Разработка предприятия общественного питания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2014 в 19:24, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является разработка предприятия общественного питания – закусочная «Тапассия».
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
Дать определение понятию коммерческая деятельность в общественном питании, выявить ее сущность;
Провести анализ рыночной ниши, выявить основные факторы выбора данной услуги;
Дать определение понятию предприятие и предприятие общественного питания, сформулировать основные принципы проектирования предприятия и расписать технологическую планировку предприятия общественного питания;
Назвать все обоснования для открытия закусочной «Тапассия»;
Описать технологическую планировку помещения внутри предприятия;
Охарактеризовать структуру управления внутри предприятия и организацию труда на предприятии;
Рассказать о состоянии нормативно-правового обеспечения предприятия на современном этапе.

Файлы: 1 файл

Курсовая 4.docx

— 1.80 Мб (Скачать файл)

3. Инерция покупателя  – главный фактор в обеспечении  повторяемости покупки услуги.

4. Высокая чувствительность  к изменениям рыночной конъюнктуры. Она обусловлена невозможностью  хранения и транспортировки услуги.

5. Специфика организации  производства услуг. Производителями  услуг являются в основном  малые и средние предприятия  различного профиля.

6. Специфика процесса  оказания услуги. Эта специфика  обусловлена обязательным личным  контактом продавца и покупателя, что увеличивает требования к  профессиональным качествам, этике  и культуре производителя.

7. Высокая динамичность  рыночных процессов.

8. Территориальная сегментация, связанная с тем, что формы  предоставления услуг, спрос и  условия функционирования предприятий  услуг зависят от характеристик  территории, охваченной конкретным  рынком.

9. Высокая скорость оборота  капитала, что является одним  из основных преимуществ бизнеса  в сфере услуг, как следствие  более короткого производственного  цикла.

10. Высокая степень дифференциации  услуг, которая связана с диверсификацией, персонификацией и индивидуализацией  спроса на услуги и рассматривается  как важнейший стимул к инновационной  деятельности в сфере услуг.

11. Неопределенность результата  деятельности по оказанию услуг, что определяется тем, что результат  деятельности по оказанию услуги, подверженный во многих случаях  влиянию различных качеств производителя, не может быть заранее определен с достаточной точностью, а окончательная оценка результата возможна только после потребления услуги.

Как показывает практика развитых стран, по мере усложнения производства и насыщения рынка товарами растет и спрос на услуги. В России сфера услуг, пожалуй, обгоняет производственную сферу по темпам роста и по появлению новых видов услуг, и по ее приспособлению к потребностям рынка и потребителей [20].

В российской практике широко используется межгосударственный стандарт

ГОСТ 30335-95/ГОСТ Р 50646-94 «Услуги населению. Термины и определения».

Этим документом для каждого понятия установлен один стандартизованный термин. Под услугой понимается результат непосредственного взаимодействия исполнителя и потребителя, а также собственной деятельности исполнителя по удовлетворению потребности потребителя. По функциональному назначению услуги, оказываемые населению, подразделяются на материальные и социально-культурные:

-материальная услуга – это услуга по удовлетворению материально-

бытовых потребностей потребителя услуг (бытовые, жилищно-

коммунальные услуги, услуги общественного питания, транспорта и т. д.);

-социально-культурная услуга – это услуга по удовлетворению духовных, интеллектуальных потребностей и поддержанию нормальной жизнедеятельности потребителя (медицинские услуги, услуги культуры, туризма, образования и другие).

Россия является участником международной торговли услугами, выполняя одновременно функции импортера и экспортера услуг [25].

Жизненный цикл услуги считается одним из важнейших факторов в маркетинге, рассматривающих динамику ее конкурентоспособного пребывания на рынке.

Жизненный цикл услуги – это период, с момента выхода услуги на рынок до момента ее ухода с рынка.

Принято выделять шесть основных стадий жизненного цикла услуги, для каждой из которых характерно определенное сочетание маркетинговых мероприятий, предоставляющее возможность производителю услуг осуществлять стратегические замыслы и формировать тактику поведения на рынке (Таблица 1).

