Теоретические основы трудовых ресурсов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2012 в 10:23, дипломная работа

Описание работы

Переход к рыночной экономике заставляет хозяйства избавляться от «лишней» рабочей силы. При этом сокращение численности происходит за счет роста профессионального мастерства. Отсюда проблема занятости сельского населения становится особенно острой. Спад производства в аграрном секторе продолжается. Резко сокращаются инвестиции. Практически прекратилось обновление основных фондов. Истощается плодородие земель. Дополнительные трудности создаются неравномерным размещением трудовых ресурсов: в одних регионах – их не хватает, в других – избыток.
В последнее время общая численность рабочих основных профессий уменьшилась.

Содержание работы

Введение
Глава I. Теоретические основы трудовых ресурсов.
1.1.Трудовые ресурсы: состав и структура,
1.2. Экономически активное население: занятость и проблемы безработицы
ГЛАВА II. Анализ состояния трудовых ресурсов в Кыргызстане
2.1. Демографическая ситуация как источник формирования трудовых ресурсов
2.2 Основные проблемы внутреннего рынка труда в переходном периоде экономике Кыргызской Республики
2.3. Трудоресурсное ситуация и использование рабочей силы в современных условиях.
ГЛАВА III. АЛЬТЕРНАТИВЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РЫНКА
ТРУДА КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ.
3.1. Предпосылки перспектив совершенствование трудового потенциала .
3.2. Основные направления и совершенствования внутреннего рынка труда в столице.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ.dip.doc

— 520.00 Кб (Скачать файл)

План:

 

Введение

 

Глава I. Теоретические основы трудовых ресурсов.

1.1.Трудовые ресурсы:  состав и структура, 

1.2. Экономически активное  население: занятость и проблемы  безработицы 

 

ГЛАВА II.  Анализ состояния трудовых ресурсов в Кыргызстане

2.1. Демографическая ситуация как источник формирования трудовых ресурсов

2.2 Основные  проблемы внутреннего рынка труда в переходном периоде экономике Кыргызской Республики

2.3. Трудоресурсное  ситуация и использование рабочей  силы в современных условиях.

 

ГЛАВА III. АЛЬТЕРНАТИВЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РЫНКА

ТРУДА КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ.

3.1.  Предпосылки перспектив совершенствование трудового потенциала .

3.2. Основные  направления и совершенствования  внутреннего рынка труда в  столице.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

Введение

 

Переход к рыночной экономике  заставляет хозяйства избавляться  от «лишней» рабочей силы. При этом сокращение численности происходит за счет роста профессионального  мастерства. Отсюда проблема занятости  сельского населения становится особенно острой. Спад производства в аграрном секторе продолжается. Резко сокращаются инвестиции. Практически прекратилось обновление основных фондов. Истощается плодородие земель. Дополнительные трудности создаются неравномерным размещением трудовых ресурсов: в одних регионах – их не хватает, в других – избыток.

В последнее время  общая численность рабочих основных профессий уменьшилась. Это произошло  из-за низкого уровня оплаты труда  в материальной сфере производства и, особенно в сельском хозяйстве, ухудшением условий труда. Возросло также количество людей, уходящих на пенсию. Значительно возросла в последние годы и смертность населения

Сельскохозяйственный  труд является самым сложным трудом в народном хозяйстве, поскольку  здесь на процесс производства воздействуют биологические, генетические, физические, социальные, природные факторы. Поэтому здесь требуется использовать квалифицированную рабочую силу. Критериями обеспеченности рабочей силой является соотношение имеющейся численности к их потребности.

С формированием структуры агропромышленного комплекса в условиях перехода на рыночные отношения возрастает значение рационального использования трудовых ресурсов. Теперь каждый работник села использует неизмеримо увеличившуюся массу различных материально-технических средств.

Теперь от каждого  человека зависит качество выполнения большого фронта работ, любой работник оказывает неизмеримо большое влияние  на конечные результаты работы. При  добросовестном инициативном отношении  к делу, сельский работник может  сохранить и умножить результаты труда предшественников.

Значительно повышаются требования к уровню квалификации работников. Эффективно использовать сложную технику  может человек, который имеет  хорошие специальные знания.

Возросшее внимание к  социальным факторам во многом связано с тем, что сейчас необходимо качественное улучшение условий труда, жизни и быта в деревне.

