Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 10:02, курсовая работа
Однако, несмотря на возросший интерес к проблемам, посвященным ценным бумагам, вопросы правового обеспечения эмиссии корпоративных ценных бумаг до последнего времени не освещались в полном объеме и не привлекали должного внимания исследователей. Между тем, именно на этом этапе закладываются основы будущих правоотношений, связанных с размещением и обращением ценных бумаг, затрагивающие интересы широкого круга граждан и юридических лиц. Законность осуществления эмиссионного процесса «служит основой для совершения дальнейших сделок по их обращению и правовой гарантией реализации и защиты прав, удостоверенных эмиссионной ценной бумагой»[1].
Введение ………………………………………………………………………..…..…… 6
1. Общие положения об эмиссии ценных бумаг.
1.1 Понятие и сущность эмиссии ценных бумаг …………………………………....10
1.2 Законодательство Российской Федерации в сфере регулирования эмиссии ценных
бумаг ………………………………………………………………………………………… 20
1.3 Понятие, правовая природа и виды акций ………………………………………....24
1.4 Понятие, правовая природа и виды облигаций……………………………………..34
2. Процедура эмиссии ценных бумаг.
2.1 Принятие решения о размещении ценных бумаг ……………………………….….41
2.2 Утверждение решения о выпуске (дополнительном
выпуске) ценных бумаг …………………………………………………………………....48
2.3 Государственная регистрация выпуска
(дополнительного выпуска) ценных бумаг………………………………………………49
2.4 Размещение ценных бумаг ……………………………………………………. ………64
2.5 Государственная регистрация отчета об итогах выпуска
(дополнительного выпуска) ценных бумаг………………………………………….……73
3. Виды эмиссий ценных бумаг
3.1 Эмиссия акций, размещаемых при учреждении
акционерного общества ………………………………………………………………….. 78
3.2 Эмиссия дополнительных акций акционерного общества,
размещаемых путем распределения среди акционеров …………………………….. ..81
3.3 Эмиссия акций, размещаемых путем конвертации
при изменении номинальной стоимости, при
изменении прав, при консолидации и дроблении …………………………………… ..89
3.4 Эмиссия ценных бумаг, размещаемых путем подписки …………………………..95
3.5 Эмиссия ценных бумаг, размещаемых путем
конвертации в них конвертируемых ценных бумаг ………………………………… 108
3.6 Эмиссия ценных бумаг при реорганизации юридических лиц …………………111
3.7 Эмиссия ценных бумаг иностранных эмитентов в РФ …………………………..122
Заключение ………………………………………………………………..….. ……..126
Список литературы ………………………………………
Значение фиксирующей функции состоит в закреплении в форме письменного документа основополагающей информации относительно предстоящей эмиссии ценных бумаг. Это в первую очередь совокупность прав, удостоверенных ценной бумагой, и условий осуществления их эмиссии.
Данные сведения содержатся в документах, представляемых эмитентом, — главным образом в решении о выпуске, проспекте эмиссии, актах органов управления эмитента. Часть из указанных документов (решение о выпуске и проспект эмиссии) проходит процедуру регистрации вместе с государственной регистрацией выпуска ценных бумаг. После этого информация становится относительно стабильной: или не может быть изменена вовсе (как права из ценной бумаги), или изменение отдельных сведений допускается только в случае их предварительной регистрации. Условия первичного размещения ценных бумаг являются обязательными для соблюдения эмитентом и не могут быть изменены им по своему усмотрению без процедуры регистрации. Такой порядок придает эмиссионным отношениям большую стабильность и служит правовой гарантией инвесторам от произвольного пересмотра условий эмиссии.
П. 2.4.2. Стандартов эмиссии устанавливает список документов, которые необходимо предоставить для государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг в регистрирующий орган.
Для
государственной регистрации
В случае, если государственная регистрация выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг сопровождается регистрацией проспекта ценных бумаг, который подписывается финансовым консультантом на рынке ценных бумаг, для государственной регистрации такого выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг в регистрирующий орган дополнительно представляется меморандум.
Особые требования к меморандуму, составленному финансовым консультантом, одновременно оказывающем услуги по размещению ценных бумаг[66].
Указанный меморандум должен быть подписан эмитентом и финансовым консультантом на рынке ценных бумаг.
