Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 08:07, дипломная работа
Целью дипломной работы являются анализ и обоснование эффективности объединения и поглощения компаний и их роль в повышении эффективности их деятельности.
В соответствие с целью в данной работе были поставлены следующие задачи:
- исследовать место и роль процессов объединения и поглощения на основе анализа и обобщения теорий существующих современных западных и казахстанских школ институционального направления в области экономики и теории финансов;
- сформулировать основные принципы объединений и поглощений
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….
4
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБЪЕДИНЕНИЯ И ПОГЛОЩЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ КАЗАХСТАНА………………………………………………………………
6
1.1 Особенности объединений и поглощений……………………………...
6
1.2 Цели и мотивы осуществления сделок объединений и поглощений, выбор объектов………………………………………………………………
7
1.3 Классификация типов объединений и поглощений…………………..
18
2 МЕХАНИЗМ И МЕТОДЫ ОБЪЕДИНЕНИЙ И ПОГЛОЩЕНИЙ…….
21
2.1 Механизм и проведение сделки по слиянию и поглощению компаний……………………………………………………………………..
21
2.2 Методы оценки эффективности и последствия объединений и поглощений…………………………………………………………………..
30
2.3 Современные тенденции и динамика казахстанского рынка объединений и поглощений…………………………………………………
38
3 РАЗРАБОТКА ОСНОВНОГО МЕХАНИЗМА ОБЪЕДИНЕНИЯ И ПОГЛОЩЕНИЯ……………………………………………………………..
42
3.1 Общая характеристика компаний. Анализ финансового состояния ТОО «Айгерим» и АО «Азамат»…………………………………………
42
3.2 Оценка рыночной стоимости компаний и проведение процедуры поглощения…………………………………………………………………..
50
3.3 Оценка эффективности объединения и поглощения………………….
56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..
60
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………..
62
ПРИЛОЖЕНИЕ А - Добровольное и институциональное объединение предприятий (организаций)………………………………………………..
64
ПРИЛОЖЕНИЕ Б - Структуры и формы управления объединенным предприятием………………………………………………………………
66
ПРИЛОЖЕНИЕ В - Стратегическое развитие организации (предприятия)………………………………………………………………
67
Таблица 1
увеличение влияния миноритарных акционеров; получение операционного контроля |
Выделяют два типа инвесторов:
1) финансовые инвесторы (таблица 2);
Таблица 2
Цели и мотивы финансовых инвесторов
Цели |
Мотивы |
Объекты |
Участники |
Примеры |
Портфельные инвестиции ДЛЯ диверсификации и инвестиционных рисков |
Приобретение небольшой доли в компаниях для получения дивидендов или дохода от повышения ее стоимости |
Крупные высокорентабельные компании; публичные компании; торгующие на фондовом рынке; отраслевые монополисты; компании с очевидным потенциалом роста и повышения стоимости |
Крупные инвестиционные фонды, портфельные инвесторы, инвестиционные компании и банки, частные инвесторы («Спутник», Russia Partners, Delta Capital, ЕБРР, Millhouse Capital, АФК «Система» |
Hermitage Asset Management - кондитерская фабрика «Волжанка» |
Таблица 2
Участие собственным капиталом в долгосрочных инвестиционных проектах |
Merchant Banking; размещение капитала в непрофильные проекты; формирование отраслевых холдингов; повышение капитализации; продажа стратегическому инвестору |
Средние или крупные компании, ощутимая доля рынка, конкурентные преимущества; сырьевая, технологическая или сбытовая связь с крупнейшими отраслевыми игроками; низкая эффективность4 потенциал роста; ясная стратегия выхода |
Крупные инвестиционные фонды и компании, ФПГ (ЕБРР, Sun Capital, TPG Aurora, Millhouse Capital, АФК «Система», «Интеррос», Группа МДМ, РУСАЛ, «Атон», «Тройка Диалог» |
«Тройка Диалог» - «Госстрах»; «Альфа- Эко» 9Альфа производится и газетной бумаги; «Атон» - «Цемент» (продан «Интеко»); фонд Capital International - «Браво Интернешнл» (продан Heineken NV) |
2) стратегические инвесторы (таблица 3).
