и сравним актуарные данные за три года деятельности НПФ, динамические показатели привлечения и инвестирования средств как обязательного пенсионного страхования , так и негосударственного пенсионного обеспечения (дополнительной пенсии). Выявим сильные и слабые стороны деятельности фонда по состоянию его финансовой надёжности.
2 Анализ системы управления денежными потоками негосударственного пенсионного фонда «Образование»
2.1 Характеристика деятельности НПФ «Образование»
Негосударственный пенсионный фонд является некоммерческой организацией, не имеющей извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющей полученной прибыли между учредителями. Фонд своей деятельностью преследует социальные, общественно полезные цели.
Основная цель фонда – повышение жизненного уровня работников бюджетной сферы и всех жителей Свердловской области после выхода на заслуженный отдых, что предполагает их дополнительное пенсионное обеспечение за счет личных средств и средств работодателя, а также эффективное управление накопительной частью трудовой пенсии работников.
Главная стратегическая цель НПФ «ОБРАЗОВАНИЕ» - быть универсальным, динамично развивающимся, открытым негосударственным пенсионным фондом с высокой степенью надежности, способствующим успешной реализации социальных программ Вкладчиков и обеспечивающим качественное обслуживание участников.
Деятельность Фонда по негосударственному пенсионному обеспечению участников фонда осуществляется на добровольных началах и включает в себя аккумулирование пенсионных взносов, размещение и организацию размещения пенсионных резервов, учет пенсионных обязательств фонда, назначение и выплату негосударственных пенсий участникам фонда.
Деятельность Фонда в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию включает в себя аккумулирование средств пенсионных накоплений, организацию инвестирования средств пенсионных накоплений, учет средств пенсионных накоплений застрахованных лиц, назначение и выплату накопительной части трудовой пенсии застрахованным лицам.
Численность обслуживаемого контингента: клиентами НПФ «ОБРАЗОВАНИЕ» по состоянию на 01.09.10 являются 90 000 физических лиц и более 200 предприятий различных форм собственности и учреждений.
Основные директивные документы: фонд осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Гражданским Кодексом Российской Федерации, Федеральным законом Российской Федерации от 07.05.1998 года № 75-ФЗ « О негосударственных пенсионных фондах», Федеральным законом Российской Федерации «О некоммерческих организациях», нормативными актами уполномоченного федерального органа, и Уставом.
Организационная структура предприятия.
Подчинение, источники финансирования: учредители НПФ «Образование»: Уральское отделение Российской Академии образования, РГППУ, предприятия финансово-промышленного холдинга «AVS Group», некоммерческое партнерство «Объединение заводов «ФИНПРОМКО» (по состоянию на 01.07.09 г. совокупный вклад учредителей составил 50 млн. руб.). Фонд осуществляет деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению населения на основании лицензии Министерства труда и социального развития Российской Федерации на данную деятельность;
2.2 Анализ входящих денежных потоков НПФ
Основным видом
деятельности НПФ является негосударственное
пенсионное обеспечение участников
Фонда на основании договоров о негосударственном пенсионном
обеспечении. НПФ осуществляют деятельность
на основании Федерального закона N75-ФЗ
от 07.05.1998 «О
НПФ аккумулирует пенсионные взносы, размещает пенсионные резервы в соответствии с действующим законодательством, распределяет полученный доход, оформляет и выплачивает негосударственные пенсии. Рассмотрим механизм работы НПФ подробнее.
Вкладчик перечисляет взносы в НПФ на основании пенсионного договора. При заключении данного договора ему необходимо выбрать пенсионную схему - некую спецификацию договора, определяющую во многом его условия.
Обычно, учет осуществляется на солидарном счете, если вкладчиком является предприятие. Если же вкладчик — физическое лицо, перечисляющее в НПФ взносы в свою пользу, учет ведется на именном счете.
Фонд учитывает поступившие пенсионные взносы на солидарном или именном счете вкладчика и формирует пенсионные резервы. Эти резервы он инвестирует (обычно — через УК) в высоконадежные активы. Полученный по результатам инвестирования доход распределяется по счетам и увеличивает будущую пенсию участников.
При выходе участника на пенсию НПФ (а в ряде случаев — в соответствии с договором — вкладчик), исходя из накопленной суммы, определяет размер негосударственной пенсии и порядок ее получения.
Рассмотрим и проанализируем взносы по негосударственному пенсионному обеспечению за три года: 2007, 2008 и 2009 г.г. Деятельность любого НПФ характеризуется на основании данных за полный прошлый год на любой момент времени, и так как финансовые показатели 2010 года являются неполными и изменяемыми в текущем году - рассмотрим именно этот период времени.
Таблица 2.4 Динамика роста пенсионных резервов, млрд./млн. рублей. [33, 35]
Год |
2007 |
% |
2008 |
% |
2009 |
% |
2010 |
% |
По России |
443 млрд. |
45 |
506 млрд. |
15 |
518 млрд. |
1,5 |
_ |
_ |
НПФ «ОБРАЗОВАНИЕ» |
43 млн. |
95 |
111 млн. |
158 |
121 млн. |
9 |
133 млн. |
11 |
Рост средств от НПО
в фонде в 2007 – 158% и в сравнении
с 2008 – только 9%, что обусловлено,
с одной стороны –
Рисунок 1 Динамика роста пенсионных резервов НПФ «ОБРАЗОВАНИЕ», (млн. рублей).
