Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2013 в 12:01, курсовая работа
Развитие хлебопекарной промышленности осложняется рядом проблем. Хронический недостаток инвестиционных ресурсов сдерживает работу по модернизации отрасли. Источником инвестиций, в основном, служат амортизационные отчисления и собственные средства предприятий. Производство испытывает острый недостаток финансовых ресурсов на текущие расходы. Это системная слабость хлебопекарной промышленности, которая не позволяет воспроизводственному процессу основных фондов приобрести устойчивую положительную динамику. Старение производственной базы, которая и в прежние годы была недостаточно обновленной, привело к снижению и технико-экономических показателей, и конкурентоспособности предприятий.
. Теоретические аспекты стратегического планирования
1.1. Сущность стратегического планирования на предприятии
Определение
стратегии для фирмы
В самом общем виде стратегия это генеральное направление действия организации, следование которому в долгосрочной перспективе должно привести ее к цели. Такое понимание стратегии справедливо только при рассмотрении верхнего уровня организации. Для более низкого уровня в иерархии стратегия верхнего уровня превращается в цель, хотя для более высокого уровня она является средством. При определении стратегии фирмы руководство сталкивается с тремя основными вопросами, связанными с положением фирмы на рынке [15; c.96]:
- какой бизнес прекратить;
- какой бизнес продолжить;
- в какой бизнес перейти;
Это значит, что стратегия концентрирует внимание и связана с тем:
- что организация делает и чего не делает;
- что
более важно и что менее
важно в осуществляемой
Существуют три основные области выработки стратегии фирмы на рынке.
Первая
область связана с лидерством
в минимизации издержек производства.
Данный тип стратегий связан с
тем, что кампания добивается самых
низких издержек производства и реализации
своей продукции. В результате этого
она может за счет низких цен на
аналогичную продукцию добиться
завоевания большей доли рынка. Фирмы,
реализующие такой тип
Вторая область выработки стратегии связана со специализацией в производстве продукции. В этом случае фирма должна осуществлять высокоспециализированное производство и маркетинг для того, чтобы становиться лидером в производстве своей продукции. Это приводит к тому, что потребители выбирают данную марку, даже если цена и достаточно высокая. Фирмы реализующие этот тип стратегии имеют высокий потенциал для проведения НИОКР, имеют прекрасных дизайнеров, прекрасную систему обеспечения высокого качества продукции, а также развитую систему маркетинга.
Третья область определения стратегии относится к фиксации определенного сегмента рынка и концентрации усилий фирмы на выбранном рыночном сегменте. В этом случае фирма не стремиться работать на всем рынке, а работает на его четко определенном сегменте, досконально выясняя потребности рынка в определенного типа продукции. В данном случае фирма может стремиться к снижению издержек либо же проводить политику специализации в производстве продукта. Возможно и совмещение этих двух подходов. Однако совершенно обязательным для проведения стратегии третьего вида является то, что фирма строит свою деятельность на анализе потребностей клиентов определенного сегмента рынка, т.е., должна в своих намерениях исходить не из потребностей рынка вообще, а из потребностей вполне определенных или даже конкретных клиентов[16].
Находясь
в конкурентном окружении, фирмы
прибегают к множеству
В основе
стратегического планирования лежит
понятие стратегии. В ней отражены
основные цели компании, такие как
расширение доли рынка, рост прибыли, проведение
передовых научно-технических
Стратегический план отвечает своему назначению, если он обеспечивает возможность сохранения максимальной эластичности поведения фирмы. Он формирует общую идею будущего, не затрагивая его деталей и компонентов.
Стратегическое
планирование представляет процесс
моделирования будущего, включая
определение целей и
а) регулярные корректировки плановых заданий;
б) пересмотр системы мер по выполнению этих планов на основе непрерывного контроля и оценки происходящих изменений в деятельности фирмы.
