Совершенствование кредитного механизма в коммерческом банке (на примере ОАО КБ "Девон-Кредит")

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2014 в 17:01, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломной работы является изучение практики формирования кредитного портфеля и организации кредитования, разработка рекомендаций по оптимизации кредитного портфеля, основных направлений совершенствования кредитной политики и снижения рисков невозврата кредитов по каждой отдельной ссуде (заемщику) и на уровне банка (кредитного портфеля) в целом на примере КБ "Девон-кредит".

Содержание работы

Введение
1. Формирование кредитного механизма коммерческих банков
1.1. Нормативно-правовая база кредитования коммерческих банков
1.2. Формы обеспечения возвратности кредитов
1.3. Особенности организации кредитования юридических и физических лиц
2. Анализ осуществления операций КБ "Девон-Кредит"
2.1. Характеристика деятельности банка
2.2. Составление кредитного договора КБ "Девон-Кредит" с клиентом-заемщиком
2.3. Анализ пассивных и активных операций КБ "Девон-Кредит"
2.4. Анализ финансово - экономического состояния КБ "Девон-Кредит"
3. Основные направления совершенствования кредитного механизма КБ "Девон-Кредит"
3.1. Обеспечение возвратности и контроля за погашением банковских ссуд
3.2. Направления снижения рисков невозвратности кредитов
3.3. Совершенствование модели предоставления кредитов

Заключение
Список использованных источников

Файлы: 8 файлов

список_источников.doc

— 28.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

3_глава_нов.doc

— 162.50 Кб (Скачать файл)

 


 


3. Основные направления совершенствования  кредитного механизма КБ "Девон-Кредит"

 

    1. Обеспечение возвратности и контроля за погашением банковских ссуд

Одной из стадий кредитного процесса является возврат банковской ссуды. Возврат ссуд означает обратный приток денежных средств в банки и уплату соответствующей суммы клиентов. Возврат ссуд является венцом всей проведенной работы всего кредитного подразделения и ответом на вопрос, насколько качественно и профессионально сработали сотрудники на всех предшествующих стадиях кредитного процесса.

Если должник без проблем возвращает ссуду и уплачивает проценты по ней, то остается только закрыть кредитное дело (досье) и иметь в виду на будущее этого заемщика как перспективного и уже имеющего положительную кредитную историю в нашем банке.

Если происходит невозврат ссуды и неуплата процентов, то тогда всем сотрудникам кредитного подразделения банка предстоит провести колоссальную работу по ликвидации этого проблемного кредита, а затем должен обязательно пройти анализ совершённых ошибок в процессе принятия решения о выдаче кредита и проверке использования его. А вот в случае принятия качественного обеспечения кредита, позволяющего быстро провести его реализацию и погашение суммы основного долга, процентов по нему, штрафов и пени за просрочку, можно говорить о закрытии проблемного кредита при возникновении любой кризисной ситуации.

Контроль за ходом погашения ссуды и выплатой процентов по ней служит важным этапом всего процесса кредитования. Он заключается в периодическом анализе кредитного досье заемщика, пересмотре кредитного портфеля банка оценке состояния ссуд и проведении аудиторских проверок.

Кредитный архив – это база кредитного мониторинга. Там сосредоточивается вся необходимая документация - финансовые отчеты, переписка, обзоры кредитоспособности, залоговые документы и т.д.

Каждый банк имеет свою систему ведения кредитного досье.  Обычно документы сгруппированы в следующие разделы:

  • документы по  ссуде (копии кредитного соглашения, долговых обязательств, гарантийных писем, свидетельство на право подписи документов);
  • финансовая и экономическая информация (балансы, отчеты о прибылях и убытках; аналитические таблицы, отчеты о денежных поступлениях, бизнес-планы, налоговые декларации);
  • запросы и отчеты о кредитоспособности (справки кредитных агентств, телефонные запросы, переписка);
  • материалы по обеспечению ссуды (документы о праве вступления во владение, финансовые свидетельства о залоге, документы о передаче прав по вкладам и ценным бумагам, закладные и т. п.);
  • переписка и памятные записки (переписка с клиентом по вопросам кредита, записи телефонных разговоров, справки о состоянии текущего счета клиента).

Кредитный портфель служит главным источником доходов банка и одновременно - главным источником риска при размещении активов. От структуры и качества портфеля банка в значительной степени зависит устойчивость банка, его репутация, его финансовый успех. Поэтому во всех банках ведется контроль за качеством ссуд, находящихся в портфеле, проводится независимая, экспертиза и выявление случаев отклонения от принятых стандартов и целей кредитной политики банка. Кредитные работники и высшие служащие внимательно анализируют состав портфеля с целью чрезмерной концентрации кредитов в определенных отраслях или у отдельных заемщиков, а также проблемных ссуд, требующих вмешательства со стороны банка.

