Формирование цен на лекарственные средства и изделия медицинского назначения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2013 в 16:24, аттестационная работа

Описание работы

После выбора своей товарной стратегии, целевого рынка и позиционирования товара компания начинает формировать свой маркетинговый комплекс (marketing mix), одним из компонентов которого является цена. Несмотря на возрастающую роль неценовых факторов в современном маркетинговом комплексе, цена все еще остается основным элементом этого комплекса и единственным, приносящим доход. Все остальные элементы маркетингового комплекса связаны с затратами. Поэтому стратегия ценообразования является одним из центральных и наиболее сложных вопросов

Содержание работы

Введение стр.3
Определение целей и задач ценообразования лекарственных препаратов стр.4-6
Определение ценовой эластичности спроса стр.7-9
Ценовая политика фармацевтических фирм стр.11-16
Оценка уровня издержек производства при различных возможных объемах выпуска и реализации товара стр.11-13
Анализ цен и издержек конкурентов. Выбор приблизительного диапазона цен. Фармакоэкономика. стр.13-16
Выбор методов и стратегии ценообразования для продукции компании. стр.14
4.1.Основные методы ценообразования стр.17-27
4.1.1. Метод ценообразования «себестоимость плюс наценка» стр.17-18
4.1.2. Ценообразование на основе безубыточности и обеспечения целевой прибыли стр.18
4.1.3. Ценообразование на основе ощущаемой ценности товара стр.19-20
4.1.4. Ценообразование на основе уровня текущих цен стр.20
4.1.5. Трансферное ценообразование стр.20-24
4.2. Стратегия ценообразования стр.24-27
4.3. Установка окончательной цены (выбор и внедрение ценовой стратегии)
стр.27-29
4.3.1. Анализ текущей ценовой стратегии и проведение ее корректировок стр.29
4.3.2. Оценка финансовых показателей стр.29-32
4.3.3. Анализ перекрестной эластичности спроса на товар стр.32-34
Заключение стр.35-36
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

аттестацион.работа.doc

— 265.50 Кб (Скачать файл)

В фармацевтическом секторе  обычно проводят сравнение следующих  показателей лекарственного препарата  с лекарственным препаратом конкурентов:

  • cтоимость упаковки лекарственного препарата;
  • cтоимость одной дозы лекарственного препарата;
  • cтоимость полного курса лечения.

В последнее время, помимо оценки эффективности, качества и безопасности лекарственного препарата, правительства многих стран начали оценивать экономические аспекты применения лекарственных препаратов. Это направление получило название фармакоэкономика. Фармакоэкономика предполагает идентификацию, измерение и сравнение стоимости и эффективности использования лекарственного препарата при оказании медицинской помощи. Фармацевтические компании очень часто используют фармакоэкономические исследования с целью сравнения своих лекарственных препаратов с конкурентами для обоснования цены на свой лекарственный препарат.

Фармакоэкономическое исследование состоит из программы (например, программы  по лечению лекарственными препаратами), определения стоимости и анализа  результатов.

Существуют следующие  типы фармакоэкономического анализа:

Анализ минимальной стоимости (cost — minimization analysis) — сравнение стоимости различных методов лечения при условии их равной эффективности и безопасности. Проводится анализ, достигается ли снижение общих расходов на лечение при использовании определенного лекарственного препарата по сравнению с эталонным;

Анализ уточнения стоимости (cost — identification analysis) — уточнение стоимости лечения до достижения определенного терапевтического эффекта (например, выздоровление, улучшение). При этом общие расходы представляют собой сумму затрат на лечение основного заболевания, возможных осложнений и затрат в случае неэффективного лечения. Один из эффективных методов сравнения лекарственных препаратов-брендов с препаратами-генериками низкого качества;

Анализ «стоимость—эффективность» (cost — effectiveness analysis) — наиболее часто используется при выборе одного из методов лечения, позволяющих добиться неодинаковых клинических результатов. Метод базируется на определении стоимости и эффективности сравниваемых методов лечения, расчете соотношения «стоимость—эффективность» (деление средней стоимости курса лечения на процент его клинического успеха). Кроме сравнения разных методов лечения, этот метод также можно использовать в качестве мощного оружия при сравнении лекарственных препаратов-брендов с препаратами-генериками низкого качества.

Анализ «польза—ценность» — сравнение различных альтернатив лечения в разрезе расходов и исходов заболевания (например, смертность, заболеваемость). Различным исходам (результатам) присваивается «вес» и определенный балл в зависимости от важности. Далее происходит обобщение всех показателей и расчет.

