Разработка управленческих решений в управление затратами на производство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 13:41, научная работа

Описание работы

В последние годы наблюдается тенденция к росту издержек производства в связи с удорожанием стоимости сырья, материалов, топлива, энергии, а также роста процентных ставок за пользование кредитом, роста расходов на рекламу, представительских расходов и т.д. Становление рыночных отношений требует совершенствования практики управления издержками производства с учетом особенностей переходного к рыночной экономике периода и международного опыта. Это позволит фирме выжить в конкурентной борьбе, максимизировать прибыль и минимизировать расходы, обеспечить рентабельную деятельность предприятия.

Содержание работы

Введение 3
Теоретические основы управления затратами на производство и реализацию продукции 4
1.1 Понятие и состав издержек производства и обращения 4
1.2. Классификация затрат на производство 8
1.3. Управление затратами на производство и реализацию продукции
17
Анализ себестоимости продукции на базе данных АО «Ульяновскцемент» 28
2.1. Характеристика предприятия и задачи анализа 28
2.2. Анализ общей суммы затрат на производство продукции 31
Совершенствование практики управления затратами на производство и реализацию продукции 36
3.1. Значение и содержание методики управления затратами на основе маржинального анализа 36
3.2. Группировка затрат в системе маржинального анализа 39
Заключение 53

Файлы: 1 файл

рпур научная.docx

— 202.86 Кб (Скачать файл)

     3.1. Значение и содержание методики  управления  затратами на основе  маржинального анализа

     Управлению  затратами на производство и реализацию продукции до настоящего времени  не уделялось достаточного внимания, т.к. в этом не было объективной необходимости. Становление рыночных отношений  требует разработки содержания и  методики управления себестоимостью с  учетом особенностей переходного к  рыночной экономике периода и  международного опыта. Решение этой задачи возможно на основе маржинального  анализа, методика которого базируется на изучении соотношения между тремя  группами важнейших экономических  показателей: издержками, объемом производства продукции и прибылью. Данный метод  управленческих расчетов разработан был  в 1930 году американским инженером Уолтером Раунтенштрахом как метод планирования, известный под названием графика  критического объема производства. Впервые  подробно был описан в отечественной  литературе 1971 г. Н.Г. Чумаченко.

     Проведение  маржинального анализа базируется на современной системе учета  себестоимости "директ - костинг", которую еще называют "системой управления себестоимостью" или "системой управления предприятием". В этой системе себестоимость промышленной продукции учитывается и планируется только в части переменных затрат. Постоянные расходы собираются на отдельном счете и с заданной периодичностью списываются непосредственно на финансовый результат предприятия. При этом они также находятся под постоянным контролем, т.е. осуществляется жесткая проверка обоснованности их уровня, контролируются сметы по предприятию и цехам, так как экономия или перерасход в части постоянных расходов также оказывает влияние на формирование прибыли.

     Оптимизация прибыли предприятия в условиях рыночных отношений требует постоянного  притока оперативной информации не только внешнего характера (о состоянии рынка, спроса на продукцию, ценах и т.п.), но и внутреннего - о формировании затрат на производство и себестоимости продукции. Эта информация опирается на систему производственного учета расходов по местам их возникновения и видам изделий, на выявленные отклонения расхода ресурсов от стандартных норм и смет, на данные о калькуляции себестоимости отдельных видов продукции, учете результатов реализации по видам изделий.

     Система "директ - костинг" является атрибутом  рыночной экономики. В ней достигнута высокая степень интеграции учета, анализа, и принятия управленческих решений. Главное внимание в этой системе уделяется изучению поведения  затрат ресурсов в зависимости от изменения объемов производства, что позволяет гибко и оперативно принимать решения по нормализации финансового состояния предприятия.

     Наиболее  важные аналитические возможности  маржинального анализа состоят  в определении:

  • действия операционного (производственного) рычага;
  • безубыточного объема производства (порога рентабельности, окупаемости издержек) при заданных соотношениях цены, постоянных и переменных затрат;
  • запаса финансовой прочности предприятия);
  • необходимого объема продаж для получения заданной величины прибыли.

     Проведение  расчетов по методике маржинального  анализа требует соблюдения ряда условий:

  • необходимости деления издержек на две части переменные и постоянные;
  • переменные издержки изменяются пропорционально объему производства (реализации) продукции;
  • постоянные издержки не изменяются в пределах релевантного объема производства (реализации) продукции, т.е. в диапазоне деловой активности предприятия, который установлен исходя из производственной мощности предприятия и спроса на продукцию;
  • тождество производства и реализации продукции в рамках рассматриваемого периода времени, т.е. запасы готовой продукции существенно не изменяются;
  • эффективность производства, уровень цен на продукцию и потребляемые производственные ресурсы не будут подвергаться существенным колебаниям на протяжении анализируемого периода;
  • пропорциональность поступления выручки объему реализованной продукции.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3.2. Группировка  затрат в системе маржинального  анализа  

     Как уже отмечалось в параграфе 1.2 затраты  классифицируют по различным признакам. В основу методики маржинального  анализа положено деление производственных и сбытовых затрат в зависимости  от изменения объёма производства на переменные и постоянные.

     К переменным относятся затраты, величина которых изменяется с изменением объёма производства: затраты на сырьё и материалы, заработная плата основных производственных рабочих, топливо и энергия на основные производственные цели и другие расходы.

     Отдельные элементы переменных расходов в свою очередь в зависимости от темпов их изменения подразделяются на пропорциональные, прогрессивные и дегрессивные. Но в среднем переменные расходы  изменяются пропорционально объёму производства продукции. На практике пропорциональная зависимость "выручка от реализации - переменные затраты" обладает меньшей  жёсткостью. Например, при увеличении закупок сырья поставщики его  нередко предоставляют предприятию  скидку с цены, и тогда затраты  на сырьё растут несколько медленнее  объёмов производства.