Программы контроля над кредитным портфелем зависят от типа банка, его специализаций, принятых методов оценки кредитоспособности. Например, банк, выдавший много ссуд предприятиям в отраслях, переживающих слад производства, может проводить систематическую проверку своих заемщиков каждый месяц. Часто применяется дифференцированный подход: надежные кредиты подвергаются проверке один раз в квартал, тогда как проблемные ссуды, требуют постоянного анализа и контроля. Еще один вариант: постоянный контроль за крупными ссудами и периодический - по ссудам ниже определенной величины кредита.

Проверка ссуды может состоять в повторном анализе финансовых отчетов, посещении предприятия заемщика, проверке документации, обеспечения и т.д. При контрольной проверке вновь рассматривается вопрос о соответствии данной ссуды цатам и установкам кредитной политики банка, анализируется кредитоспособность и финансовое состояние клиента, рентабельность операции и т. д.

Многие банки в ходе очередной контрольной проверки присваивают ссудам рейтинг, представляющий итоговую оценку кредита по ряду параметров. В методиках ссудам присваивается номер (1,2,3 т. д.), который соответствует одной из категорий - "Наивысшее качество", "Удовлетворительно", "Маржинальная ссуда", "Критическая ссуда", "Убыточная ссуда, подлежащая списанию".

Классификаций ссуд по рейтингу позволяет банку контролировать состав кредитного портфеля. Допустим, что по результатам последней "Критические ссуды" составляют 5 % всего портфеля, тогда они составляли не более 1,5%. Необходимо выяснить причины ухудшения портфеля и принять меры к исправлению положения. Если рост критических ссуд связан с заемщиками в определенной отрасли хозяйства или с определенным видом кредита, следует сократить выдачу этих ссуд. На основе проверки может быть дана оценка работы отдельных кредитных инспекторов и подразделений банка.

Аудиторская проверка ссуд производится специальным отделом, подведомственным контролеру банка. Эта проверка аналогична описанному выше контролю кредитного портфеля, но она, как правило, осуществляется негласно работниками независимых служб, не связанных с кредитными отделами. Аудиторский контроль имеет целью ответить на следующие вопросы:

  • каково состояние кредитных архивов банка, проводится ли их обновление;
  • осуществляет ли руководство и рядовые сотрудники кредитных подразделений регулярное обследование портфеля ссуд;
  • правильно ли определен рейтинг;
  • соответствует ли работа кредитного отдела письменному меморандуму о кредитной политике;
  • каково общее качество банковского портфеля;
  • достаточны ли резервные фонды для покрытия убытков по безнадежным ссудам.

Результаты аудиторской проверки отражаются в специальном отчете, который представляется совету директоров, соответствующим комитетам банка, руководителям подразделений и старшим кредитным инспекторам. В отчете должна быть сделана оценка качества всего кредитного портфеля на момент проверки и дана характеристика эффективности работы руководства и персонала кредитных отделов. Кроме того, аудиторы дают свои рекомендации по улучшению работы и изменению сложившихся методов и форм кредитования в банке.

Согласно положению "О порядке осуществления операций по предоставлению денежных средств КБ "Девон-Кредит":

  • Обеспечение возвратности кредитов предоставленных (размещенных) денежных средств, возлагается на соответствующих должностных лиц банка, начальника и специалистов отдела активно-пассивных операций, и группы валютных операций с привлечением к этому других подразделений и банка.
  • Все договора и соглашения до представления (размещения) денежных средств банка и их обеспечению возвратности подлежат визированию юридической службой банка.
  • Обеспечение исполнения обязательств по возможной выдаче кредита, предоставления (размещения) денежных средств банка, перемены лиц в обязательстве, ответственность за нарушение обязательств и прекращение обязательств производится в соответствии с действующим гражданским законодательством РФ.
  • Ответственность за оформление соответствующих способов обеспечения исполнения обязательств возлагается на специалистов отдела активно-пассивных операций, группы валютных операций совместно с юридической службой банка.

Договор залога, поручительств, гарантии подписываются Президентом банка, лицом его замещающим или главным специалистом-юрисконсультом банка по специальной доверенности.

Ссуды, по которым возникают трудности с погашением, называются проблемными кредитами. Появление проблемной ссуды, как правило, не является неожиданным: опытный финансист может обнаружить признаки опасности задолго до того, как неспособность клиента погасить ссуду станет явной.

Тщательный анализ текущей финансовой отчетности в сопоставлении с прошлыми отчетами выявляет такие тревожные сигналы, как резкое увеличение дебиторской задолженности, снижение коэффициентов ликвидности, падение объема продаж, убытки от операционной деятельности и т.д. Плохими симптомами являются непредоставление в срок запрошенной банком информации или финансовых отчетов, уклонение руководителей фирмы от телефонных и личных контактов с банком, увлечение клиента созданием новых предприятий или скупкой недвижимости, накопление спекулятивных запасов, потеря важных клиентов и т. д. Много могут сказать кредитному отделу поведение деловых партнеров заемщика (запросы о его кредитоспособности поставщиков, аннулирование страховки страховой компаниек) или сообщение других отделов банка (например, появление сальдо на счете клиента в данном банке).