Для государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг, не сопровождающегося регистрацией проспекта ценных бумаг, в регистрирующий орган дополнительно представляется копия бухгалтерской отчетности эмитента за последний завершенный финансовый год и за последний квартал, предшествующие дате представления документов для государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг, срок представления которой в соответствии с требованиями федеральных законов уже наступил[67].
Важное значение также придается оригиналам документов, на основании которых была осуществлена государственная регистрация выпуска ценных бумаг. Эти документы, прежде всего это решение о выпуске и проспект эмиссии ценных бумаг, по одному экземпляру хранятся в регистрирующем органе и выполняют своеобразную роль эталонов. При возникновении расхождений в содержании нескольких оригиналов решения о выпуске, истинным (имеющим большее юридическое значение) является экземпляр решения, который хранится у регистрирующего органа.
П. 2.4.7. Стандартов эмиссии устанавливает требования к форме документов. Эмитент представляет в регистрирующий орган документы, необходимые в соответствии со Стандартами для государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг, в одном экземпляре, за исключением решения о выпуске (дополнительном выпуске) и проспекта ценных бумаг, представляемых в трех экземплярах.
Все документы на бумажных носителях, насчитывающие более одного листа, должны быть пронумерованы, прошиты, скреплены печатью эмитента на прошивке и заверены подписью уполномоченного лица эмитента.
Верность копий документов, представляемых в соответствии с Стандартами в регистрирующий орган на бумажных носителях, должна быть подтверждена печатью эмитента и подписью его уполномоченного лица, если иная форма заверения не установлена нормативными правовыми актами РФ.
Документы
для государственной
Документы на государственную регистрацию выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг должны быть представлены не позднее 3 месяцев с даты утверждения решения об их выпуске (дополнительном выпуске), а если государственная регистрация выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг сопровождается регистрацией проспекта ценных бумаг - не позднее 1 месяца с даты утверждения проспекта ценных бумаг.
Регистрирующий орган обязан осуществить государственную регистрацию выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг или принять мотивированное решение об отказе в его государственной регистрации в течение 30 дней с даты получения им документов и магнитных носителей в соответствии с Стандартами[68].
Регистрирующий орган вправе осуществлять проверку достоверности сведений, содержащихся в проспекте ценных бумаг и иных документах, представленных для государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг. В этом случае течение срока, предусмотренного пунктом 2.4.9 Стандартов, может быть приостановлено на время проведения проверки, но не более чем на 30 дней.
Регистрирующий орган вправе запросить документы, необходимые для проверки достоверности сведений, содержащихся в проспекте ценных бумаг и иных документах, представленных для государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг.
На основании П. 2.4.11. Стандартов эмиссии регистрирующий орган вправе требовать от эмитента внесения в решение о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг и/или в проспект ценных бумаг, а также иные документы, представленные для государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг, изменений и/или дополнений для приведения указанных документов в соответствие с требованиями законодательства РФ и нормативных правовых актов федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг.
Для исправления допущенных нарушений регистрирующий орган может приостановить эмиссию ценных бумаг.
Охранительная функция заключается в том, что государственная регистрация выпуска ценных бумаг выполняет роль правового барьера недобросовестным действиям участников эмиссионных отношений. В случае обнаружения регистрирующим органом нарушений, предусмотренных ФЗ «О рынке ценных бумаг», эмитенту может быть отказано в государственной регистрации выпуска ценных бумаг. Основания такого отказа предусмотрены статьей 21 указанного закона:
· нарушение требований законодательства РФ о ценных бумагах, в том числе наличие в представленных документах сведений, позволяющих сделать вывод о противоречии условий эмиссии и обращения эмиссионных ценных бумаг законодательству Российской Федерации;
· несоответствие представленных документов и состава содержащихся в них сведений требованиям ФЗ «О рынке ценных бумаг»;
· внесение в проспект эмиссии или решение о выпуске ценных бумаг (иные документы, являющиеся основанием для регистрации выпуска ценных бумаг) ложных сведений либо сведений, не соответствующих действительности (недостоверных сведений).
В соответствии со ст. 26 ФЗ «О рынке ценных бумаг» отказ в регистрации выпуска ценных бумаг является одной из форм недобросовестной эмиссии ценных бумаг. Отказ в государственной регистрации выпуска ценных бумаг выполняет роль превентивной охранительной меры, обеспечивающей предотвращение нарушения прав инвесторов.
