Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2013 в 21:02, курсовая работа
Цель курсовой работы– прогнозирование цен на продукцию предприятия.
Исходя из цели, задачами курсовой работы являются:
- охарактеризовать условия деятельности фирмы на региональном рынке и задачи прогнозирования цен;
- определить методические основы формирования ценовых прогнозов;
- сформировать краткосрочный прогноз уровня цен.
Введение 3
1.Условия деятельности фирмы на региональном рынке и
задачи прогнозирования цен 5
2.Методические основы формирования ценовых прогнозов 12
2.1.Факторы ценообразования, принципы формирования цен на рынке 12
2.2.Методы краткосрочного прогнозирования экономических
показателей 18
3.Формирование краткосрочного прогноза уровня цен 30
Заключение 34
Список литературы 36
О + 4М + Р
По = 6 (2.16)
где О – оптимальный прогноз;
М
– наиболее вероятный прогноз;
Р – пессимистический прогноз.
Стандартное отклонение СО определяется по формуле:
О – Р
СО = 6 (2.17)
В соответствии с общей теорией статистики, наиболее вероятностное значение переменной – прогноза сбыта (с вероятностью 95%) будет находиться в пределах:
Пс = По ± 2 х СО (2.18)
При исследовании и анализе рынка Антипинского НПЗ использует качественные методы прогнозирования (метод экспертных оценок) и количественные методы (метод экстраполяции трендов, метод аналогий, метод стандартного определения вероятностей). С помощью этих методов прогнозируются такие ценообразующие факторы, как спрос, емкость рынка, объемы продаж.
3.ФОРМИРОВАНИЕ КРАТКОСРОЧНОГО ПРОГНОЗА УРОВНЯ ЦЕН
ЗАО «Антипинский НПЗ» находится
в устойчивом финансовом состоянии.
Одним из основных показателей, характеризующих
производственно-хозяйственную
Но деятельность любого
предприятия связана с
Можно выделить переменные и постоянные издержки обращения. Переменные издержки обращения зависят от товарооборота, а постоянные издержки не зависят от изменения объема продаж. Издержки обращения предприятия оптово-розничной торговли характеризуются абсолютной суммой издержек обращения. Этот показатель характеризует общую сумму расходов предприятия за определенный период времени. В таблице 3.1. представлена структура издержек обращения предшествующие периоды.
В отчетном году издержки обращения по ЗАО «Антипинский НПЗ» составили 676212 тыс. руб., издержки на 1 тонну - 1641 руб. Издержки обращения в базисном году составили 447289 тыс. руб., на 1 тонну - 1202 руб.
Таблица 3.1
Статьи затрат |
Базисный год |
Отчетный год | ||
тыс. руб. |
% |
тыс. руб. |
% | |
Транспортные расходы |
118090 |
26 |
207985 |
31 |
Сырье и материалы |
17700 |
4 |
21582 |
3 |
Налоги на отчисления и социальные нужды |
42205 |
9 |
65756 |
9 |
Износ основных средств |
37789 |
8 |
64508 |
9 |
Расходы на текущий и капитальный ремонт |
38401 |
9 |
18217 |
3 |
Расходы на оплату труда |
112016 |
25 |
174211 |
26 |
Прочие издержки обращения |
81078 |
19 |
123953 |
19 |
Сумма издержек обращения |
447279 |
100 |
676212 |
100 |
Издержки обращения на 1 тонну в отчетном году возросли по сравнению с базисным годом на 36,5% или на 439 руб., в том числе транспортные расходы на 59,3% или на 188 руб. Увеличение транспортных расходов объясняется ростом тарифов в отчетном году согласно индексам-дефляторам. Торгово-управленческие расходы возросли на 28,5% или на 251 рублей.
Расходы на оплату труда и отчисления в страховые внебюджетные фонды составляют в торгово-управленческих издержках наибольшую часть. Увеличение статей по сравнению с базисным годом связано с увеличением средней заработной платы и увеличением среднесписочной численности в отчетном году в связи со строительством и покупкой новых технологических мощностей, а также приобретением автотракторной техники.
По статье «Амортизация» рост затрат связан с увеличением стоимости техники и оборудования.
В связи с проведением планово-предупредительного ремонта основного насосного оборудования, приобретением средств измерения, запасных частей на автотранспорт, комплектующих для вычислительной, копировальной и оргтехники ввиду ее значительного износа, и с целью поддержания в технически исправном состоянии, возрастает статья издержек «Сырье и материалы».
Для характеристики результативности затрат и их эффективности применяются показатели уровня издержек обращения и рентабельность издержек обращения.
