Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2012 в 10:23, дипломная работа
Переход к рыночной экономике заставляет хозяйства избавляться от «лишней» рабочей силы. При этом сокращение численности происходит за счет роста профессионального мастерства. Отсюда проблема занятости сельского населения становится особенно острой. Спад производства в аграрном секторе продолжается. Резко сокращаются инвестиции. Практически прекратилось обновление основных фондов. Истощается плодородие земель. Дополнительные трудности создаются неравномерным размещением трудовых ресурсов: в одних регионах – их не хватает, в других – избыток.
В последнее время общая численность рабочих основных профессий уменьшилась.
Введение
Глава I. Теоретические основы трудовых ресурсов.
1.1.Трудовые ресурсы: состав и структура,
1.2. Экономически активное население: занятость и проблемы безработицы
ГЛАВА II. Анализ состояния трудовых ресурсов в Кыргызстане
2.1. Демографическая ситуация как источник формирования трудовых ресурсов
2.2 Основные проблемы внутреннего рынка труда в переходном периоде экономике Кыргызской Республики
2.3. Трудоресурсное ситуация и использование рабочей силы в современных условиях.
ГЛАВА III. АЛЬТЕРНАТИВЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РЫНКА
ТРУДА КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ.
3.1. Предпосылки перспектив совершенствование трудового потенциала .
3.2. Основные направления и совершенствования внутреннего рынка труда в столице.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Размеры величены трудового потенциала организации определяются по нижеприведенным формулам:
Фп = Фк – Тнп (1.3) или Фп = Ч •Д • Тсм, (1.4)
где Фп – совокупный потенциал фонд рабочего времени организации, ч.;
Фк – величина календарного фонда рабочего времени, ч.;
Тнп – нерезервообразующие неявки и перерывы, ч.;
Ч – численность работающих, чел.;
Д – количество дней работы в периоде, дн.;
Тсм – продолжительность рабочего дня, ч.
Следовательно, потенциальная величина производственного коллектива в часах – это произведение численности работающих (Ч) на законодательную установленную продолжительность рабочего дня в часах (Тсм) с учетом количества дней (Д) работы в периоде. Отсюда можно выразить и величину трудового потенциала общества по формуле:
где Фп.общ – потенциальный фонд времени общества, ч.;
– численность населения, способного участвовать в общественном производстве по группам ;
Тр – законодательно установленная величина времени работы по группам работников в течение календарного периода (год, квартал, месяц). Она представляет собой произведение количества рабочих дней в периоде на установленную продолжительность рабочего дня в часах.
Поскольку трудовой потенциал
включает всех граждан, способных участвовать
в процессе общественного производства, с учетом их физических
возможностей, имеющихся знаний и профессионально–
Побщ = Фп.общ :
где Побщ – трудовой потенциал общества полно годовых работников;
– расчетное время работы одного трудящегося в течение года, ч.
Следовательно, необходимо
правильно определить группу лиц
с различным уровнем
Среди ведущих показателей, определяющих индекс развития человеческого потенциала, выделяют три: ожидаемая продолжительность жизни; уровень образования; реальный душевой валовый продукт (ДВП). Взятые вместе они отражают три главных качества: здоровую жизнь, уровень знаний, достойный человека уровень жизни. Однако следует отметить, что ни один индекс неспособен полностью отразить такое сложное понятие, как человеческий потенциал. Каждый показатель описывается отдельными пунктами: продолжительность жизни – годами жизни, образование – годами обучения, доход – покупательской способностью, грамотность взрослого населения – процентами.
1.2. Экономически активное население: занятость и проблемы безработицы
В международной статистике широко применяются категории « экономически активное население» и «экономически неактивное население».
Согласно рекомендациям
Международной организации
В разных странах определение
Трудовой статус экономически активного населения количественно определяется по числу отработанных недель или дней в определенный период времени (12 месяцев или один календарный год). По количеству отработанного времени экономически активное население подразделяется на занятых, безработных и частично занятых.
Занятость с точки зрения экономических позиций общества - это деятельность трудоспособного населения по созданию общественного продукта или национального дохода, а предоставление всем желающим и способным трудиться в общественном производстве ведет в идеале к полной занятости.
Занятость в общественном
производстве не исчерпывает всех видов
полезной занятости, таких, как учеба
в общеобразовательных и
Учет всех видов экономической и социально-полезной деятельности нашел свое отражение в понятии глобальной занятости. За ее пределами остается те, кто по субъективным или объективным причинам не смог найти для себя полезную сферу деятельности, не противоречащую закону.
Решающее значение с
точки зрения развития самого общества
имеет занятость в общественном
производстве, которая определяет как
экономический потенциал
Продуктивная и рациональная
занятость имеют большое
Продуктивная и рациональная
занятость более точно
Так же продуктивная и рациональная занятость позволяют более точно прогнозировать объем трудового потенциала и его использование, как в масштабах всей страны, так и по регионом с учетом их экономического и демографического развития.
Так же у продуктивной и рациональной занятости появляется возможность более дифференцировано разрабатывать социальную политику, выбирать приоритеты, разрабатывать социальные программы, определять источники их финансирования и условия реализации.
