Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2014 в 18:35, курсовая работа
Цель работы - выявление наиболее эффективных путей планирования объема выпуска продукции и совершенствование системы сбыта продукции на примере СХПК «Ленинцы» Майского района. Для достижения поставленной цели поставлены следующие задачи:
· углубление теоретических знаний по дисциплине на основе поиска и подбора литературы;
· обосновать показатели оценки объема производства и реализации продукции на предприятии ;
· определить влияние внешней и внутренней среды на процесс планирования;
· провести анализ производства и реализации продукции в кооперативе;
· выявить пути совершенствования системы сбыта и реализации продукции.
Введение …………………………………………………………………………………..3
Глава I.Теоретические основы планирования производственно - сбытовой деятельности предпринимательской организации…………………..………………….……………………………………………….5
1.1Экономическая сущность и задачи системы планирования предпринимательской деятельности…………………………………………………………………………….........5
1.2.Показатели оценки объема производства и реализации продукции на предприятии……………………………………………………………………………………...8
1.3.Влияние внешней и внутренней среды на процесс планирования……………………………………………………………………………………11
Глава II. Анализ производства и реализации продукции в СХПК «Ленинцы»……..….15
2.1.Организационно - экономическая характеристика СХПК «Ленинцы»…………….15
2.2. Финансово - хозяйственная деятельность СХПК «Ленинцы»……………………..20
Глава III. Направления совершенствования производственно - сбытовой деятельности предприятия ……….…………………………………………………………….27
3.1. Проект расширения производства мясной продукции на предприятии………………………………………………………………………………….…..27
3.2. Экономическая оценка проекта…………………………………………………………………..………………….….…31
Выводы и предложения………………..……………………………………………….…....33
Список литературы……………...………………
Натуральные измерители выражают физический объем конкретных видов выпускаемой продукции в таких единицах, как штуки, тонны, и служат основой для установления трудовых и стоимостных измерителей. Однако на практике диапазон их применения ограничен расчетами объемов выпуска только одной продукции.
Трудовые измерители являются универсальными и наиболее распространены на производстве. Они характеризуют объем выпущенной продукции в нормо-часах (человеко-часах), нормо-рублях и других нормируемых показателях затрат труда или рабочего времени. Эти измерители являются базой технико-экономического, социально-трудового, оперативно-производственного и многих других видов планирования.
Стоимостные нормативы характеризуют объем производства продукции в денежном измерении. Они позволяют на единой ценовой основе сопоставлять, анализировать, суммировать объем выпуска разнородной продукции. Однако при этом надо учитывать существующий уровень изменения рыночных цен при планировании и измерении объемов выпущенной в разное время продукции. Поэтому сейчас в ходе планирования производства продукции предприятию предпочтительнее применять натуральные и трудовые нормативы, от которых легко перейти к стоимостному измерению объема продукции, планируемой или выпущенной в соответствующем периоде времени.
Стоимостными показателями производственной программы являются: объем реализации, товарная, валовая продукция.
Важными показателями плана, позволяющими определить общий объем промышленной продукции, ее структуру, темпы роста производительности труда, фондоотдачу и другие экономические показатели, служат товарная и валовая продукция.
Объем реализуемой продукции так же, как и товарной продукции, определяется в плане в действующих оптовых ценах предприятий, а в отчете:
а) в сопоставимых ценах предприятий на определенную дату (так называемых неизменных ценах), необходимых для определения динамики производства,
б) в оптовых ценах предприятий, действующих в отчетном периоде (для использования в расчетах себестоимости).
В целях элиминирования прошлого труда и выявления результатов производственной деятельности, динамики производства продукции и зависящих от предприятий показателей производства ряд производств осуществляют планирование и оценку деятельности по чистой продукции вместо объема реализованной продукции.
Объем чистой продукции определяется путем вычитания из товарной продукции (в оптовых ценах предприятий) материальных затрат в тех же ценах (т.е. в ценах, принятых при разработке плана), а также суммы амортизации основных фондов. Применение показателя чистой продукции позволяет исключить повторный счет продукции, более точно определить усилия коллективов предприятий по выполнению ряда важнейших качественных показателей - производительности труда, фондоотдачи и др.
Для обоснования производственной программы предприятия необходимо иметь расчеты его производственной мощности.
Среди оценочных показателей наиболее важные: оборот (товарооборот или объем продаж); валовая прибыль; условно-чистая прибыль; условно-чистая продукция; прибыль после уплаты процентов по займам и кредитам; прибыль после уплаты налогов; прибыль после выплаты всех дополнительных платежей; ликвидность после осуществления новых капиталовложений; ликвидность после уплаты дивидендов.
Размер оборота определяется как общий объем продаж, т.е. стоимость товаров и услуг, реализованных потребителям. Для оперативного бухгалтерского учета, нужд текущего планирования этот показатель определяется в текущих ценах. Вместе с тем для определения динамики изменения объема продаж, в целях игнорирования инфляционных процессов, он измеряется в неизменных ценах.