Таблица 3
Цели и мотивы стратегических инвесторов
Цели |
Мотивы |
Объекты |
Участники |
Примеры |
Поглощение стратегически важных активов, дополняющих основной бизнес компаний |
Укрупнение холдинговых структур; усиление позиций основного бизнеса; оптимизация бизнес-процессов |
Ключевые компании отрасли; конкурентные преимущества; сырьевая, сбытовая или технологическая синергия с другими предприятиями холдинговой структуры |
ФПГ, крупнейшие отраслевые игроки («Интеррос», РУСАЛ, «Евразхолдинг», УГМК, «Северсталь», ЛУКОЙЛ, «Газпром», ТНК- ВР, «Роснефть», |
ВР-ТНК; ЮКОС-Сибнефть; «Интеко» -»Осколцемент «; «Эфес-Москва» -Пивовареный завод «Амстар» |
Таблица 3
«Сибнефть», «Итера», «Альфа-Групп», Группа МДМ, «Штерн-Цемент», Lafarge, «Интеко», WBD, Nestle, Sun Interbrew, Heineken, и т.д. |
||||
Приобретение для развития непрофильных направлений бизнеса |
Перераспределе ние прибыли от основного бизнеса; выход на новые отраслевые рынки |
Крупные и средние производства; значительная доля рынка; низкая конкуренция в отрасли; операционные синергии при объединении в холдинги |
ФПГ, крупнейшие отраслевые игроки |
«Континенталь Менеджмент» 9РУСАЛ) - Кондровская бумажная компания; АПК «Агрос» («Интеррос») - перербургская и московская макаронные фабрики; Группа «Планета» ( Millhouse Capital) - птицефабрики |
Помимо традиционных мотивов интеграции могут встречаться и специфические. Так, объединения для казахстанских компаний представляют собой один из немногих способов противостояния экспансии на казахстанский рынок более мощных западных конкурентов.
Более наглядно место объединений и поглощений в корпоративной стратегии компании можно проследить, рассматривая различные типы объединений и поглощений.
1.3 Классификация типов объединений и поглощений
В современном корпоративном
менеджменте можно выделить множество
разнообразных типов
1) характер интеграции компаний;
2) национальную принадлежность объединяемых компаний;
3) отношение компаний к объединениям;
4) способ объединения потенциала;
5) условия объединения;
6) механизм объединения.
Остановимся на наиболее часто
встречающихся типах
1) горизонтальные объединения предполагают объединение компаний, функционирующих и конкурирующих в одной области деятельности. Такой тип объединений обеспечивает достижение конкурентных преимуществ по сравнению с другими участниками данного конкретного сегмента рынка за счет экономии от масштаба и наращивания капитала. Здесь необходимо отметить, что подобного рода объединения как ограничивающие конкурентную борьбу могут регулироваться со стороны государства через систему антимонопольных мер;
2) вертикальные объединения - объединение компаний разных отраслей, связанных технологическим процессом производства готового продукта. Расширение компанией-покупателем своей деятельности, либо на предыдущие производственные стадии (вплоть до источников сырья) либо на последующие (до конечного потребителя). Например, объединение горнодобывающих, металлургических и машиностроительных компаний;
3) родовые объединения - объединение компаний, выпускающих взаимосвязанные товары. Например, фирма, производящая фотоаппараты, объединяется с фирмой, производящей фотопленку или химреактивы для фотографирования;
4) конгломератные объединения - объединение компаний различных отраслей без наличия производственной общности, т.е. объединение такого типа - это объединение фирмы одной отрасли с фирмой другой отрасли, не являющейся ни поставщиком, ни потребителем, ни конкурентом. В рамках конгломерата объединяемые компании не имеют ни технологического, ни целевого единства с основной сферой деятельности фирмы-интегратора. Профилирующее производство такого вида объединениях, принимает расплывчатые очертания или исчезает вовсе.