Анализ рентабельности (cost — benefit analysis) — вычисление ожидаемой прибыли (экономии от вложенных средств, внедрения метода лечения лекарственным препаратом) — предусматривает изучение заболеваемости, анализ предполагаемой пользы от внедрения метода лечения и расчет получаемой экономии. Анализ рентабельности может проводиться для сравнения не только лекарственных препаратов друг с другом, но и для сравнения альтернативных медикаментозному способов лечения. И в том и другом случае, в отличие от анализа «польза—ценность», измерения производят в денежных единицах. Например, можно провести сравнение расходов на лечение карциномы посредством химиотерапии с таковыми посредством лучевой терапии. Кроме того, возможно провести подсчет стоимости лечения при использовании комбинированной терапии.

Анализ стоимости заболевания — расчет связанных с заболеванием издержек, включая последующие издержки, связанные с заболеванием (например, издержки, связанные с гипертонической болезнью).

Анализ качества жизни — исследование качества жизни больного, определяющее ценность лекарственного препарата, не выраженную в деньгах (например, качество жизни больных раком, которые принимают одновременно цитостатические и биологические препараты по сравнению с лечением только цитостатическими препаратами).

Задачей фармакоэкономического  исследования является определение  издержек.

Прямые издержки (direct costs) — стоимость лечения и расходы на него лечебного учреждения. К источникам прямых расходов относятся:

    • диагностические мероприятия;
    • медикаментозное лечение;
    • лечение сопутствующими лекарственными препаратами;
    • лечение сопутствующих заболеваний;
    • несоблюдение больным режима лечения;
    • корректировки побочных эффектов лекарственного препарата и его взаимодействий с другими лекарственными препаратами;
    • длительность курса лечения (стоимость пребывания в лечебном учреждении);
    • обслуживание и наблюдение врачебным и средним медперсоналом;
    • оперативное вмешательство;
    • реабилитация;
    • уход за больным.

Косвенные или непрямые издержки (indirect costs) — издержки, связанные с эффектом для общества. В этом случае принимаются такие факторы:

    • период временной нетрудоспособности;
    • выплаты по больничному листу;
    • уход по инвалидности после лечения;
    • выплаты социального обеспечения;
    • налоговые выплаты (которые мог бы выплачивать пациент после успешного завершения курса лечения и возвращения на работу);
    • затраты времени родственников по уходу за больным;
    • затраты и потери, связанные со смертью больного.

Нематериальные издержки (intangible costs) — издержки, которые не могут быть выражены деньгами. К ним относятся психосоциальные факторы:

    • телесные (боль, уродство, подвижность, половая функция, нарушение сна);
    • мыслительные (реакция, концентрация, память);
    • психические (страх, депрессия, беспокойство, апатия);
    • социальные (изоляция, конфликт, зависимость, нарушение досуга).

Основные показатели издержек, связанных с лечением больных:

Базовая стоимость лечения — определяется средней оптовой ценой препарата, количеством суточных доз, длительностью курса лечения.

Соблюдение больным режима лечения, или исполнительность больного (patient compliance) — желание больного исполнять рекомендации и назначения врача. Соблюдение больным режима приема лекарственного препарата может существенно влиять на стоимость лечения. Неисполнительность больного приводит к неэффективному лечению. Для улучшения этого показателя разрабатываются специальные фармацевтические формы лекарственных препаратов. Например, препарат компании «Merck» «Вазотек» для лечения гипертонической болезни из группы ингибиторов ангиотензинконвертирующего фермента удобен для применения, так как его нужно принимать один раз в сутки. Это выгодно отличает его от препарата той же группы «Капотена», который необходимо принимать два раза в сутки. В качестве второго примера можно привести обезболивающий препарат «Солпафлекс», содержащий ибупрофен в медленно высвобождающейся форме. Это выгодно отличает его от обычного ибупрофена. «Солпафлекс», благодаря своей фармацевтической форме, принимается два раза в сутки, тогда как обычный ибупрофен принимается три раза в сутки. Подобный режим дозирования увеличивает вероятность соблюдения больным режима лечения, что, в свою очередь, снижает общие издержки, связанные с лечением больного. Исполнительность больного играет немаловажную роль при лечении антибиотиками. Неисполнительность больного может снизить эффект лечения и привести к развитию устойчивости микроорганизмов к этому антибиотику. Но это и вызывает увеличение стоимости лечения больного. Еще одним примером может служить специальная форма блистера контрацептивного препарата «Марвелон» компании «Organon». Каждая таблетка в блистере имеет обозначение с указанием дня недели. Таким образом, вероятность того, что будет пропущен очередной прием препарата и наступит нежелательная беременность, резко уменьшается.

Стоимость коррекции  побочных эффектов, которые могут  повлиять на общую стоимость лечения, независимо от их влияния на исполнительность. В этом случае дополнительные расходы связаны с выявлением и наблюдением за побочными эффектами.