В связи с этим следует еще один важный вывод: государственная регистрация выпуска ценных бумаг позволяет предотвратить или снизить вероятность нарушения законодательства в ходе эмиссии, однако она никогда не является полной гарантией их отсутствия. Факт государственной регистрации выпуска не должен рассматриваться как особый знак надежности или высокой ликвидности (стоимости) размещаемых ценных бумаг. Риск, связанный с возможным неисполнением прав, удостоверенных ценной бумагой, обусловлен экономической природой рынка ценных бумаг и остается в любом случае, даже при условии государственной регистрации выпуска. Такой подход еще раз подтверждает, что решение инвестора о приобретении ценных бумаг не должно быть основано исключительно на факте государственной регистрации их выпуска[69]. В любом случае инвестор должен следовать древнему латинскому выражению: Caveat emptor (покупатель должен быть бдительным).
В случае принятия решения об отказе в государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг регистрирующий орган обязан в течение 3 дней с даты принятия соответствующего решения выдать (направить) эмитенту уведомление об отказе в государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг, содержащее основания отказа.
В соответствии с П. 2.4.16. стандартов эмиссии решение об отказе в государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг может быть принято регистрирующим органом по следующим основаниям:
· нарушение эмитентом требований законодательства РФ о ценных бумагах, в том числе наличие в представленных документах сведений, позволяющих сделать вывод о противоречии условий эмиссии и обращения ценных бумаг законодательству РФ и несоответствии условий выпуска ценных бумаг законодательству РФ о ценных бумагах;
· несоответствие документов, представленных для государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг или регистрации проспекта ценных бумаг, и состава содержащихся в них сведений требованиям ФЗ "О рынке ценных бумаг", Стандартов и иных нормативных правовых актов федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг;
· непредставление в течение 30 дней на основании запроса или уведомления регистрирующего органа о необходимости устранения нарушений всех документов, необходимых для государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг или регистрации проспекта ценных бумаг, либо исправленных и/или дополненных документов;
· несоответствие финансового консультанта на рынке ценных бумаг, подписавшего проспект ценных бумаг, установленным требованиям;
· внесение в проспект ценных бумаг или решение о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг (иные документы, являющиеся основанием для государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг) ложных сведений либо сведений, не соответствующих действительности (недостоверных сведений).
Так же перечислены основания по которым не может быть осуществлена государственная регистрация выпуска (дополнительного выпуска) акций.
П. 2.4.18. стандартов эмиссии устанавливает обстоятельства, при которых не может быть осуществлена государственная регистрация выпуска (дополнительного выпуска) облигаций.
Стандарты эмиссии запрещают одновременно осуществлять государственную регистрация двух и более выпусков (дополнительных выпусков) обыкновенных акций или двух и более выпусков (дополнительных выпусков) привилегированных акций одного типа, за исключением случаев одновременной государственной регистрации двух или более дополнительных выпусков обыкновенных акций или двух или более дополнительных выпусков привилегированных акций одного типа, размещаемых при реорганизации акционерных обществ в форме присоединения[70].
При
отказе в государственной регистрации
выпуска (дополнительного выпуска)
ценных бумаг представленные для
государственной регистрации
Решение об отказе в государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг может быть обжаловано в судебном порядке.
Основания отказа в государственной регистрации выпуска ценных бумаг заслуживают критики[71]. Общим замечанием для всех оснований является их излишняя формальность, что не соответствует целям государственного регулирования в сфере рынка ценных бумаг. Действительно, практически любое нарушение требований законодательства РФ или обнаружение любых недостоверных сведений может повлечь отказ в государственной регистрации выпуска, что само по себе уже является существенным негативным последствием для эмитента. Существующие основания отказа в регистрации сформулированы без учета тяжести нарушения или значимости недостоверных сведений для принятия потенциальным приобретателем ценных бумаг инвестиционного решения. Данные основания необходимо пересмотреть и согласовать их с принципом соразмерности правонарушения и мер воздействия, применяемых государством.
Кроме того, представляется излишним
указание на какую-либо форму вины эмитента
по включению недостоверных