Анткрзесное управление

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2013 в 16:33, курсовая работа

Описание работы

Антикризисное управление (антикризисный менеджмент) стало одним из самых «популярных» терминов в деловой жизни России. В одних случаях под ним понимают управление фирмой в условиях общего кризиса экономики, в других – управление фирмой, в преддверии банкротства, третьи же связывают понятие антикризисное управление с деятельностью антикризисных управляющих в рамках судебных процедур банкротства.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1.
1. Современные проблемы управления несостоятельными компаниями
1.1 Экономический кризис и несостоятельные предприятия в экономике России……………………………………………………………………………5
1.1.1 Причины и последствия возникновения кризисов, характеристика и разновидности кризисов………………………………………………………6
1.1.2 Признаки кризиса ....................................................................................9
1.1.3 Сущность, закономерность и причина экономических кризисов …….11
1.1.4 Фазы цикла экономических кризисов в развитии организации………12
1.1.5 Несостоятельные предприятия и процедура банкротства …………….20
1.1.6 Проблемы антикризисного управления предприятием…………………22
1.2 Зарубежный опыт антикризисного управления
1.2.1 Зарубежный опыт оценки несостоятельности и банкротства…………25
1.2.2 Зарубежный опыт антикризисного управления ………………………28
1.3 Формирование инновационных инфраструктур как условие выхода из кризиса………………………………………………………………………….35
Глава 2.
2. Анализ финансово-хозяйственной деятельности ОАО «Автоматика» в период кризиса
2.1 Общая характеристика ОАО «Автоматика»……………………………..37
2.2 Оперативное управление организацией в кризисный период……….…39
2.3 Анализ показателей деятельности ОАО «Автоматика»
2.3.1 Анализ технико-экономических показателей ОАО «Автоматика»…..43
2.3.2 Анализ финансового состояния ОАО «Автоматика»…………………..49
2.3.3 Анализ деятельности персонала в управлении денежными средствами ОАО «Автоматика»…………………………………………………………..58
2.3.4 Анализ движения денежных средств…………………………………….62
Глава 3.
3. Мероприятия и способы выхода ОАО «Автоматика» из кризисного состояния
3.1 Различные инструменты антикризисного управления предприятием
3.1.1 Антикризисная программа [37]…………………………………………..65
3.1.2 Система механизмов и мероприятий по финансовой стабилизации…67
3.2 Совершенствование системы управления дебиторской задолженностью ОАО «Автоматика»…………………………………………………………….72
3.3 Мероприятия по оптимизации финансовых потоков ОАО «Автоматика»…………………………………………………………………..75
Заключение……………………………………………………………………….82
Список литературы…………………………………………………………….86

Файлы: 1 файл

курсовая 2.docx

— 129.88 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3

Глава 1.

1. Современные проблемы  управления несостоятельными компаниями 

1.1 Экономический кризис  и несостоятельные предприятия  в экономике России……………………………………………………………………………5

1.1.1 Причины и последствия  возникновения кризисов, характеристика  и разновидности кризисов………………………………………………………6

1.1.2 Признаки кризиса ....................................................................................9

1.1.3 Сущность, закономерность  и причина экономических кризисов  …….11

1.1.4 Фазы цикла экономических  кризисов в развитии организации………12

1.1.5 Несостоятельные предприятия  и процедура банкротства …………….20

1.1.6 Проблемы антикризисного  управления предприятием…………………22

1.2 Зарубежный опыт антикризисного  управления

1.2.1 Зарубежный опыт оценки  несостоятельности и банкротства…………25

1.2.2 Зарубежный опыт антикризисного  управления ………………………28

1.3 Формирование инновационных  инфраструктур как условие выхода  из кризиса………………………………………………………………………….35

Глава 2.

2. Анализ финансово-хозяйственной  деятельности ОАО «Автоматика»  в период кризиса

2.1 Общая характеристика  ОАО «Автоматика»……………………………..37

2.2 Оперативное управление  организацией в кризисный период……….…39

2.3 Анализ показателей  деятельности ОАО «Автоматика»

2.3.1 Анализ технико-экономических  показателей ОАО «Автоматика»…..43

2.3.2 Анализ финансового  состояния ОАО «Автоматика»…………………..49

2.3.3 Анализ деятельности  персонала в управлении денежными  средствами ОАО «Автоматика»…………………………………………………………..58

2.3.4 Анализ движения денежных  средств…………………………………….62

Глава 3.