Если вычесть из размера оборота предприятия стоимость покупного сырья, материалов, полуфабрикатов, размера оплаты труда работников, других переменных издержек, то получим валовую прибыль. Надо отметить, что прибыль в условиях рыночной экономики остается главным и определяющим показателем оценки хозяйственной деятельности. Основная проблема состоит в том, чтобы определить размер прибыли на вложенный капитал.
Если из валовой прибыли вычесть накладные расходы и сумму амортизационных отчислений, то получим условно-чистую прибыль предприятия.
Показатель условно-чистой продукции включает величину условно-чистой прибыли плюс издержки на заработную плату рабочих и служащих. Размер условно-чистой продукции можно также определить как разницу между стоимостью реализованной продукции и стоимостью затраченных на ее производство ресурсов. Рассчитывается этот показатель так же, как и соответствующие производственные затраты по текущим ценам.
К показателям второй группы - издержек производства - можно отнести затраты на оплату труда, амортизацию, затраты на материально-энергетическое снабжение и др.
Важное значение в оценке производственно-хозяйственной деятельности предприятий и компаний имеют показатели третьей группы - относительные. Это различные коэффициенты, характеризующие эффективность использования производственных ресурсов, и основное их назначение - служить базой для сопоставлений (межотраслевых и межпредприятийных) .
1.3.Влияние внешней и внутренней среды на процесс планирования .
Жизнь показывает, что даже в условиях переходного периода необходимо разрабатывать планы и моделировать свою деятельность с учетом внешней и внутренней среды, рассматривая любое предприятие как «открытую систему».
Рассмотрим концепцию предприятия как «открытой системы» с точки зрения взаимосвязи с внешним окружением. Знание среды имеет очень большое значение. Важно, чтобы каждое предприятие не только представляло свое окружение, но и могло реагировать на меняющуюся обстановку.
Любое предприятие имеет собственную внешнюю среду, охватывающую большое количество различных факторов, воздействующих на его работу. Успех предприятия обеспечивается тем, насколько удачно оно приспосабливается к внешнему окружению, оказывающему влияние на внутреннюю среду предприятия. Жизнеспособность и успешная деятельность предприятия определяются его способностью обратить свое внимание на «внешний мир», новые тенденции развития, опасности и новые возможности [9,с.87 - 89].
Классификация факторов внешней среды различна. Придерживаясь принятой в менеджменте классификации на факторы прямого и косвенного воздействия, представляется целесообразным рассмотреть окружающую среду предприятия в двух аспектах: общая (среда косвенного воздействия) и заданная (среда прямого воздействия).
Общая среда (среда косвенного воздействия) включает экономические, политические, правовые и другие факторы, а также научно-технические характеристики экономики страны в целом.
Научно-технический прогресс - важнейший фактор внешней среды. На основе НТП происходит разрушение старых отраслевых связей, возникают новые технологические отношения, происходит реструктуризация экономики применительно к условиям НТП. Развитие НТП, по сути дела, определяет и будет определять технико-организационный уровень производства и создает основу для выпуска конкурентоспособной продукции.
Влияние экономики проявляется через платежный баланс страны, индекс стоимости жизни, кредитную и налоговую политику, правовое, финансовое и организационное содействие предпринимательству.
Регулирование предпринимательской деятельности занимает важное место среди факторов косвенного воздействия. Предпринимательский климат определяется появлением новых рыночных субъектов (новые рынки, финансовые институты, финансово-промышленные группы, новые банки, новые фирмы); конкуренцией; стабильностью государственной и социальной политики, направленной на государственную поддержку предпринимательства; льготным налогообложением для отдельных видов деятельности; созданием инновационных, внедренческих и консультативных центров, финансируемых как государственным, так и частным бизнесом.
Необходимо отметить и возможное отрицательное воздействие со стороны внешней среды на развитие предпринимательства: высокие налоговые ставки, низкий уровень финансирования исследований и разработок, инфляция, рост цен на энергоресурсы и материальные ресурсы, низкий уровень образования, низкий моральный уровень, высокий уровень преступности и пр.
Влияние правовых факторов проявляется через законодательную базу, т. е. предприятие должно работать в определенной правовой среде с соответствующими «правилами игры» по ведению его финансово-хозяйственной деятельности.
Политические факторы также оказывают большое влияние на экономику предприятия, особенно на его инвестиционную политику, напрямую связанную с выживанием, стабилизацией и возможным дальнейшим ростом.
К косвенным факторам внешней среды относится также и экосфера, значение которой возрастает в связи с катастрофическим ростом загрязнения окружающей среды. Роль экологического фактора неоднозначна для различных предприятий. Для экологически опасных производств (химической, металлургической, лесной и др.) его роль особенно велика, так как несоблюдение экологических требований может привести к большим штрафным санкциям или даже к закрытию предприятия. Установление экологических нормативов со стороны государства позволяет решить многие природоохранные задачи и разрабатывать мероприятия и меры, направленные на охрану жизнедеятельности.
