Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2014 в 17:01, дипломная работа
Целью дипломной работы является изучение практики формирования кредитного портфеля и организации кредитования, разработка рекомендаций по оптимизации кредитного портфеля, основных направлений совершенствования кредитной политики и снижения рисков невозврата кредитов по каждой отдельной ссуде (заемщику) и на уровне банка (кредитного портфеля) в целом на примере КБ "Девон-кредит".
Введение
1. Формирование кредитного механизма коммерческих банков
1.1. Нормативно-правовая база кредитования коммерческих банков
1.2. Формы обеспечения возвратности кредитов
1.3. Особенности организации кредитования юридических и физических лиц
2. Анализ осуществления операций КБ "Девон-Кредит"
2.1. Характеристика деятельности банка
2.2. Составление кредитного договора КБ "Девон-Кредит" с клиентом-заемщиком
2.3. Анализ пассивных и активных операций КБ "Девон-Кредит"
2.4. Анализ финансово - экономического состояния КБ "Девон-Кредит"
3. Основные направления совершенствования кредитного механизма КБ "Девон-Кредит"
3.1. Обеспечение возвратности и контроля за погашением банковских ссуд
3.2. Направления снижения рисков невозвратности кредитов
3.3. Совершенствование модели предоставления кредитов
Заключение
Список использованных источников
3.
Основные направления
Одной из стадий кредитного процесса является возврат банковской ссуды. Возврат ссуд означает обратный приток денежных средств в банки и уплату соответствующей суммы клиентов. Возврат ссуд является венцом всей проведенной работы всего кредитного подразделения и ответом на вопрос, насколько качественно и профессионально сработали сотрудники на всех предшествующих стадиях кредитного процесса.
Если должник без проблем возвращает ссуду и уплачивает проценты по ней, то остается только закрыть кредитное дело (досье) и иметь в виду на будущее этого заемщика как перспективного и уже имеющего положительную кредитную историю в нашем банке.
Если происходит невозврат ссуды и неуплата процентов, то тогда всем сотрудникам кредитного подразделения банка предстоит провести колоссальную работу по ликвидации этого проблемного кредита, а затем должен обязательно пройти анализ совершённых ошибок в процессе принятия решения о выдаче кредита и проверке использования его. А вот в случае принятия качественного обеспечения кредита, позволяющего быстро провести его реализацию и погашение суммы основного долга, процентов по нему, штрафов и пени за просрочку, можно говорить о закрытии проблемного кредита при возникновении любой кризисной ситуации.
Контроль за ходом погашения ссуды и выплатой процентов по ней служит важным этапом всего процесса кредитования. Он заключается в периодическом анализе кредитного досье заемщика, пересмотре кредитного портфеля банка оценке состояния ссуд и проведении аудиторских проверок.
Кредитный архив – это база кредитного мониторинга. Там сосредоточивается вся необходимая документация - финансовые отчеты, переписка, обзоры кредитоспособности, залоговые документы и т.д.
Каждый банк имеет свою систему ведения кредитного досье. Обычно документы сгруппированы в следующие разделы:
Кредитный портфель служит главным источником доходов банка и одновременно - главным источником риска при размещении активов. От структуры и качества портфеля банка в значительной степени зависит устойчивость банка, его репутация, его финансовый успех. Поэтому во всех банках ведется контроль за качеством ссуд, находящихся в портфеле, проводится независимая, экспертиза и выявление случаев отклонения от принятых стандартов и целей кредитной политики банка. Кредитные работники и высшие служащие внимательно анализируют состав портфеля с целью чрезмерной концентрации кредитов в определенных отраслях или у отдельных заемщиков, а также проблемных ссуд, требующих вмешательства со стороны банка.