Таким образом, использование  трудовых ресурсов села с максимальной отдачей позволит на современном  этапе задержать дальнейшее углубление кризиса в стране за счет увеличения валового производства.

Предметом исследования является эффективность использования  трудовых ресурсов. В качестве цели дипломной работы является выявление  резервов рационального использования  трудовых ресурсов и совершенствования  учета труда.

 

 

Глава I. Теоретические основы трудовых ресурсов.

 

1.1.Трудовые ресурсы:  состав и структура

 

          Трудовые ресурсы —это трудоспособная часть населения, обладающая физическими и интеллектуальными способностями к трудовой деятельности, способная производить материальные блага или оказывать услуги, т.е. трудовые ресурсы включают в себя, с одной стороны, тех людей, которые заняты в экономике, а с другой, не занятых, но способных трудиться. Таким образом, трудовые ресурсы состоят из реальных и потенциальных работников.

Структура трудовых ресурсов многогранна. Она включает различные компоненты, характеризующие те или иные стороны  трудовых ресурсов.

Уровень образования  трудовых ресурсов – важнейшая их качественная характеристика. Он определяется средним числом лет обучения, численностью учащихся и студентов, удельным весом специалистов с высшим образованием и другими показателями общества. Уровень образования характеризуется такими показателями, как процент грамотности, среднее число лет обучения, распределение населения по группам в зависимости от полученного образования.

Количественные изменения  численности трудовых ресурсов характеризуются такими показателями, как абсолютный прирост, темпы роста и темпы прироста трудовых ресурсов.

Абсолютный прирост определяется  как разность между численностью трудовых ресурсов на начало и конец рассматриваемого периода; обычно это может быть год или более длительный отрезок времени.

Темп роста рассматривается  как отношение абсолютной величины численности трудовых ресурсов в конце данного периодов к их величине в начале периода. Если берется темп за ряд лет, то среднегодовой темп определяется как среднее геометрическое по следующей формуле:

 

,     (1.1)

 

где 

Трс – среднегодовой  темп роста;

          n-число лет;

          Rn – численность в конце периода;

          Ro – численность в начале периода.

 

Темп прироста рассчитывается по формуле:

 

,   (1.2)

 

где  Тпс – среднегодовой темп прироста.

Для определения возможностей участия человека в экономических процессах обычно используют понятия “рабочая сила” и “человеческий капитал”. Под рабочей силой принято понимать способность человека к труду, т.е. совокупность его физических и интеллектуальных данных, которые могут быть применены в производстве. Практически рабочая сила характеризуется, как правило, показателями здоровья, образования и профессионализма. Человеческий капитал рассматривается, как совокупность качеств, которые определяют производительность и могут стать источниками дохода для человека, семьи, организации и общества. Такими качествами обычно считают здоровье, природные способности, образование, профессионализм, мобильность.

Набор характеристик, которые  используются в литературе для определения возможностей эффективного труда, не в полной мере соответствует реалиям современной экономики. Этот набор целесообразно расширить на основе понятия трудового потенциала. Его компоненты должны характеризовать:

  1. психофизиологические возможности участия в общественно полезной деятельности;
  2. возможности нормальных социальных контактов;
  3. способности к генерации новых идей, методов, образов, представлений;
  4. рациональность поведения;
  5. наличие знаний и навыков, необходимых для выполнения определенных обязанностей и видов работ;
  6. предложения на рынке труда.

Приведенным аспектам соответствуют  следующие компоненты трудового  потенциала:

  1. здоровье;
  2. нравственность и умение работать в коллективе;
  3. творческий потенциал;
  4. активность;
  5. организованность;
  6. образование;
  7. профессионализм;
  8. ресурсы рабочего времени.

Показатели, характеризующие  эти компоненты, могут относиться как к отдельному человеку, так и к различным коллективам, в том числе к персоналу организации и населению страны в целом.

Трудовой потенциал  человека является частью его потенциала как личности, т.е. по отношению к индивидууму трудовой потенциал – это часть потенциала человека, который формируется на основе природных данных (способностей), образования, воспитания и жизненного опыта (см. рис.1.2).

Трудовой  потенциал  – это ресурсная категория; он должен включать в себя источники, средства, ресурсы труда, которые могут быть использованы для решения какой либо задачи, достижения определенной цели, возможности отдельного лица, общества, государства в конкретной области. Таким образом, применительно к организации трудовой потенциал – это предельная величина возможного участия трудящихся в производстве с учетом их психофизиологических особенностей, уровня профессиональных знаний и накопленного опыта.