Уровень издержек обращения,
или издержкоемкость, является важным
показателем экономичности
Уровень издержкоотдачи
характеризует объем
Рентабельность издержек обращения выражает отношение суммы прибыли к сумме издержек.
В таблице 3.2. приведена характеристика эффективности произведенных затрат.
Таблица 3.2
Характеристика эффективности произведенных затрат
ЗАО «Антипинский НПЗ»
Показатели |
Ед. изм. |
Базисный год |
Отчетный год |
Отклонение | |
абсолют. |
относит. | ||||
Издержки обращения |
тыс. руб. |
223640 |
338106 |
114466 |
151,2 |
Товарооборот |
тн. |
121440 |
157936 |
36496 |
130,1 |
Прибыль |
тыс. руб. |
126640 |
180320 |
53680 |
142,4 |
Издержкоемкость |
% |
184,2 |
214,1 |
29,9 |
116,2 |
Издержкоотдача |
% |
54,3 |
46,7 |
-7,6 |
86,0 |
Рентабельность издержек обращения |
% |
56,6 |
53,3 |
-3,3 |
94,2 |
Как видно из таблицы 3.2. у ЗАО «Антипинский НПЗ» очень высокий уровень издержкоемкости, а также присутствует тенденция его увеличения. Уровень издержек увеличивается слишком большими темпами, а это является негативным показателем. ЗАО «Антипинский НПЗ» необходимо снижать издержки и уменьшать затратную часть цены на нефтепродукты.
Высокий уровень сервисного обслуживания, приведения предприятия к корпоративному стилю, дорогостоящие рекламные акции, расширение производства и другие мероприятия, привлекающие потребителей – требуют постоянных затрат, все это сказывается на высоком уровне издержек обращения, и, вследствие этого, высокой цене на нефтепродукты.
Снижение издержек обращения, в первую очередь скажется, на изменении затратной части цены.
При существующих высоких издержках обращения уменьшить затратную часть цены можно только в двух случаях: во-первых, изменив закупочную цену на нефтепродукты, во-вторых, увеличив объемы реализации, снизить издержки на тонну (рис. 3.1.).
На рис. 3.1. дан алгоритм снижения затратной части цены при неизменно высоких издержках обращения.
При предложенном методе
рыночного ценообразования
Предполагаемая цена должна находиться между минимальным и максимальным уровнем цены. Минимальный уровень цены должен включать в себя все затраты на единицу продукции и минимальный уровень рентабельности. Минимальный уровень рентабельности равен 0,98, т.е. 10 %.
В таблице 3.3 для установления минимального уровня цены представлен расчет критического уровня цены.
Таблица 3.3
Критический уровень цены на нефтепродукты
ЗАО «Антипинский НПЗ», руб.
Показатели |
Мазут М - 100 |
Мазут М - 40 |
Бензин |
Дизельное топливо |
Переменные затраты |
8,10 |
9,67 |
10,19 |
9,45 |
Постоянные затраты |
0,54 |
0,54 |
0,54 |
0,54 |
Цена критическая |
8,64 |
10,21 |
10,73 |
9,99 |
В таблице 3.4 представлен расчет минимального уровня цены на нефтепродукты.
Из таблицы 3.4 видно, что минимальная розничная цена на мазут М-100 – 11,21 руб.; на мазут М-40 – 13,25 руб.; на бензин – 13,92 руб.; на дизельное топливо – 12,97 руб.
Таблица 3.4
Расчет минимального уровня цены на нефтепродукты
ЗАО «Антипинский НПЗ», руб./литр
Показатели |
Мазут М - 100 |
Мазут М - 40 |
Бензин |
Дизельное топливо |
Цена оптовой закупки |
7,76 |
9,33 |
9,85 |
9,11 |
Издержки обращения |
0,88 |
0,88 |
0,88 |
0,88 |
Себестоимость |
8,64 |
10,21 |
10,73 |
9,99 |
Минимальный уровень рентабельности (12%) |
0,86 |
1,02 |
1,07 |
1,00 |
Цена |
9,50 |
11,23 |
11,80 |
10,99 |
НДС |
1,71 |
2,02 |
2,12 |
1,98 |
Цена с учетом НДС |
11,21 |
13,25 |
13,92 |
12,97 |
В таблице 3.5 представлен расчет максимального уровня цен на нефтепродукты, применяя метод расчета суммы покрытия.