Программы контроля над кредитным портфелем зависят от типа банка, его специализаций, принятых методов оценки кредитоспособности. Например, банк, выдавший много ссуд предприятиям в отраслях, переживающих слад производства, может проводить систематическую проверку своих заемщиков каждый месяц. Часто применяется дифференцированный подход: надежные кредиты подвергаются проверке один раз в квартал, тогда как проблемные ссуды, требуют постоянного анализа и контроля. Еще один вариант: постоянный контроль за крупными ссудами и периодический - по ссудам ниже определенной величины кредита.
Проверка ссуды может состоять в повторном анализе финансовых отчетов, посещении предприятия заемщика, проверке документации, обеспечения и т.д. При контрольной проверке вновь рассматривается вопрос о соответствии данной ссуды цатам и установкам кредитной политики банка, анализируется кредитоспособность и финансовое состояние клиента, рентабельность операции и т. д.
Многие банки в ходе очередной контрольной проверки присваивают ссудам рейтинг, представляющий итоговую оценку кредита по ряду параметров. В методиках ссудам присваивается номер (1,2,3 т. д.), который соответствует одной из категорий - "Наивысшее качество", "Удовлетворительно", "Маржинальная ссуда", "Критическая ссуда", "Убыточная ссуда, подлежащая списанию".
Классификаций ссуд по рейтингу позволяет банку контролировать состав кредитного портфеля. Допустим, что по результатам последней "Критические ссуды" составляют 5 % всего портфеля, тогда они составляли не более 1,5%. Необходимо выяснить причины ухудшения портфеля и принять меры к исправлению положения. Если рост критических ссуд связан с заемщиками в определенной отрасли хозяйства или с определенным видом кредита, следует сократить выдачу этих ссуд. На основе проверки может быть дана оценка работы отдельных кредитных инспекторов и подразделений банка.
Аудиторская проверка ссуд производится специальным отделом, подведомственным контролеру банка. Эта проверка аналогична описанному выше контролю кредитного портфеля, но она, как правило, осуществляется негласно работниками независимых служб, не связанных с кредитными отделами. Аудиторский контроль имеет целью ответить на следующие вопросы:
Результаты аудиторской проверки отражаются в специальном отчете, который представляется совету директоров, соответствующим комитетам банка, руководителям подразделений и старшим кредитным инспекторам. В отчете должна быть сделана оценка качества всего кредитного портфеля на момент проверки и дана характеристика эффективности работы руководства и персонала кредитных отделов. Кроме того, аудиторы дают свои рекомендации по улучшению работы и изменению сложившихся методов и форм кредитования в банке.
Согласно положению "О порядке осуществления операций по предоставлению денежных средств КБ "Девон-Кредит":
Договор залога, поручительств, гарантии подписываются Президентом банка, лицом его замещающим или главным специалистом-юрисконсультом банка по специальной доверенности.
Ссуды, по которым возникают трудности с погашением, называются проблемными кредитами. Появление проблемной ссуды, как правило, не является неожиданным: опытный финансист может обнаружить признаки опасности задолго до того, как неспособность клиента погасить ссуду станет явной.
Тщательный анализ текущей финансовой отчетности в сопоставлении с прошлыми отчетами выявляет такие тревожные сигналы, как резкое увеличение дебиторской задолженности, снижение коэффициентов ликвидности, падение объема продаж, убытки от операционной деятельности и т.д. Плохими симптомами являются непредоставление в срок запрошенной банком информации или финансовых отчетов, уклонение руководителей фирмы от телефонных и личных контактов с банком, увлечение клиента созданием новых предприятий или скупкой недвижимости, накопление спекулятивных запасов, потеря важных клиентов и т. д. Много могут сказать кредитному отделу поведение деловых партнеров заемщика (запросы о его кредитоспособности поставщиков, аннулирование страховки страховой компаниек) или сообщение других отделов банка (например, появление сальдо на счете клиента в данном банке).
Если банк обнаружил неблагополучную ссуду, чреватую неплатежом, он должен действовать незамедлительно. Наилучший выход - обсуждение дел с заемщиком и разработка преграды преодоления конфликтной ситуации. Такой вариант более предпочтителен, чем объявление заемщика банкротом. Судебное преследование заемщика может иметь отрицательный эффект, если последний докажет, что действия банка принесли ему ущерб и довели до банкротства.
