Выбор сферы деятельности нового предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2013 в 13:15, контрольная работа

Описание работы

проблему создания нового предприятия, предприниматель должен избрать сферу деятельности, учесть возможности вложения в дело собственного и заемного капиталов, определить сроки окупаемости финансовых ресурсов.
На первом этапе формирования рыночной экономики в России относительно быстрый и заметный предпринимательский эффект обеспечивали банковская деятельность, производство компьютеров, посуды, тары, упаковочных материалов, сборка бытовой техники из импортных комплектующих узлов и деталей и некоторые другие виды деятельности.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 428.34 Кб (Скачать файл)

Органы, уполномоченные на ведение  лицензионной деятельности, приостанавливают действие лицензии или аннулируют ее в случаях:

представления владельцем лицензии соответствующего заявления;

обнаружения недостоверных данных в документах, представленных для  получения лицензии;

нарушения лицензиатом условий  действия лицензии;

невыполнения лицензиатом предписаний  или распоряжений государственных  органов или приостановления  ими деятельности предприятия, организации  и учреждения, а также физического  лица, занимающегося предпринимательской  деятельностью без образования  юридического лица, в соответствии с законом Российской Федерации;

ликвидации юридического лица или  прекращения действия свидетельства  о государственной регистрации  физического лица в качестве предпринимателя.

В случае изменения обстоятельств, повлекших приостановление деятельности лицензии, действие лицензии может  быть возобновлено после принятия соответствующего решения органом, уполномоченным на ведение лицензионной деятельности, в котором не позднее чем в 3-дневный срок с момента принятия он оповещает лицензиата и органы Государственной налоговой службы Российской Федерации.

В Приложении 2 к Постановлению  Правительства Российской Федерации "О лицензировании отдельных видов  деятельности" установлен перечень федеральных органов исполнительной власти, разрабатывающих проекты  положений о лицензировании отдельных  видов деятельности, осуществляемых органами исполнительной власти субъектов  Российской Федерации.

 

 

 

Тема 6. Основы экономики энергоснабжения  предприятий 
 
Большинство функций управления имеют подфункции, относящиеся к оперативному моменту времени — оперативный учет, оперативный анализ, оперативное планирование, оперативные контроль и регулирование. В своей совокупности все они образуют оперативное управление, причем самыми заметными являются оперативные руководство (организация), учет, контроль и регулирование. Поэтому весь процесс оперативного управления нередко так и называют — оперативный учет и контроль,выполнение которых в энергетике чаще всего объединяется в понятие диспетчирование или диспетчерская служба. Главная задача такой службы — обеспечениебесперебойности энергоснабжения при оптимальных параметрах энергоснабжения: оптимальном распределении нагрузок между параллельно работающим оборудованием; передача энергии по сетям с наименьшими потерями и т.п.  
 
Однако в понятие оперативного управления должна входить также работа оперативного персонала на каждом рабочем месте, обслуживающего энергетическое и энергоиспользующее технологическое оборудование. При этом их задача должна состоять в оптимальном ведении процессов не только по технологическим, но и по энергетическим показателям. 
 
Целесообразно рассмотреть порядок такого оперативного управления на примере оптимального регулирования работы технологической установки по критериям рационального использования энергии. Оперативное управление в соответствии с задачами любого управленческого цикла должно соответствовать типовому процессу подготовки, принятия и осуществления решения для достижения поставленных целей. При этом возникают информационные связи между объектом и субъектом управления, а сам процесс управления состоит из последовательного выполнения строго определенных функций. 
 
Оперативное управление включает следующие основные этапы: 
 
1. В ходе оперативного учета фиксируются данные о потреблении и использовании энергоресурсов объектом управления; в качестве таких данных выступают количественные и качественные (параметрические) показатели энергопотребления. 
 
2. Из данных учета отбираются показатели, определяющие степень рациональности использования энергии, т. е. подлежащие оперативному контролю. 
 
