Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2014 в 18:35, курсовая работа
Цель работы - выявление наиболее эффективных путей планирования объема выпуска продукции и совершенствование системы сбыта продукции на примере СХПК «Ленинцы» Майского района. Для достижения поставленной цели поставлены следующие задачи:
· углубление теоретических знаний по дисциплине на основе поиска и подбора литературы;
· обосновать показатели оценки объема производства и реализации продукции на предприятии ;
· определить влияние внешней и внутренней среды на процесс планирования;
· провести анализ производства и реализации продукции в кооперативе;
· выявить пути совершенствования системы сбыта и реализации продукции.
Введение …………………………………………………………………………………..3
Глава I.Теоретические основы планирования производственно - сбытовой деятельности предпринимательской организации…………………..………………….……………………………………………….5
1.1Экономическая сущность и задачи системы планирования предпринимательской деятельности…………………………………………………………………………….........5
1.2.Показатели оценки объема производства и реализации продукции на предприятии……………………………………………………………………………………...8
1.3.Влияние внешней и внутренней среды на процесс планирования……………………………………………………………………………………11
Глава II. Анализ производства и реализации продукции в СХПК «Ленинцы»……..….15
2.1.Организационно - экономическая характеристика СХПК «Ленинцы»…………….15
2.2. Финансово - хозяйственная деятельность СХПК «Ленинцы»……………………..20
Глава III. Направления совершенствования производственно - сбытовой деятельности предприятия ……….…………………………………………………………….27
3.1. Проект расширения производства мясной продукции на предприятии………………………………………………………………………………….…..27
3.2. Экономическая оценка проекта…………………………………………………………………..………………….….…31
Выводы и предложения………………..……………………………………………….…....33
Список литературы……………...………………
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение ………………………………………………………………………………
В современных экономических условиях только при ясном представлении о целях деятельности предприятия, их своевременной корректировке в соответствии с изменениями внешней среды четкое распределение материальных и людских ресурсов может обеспечить успех предпринимательской деятельности.
Система централизованного управления порождала соответствующую идеологию директивного планирования, рассматривая план как закон, не подлежащий изменениям, который неукоснительно надо было соблюдать; в то время как рыночная система хозяйствования ориентирует предприятие на планирование как на непрерывный творческий процесс в условиях непредсказуемости и неопределенности.
Планирование представляет собой процесс предвидения целей, затрат и результатов деятельности предприятия в условиях неопределенности и изменчивости рынка, основанный на способности предвидеть различные неожиданности и быть готовым к их преодолению, т. е. планирование - это сложный постоянный творческий процесс.
В современных условиях российской экономики предприятие должно с помощью планирования приспосабливать свои ресурсные возможности к внешним и внутренним условиям, учитывая неопределенность будущего, связанного с нестабильностью и усложнением социально-экономической жизни страны.
Планирование помогает предприятию выбрать наиболее рациональный путь своего развития с помощью различных стратегий.
Объектом исследования является СХПК «Ленинцы» Майского района Кабардино-Балкарской республики.
Предмет исследования долгосрочное планирование производства и сбыта сельскохозяйственной продукции.
Цель работы - выявление наиболее эффективных путей планирования объема выпуска продукции и совершенствование системы сбыта продукции на примере СХПК «Ленинцы» Майского района. Для достижения поставленной цели поставлены следующие задачи:
· углубление теоретических знаний по дисциплине на основе поиска и подбора литературы;
· обосновать показатели оценки объема производства и реализации продукции на предприятии ;
· определить влияние внешней и внутренней среды на процесс планирования;
· провести анализ производства и реализации продукции в кооперативе;
· выявить пути совершенствования системы сбыта и реализации продукции.
Для решения задач использованы методы исследования: анализ, сравнение, метод группировки и т.д. Предметом изучения научной работы является производство и реализация продукции. Объектом исследования выступает практический материал и документы СХПК «Ленинцы».