Содержание термина «занятость» включает в себя как потребность людей в различных видах общественно полезной деятельности, так и степень удовлетворения этой потребности. Следовательно, проблемы занятости населения не совпадают с проблемами безработицы, так как необходимо учитывать особенности занятости различных социально-демографических групп населения, мотивацию труда работников, изменения в структуре трудовых ресурсов и другие факторы. Целью обеспечения полной и продуктивной занятости является достижение роста эффективности труда, формирование структуры занятости в соответствии с потребностями совершенствования отраслевой и региональной структуры производства, учет социально-демографических факторов. Например, в России численность занятого в экономике населения за время реформ сократилась примерно на 10 млн. чел. В общем показателе с 1940 года наивысшим показателем стал 1990 год (75,3 млн. человек).
Кроме того, под занятостью как экономической категорией следует понимать совокупность социально-экономических отношений в обществе, обеспечивающих возможности приложения труда в различных сферах хозяйственной деятельности и выполняющих функцию связующего звена в воспроизводстве рабочей силы на всех уровнях организации общественного труда и производства.
В специальной литературе можно встретить большое количество определений занятости: продуктивная, рациональная, оптимальная, сбалансированная, эффективная. Все они лишь уточняют основное содержание занятости, состоящее в необходимости поддержания такого соответствия между занятой рабочей силой и ее свободным резервом, между личными и вещественными факторами производства, которое способствовало бы достижению максимальной эффективности функционирования производства и росту доходов населения.
К экономически неактивному населению международная статистика относит всех, кто, не зависимо от возраста, не входит в категории экономически активного населения, о чем говорилось выше.
В составе экономически неактивного населения можно выделить так же несколько групп. Самую большую группу составляют учащиеся очных форм обучения, домашние хозяйки, пенсионеры по старости и инвалидности, рантье, лица, получающие материальную поддержку от общественных организаций и частных лиц, и др.
К экономически неактивному населению
относятся также отдельные
К той же категории экономически неактивного населения относятся лица трудоспособного возраста, которые могут работать, но не ищут работу в силу субъективных и объективных причин. Они составляют особую группу в классификации экономически неактивного населения.
По половозрастным категориям деление трудоспособного населения на экономически активное и неактивное в странах с примерно равным уровнем развития экономики, тем не менее, различно. Это зависит и от политики, проводимой в сфере образования, и от кадровой политики на предприятиях, от развитости систем социального обеспечения, экономической конъюнктуры и других факторов.
Вот примерные тенденции среди экономически активного населения молодых возрастов. Так, по данным статистики об участии молодежи в возрасте 15-19 лет в общественном производстве, страны можно условно разделить на две группы. В одной группе стран – США, Канада, Великобритания – экономически активное население среди молодежи данной возрастной группы составляет более 50 %; а в другой группе стран – Япония, Италия – примерно 20 – 30 %. Такая большая разница в степени участия молодежи данного возраста в общественном производстве объясняется требованиями к обязательному образованию: более жесткими в одних странах, более либеральными в других,
Такая политика в области образования оказывает на рынок труда и общественное развитие в целом влияние.
С одной стороны, раннее вступление молодежи на рынок труда воспитывает у нее уже с первых шагов установку на труд, на самостоятельность и инициативность в трудовой и общественной жизни, формирует такие качества рабочей силы, как мобильность, многопрофильность трудовой деятельность.
С другой – отсутствие законченного общего среднего или специального среднего и высшего образования ведет к пониженному стартовому уровню качества рабочей силы, повышать который приходится уже в процессе трудовой деятельности.
Кроме того, чем в более раннем возрасте вступает молодежь на рынок труда, тем выше неустойчивость ее занятости: высокая текучесть, безработица. Это ведет к прямым моральным и материальным потерям, как у самой молодежи, так и в обществе в целом.
Взвешенная политика в отношении молодежи этой возрастной группы, комплекс мер по ее профориентации и адаптации к трудовой жизни определяет общую ситуацию с занятостью на рынке труда.
Среди молодежи в возрасте – 20 – 24 лет доля экономически активного населения выравнивается. В первой группе стран она увеличивается в полтора раза; в США – с 55 до 76 %, Канаде – с 58 до 81 %, в Великобритании – с 57 до 77 %. Во второй группе стран эта доля увеличивается более значительно: в Японии – с 17 до 72 %, в Италии – с 28 до 68 %. Что же касается молодежи в возрасте 25-29 лет, то в большинстве стран она достигает практически пика участия в экономической жизни: в США – 82 %, в Канаде – 85 %, в Великобритании – 78 %, в Италии – 78 %, в Швеции – 90%.
Специфические тенденции отмечаются в занятости экономически активного женского населения. У женщин рост активного участия в общественном производстве происходит в возрастной группе 20 – 24 года и затем снижается, что связано с появлением у них семейных обязанностей по воспитанию детей. Так, в США в возрастной группе 16 – 19 лет экономически активное население составляет 54 %. Затем его доля резко возрастает у женщин 20 – 24 лет – до 72 %. И потом, начиная с возраста 45 – 49 лет, постепенно снижается вплоть до 55 летнего возраста и резко идет на убыль в старших возрастных группах: 54,5 % в возрастной группе 55 – 59 лет, 35, 2 % - 60 – 64 года, 16 % - в группе 65 – 69 лет. Аналогичные тенденции наблюдаются в Канаде.
В Швеции участие женщин в общественном производстве резко увеличивается: с 51% в группе до 19 лет до 82% в возрастной группе 20 – 24 года. Удельный вес экономически активного женского населения продолжает увеличиваться до 94 % в возрастной группе 40 – 44 года и не снижается ниже 80% вплоть до возрастной группы 60 – 64 года. За тем происходит быстрое падение удельного веса женщин в общественном производстве.