3. Отобранные показатели анализируются в сравнении с нормативными значениями, например, с текущей нормой расхода энергии. 
 
4. При отклонении фактических показателей от нормативных выбирается решение, направленное на исправление такого положения, причем набор типовых решений заранее подготовлен при подготовке вариантов оперативного планирования. 
 
5. Намеченный вариант оптимального решения в необходимых случаях согласовывается с руководителями более высокого ранга, и затем отдается команда на его выполнение - акт оперативного руководства. 
 
6. Осуществляются действия по оперативному регулированию процесса для достижения поставленной цели — приведение фактических показателей в соответствие с желаемыми, нормативными. 
 
7. Проводится новый акт оперативного учета, чтобы проверить, достигнут ли желаемый результат. 
 
На этом заканчивается один цикл управления и начинается следующий — контролируются, анализируются данные о новом состоянии объекта управления и при необходимости вновь принимаются соответствующие меры. 
 
Не всегда все перечисленные акты функционального управления можно зафиксировать в явном виде, часто они осуществляются как бы «незримо» - человек посмотрел на приборы, подумал (иногда - доли секунды) и сделал. От такого «скрытого процесса» суть оперативного управления не меняется - оно состоит в последовательном выполнении перечисленных этапов с применением всех функций. 
 
На пути от природного газа до промышленного потребителя энергия любого вида проходит долгий путь и на всех стадиях имеет энергетические потери: при добыче энергоресурса, при транспортировке и сжигании топлива, при производстве и передаче электроэнергии, в электроприемниках, в механизмах. 
 
В общем, потери составляют: топлива – до 75%, теплоты – до 45%, электроэнергии – до 55%, т.е. речь идет о низких показателях использовании энергии. 
 
При современном уровне энергоиспользования многие виды потерь энергии могут быть существенно сокращены за счет проведения определенных организационно-технических мероприятий. 
 
Проблема энергосбережения остра во всем мире, в т.ч. и в РК. Разрабатываются на уровне правительства целевые комплексные программы по ресурсосбережению. В энергетике советского периода поощрялся рост энергопотребления, в то время как рыночная экономика стимулирует рациональное энергоиспользование, потому что высоки затраты на энергию в структуре себестоимости промышленной продукции.  
 
Основа энергосберегающей политики – в заинтересованности всех субъектов энергетического рынка в бережном расходовании всех видов энергоресурсов, а также в разработке грамотных норм расхода энергии. 
 
Любое энергосбережение начинается с анализа энергоиспользования в производственных процессах.  
 
Главный показатель такого анализа – КПД установок, коэффициент полезного использования энергии в них и удельный расход энергии на единицу продукции. 
 
Норматив расхода энергии в какой-либо установке на предприятии = условно-полезный расход энергии в установке (кол-во энергии, необходимое для работы этой установки) + нормативные потери энергии (неизбежный при работе установки расход энергии) 
 
На практике соблюдение норматива расхода энергии практически невозможно, потому что: 
 
- возникают всегда дополнительные расходы энергии; 
 
- износ оборудования снижает энергетические характеристики; 
 
- имеет место неполная загрузка оборудования; 
 
- всегда есть отклонения в работе нормального технологического процесса. 
 
Фактические потери энергии определяют 3 способами: 

 
экспериментальный – проводят замеры и испытания

 
расчетный – по формулам и специальной литературе

 
опытно-расчетный – комбинированный 1 и 2

 
Работа на предприятии по ресурсосбережению  проводится в следующих направлениях: 
 
- замена оборудования (техническое перевооружение) 
 
- модернизация оборудования 
 
- повышение загрузки имеющегося оборудования (интенсификация)  
 
- введение дополнительных устройств для сокращения энергозатрат 
 
- изменение рабочих параметров оборудования 
 
- повторное использование энергии (если позволяет технологический процесс) 
 
- анализ аварий и предотвращение новых 
 
Все перечисленные мероприятия должны иметь экономическое обоснование, показывающее экономический эффект от их внедрения. 
 