Таблица 1

Стадии жизненного цикла услуги

 

Рис.1.2.Жизненный цикл услуги

Жизненный цикл услуг обладает следующими особенностями:

1.    Несмотря на разнообразие временных этапов, в течение которых услуги сохраняют свою жизнеспособность, усредненная продолжительность жизненного цикла услуг превышает аналогичные показатели для товаров, имеющих материальную форму существования.

2.    Продолжительность стадий, обеспечивающих основной объем прибыли, приносимой услугой за весь период ее существования, выше, чем в условиях товарного рынка.

3.    Период, предшествующий получению устойчивой прибыли, относительно не велик в виду меньшей трудоемкости процесса производства новой услуги и меньших инвестиционных затрат.

4.    Степени риска от неопределенности реального реагирования потребителей на появление услугиновинки ниже, чем для товаров, имеющих материально вещественное выражение [18].

На сегодняшний день индустрия общественного питания в России представляет собой огромное количество предприятий с различным уровнем обслуживания, качеством продукции, разнообразием используемого оборудования.

Общественное питание, ставшее важной отраслью народного хозяйства, тесно связанно с развитием всей экономики социалистического государства, с решением крупных социальных проблем.

Создание в России предприятий общественного питания с высоким качеством приготавливаемых продуктов, уровнем обслуживания, максимально удобных для посетителей – одна из важнейших задач, стоящих перед системой общественного питания сегодня.

В настоящее время на  рынке  предприятий  общественного   питания  России наиболее распространена простейшая классификация по типу: ресторан, бар, кафе, столовая, закусочная.

В последние годы ресторанный бизнес стал привлекать все больше людей из самых разных сфер бизнеса. Это связано, прежде всего, с привлекательностью данного  рынка  в условиях экономического роста страны и благосостояния населения, а также с возможностями получения стабильной прибыли в течение всего времени существования ресторана при его грамотном управлении (общественное   питание  является одной из самых ликвидных отраслей экономики) [24].

По оценкам агентства РБК.research, оборот общественного питания России (включающий оборот ресторанов, кафе, баров, столовых при предприятиях и учреждениях, а также организаций, осуществляющих поставку продукции общественного питания) в 2010 г. составил 819,9 млрд. руб. (в ценах января 2011 года).

Финансово-экономический кризис оказал существенное воздействие на рынок общественного питания России. По данным Росстата, до начала кризиса рынок в среднем ежегодно рос на 12-15%, однако в 2009 г. оборот общественного питания России показал отрицательный темп прироста на уровне 12,5%. Таким образом, падение рынка в 2009 году с учетом несостоявшегося роста составило 25%-28% по сравнению с предыдущим годом.

Отметим, что рынок почувствовал воздействие кризиса практически моментально: темпы прироста оборота общественного питания стали стремительно снижаться. Уже в начале года вместо привычного роста последовало снижение оборота розничной торговли, что говорит о масштабах падения рынка общественного питания. В ноябре падение достигло максимального уровня: оборот рынка упал на 20,5% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года [16].

По мнению директора департамента консалтинга и оценки NAI Becar в Петербурге, Игоря Лучкова:

«Кризис сильно отразился на рынке общественного питания. Крайне сложная ситуация была в 2008-м - середине 2009 года, когда многие предприятия не смогли пережить период нерентабельности. В конце 2009-го ситуация изменилась, восстановился спрос. Сейчас рынок выходит на уровень 2006-2007 гг.(Таблица 2)». 

 Таблица 2

Помесячная динамика оборота общественного питания за 2004-2009 гг., млн. руб. (в ценах января 2009 года)

Мес.

 

2004

2005

2006

   2007

   2008

   2009

 

 

январь

39 144

42 565

47 445

54 638

62 656

61 726

февраль

39 927

42 821

48 537

55 458

66 304

60 906

март

42 841

47 274

53 439

60 892

69 392

64 286

апрель

43 441

48 692

54 775

63 206

72 193

66 246

май

43 181

48 887

56 418

64 913

72 881

65 335

июнь

45 512

51 234

59 408

67 120

74 297

65 540

июль

45 876

50 055

59 171

66 784

76 471

65 035

август

44 913

50 606

60 532

68 588

78 242

64 483

сентябрь

48 192

54 908

65 314

73 800

82 585

69 993

октябрь

48 433

55 676

65 444

76 088

85 498

70 630

ноябрь

47 512

54 229

63 874

74 795

82 087

65 245

декабрь

54 782

63 176

72 177

85 191

90 163

78 888

Итог за г

543 754

610 124

706 533

811 473

912 769

798 313


 

Источник: Росстат(Табл.1)

 

Рис.1.3. Помесячная динамика оборота общественного питания в России за 2004-2010гг. (в ценах января 2011 года), млн. руб.