Расходы системы здравоохранения — совокупные издержки, которые несет система здравоохранения при применении курса лечения с использованием лекарственного препарата.

Стоимость нетрудоспособности — издержки, которые несет государство и больной в связи со своей нетрудоспособностью.

Сведения о ценах  и товарах конкурента, а в случае лекарственных препаратов и фармакоэкономические параметры, служат ориентиром в процессе определения собственной цены. Если товар компании аналогичен товарам основного конкурента, то она вынуждена придерживаться цены, близкой к цене конкурирующего товара, иначе объем реализации этого товара снизится. Установить более высокую цену компания может лишь в том случае, когда ее лекарственный препарат превосходит конкурирующий по качеству, по воспринимаемой ценности для потребителей, имеет более выгодный фармакоэкономический профиль. Если же лекарственный препарат более низкого качества, имеет менее привлекательный фармакоэкономический профиль и уступает конкуренту по воспринимаемой ценности, то компания-производитель не может запросить за него более высокую цену.

 

  1. Выбор методов и стратегии ценообразования для продукции компании

    1. Основные методы ценообразования

Компания обычно устанавливает цену между нижним пределом, который необходим для покрытия ее издержек, и верхним пределом, который определяется потребительским восприятием ценности товара. Помимо методов, используемых обычным маркетингом, ТНК использует еще метод трансфертных цен, выполняющих специфические функции внутри ТНК.

При формировании цены компания использует один или несколько методов. К основным методам ценообразования  относят:

    • метод ценообразования «себестоимость плюс надбавка»;
    • ценообразование на основе безубыточности и обеспечения целевой прибыли;
    • ценообразование на основе ощущаемой ценности товара;
    • ценообразование на основе уровня текущих цен;
    • трансфертное ценообразование.
      1. Метод ценообразования «себестоимость плюс наценка» (cost plus pricing)

Например, некая фармацевтическая компания имеет следующие издержки и ожидаемый объем сбыта:

Переменные издержки - 1 доллар 
Постоянные издержки  - 200 000 долларов 
Предполагаемый объем сбыта - 100 000 упаковок

Стоимость одной упаковки вычисляется по формуле:

стоимость упаковки = переменные издержки производства одной упаковки + постоянные издержки/объем сбыта  = 1, 00 + 200 000/100 000 = 1, 00 + 2, 00 = 3, 00 USD

Теперь предположим, что  компания запланировала установить 50% торговую наценку (mark — up), или 0,5. В этом случае окончательная цена составит:

цена с наценкой = стоимость упаковки (единицы товара)/(1 – запланированная торговая наценка) = 3/(1 — 0,5) = 3/0,5 = 6 USD

Недостатки метода ценообразование  «себестоимость плюс наценка» следующие: цена формируется без учета спроса на товар и без учета цен конкурентов. Более того, этот метод срабатывает лишь в случае, если установленная цена приводит к запланированному объему сбыта. Когда объем сбыта оказывается ниже запланированного, издержки производителя на единицу продукции (в данном случае на одну упаковку лекарственного препарата) повышаются. Это связано с распределением постоянных издержек между меньшим количеством реализованных единиц товара (упаковок).

Предположим, объем реализации составил не 100 000 упаковок в год, как  планировалось, а 50 000. В этом случае 200 000 постоянных расходов распределяются не на 100 000 упаковок, а на 50 000. В этом случае постоянные издержки на упаковку лекарственного препарата составят:

200 000/50 000 = 4, 00 USD, а не 2, 00 USD как в случае выполнения плана.

Несмотря на все недостатки, метод ценообразования «себестоимость плюс наценка» является популярным при  определении цены товаров широкого потребления. Это обусловливается  следующим:

    • компаниям легче рассчитать издержки, чем оценить спрос;
    • цены в отрасли будут приблизительно одинаковыми, если этим методом пользуется большинство компаний данной отрасли;
    • методика расчета цены методом «себестоимость плюс наценка» считается более справедливой по отношению как к продавцам, так и к потребителям (в случае ажиотажного спроса компания не завышает цену и в то же время имеет возможность получить справедливую норму прибыли на вложенный капитал).
      1. Ценообразование на основе безубыточности и обеспечения целевой прибыли (break-even pricing and target profit pricing)

Первым этапом формирования цены по этому методу является анализ безубыточности (break — even analysis) — определение цены, при которой производство товара является безубыточным. Однако любая компания стремится получить прибыль на вложенный капитал, а не только покрыть расходы на производство. Поэтому используется разновидность метода определения цены на основе безубыточности — метод целевого ценообразования (target pricing).

Информация о работе Формирование цен на лекарственные средства и изделия медицинского назначения