Таблица 3.5
Расчет суммы покрытия по нефтепродуктам
ЗАО «Антипинский НПЗ»
Мазут М-100 | ||||||||||
Предполагаемые цены за литр (руб.) |
12,50 |
12,80 |
13,00 |
13,20 |
13,50 | |||||
Переменные (прямые) затраты на литр (руб.) |
8,10 |
8,10 |
8,10 |
8,10 |
8,10 | |||||
Сумма покрытия на литр (руб.) |
4,40 |
4,70 |
4,90 |
5,10 |
5,40 | |||||
Предполагаемые объемы продаж (тыс. литр.) |
29840 |
29236 |
28627 |
27715 |
25591 | |||||
Общая сумма покрытия (тыс. руб.) |
131296 |
137409 |
140272 |
141347 |
138191 | |||||
Мазут М-40 | ||||||||||
Предполагаемые цены за литр (руб.) |
14,20 |
14,50 |
14,80 |
15,00 |
15,20 | |||||
Переменные (прямые) затраты на литр (руб.) |
9,67 |
9,67 |
9,67 |
9,67 |
9,67 | |||||
Сумма покрытия на литр (руб.) |
4,53 |
4,83 |
5,13 |
5,33 |
5,53 | |||||
Предполагаемые объемы продаж (тыс. литр.) |
43008 |
42704 |
42096 |
41184 |
37960 | |||||
Общая сумма покрытия (тыс.руб.) |
194826 |
206260 |
215952 |
219511 |
209918 | |||||
Бензин | ||||||||||
Предполагаемые цены за литр (руб.) |
15,80 |
16,00 |
16,20 |
16,50 |
16,80 | |||||
Переменные (прямые) затраты на литр (руб.) |
10,19 |
10,19 |
10,19 |
10,19 |
10,19 | |||||
Сумма покрытия на литр (руб.) |
5,61 |
5,81 |
6,01 |
6,31 |
6,61 | |||||
Предполагаемые объемы продаж (тыс. литр.) |
7695 |
7684 |
7607 |
7455 |
7051 | |||||
Общая сумма покрытия (тыс. руб.) |
43169 |
44644 |
45718 |
47041 |
46607 | |||||
Дизельное топливо | ||||||||||
Предполагаемые цены за литр (руб.) |
13,50 |
13,80 |
14,00 |
14,20 |
14,50 | |||||
Переменные (прямые) затраты на литр (руб.) |
9,45 |
9,45 |
9,45 |
9,45 |
9,45 | |||||
Сумма покрытия на литр (руб.) |
4,05 |
4,35 |
4,55 |
4,75 |
5,05 | |||||
Предполагаемые объемы продаж (тыс. литр.) |
28976 |
28687 |
28179 |
27661 |
26012 | |||||
Общая сумма покрытия (тыс. руб.) |
117353 |
124788 |
128214 |
131390 |
131361 |
Из таблицы 3.5 видно, что максимальная розничная цена на мазут М-100 – 13,20 руб.; на мазут М-40 – 15,00 руб.; на бензин – 16,50 руб.; на дизельное топливо – 14,20 руб. Максимальная цена позволит получить максимум финансовой прибыли.
Рыночное значение цены
будет соответствовать
Таблица 3.6
Рыночная цена на нефтепродукты
Наименование нефтепродукта |
Цmin, руб. |
Цmax, руб. |
Аmin, балл. |
Аmax, балл. |
Аср, балл. |
Црын, руб. | |||||
г. Ишим | |||||||||||
Мазут М-100 |
11,21 |
13,20 |
42 |
97 |
65 |
12,05 | |||||
Мазут М-40 |
13,25 |
15,00 |
42 |
97 |
65 |
13,99 | |||||
Бензин |
13,92 |
16,50 |
16 |
73 |
52 |
15,52 | |||||
Дизельное топливо |
12,97 |
14,20 |
42 |
97 |
65 |
13,49 | |||||
г. Ялуторовск | |||||||||||
Мазут М-100 |
11,21 |
13,20 |
43 |
78 |
59 |
12,13 | |||||
Мазут М-40 |
13,25 |
15,00 |
43 |
78 |
59 |
14,06 | |||||
Бензин |
13,92 |
16,50 |
16 |
64 |
40 |
15,54 | |||||
Дизельное топливо |
12,97 |
14,20 |
43 |
78 |
59 |
13,54 | |||||
г. Тобольск | |||||||||||
Мазут М-100 |
11,42 |
13,20 |
28 |
72 |
61 |
12,75 | |||||
Мазут М-40 |
13,50 |
15,00 |
28 |
72 |
61 |
14,62 | |||||
Бензин |
14,18 |
16,50 |
16 |
58 |
47 |
15,90 | |||||
Дизельное топливо |
13,09 |
14,20 |
28 |
72 |
61 |
13,92 |
Информация о работе Условия деятельности фирмы на региональном рынке и задачи прогнозирования цен