Если банк обнаружил неблагополучную ссуду, чреватую неплатежом, он должен действовать незамедлительно. Наилучший выход - обсуждение дел с заемщиком и разработка преграды преодоления конфликтной ситуации. Такой вариант более предпочтителен, чем объявление заемщика банкротом. Судебное преследование заемщика может иметь отрицательный эффект, если последний докажет, что действия банка принесли ему ущерб и довели до банкротства.

Если удастся убедить клиента, что положение можно исправить, банк может предложить продать активы, сократить персонал, снизить накладные расходы, изменить маркетинговую стратегию, сменить руководство компанией и т.д.

Бывает так, что предприятие не может выплатить свой кредит вовремя. В этой случае работникам кредитного отдела приходится применять меры по возврату денежных средств.

Так, КБ "Девон-Кредит" предоставил кредит ОАО "Промтрактор" в марте 1999 г. на сумму 2 млн.руб. Кредит выдан сроком погашения до июня 1999 г. (краткосрочный кредит сроком на 3 месяца). В качестве обеспечения был предоставлен залог – трактор ТГ-503 Я, стоимостью 2 млн.руб. К сожалению, кредит не был погашен вовремя. Нужно было принимать меры. Тогда КБ "Девон-Кредит" вышел с письмом на имя ОАЛ "Промтрактор" с просьбой о передаче заложенного трактора в счет погашения долга.

В июле ОАО "Промтрактор" передает трактор КБ "Девон-Кредит". Для того чтобы возвратить деньги, необходимо реализовать трактор. 2,5 г. КБ "Девон-Кредит" не мог реализовать заложенный трактор. Все это время он хранился на площадке ОАО "Промтрактор". И только в январе 2003 г. на основании договора-комиссии КБ "Девон-Кредит" реализует через 3-е лицо "Московское предприятие ОАО "Грандтракторресурс") трактор за 2 млн.руб. Хотя в настоящее время стоимость трактора составляет 5 млн.руб., КБ "Девон-Кредит" не имеет права продать дороже указанной в договоре залога сумме, несмотря на инфляцию.

Таким образом, 2 млн. руб., которые КБ "Девон-Кредит" мог реализовать для получения прибыли в качестве оборотных денежных средств, были заморожены.

Следует иметь в виду, что в случае возникновения проблем с возвратом кредита наилучшим вариантом выступает работа совместно с заемщиком специальной программы, направленной на восстановление финансовой стабильности предприятия и устранение имеющихся диспропорций. В противном случае банк должен требовать платежи от заемщика, реализации обеспечения, предъявлять претензии к гаранту и т.д.

Самый нежелательный выход из неблагоприятной ситуации - объявление недобросовестного заемщика банкротом, так как банк может оказаться в длинной очереди претендентов на имущество незадачливого кредитора, а именно: после налоговых служб, страховых компаний и т.д.

В случае неудовлетворения или неполного удовлетворения требований банка-кредитора просроченная задолженность по процентам ликвидируемого юридического лица-заемщика списывается с Баланса-кредитора в порядке, установленном Банком России.

Бухгалтерский учет предоставленных (размещенных) банком-кредитором денежных средств и их возврата отражается в балансе банка оформлением соответствующих проводок согласно указаний Банка России от 26.06.98г. № 39-П, от 31.08.98г. № 54-П и другими, возлагается на бухгалтерию банка.

 

    1. Направления снижения рисков невозвратности кредитов

Одним из предупреждающих мероприятий по снижению риска невозвратности кредитов КБ "Девон-Кредит" является применение методики оценки кредитоспособности заемщика. Поведем оценку кредитоспособности заемщиков на примере 2-х юридических лиц.

Методика оценки кредитоспособности заемщика КБ "Девон-Кредит"

Кредитоспособность заемщика – это способность в установленный договором срок погасить свои обязательства перед банком как по сумме основного долга, так и по начисленным процентам, в условиях текущей конъюнктуры денежного рынка. Кредитоспособность заемщика в отличие от его платежеспособности не фиксирует платежи за истекший период или на какую-либо дату, а прогнозирует способность к погашению долга на ближайшую перспективу. Степень неплатежеспособности в прошлом является одним из формальных показателей, на которые опираются при оценке кредитоспособности клиента.

Глава 2_1.doc

— 907.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Заключение_нов.doc

— 30.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

обложка.doc

— 75.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

содержание_нов.doc

— 23.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

1_глава_нов.doc

— 108.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Информация о работе Совершенствование кредитного механизма в коммерческом банке (на примере ОАО КБ "Девон-Кредит")