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЛАНИРОВАНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ И СБЫТОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
В настоящее время все больше и больше проявляется потребность в планировании производственно-хозяйственной деятельности предприятий для эффективного функционирования в условиях рынка, так как любому предприятию необходимо планирование как динамичный процесс, позволяющий предвидеть и учитывать происходящие изменения внешней среды (концепция предприятия как «открытой системы») и, приспосабливаясь, адаптировать внутренние факторы производства для своего развития и дальнейшего роста.
В современных экономических условиях только при ясном представлении о целях деятельности предприятия, их своевременной корректировке в соответствии с изменениями внешней среды четкое распределение материальных и людских ресурсов может обеспечить успех предпринимательской деятельности.
Система централизованного управления порождала соответствующую идеологию директивного планирования, рассматривая план как закон, не подлежащий изменениям, который неукоснительно надо было соблюдать; в то время как рыночная система хозяйствования ориентирует предприятие на планирование как на непрерывный творческий процесс в условиях непредсказуемости и неопределенности.
«Нужны и план и рынок...», «...главное в том, чтобы, имея рыночные автоматические регуляторы, корректировать их с помощью планирования», - отмечал еще в 20-е годы экономист Е. Базаров.
Сегодня в России нет альтернативы рынку, однако прочно утверждается мнение о необходимости системы планирования в хозяйственной деятельности предприятий всех форм собственности. Для того чтобы разобраться в обширном круге теоретических и практических проблем планирования, необходимо рассмотреть саму сущность процесса планирования как такового.
Представляют интерес трактовки понятия планирования отечественными и зарубежными учеными, некоторые из них приведены ниже.
Так, в Большой Советской Энциклопедии планирование несколько сужено трактуется как «совокупность методов и средств, позволяющих выбрать из множества возможных вариантов развития хозяйственного объекта наилучший (оптимальный), обеспечивающий наиболее эффективное использование ресурсов» .
Зарубежные экономисты несколько по-другому подходят к определению планирования, подчеркивая его жизненную необходимость в условиях рынка.
Английский ученый Дж. Риггс отмечает, что планирование «включает в себя определение возможных путей достижения поставленных целей и оценку средств реализации имеющихся вариантов, считая, что «цель планирования - обоснование решений».
Немецкий экономист Вольфганг Хойер полагает, что планирование всегда «... ориентируется по данным прошлого, но стремится определить и контролировать развитие предприятия в перспективе». Трудно согласиться с подобным определением, согласно которому планирование опирается всегда лишь на прошлое, не учитывая настоящего и будущего .
Можно привести еще целый ряд определений планирования, однако далеко не всегда планирование рассматривается как процесс, в чем, по нашему мнению, кроется главный недостаток этих определений.
Рассмотрев множество определений сущности планирования, можно сделать вывод, что в большинстве своем авторы правильно, хотя и по-разному, подошли к его трактовке, но наиболее привлекательным является определение сущности планирования как самого процесса.
В.П. Грузинов подчеркивает, что «планирование есть непрерывный процесс, в ходе которого устанавливаются и постоянно уточняются во времени цели и задачи развития предприятия, определяется стратегия и политика по их достижению...».
А.М. Ковалевский определял планирование как «научное предвидение хода развития и определение конкретных путей осуществления расширенного воспроизводства, базирующееся на экономической теории, результатах научно-технического прогресса, передового опыта и направленное на достижение поставленных целей».
«Планирование на предприятии должно быть пронизано предпринимательством», - подчеркивал Кантильон (первый теоретик бизнеса), - «функцией особого рода с элементом риска, присушим ему» .
Особая значимость планирования на российских предприятиях в современных условиях видится в его рыночной ориентации, причем наибольшее внимание должно уделяться стратегическим аспектам планирования.
В этом смысле планирование представляет собой процесс предвидения целей, затрат и результатов деятельности предприятия в условиях неопределенности и изменчивости рынка, основанный на способности предвидеть различные неожиданности и быть готовым к их преодолению, т. е. планирование - это сложный постоянный творческий процесс.