В свою очередь можно выделить
три разновидности
- объединения с расширением продуктовой линии, т.е. соединение неконкурирующих продуктов, каналы реализации и процесс производства которых похожи. В качестве примера можно привести приобретение компанией Procter & Gamble, ведущим производителем моющих средств, фирмы Clorox - производителя отбеливающих веществ для белья;
- объединения с расширением рынка, т.е.
- приобретение дополнительных каналов реализации продукции, например, супермаркетов, в географических районах, которые ранее не обслуживались;
- чистые конгломератные объединения, не предполагающие никакой общности.
В зависимости от национальной принадлежности объединяемых компаний можно выделить два вида объединения компаний:
а) национальные объединения - объединение компаний, находящихся в рамках одного государства;
6) транснациональные объединения - объединения компаний, находящихся в разных странах, приобретение компаний в других странах.
Учитывая глобализацию хозяйственной деятельности, в современных условиях характерной чертой становится объединение и поглощение не только компаний разных стран, но и транснациональных корпораций.
В зависимости от отношения
управленческого персонала
а) дружественные объединения - объединения, при которых руководящий состав и акционеры приобретающей и приобретаемой (целевой, выбранной для покупки) компаний поддерживают данную сделку;
б) враждебные объединения - объединения и поглощения, при которых руководящий состав целевой компании (компании-мишени) не согласен с готовящейся сделкой и осуществляет ряд противо-захватных мероприятий. В этом случае приобретающей компании приходится вести на рынке ценных бумаг действия против целевой компании с целью ее поглощения.
В зависимости от способа объединения потенциала можно выделить следующие типы объединения:
a) корпоративные альянсы - это объединение двух или нескольких компаний, сконцентрированное на конкретном отдельном направлении бизнеса, обеспечивающее получение синергетического эффекта только в этом направлении, в остальных же видах деятельности фирмы действуют самостоятельно. Компании для этих целей могут создавать совместные структуры, например, совместные предприятия;
б) корпорации - этот тип объединения имеет место тогда, когда объединяются все активы вовлекаемых в сделку фирм.
В свою очередь, в зависимости от того, какой потенциал в ходе объединения объединяется, можно выделить:
- производственные объединения
- это объединения, при которых объединяются
производственные мощности двух или нескольких
компаний с
целью получения синергетического эффекта за счет увеличения масштабов деятельности;
- чисто финансовые объединения - это объединения, при которых объединившиеся компании не действуют как единое целое, при этом не ожидается существенной производственной экономии, но имеет место централизация финансовой политики, способствующая усилению позиций на рынке ценных бумаг, в финансировании инновационных проектов.
Объединения могут осуществляться на паритетных условиях («пятьдесят на пятьдесят»). Однако накопленный опыт свидетельствует о том, что «модель равенства» является самым трудным вариантом интеграции. Любое объединение в результате может завершиться поглощением.
В зарубежной практике можно выделить также следующие виды объединений компаний:
1) объединение компаний, функционально связанных по линии производства или сбыта продукции;
2) объединение, в результате которого возникает новое юридическое лицо;
3) полное поглощение или частичное поглощение;
4) прямое объединение;
5) объединение компаний, сопровождающееся обменом акций между участниками;
6) поглощение компании с присоединением активов по полной стоимости и т.п.
2 МЕХАНИЗМ И МЕТОДЫ ОБЪЕДИНЕНИЙ И ПОГЛОЩЕНИЙ
2.1 Механизм и проведение
сделки по слиянию и
Для того чтобы объединение или поглощение прошло успешно, необходимо:
1) правильно выбрать организационную форму сделки;
2) обеспечить четкое соответствие сделки антимонопольному законодательству;
3) иметь достаточно финансовых ресурсов для объединения;
4) в случае объединения быстро и мирно решить вопрос «кто главный»;
5) максимально быстро включить в процесс объединения не только высший, но и средний управленческий персонал.
Можно рассматривать два основных вида интеграционных. Под приобретением понимается процесс приобретения прав корпоративного контроля в одностороннем порядке. Если же речь идет об интеграции на базе вновь создаваемых компаний, мы говорим о слиянии. Виды интеграционных процессов представлены на рисунке 2.
Информация о работе Теория и практика объединения бизнеса (на примере конкретных организации)