Стратегический план должен предусматривать обеспечение следующими видами ресурсов [7; c.71]:
1) финансовыми, которые необходимы для формирования капитальных и текущих активов; предприятия используют такие источники, как акционерный капитал, банковские кредиты, реализация облигаций;
2) человеческими ресурсами, представленными работниками, имеющими профессиональную подготовку; они обеспечивают увеличение прибыльности производимой продукции и осуществляют процесс управления (маркетологи, менеджеры, инженерно-технический персонал и другие служащие); источником этих ресурсов является рынок труда;
3) материальными ресурсами – земля, здания, производственные помещения, оборудование, материальные запасы и т. д.;
4) интеллектуальными ресурсами – ноу-хау, патенты, лицензии, бренды, запатентованные дизайны, логотипы, секретные формулы и рецепты, коммерческие коммуникационные сети, базы данных и т. д.
Основой стратегического плана является определение миссии предприятия, его общих целей и глобальных программ деятельности. Цели стратегического уровня относятся к предприятию в целом, по своей природе они носят общий характер, формируются исходя из смысла существования предприятия и определяют его место в бизнес-окружении.
В условиях
рыночной экономики стратегическое
планирование должно осуществляться с
учетом воздействия внешней среды,
для которой свойственны
Только при наличии стратегического плана можно избежать таких негативных явлений, как ситуация, в которой каждое структурное подразделение компании начинает искать свои пути решения задач, не согласованные с общей деятельностью предприятия. Например, при отсутствии единого стратегического плана может возникнуть рассогласованность целей разных структурных подразделений.
Всегда
есть опасность превращения
Ценность
методов стратегического
а) сложной внутренней структуре и многообразии видов деятельности предприятия;
б) значительной неопределенности и интенсивной динамике внешней среды.
Стратегическое планирование позволяет осуществлять более целенаправленное и взаимоувязанное управление ресурсами, снижающее материальные и финансовые потери при достижении целей.
В его
основе лежит ряд базовых
-исходным
ориентиром для разработки
-стратегический план способствует выполнению миссии предприятия наиболее эффективным способом;
-в наиболее
общем виде можно представить,
что содержанием
-в основе
стратегического планирования
-стратегический
план разрабатывается в
-стратегический
план содержит общие ориентиры
в виде целевых показателей,
которые должны быть
-наиболее
перспективным является
- сохранение
традиционного принципа
-наиболее
эффективным является
Стратегический план обладает следующими особенностями [6; c.62]:
- является
комплексным, охватывающим
- носит инновационный характер;
- служит
основой для разработки
- интегрирует
в единое целое разные
-основывается
на системном подходе к оценке
сильных и слабых сторон
-устанавливает
поэтапные контрольные
- предусматривает механизмы обратной связи в процессе реализации плана.
Обобщая
рассмотренные особенности
Стратегическое
управление - это такое управление
организацией, которое опирается
на человеческий потенциал как основу
организации, ориентирует производственную
деятельность на запросы потребителей,
гибко реагирует и проводит своевременные
изменения в организации, отвечающие
вызову со стороны окружения и
позволяющие добиваться конкурентных
преимуществ, что в совокупности
дает возможность организации
1.2. Основные стратегии развития организации
В современных условиях глобальной конкуренции и небывалого ускорения технического прогресса организации испытывают постоянное давление конкурентов, заставляющее их непрерывно совершенствовать выпускаемую продукцию, расширять ассортимент оказываемых услуг, оптимизировать производственные и управленческие процессы. Другими словами, современные компании находятся в состоянии перманентных перемен, от скорости осуществления которых во многом зависит их успех. Руководители конца XX века все чаще и настойчивее повторяют тезис о том, что ключ к овладению искусством организационных перемен, а следовательно, к обеспечению поступательного развития организации лежит в эффективном использовании человеческих ресурсов, раскрепощении творческой энергии сотрудников компании. Однако в реальной жизни по-прежнему существует значительный разрыв между потенциалом сотрудников и степенью его использования большинством организаций.
Информация о работе Стратегическое планирование на предприятии хлебопекарной промышленности