Как можно видеть из приведенной диаграммы, в НПФ «ОБРАЗОВАНИЕ», как и на рынке негосударственного пенсионного обеспечения сохраняется тенденция последних трех лет – роста числа клиентов, объема пенсионных резервов не происходит. Приток новых клиентов происходит в основном за счет заключения договоров с физическими лицами и небольшими предприятиями, в то время как ниша крупных корпоративных клиентов исчерпана. При этом рост числа клиентов и объема пенсионных резервов компенсируется выбытием из числа клиентов лиц, достигших пенсионного возраста лиц, расторгающих договоры, и как следствие выплатами выкупных сумм и пенсий. Подтверждение этому можно рассмотреть на следующем рисунке:
Рисунок 2.2 - Количество участников негосударственного пенсионного обеспечения НПФ «ОБРАЗОВАНИЕ», (чел.).
Как мы видим, в течение 2009 года количество участников приросло незначительно. Основной причиной стал отток старых клиентов, на решение которых повлиял финансово-экономический кризис 2008 года.
2.2.2. Привлекаемые средства накопительной части трудовой пенсии
С 1 января 2002 года
в России проходит пенсионная реформа.
Она заключается в переходе от распределительной
системы пенсионного обеспечения (при
которой пенсию назначает и выплачивает
государство) к распределительно-
Взносы, которые уплачиваются за лиц, родившихся после 1967 года, делятся на три части, которые можно увидеть на рисунке:
Рисунок 3 - Структура доли взносов от работодателя в трудовой пенсии сотрудника, (%).
От сюда следует, что будущая пенсия, аналогично взносам, делится на три части: базовую, страховую и накопительную. С 2010 года базовая и страховая часть объединены в одну.
Лица, родившиеся до 1967 года, накопительной части пенсии не имеют - у них на финансирование страховой части направляются 14%. Уплаченные взносы отражаются на индивидуальных лицевых счетах каждого гражданина, на которого распространяется действие реформы.
Базовая часть пенсии - фиксированная. Она устанавливается государством и не зависит от стажа работы и заработной платы.
Страховая часть пенсии зависит от суммы уплаченных страховых взносов, отражаемых на индивидуальном счете гражданина (застрахованного лица).
Накопительная часть пенсии зависит от накопленной суммы, учтенной в специальной части индивидуального счета, и от ожидаемого периода выплаты пенсии. Для наглядности рассмотрим общую схему формирования трудовой пенсии в (Приложении 1). Структура формирования трудовой пенсии.
На схеме показаны потоки формирования трудовой пенсии гражданина РФ, и как уже было сказано выше – она состоит из страховой и накопительной части. Так же можно увидеть как возможно формировать дополнительную пенсию, за счёт совместного или отдельного друг от друга участия работника и его предприятия.
По данным Федеральной службы государственной статистики численность работоспособного населения России составляет сейчас 89 млн. человек (экономически активное – 75 млн.), около 70% из них являются обладателями накопительной части трудовой пенсии.
Размер средств накопительной части составляет сейчас около 538 млрд. рублей (480 млрд. руб. управляются государственной, 14 млрд. руб. - частными управляющими компаниями и 71 млрд. руб. негосударственными пенсионными фондами). [32]
Ежегодно средства накопительной части увеличиваются не менее чем на 100 млрд. рублей за счет взносов работодателей, добровольных взносов по программе государственного софинансирования пенсионных накоплений, а также дохода от инвестирования.
Необходимо отметить, однако, общую тенденцию по снижению темпов роста числа переходов их ПФР в НПФ. Так, в 2007 году количество принятых ПФР заявлений о переходе из ПФР в НПФ увеличилось на 75% по сравнению с предыдущим годом, в 2008 – на 18%, в 2009 – на 4%. Это говорит о том, что захват доли рынка фондами фактически завершен, в дальнейшем значимого роста количества заключаемых договоров об ОПС происходить не будет. Однако, учитывая тот факт, что всего лишь около 10-15% граждан воспользовались правом управления накопительной частью трудовой пенсии, НПФ смогут ежегодно привлекать примерно такое же количество клиентов, как в 2009 году. Давайте рассмотрим динамику, с которой на протяжении последних лет происходит увеличение размещения пенсионных накоплений (ПН) в НПФ-ы Росси.
Таблица 2.5 Динамика прироста средств накопительной части пенсии участников НПФ в России и в НПФ «ОБРАЗОВАНИЕ», (млрд./млн. рублей). [33,35]
Год |
2007 |
% |
2008 |
% |
2009 |
% |
2010* |
% |
По России |
443 млрд. |
45 |
506 млрд. |
15 |
518 млрд. |
1,5 |
_ |
_ |
НПФ «ОБРАЗОВАНИЕ» |
43 млн. |
95 |
111 млн. |
158 |
121 млн. |
9 |
133 млн. |
11 |
Несмотря на то, что рост количества заявлений, сдаваемых НПФ «ОБРАЗОВАНИЕ» превышает усредненные показатели, общая тенденция по снижению темпов роста соответствует вышеприведенным значениям: в 2007 году количество сданных в ПФР заявлений о переходе из ПФР в НПФ увеличилось на 188% по сравнению с предыдущим годом, в 2008 – на 159%, в 2009 – на 16%.
В 1 квартале текущего года согласно отчету ПФР НПФ заключили с гражданами 202,7 тыс. новых договоров об обязательном пенсионном страховании, что на 17,4% больше, чем за аналогичный период 2009 года, что свидетельствует о восстановлении утраченного в период финансового кризиса доверия граждан к НПФ и финансовым институтам в целом. [32]
По данным НПФ «ОБРАЗОВАНИЕ» на 01.07.2010 количество участников составляет 72 299 тыс. человек. Рассмотрим на диаграмме динамику показателей за рассматриваемый период:
Информация о работе Пути повышения эффективности управления денежными потоками