Экономический эффект (Э) определяется сопоставлением дополнительных капиталовложений (К) и дополнительных расходов по эксплуатации (И) с величиной предотвращаемого ущерба от перерывов в энергопитании (У), скорректированного на поток отказов в системе энергоснабжения (о): 
 
Э = У * о – (Е * К + И), (6.1) 
 
где Е – коэффициент экономической эффективности, равный 0,15 
 
Энергосберегающая политика может стать экономическим рычагом для получения дополнительной прибыли и повышения конкурентоспособности продукции. 
 
 
^ Тема 7. Экономика планирования деятельности энергохозяйства промышленных предприятий 
 
Планирование – это проектирование желаемого будущего предприятия и эффективных путей его достижения. 
 
Конечный итог процесса проектирования – плановое решение. 
 
Основные задачи планирования: определение условий и ограничений, при которых можно достичь желаемого; увязывание стратегического и текущего планирования. 
 
Условия при планировании: снижение степени риска; обязательность рассмотрения альтернативных плановых решений. 
 
Формы планирования: 
 
1) период планирования: долгосрочное (> 3 лет); среднесрочное (< 3 лет); краткосрочное (до 1 года) 
 
2) величина привлекаемых инвестиций: стратегическое; текущее (тактическое) 
 
3) иерархия планирования: на корпоративном уровне; на уровне самостоятельных юридических единиц; цеховое планирование 
 
Существует также оперативное планирование (до месяца). И текущее, и оперативное планирование должно быть направлено на стратегическое планирование. 
 
Процесс планирования включает в себя: 

 
Оценка текущего состояния фирмы  и оценка реальных возможностей предприятия.

 
Определение необходимых условий  для достижения поставленной цели в  заданный период времени.

 
Разработка альтернативных плановых решений для последующего утверждения.

 
Для каждой цели предприятия (например, расширение доли рынка, обновление продукции, перевооружение предприятия и т.д.) разрабатывается своя система планирования (дерево целей). 
 
Этапы: 

 
Анализ состояния предприятия: организационно-экономического, технико-технологического, финансового, кадрового. Конечная цель – выявление проблем (несоответствия желаемого и действительного).

 
Установление целей, построение дерева целей (желаемых результатов).

 
Установление основных параметров плана (стратегические цели характеризуют  внешние параметры, текущие –  внутренние).

 
Определение и оценка альтернатив. Выбор варианта плана для реализации по установленным критериям.

 
Организация выполнения плана.

 
Исходные данные: 

 
Совокупность сведений о внешней  среде.

 
Информация о конкурентах.

 
Состояние производственной среды.

 
При разработке планов необходимо использовать определенные принципы планирования: 

 
Своевременность

 
Обоснованность

 
Целенаправленность

 
Информативность (на верхнем уровне – агрегированная информация)

 
Рациональность

 
Комплексность (организационные, технические, кадровые аспекты)

 
Энергохозяйство любого предприятия — это совокупность энергетических установок и вспомогательных устройств, предназначенных для обеспечения данного предприятия энергией различных видов. 
 
Энергоустановка — комплекс взаимосвязанного оборудования и сооружений, предназначенный для производства, преобразования, передачи, накопления, распределения или потребления (энергии). 
 
На предприятиях различают систему энергоснабжения, соответствующую понятию «общезаводское энергохозяйство», и систему энергоиспользования — совокупность технологических и вспомогательных установок конечного использования энергии. Эти системы включают элементы энергетики промышленного предприятия, имеющие каждый свои особенности и выполняющие свою особую роль в процессах производства и энергетики. 
 