 

Таблица №1.1

Примеры характеристик  трудового потенциала

Компоненты трудового потенциала

Объекты анализа и соответствующие  им показатели

Человек

Предприятие

Общество

Здоровье

Трудоспособность. Время отсутствия на работе из-за болезней

Потери рабочего времени из-за болезней и травм. Затраты на обеспечения здоровья персонала

Средняя продолжительность жизни. Затраты на здравоохранение. Смертность по возрастам

Нравственность

Отношение к окружающим

Взаимоотношение между сотрудниками. Потери от конфликтов

Отношения к инвалидам, детям, престарелым. Преступность, социальная напряженность

Творческий потенциал

 

Творческие способности

 

Количество изобретений, патентов, рационализаторских предложений, новых изделий на одного работающего, предприимчивость

Доходы от авторских прав. Количество патентов и международных премий на одного жителя страны. Темпы технического прогресса

Активность

Стремление к реализации способностей. Предприимчивость

Организованность

Аккуратность, рациональность, дисциплинированность, бережливость, обязательность, порядочность

Потери от нарушений дисциплины. Чистота. Исполнительность

Качество законодательства. Качество дорог и транспорта. Соблюдение договоров  и законов

Образование

Знания. Количество лет в школе  и вузе

Доля специалистов с высшим и средним образованием в общей численности работающих. Затраты на повышение квалификации персонала

Среднее количество лет обучения в школе и вузе. Доля затрат на образование в госбюджете

Профессионализм

Умения. Уровень квалификации

Качество продукции. Потери от брака

Доходы от экспорта. Потери от аварий

Ресурсы рабочего времени

Время занятости в течение года

Количество сотрудников. Количество часов работы за год одного сотрудника

Трудоспособное население. Количество занятых. Уровень безработицы. Количество часов занятости за год


 

 

Трудовой потенциал организации включает несколько половозрастных групп работников, обладающих разными потенциальными возможностями, качественно характеризуется образовательным и профессионально-квалификационным уровнем и стажем работы по избранной специальности. Он формируется под воздействием технических и организационных факторов, так как с целью осуществления производственного процесса с учетом специализации каждая организация оснащается необходимым оборудованием.

При определении величины потенциала и его использования, важным является правильный выбор показателя измерения. В качестве главного показателя объема принимается численность, а показателя использования – человек-год. Исследования, проведенные рядом ученых, показывают, что разница в оценке затрат труда в промышленности страны по величине отработанных человеко-часов и среднесписочной численности работников составляет пятнадцать процентов. Следовательно, среднесписочная численность работников, имеющая переменную величину, не может быть эталоном при оценке величины потенциала, поэтому при анализе динамики ее можно применять только с поправочными коэффициентами. А так как такие коэффициенты разработать очень трудно, то требуется нахождение нового объемного показателя.

Исследования, проведенные  рядом наших экономистов убедительно показали, что в качестве основного объемного показателя трудового потенциала может выступать только человеко-час. Он обладает стабильностью и возможностью применения во всех экономических расчетах и на любом уровне.

Величина совокупного  потенциального фонда рабочего времени производственного коллектива представляет собой разность между величиной календарного фонда (Фк) и суммарной величиной нерезервообразующих неявок и перерывов, т.е. объемная величина времени работы для выполнения производственного задания данным коллективом работников. К нерезервообразующим (Тнп) относятся регламентированные затраты, которые по своей правовой и экономической сущности являются необходимыми и не могут служить резервом увеличения времени непосредственной работы (выходные и праздничные дни, основные и дополнительные отпуска и другие законодательно обусловленные неявки и перерывы). В этом фонде находит отражение весь объем потенциальных возможностей работающих за любой (плановый, отчетный) период времени.

Поскольку базовой расчетной величиной может выступать фонд рабочего времени, то и показателем, характеризующим его возможности, должна выступать одноименная единица измерения, имеющая некачественное, а только количественное отличие. Правильный выбор единого измерителя имеет не только теоретическое, но практическое значение, так как создает научную обоснованную базу приведения разновеликих величин к единому показателю.

Информация о работе Теоретические основы трудовых ресурсов