Источник: Росстат, расчеты РБК.research(Рис.5)

В тоже время ресторанный бизнес таит в себе много опасностей. В Костроме отсутствует серьезный рыночный опыт в ресторанной сфере и многолетние традиции. Кроме того, нет наработанной методологической базы, помогающий вести бизнес. Еще одна трудность заключается в том, что для многих ресторан рассматривается как «игрушка», которая должна приносить деньги, но не требовать большого внимания.  Обзор   рынка   общественного   питания  Костромы позволяет сделать вывод, что большая часть заведений  общественного   питания  ставит свою тематическую направленность в зависимость от типа кухни: охотничья, спортивная, домашняя и т. д. Предприятие без явно прослеживающейся тематики рискует остаться незамеченным на фоне многообразия конкурентов. Для того чтобы ресторан начал приносить прибыль, необходимо построение грамотной маркетинговой политики, нацеленной на привлечение и удержание целевой аудитории. Поэтому следует заранее проинформировать население об открытии заведения, а затем поддерживать постоянный интерес к нему, как привлекая новых посетителей, так и формируя лояльность старых. Если же речь идет о принципиально новой специализации ресторана (особенно с экзотической кухней), следует в обязательном порядке адаптировать кухню для российских потребителей с учетом их вкусов при поддержании постоянного наличия доступных для приготовления блюд продуктов.

В настоящее время на  рынке города Костромы  недостаточно ресторанов для клиентов среднего класса со средним чеком 300-450 рублей. Сейчас эта ниша развивается за счет открытия демократичных заведений - кафе, кофеен и ресторанов фаст-фуд. Значительную долю среди открывающихся ресторанов занимают японские суши-бары. Именно поэтому на  рынке  происходит постепенный перенос инвестиционной активности из ниши дорогих ресторанов в сегмент ресторанов и кафе средней ценовой категории, а также фаст-фудов.

Для предприятий  общественного   питания  большое значение имеет наличие так называемого «якоря», обеспечивающего постоянный поток клиентов, поскольку в основном конкуренция среди рестораторов идет за месторасположение, являющееся в данном бизнесе одним из ключевых конкурентных преимуществ. Наиболее престижны и выгодны центральные главные улицы города.

По состоянию на 1 января 2011 года на территории Костромской области осуществляют деятельность 909 предприятий общественного питания, в том числе общедоступных 483.

Обеспеченность общедоступными предприятиями общественного питания составляет в среднем по области 33 посадочных места на 1000 жителей.

Оборот общественного питания в 2010 году составил 2053,5 млн. руб., что в сопоставимых ценах на 2,7% меньше уровня предыдущего года. Снижение оборота общественного питания связано, главным образом, с изменением методики расчета этого показателя.

Индекс цен на услуги организаций общественного питания в декабре 2010 года к предыдущему месяцу составил 101,6%, к декабрю 2009 года – 110,3%.

Таким образом, резюмируя ситуацию на  рынке   общественного   питания города Костромы, можно с уверенностью утверждать - развитие идет высокими темпами,  рынок  еще не насыщен и на нем есть еще достаточно места для большого количества игроков, однако успех в конкурентной борьбе во многом зависит от месторасположения, ценовой политики, концепции и высококвалифицированного ресторана.

Исходя из выше сказанного, основными факторами выбора вида данной услуги являются:

-это не только производство  продукции, но и высокое качество  обслуживания потребителей и  удовлетворения их физиологических  потребностей;

-максимальное получение  прибыли;

-одна из самых ликвидных  отраслей экономики(находится на стадии роста);

Информация о работе Разработка предприятия общественного питания