^ Система энергоснабжения состоит из следующих элементов: 
 
- заводские источники энергии - топливные склады, мазутохранилища, электростанции, котельные, холодильные, воздухоразделительные и другие станции, водозаборы и т.п.; 
 
- заводские энергетические коммуникации - системы топливоподачи, газо- и мазутопроводы, электрические и тепловые сети, воздуховоды и трубопроводы сжатых газов, холодопроводы и др.; 
 
- заводские преобразователи энергии - газораспределительные станции, электрические трансформаторы и коммутационная аппаратура, промежуточные теплообменники, установки осушки и дросселирования сжатого воздуха и газов и т.д.; 
 
- сама первичная энергия, подводимая к установкам конечного использования, как непременный элемент промышленной энергетики и предмет особого внимания энергетиков. 
 
^ Система энергоиспользования включает: 
 
- энергоприемники технологических установок - топки, горелки, электродвигатели, электронагреватели, змеевики, паровые рубашки, системы охлаждения и др.; 
 
- устройства передачи энергии из энергоприемника в технологический аппарат - технологические дымо- и газоходы, валы, редукторы и маховики и т.п.; 
 
- технологические аппараты - технологические печи, котлы, реакторы, механизмы и т.д.; 
 
- обрабатываемый материал, которому в процессе обработки сообщается некоторый энергетический потенциал. 
 
Энергетическое хозяйство предприятия управляется специальной энергослужбой. 
 
Энергохозяйство предприятий является, с одной стороны, заключительным звеном топливно-энергетического комплекса и обладает многими качествами и спецификой энергетики, а с другой входит в состав соответствующего предприятия на правах его подразделения — вспомогательного производства. 
 
Функции управления энергетикой предприятия следующие: 
 
1. Организация – структуры, взаимоотношений, информации 
 
2. Учет – оперативный, статистический, бухгалтерский 
 
3. Анализ – ретроспективный, оперативный, текущий, перспективных планов. 
 
4. Нормирование – текущее, перспективное. 
 
5. Планирование – оперативное, текущее, перспективное (включая долгосрочное планирование и прогнозирование). 
 
6. Контроль и регулирование – оперативные, текущие. 
 
Эффективность работы энергетического хозяйства предприятия во многом зависит от степени совершенства организационной структуры управления энергослужбой. На предприятиях различных отраслей применяются централизованная, децентрализованная и смешанная схемы управления. При централизованном управлении в энергослужбу, возглавляемую главным энергетиком предприятия, включаются энергетики, обслуживающие общезаводское и цеховое энергооборудование. Между главным энергетиком, его управленческим аппаратом (отделом главного энергетика) и всеми энергетиками предприятия устанавливаются линейные управленческие связи прямого подчинения. Такая схема управления характерна для небольших и средних предприятий с малоразвитым энергохозяйством. 
 
При децентрализованном управлении энергослужба охватывает только общезаводскую часть энергетики. Цеховой энергетический персонал подчиняется руководству своих цехов, а с энергослужбой имеет лишь функциональные связи — по вопросам эксплуатации и ремонта цехового энергооборудования, энергоснабжения, энергопотребления и энергоиспользования в цехе. Такая схема применяется на крупных предприятиях со сложным энергетическим хозяйством. 
 
Смешанная схема предусматривает частичную децентрализацию управления, при которой энергетики некоторых цехов и служб подчинены руководству своих подразделений, а в некоторых — энергослужбе предприятия. 
 
Примерная схема управления энергетическим хозяйством предприятия в условиях хозяйственной самостоятельности приведена на рис: 
 
Основные задачи функциональных подразделений энергослужбы, традиционных и вводимых для экономической поддержки хозяйственной самостоятельности, в большинстве случаев следуют из их названий 
 
 
 
Рисунок 4 – Схема управления энергетической службой на промышленном предприятии. 
 
 
^ Тема 8. Экономика управленческих решений в энергетике и энергохозяйствах промышленных предприятий 
 
Функция – определенное действие, выполняемое человеком или организацией в рамках разделения труда в обществе. 
 