     К постоянным принято относить такие  затраты, величина которых не меняется с изменением объема производства, например, арендная плата, проценты за пользование кредитом, начисленная  амортизация основных фондов, оклады управленческих работников, административные расходы и другие расходы.

     Следует отметить, что разделение затрат на постоянные и переменные несколько  условные, поскольку многие виды затрат носят полупеременный (полупостоянный) характер. Однако недостатки условности разделения затрат многократно перекрываются  аналитическими преимуществами "директ - костинг".

     Важнейшем аспектом анализа постоянных расходов является деление их на полезные и бесполезные (холостые) т.о., постоянные затраты можно представить как сумму полезных затрат и бесполезных, не используемых в процессе производства.:

      Zconst= Zполезные+Zбесполезные

      Величину  полезных и бесполезных затрат можно  определить по формуле:

      Zбесполезные = (Nmax - Nэфф )* Zconst /Nmax

      Z полезные= Nэфф * Zconst/Nmax,

где  Nmax -максимально возможный выпуск продукции;

      Nэфф-фактический объем производства продукции.

      По  данным предприятия максимально  возможной выпуск продукции, то есть мощность цементного завода составляет 2000000 т. цемента, а фактический выпуск 1500000 т. Затраты постоянные - 105510000 руб. (табл. 3.1), в том числе:

Zбесполезные = (2000000 - 1500000) *105510000 / 2000000 =

= 26377500 руб.

Zполезные = 1500000*105510000/2000000 = 79132500 руб.

      Степень реагирования издержек производства на изменения объема продукции может  быть оценена с помощью коэффициента реагирования затрат. Этот коэффициент  вычисляется по формуле:

      Кi =          (3.1)

    где: К- коэффициент реагирования затрат на изменения объема производства;

      Z - изменение затрат за период, в %;

      N - изменение объёма производства, в %.

      Этот  коэффициент используется как критерий отнесения затрат к той или  иной группе. Для постоянных расходов коэффициент реагирования затрат равен  нулю. ( К = 0). В остальных случаях  затраты будут считаться переменными. Значения коэффициента реагирования затрат произведены в таблице 3.1.

Таблица 3.1

Значение  коэффициента реагирования затрат Характер проведения затрат
К = 0

0 < К  < 1

К = 0

К > 1

Постоянные  затраты

Дегрессивные  затраты

Пропорциональные  затраты

Прогрессивные затраты

 
 

     В таблице 3.2 представлены различные  варианты поведения затрат в зависимости  от изменения объёма производства по данным цементного завода.

 
Объём производства продукции, тыс.т.
Варианты  изменения затрат в расчете на +-тонну цемента
Zconst

K = 0

    Z

K = 1

Z2

K = 0.8

Z3

K = 1.5

1000 105.51 281.36 281.36 281.36
1100 95.92 281.36 258.85 323.56
1200 87.93 281.36 240.21 367.24
1300 81.16 281.36 224.26 413.45
1400 75.36 281.36 210.46 461.14
1500 70.34 281.36 198.51 510.53
1600 65.94 281.36 187.93 561.53
 

     Из  таблицы 3.2 видно, что общие затраты  для всех вариантов при объёме производства 1000 тыс. т. совпадают и  равны 386870 тыс. руб. При росте объёма производства до 1600 тыс. т. при пропорциональном росте затрат (К=1) общие затраты составят 555686 тыс. руб. (65,94 * 1600000 + 281,36 * 1600000). При прогрессивном росте затрат (К=1,5) общие затраты составят 1003958 тыс. руб. (65,94 * 1600000 + 561,53 * 1600000). Дегрессивное изменение затрат (К=0,8) даст общие затраты в сумме 406198 тыс. руб. (64,94 * 1600000 + 187,93 * 1600000).

     На  рисунке 3.1 дано графическое изображение  поведения затрат в зависимости  от изменения объёма производства.

       
 
 
 
 
 
 
 
 

Аналогично  строится график поведения затрат в  расчёте на единицу продукции (рис. 3.2 и рис. 3.3).

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
 
 

 
 

 

     Графическое изображение затрат свидетельствует, что постоянные издержки на производство и реализацию продукции в интервале  от 1000 тыс. т. до 1600 тыс. т. не зависят  от объёма и изображаются горизонтальной линией для каждого из релевантных (краткосрочных, не требующих нового скачка постоянных издержек) периодов, а на единицу продукции уменьшаются  с ростом объёма производства, что  является одним из факторов возможного снижения полной себестоимости единицы  продукции. Динамика переменных затрат свидетельствует о том, что прогрессивные переменные затраты увеличиваются более высокими темпами по сравнению с ростом объёма производства, что выражается в росте затрат на единицу продукции. Дегрессивные переменные издержки растут меньшими темпами по сравнению с ростом объёма производства, а в расчёте на единицу продукции уменьшаются с ростом объёма производства. Пропорциональные, переменные издержки увеличиваются пропорционально росту объёма производства, зато в себестоимости единицы продукции они имеют постоянную величину:

          (3.2)

           где Zv- переменные затраты на единицу продукции;

           X - объем производства.

     Следует иметь ввиду, что чем меньше угол наклона графика издержек, тем  выгоднее бизнесу: небольшие переменные расходы на единицу продукции  связывают меньше оборотного капитала и обещают более значительную прибыль. Игнорирование особенностей поведения издержек может иметь печальные последствия для бизнеса. Таким образом из вышеизложенного следует, что при управлении формированием издержек производства необходимо обращать внимание на характер их роста, чтобы своевременно принимать меры по их снижению.

Информация о работе Разработка управленческих решений в управление затратами на производство