Социально-культурные и демографические факторы (возрастная структура, структура доходов, стиль жизни, вкусы и предпочтения) оказывают также влияние на выбор стратегии развития предприятия.
Следует учитывать и влияние международных факторов, связанное с международным разделением труда.
Заданная среда (среда прямого воздействия) включает в себя те компоненты среды, которые непосредственно воздействуют на деятельность предприятия, особенно на его решения, связанные с выходом на рынок.
При рассмотрении заданной среды учитываются: поставщики сырья, материалов, оборудования, рабочей силы; потребители выпускаемой продукции (оптовые, розничные, торговые посредники, транспортные компании, конечные покупатели); финансовые структуры (банки, различные фонды, ассоциации); конкуренты по товарам и ресурсам и т.п.
К среде прямого воздействия также относятся технологические нововведения или улучшения, которые могут быть осуществлены, заменители продуктов или услуг и пр.
Чтобы вовремя реагировать на изменения в среде прямого воздействия, необходимо изучать большой объем информации и проводить анализ характера и состояния рыночных отношений. В этом аспекте определяются спрос и предложение, цены на товарных рынках; исследуются процессы, воздействующие на формирование спроса и предложения, определяющие, в конечном счете, экономические отношения между продавцами и покупателями.
Важнейшим фактором внешней среды является обеспечение предприятия рабочей силой необходимой квалификации и специализации. В этом плане важно учитывать и обучение новым профессиям в связи с изменениями внешней среды.
К факторам прямого воздействия можно отнести и связи с кредиторами или инвесторами (банки, частные инвесторы), федеральные, региональные и другие программы.
Отношения с профсоюзами можно рассматривать как важный компонент среды прямого воздействия при принятии тех или иных решений.
Внешняя среда предприятия оказывает непосредственное влияние на внутреннюю среду, которая охватывает всю производственно-хозяйственную деятельность предприятия.
Внутренние факторы развития предприятия можно условно разделить на следующие основные группы:
Факторы ресурсного обеспечения производства. К ним относятся производственные факторы (основные фонды, трудовые, финансовые, материальные, энергетические и другие ресурсы), т. е. все, без чего немыслимо производство продукции и оказание услуг в количестве и качестве, требуемых рынком.
Факторы, обеспечивающие желаемый уровень экономического и технического развития предприятия. Во главу угла ставятся организационная и производственная структуры управления, профессиональный и квалификационный уровень управленческих кадров. В этом аспекте представляется целесообразным в организационной структуре управления предприятием предусмотреть центры стратегического планирования, которые и смогут, вырабатывая соответствующую стратегию, обеспечить выживание, стабилизацию и дальнейшее развитие предприятия.
Важную роль играет технико-технологическое оснащение производства, использование прогрессивных технологий, что позволит снизить издержки производства и соответственно повысить прибыль предприятия. Обновление оборудования и применяемых технологий способствует повышению гибкости производства и обеспечению выпуска конкурентоспособной продукции.
Факторы, обеспечивающие коммерческую эффективность производственно-хозяйственной деятельности предприятия - в первую очередь, маркетинг. Эти факторы оказывают серьезное влияние на повышение конкурентоспособности предприятия.
Реализация факторов внутренней среды предприятия направлена на:
обеспечение гибкости производства, т. е. его способности к обновлению и адаптации к рынку;
получение прибыли в объеме, обеспечивающем техническое и экономическое развитие, что достигается путем проведения комплекса маркетинга;
обеспечение ритмичности производства посредством определенной организации обеспечения предприятия всеми необходимыми ресурсами для производства товаров в количестве, удовлетворяющем требованиям рынка .
ГЛАВА II. АНАЛИЗ ПРОИЗВОДСТВА И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ В СХПК «ЛЕНИНЦЫ».
2.1. Организационно - экономическая характеристика СХПК «Ленинцы».
СХПК «Ленинцы» расположен по ул. Ленина в юго-западной части Майского района Кабардино-Балкарской Республики, на территории села Ново-Ивановское. Кооператив образован в результате реорганизации колхоза «Ленинцы» и является добровольным объединением граждан на основе членства и личного трудового участия в совместной производственной деятельности в соответствии с ТК РФ (ст.107-112) и законом КБР «О сельскохозяйственной кооперации» от 28 декабря 1997г. № 40-13. Организационно-правовая форма предприятия - кооператив, форма собственности - частная. СХПК «Ленинцы» зарегистрирован Постановлением Главы Администрации Майского района Кабардино-Балкарской Республики №233 от 27 апреля 1994 года.
Информация о работе Совершенствования производственно - сбытовой деятельности предприятия