Впервые функции предприятия были описаны Анри Файолем в 1916 году; основными долгое время считались (рисунок 5а): 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
планирование

 

 

 
организация

 

 

 
мотивация

 

 

 
контроль

 

 

 

 

 

 

 

 
 
 
У современного предприятия функций  гораздо больше (рисунок 5б): 

 
^ Используемый ресурс

 
Функция предприятия

 
Время 
 
Потребитель 
 
Бизнес 
 
Деньги 
 
Люди 
 
Технологии 
 
Идеи 
 
Данные 
 
Культура

 
Планирование 
 
Маркетинг 
 
Предпринимательство 
 
Финансы 
 
Организация 
 
Производство 
 
Инновация 
 
Информация 
 
Социальное развитие


 
Рисунок 5 а, б – Функции управления на предприятии 
 
У любой функции есть: 

 
содержание – отвечает на вопрос, какие действия осуществляются в рамках данной функции;

 
реализация – отвечает на вопрос, какова логическая последовательность осуществляемых в рамках функций действий;

 
структура – отвечает на вопрос, как или каким образом формально связаны между собой действия, составляющие данную функцию.

 
Анализ по данным направлениям позволяет  выделить новую функцию либо изъять какую-либо функцию за ненадобностью. 
 
Работа требует анализа. Цель анализа работы – дать объективное описание самой работы, т.е. ее содержание, требований к ней и ее окружения или контекста: 
 
^ Содержание работы – действия, которые должны быть выполнены в рамках данной работы; 
 
Требования к работе – необходимые для ее выполнения качества индивида (навыки, способности, образование, опыт, здоровье, воспитание); 
 
^ Окружение или контекст – внешние по отношению к работе факторы физического, социального и другого характера, описывающие условия, в которых она должна выполняться, а также права и ответственность.  
 
На проектирование работы влияет технология – действия, знания, методы и физические предметы, используемые в работе для получения результата. 
 
Отношение между технологией и работой рассматривается с двух позиций: 
 
- когда, где и как должна выполняться работа – степень свободы в принятии решения о начале и месте работы 
 
- взаимозависимость задач – степень, с которой осуществляется взаимодействие между двумя и более работниками. 
 
^ Проектирование организации – постоянный поиск наиболее эффективного сочетания организационных переменных. 
 
Проектирование организации можно сравнить со строительством «организационного здания» (рисунок 6): 
 
 

 

 

 
Централизация 
 
или децентрализация

 

 

 

 

 
Департаментизация

 

 

 

 

 
Разделение труда

 

 

 
Связи в организации

 

 

 
Масштаб управляемости

 

 

 
Иерархия и уровни

 

 

 
Права и ответственность

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
Дифференциация и интеграция


 
 
 
Рисунок 6 – Элементы построения «организационного  здания» 
 
При изучении проектирования работы различают следующие элементы: 
 
^ Разделение труда – деление работы на отдельные участки, в рамках которых человек должен делать определенный цикл действий (например, бухгалтерия). 
 
Специализация – деление работы на отдельные функции или конкретное приложение этих функций (например, расчетная группа в бухгалтерии) 
 
Департаментизация – определенное организационное обособление исполнителей схожих работ. 
 
Связь – выражение отношений, посредством которых осуществляется координация ролей и деятельности (рисунок 7): 
 

 

 

 

 

 

 

 
Типы связей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
вертикаль-ные 
 
 
 
Соединение иерархических уровней в организациях и ее частях

 

 

 
горизонтальные 
 
 
 
Связь между двумя и более равными по положению в иерархии или статусу частями

 

 

 
ллинейные 
 
 
 
Оотношения, в которых начальник реализует свои властные права

 

 

 
ффункциональные 
 
 
 
Ообеспечение информационной координации

 

 

 
 
формальные 
 
 
 
 
Связи координации, регулируемые установленными целями, политикой и процедурами

 

 

 
ннеформальные 
 
 
 
когда формальные связи не выполняют своей роли

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Информация о работе Выбор сферы деятельности нового предприятия