Если удастся убедить клиента, что положение можно исправить, банк может предложить продать активы, сократить персонал, снизить накладные расходы, изменить маркетинговую стратегию, сменить руководство компанией и т.д.
Бывает так, что предприятие не может выплатить свой кредит вовремя. В этой случае работникам кредитного отдела приходится применять меры по возврату денежных средств.
Так, КБ "Девон-Кредит" предоставил кредит ОАО "Промтрактор" в марте 1999 г. на сумму 2 млн.руб. Кредит выдан сроком погашения до июня 1999 г. (краткосрочный кредит сроком на 3 месяца). В качестве обеспечения был предоставлен залог – трактор ТГ-503 Я, стоимостью 2 млн.руб. К сожалению, кредит не был погашен вовремя. Нужно было принимать меры. Тогда КБ "Девон-Кредит" вышел с письмом на имя ОАЛ "Промтрактор" с просьбой о передаче заложенного трактора в счет погашения долга.
В июле ОАО "Промтрактор" передает трактор КБ "Девон-Кредит". Для того чтобы возвратить деньги, необходимо реализовать трактор. 2,5 г. КБ "Девон-Кредит" не мог реализовать заложенный трактор. Все это время он хранился на площадке ОАО "Промтрактор". И только в январе 2003 г. на основании договора-комиссии КБ "Девон-Кредит" реализует через 3-е лицо "Московское предприятие ОАО "Грандтракторресурс") трактор за 2 млн.руб. Хотя в настоящее время стоимость трактора составляет 5 млн.руб., КБ "Девон-Кредит" не имеет права продать дороже указанной в договоре залога сумме, несмотря на инфляцию.
Таким образом, 2 млн. руб., которые КБ "Девон-Кредит" мог реализовать для получения прибыли в качестве оборотных денежных средств, были заморожены.
Следует иметь в виду, что в случае возникновения проблем с возвратом кредита наилучшим вариантом выступает работа совместно с заемщиком специальной программы, направленной на восстановление финансовой стабильности предприятия и устранение имеющихся диспропорций. В противном случае банк должен требовать платежи от заемщика, реализации обеспечения, предъявлять претензии к гаранту и т.д.
Самый нежелательный выход из неблагоприятной ситуации - объявление недобросовестного заемщика банкротом, так как банк может оказаться в длинной очереди претендентов на имущество незадачливого кредитора, а именно: после налоговых служб, страховых компаний и т.д.
В случае неудовлетворения или неполного удовлетворения требований банка-кредитора просроченная задолженность по процентам ликвидируемого юридического лица-заемщика списывается с Баланса-кредитора в порядке, установленном Банком России.
Бухгалтерский учет предоставленных (размещенных) банком-кредитором денежных средств и их возврата отражается в балансе банка оформлением соответствующих проводок согласно указаний Банка России от 26.06.98г. № 39-П, от 31.08.98г. № 54-П и другими, возлагается на бухгалтерию банка.
Одним из предупреждающих мероприятий по снижению риска невозвратности кредитов КБ "Девон-Кредит" является применение методики оценки кредитоспособности заемщика. Поведем оценку кредитоспособности заемщиков на примере 2-х юридических лиц.
Методика оценки кредитоспособности заемщика КБ "Девон-Кредит"
Кредитоспособность заемщика – это способность в установленный договором срок погасить свои обязательства перед банком как по сумме основного долга, так и по начисленным процентам, в условиях текущей конъюнктуры денежного рынка. Кредитоспособность заемщика в отличие от его платежеспособности не фиксирует платежи за истекший период или на какую-либо дату, а прогнозирует способность к погашению долга на ближайшую перспективу. Степень неплатежеспособности в прошлом является одним из формальных показателей, на которые опираются при оценке кредитоспособности клиента.