В современных условиях российской экономики предприятие должно с помощью планирования приспосабливать свои ресурсные возможности к внешним и внутренним условиям, учитывая неопределенность будущего, связанного с нестабильностью и усложнением социально-экономической жизни страны.
Планирование помогает предприятию выбрать наиболее рациональный путь своего развития с помощью различных стратегий.
Таким образом, под планированием понимается сам процесс или совокупность действий хозяйствующего субъекта по установлению целей и задач его функционирования. И любое предприятие, независимо от своих масштабов и сферы деятельности, должно в новых условиях заниматься планированием.
Задачи планирования заключается в том, чтобы:
· определить положение, в котором находится предприятие в данный момент;
· определить желаемое состояние;
· определить пути перехода от первого ко второму .
Исходя из специфики функционирования, составляют стратегические, тактические и оперативные планы. При этом двух-, трехлетний план развития предприятия должен включать следующие разделы:
· концепция развития (основные направления развития, цели предприятия, ресурсы и их использование);
· план производственной деятельности;
· финансовый план;
· план инвестиций.
План производственной деятельности предприятия включает план сбыта (реализации) продукции, производственную программу, план материально-технического
Основными показателями плана могут быть:
· номенклатура выпускаемой продукции (работ, услуг);
· объем реализации (выручка);
· себестоимость продукции;
· прибыль от производства и реализации продукции.
1.2.Показатели оценки объема производства и реализации продукции на предприятии.
Важнейшими из показателей в условиях рыночных отношений являются такие, как спрос на продукцию и объем производства, величина предложения и производственная мощность предприятия, издержки и цены на продукцию, потребность ресурсов и инвестиций, объем продаж и общий доход.
Объем производства характеризует количество и номенклатуру выпускаемой на предприятии продукции в планируемом периоде времени. При определении объемов выпуска конкретной продукции необходимо учитывать величину существующего спроса, темпы его роста, уровень рыночных цен, размеры прибыли, степень риска, влияние конкуренции, издержки производства, возможность снижения себестоимости продукции и другие факторы и условия производства и сбыта продукций.
Спрос показывает количество товаров, которые потребители готовы и в состоянии приобрести по действующим рыночным ценам в течение определенного периода времени. А для предприятия спрос определяет объем продукции, который они могут продать на рынке в данное время и, следовательно, должны произвести в планируемом периоде. Чтобы величины спроса имели существенное экономическое значение в ходе планирования, они должны относиться к определенному отрезку времени - дню, неделе, месяцу, кварталу, году и т.п. Поэтому следует различать годовые, квартальные, месячные и другие показатели спроса, необходимые для планирования соответствующих объемов производства и продажи продукции. Коренное свойство спроса заключается в том, что при неизменности всех прочих параметров снижение цены на товар ведет к возрастанию величины спроса.
Предложение можно определить как шкалу, показывающую разные количества продукта, которые производитель желает и способен произвести и предложить к продаже на рынке по каждой конкретной цене в течение определенного периода времени. Предложение показывает, какие объемы или количества товаров будут предъявлены к продаже на рынке по разным ценам, когда все прочие факторы остаются неизменными. С повышением цен возрастает и размер предложения, а сокращение цен приводит к соответствующему уменьшению предложения. Закон предложения, или кривая предложения, показывает, что производители хотят изготовить и предложить к продаже большее количество своего товара по высокой цене, а меньшее - по низкой. Равновесие между величиной и ценой достигается в точке пересечения кривой спроса с кривой предложения (точка равновесия). Равновесие определяет количество товара, которое покупатели хотят приобрести, а производители предложить при соответствующей рыночной цене, действующей в данное время. Планируемая номенклатура выпускаемой продукции должна в целом обеспечивать равновесие спроса и предложения, а также сбалансированность годового объема выпуска с производственной мощностью соответствующего подразделения или всего предприятия. Поэтому в процессе составления производственного плана необходимо правильно выбрать используемые в расчетах измерители продукции.
Информация о работе Совершенствования производственно - сбытовой деятельности предприятия