3. Мероприятия и способы  выхода ОАО «Автоматика» из  кризисного состояния

3.1 Различные инструменты  антикризисного управления предприятием

3.1.1 Антикризисная программа  [37]…………………………………………..65

3.1.2 Система механизмов  и мероприятий по финансовой  стабилизации…67

3.2 Совершенствование системы  управления дебиторской задолженностью  ОАО «Автоматика»…………………………………………………………….72

3.3 Мероприятия по оптимизации  финансовых потоков ОАО «Автоматика»…………………………………………………………………..75

Заключение……………………………………………………………………….82

Список литературы…………………………………………………………….86

 

Введение

Антикризисное управление (антикризисный  менеджмент) стало одним из самых  «популярных» терминов в деловой  жизни России. В одних случаях  под ним понимают управление фирмой в условиях общего кризиса экономики, в других – управление фирмой, в  преддверии банкротства, третьи же связывают  понятие антикризисное управление с деятельностью антикризисных  управляющих в рамках судебных процедур банкротства.

Проблемы предотвращения банкротства предприятий, их выживания  в обстановке кризиса очень беспокоят  все российское общество, с учетом финансово-экономического кризиса 2008–2009 года актуальность данной проблемы возросла в разы, таким образом, тема данного  исследования является очень актуальной. Мировой опыт развития менеджмента  свидетельствует о том, что в  целом проблема налаживания эффективного антикризисного управления на предприятиях сложна в практическом отношении  и требует серьезнейшей проработки в методическом плане. Как показала практика, система мер, именуемая  антикризисным менеджментом, в случае ее успешного практического применения способна реально помочь терпящим бедствие компаниям. Но еще более эффективна она при осуществлении мероприятий, направленных на своевременное предотвращение кризисных явлений, на оздоровление экономики предприятия, на упрочение  его финансов.

Некоторые считают, что антикризисные  меры следует принимать, когда финансовое положение функционирующего на рынке  предприятия становится уже печальным, а перспектива банкротства –  реальной. Исходя из этого, они полностью  игнорируют диагностику угрозы банкротства  на ранних стадиях ее возникновения  и акцентируют внимание только на «лечение» кризиса. Другие же, считают  подобный подход неприемлемым. Так, например, в своей книге «Справочник  кризисного управляющего» профессор  Уткин Э.А. писал: «Подобный подход – это все равно что «ставить телегу впереди лошади». [31, с. 49] Главное  в антикризисном управлении –  обеспечение условий, когда финансовые затруднения не могут иметь постоянный стабильный характер. Речь о банкротстве  при таком подходе быть не должно, поскольку должен быть налажен управленческий механизм устранения возникающих проблем  до того, пока они не приняли необратимый  характер.

Методологической базой  исследования являются труды следующих  авторов: Александров Г.А, Балабанов  И.Т., Родионова Н.В., Гриценко Г.А., Короткова  Э.М., Уткин Э.А. и др.

Методы работы: теоретическое  рассмотрение материала, анализ, синтез, дедукция и индукция, математический анализ данных.

Цель исследования: обосновать необходимость развития системы  антикризисного управления современной  организации

Задачи:

•  охарактеризовать причины  и последствия, разновидности кризисов, выделить причины, влияющие на кризис на предприятии;

•  проанализировать показатели финансового положения и результатов  деятельности ОАО «Автоматика»;

•  дать рекомендации по совершенствованию системы антикризисного управления.

Предмет исследования: система  антикризисного управления современной  организацией.

Объект исследования: методы и способы антикризисного управления предприятием.

Теоретическая значимость работы: материал курсовой работы может быть использован в образовательных целях студентами и преподавателями дисциплины «Антикризисное управление»

Практическая значимость работы: разработанные в курсовой рекомендации и выводы могут быть использованы в процессе вывода российских предприятий из кризиса.

Структурно работа состоит  из введения, трёх глав, заключения, списка литературы.

 

 

 

 

1. Современные  проблемы управления несостоятельными  компаниями

1.1 Экономический кризис  и несостоятельные предприятия  в экономике России

В трудах ученых-экономистов  отсутствует единая точка зрения на кризисы в развитии различных  систем. В России доминировала точка  зрения, что кризисы свойственны  только капиталистическому способу  производства и не могут возникать  при социалистическом способе, для  которого характерны только «трудности роста». Другие ученые-экономисты считают, что понятие «кризис» применимо  только к макроэкономическому уровню, а для микроуровня более подходят менее острые проблемы, которые вызваны  неэффективной системой производства и управления. [8,9] Эти проблемы якобы  не являются следствием кризиса развития, не вызваны объективными тенденциями. Если подобным образом рассматривать  развитие фирмы, то нет необходимости  прогнозирования возможности кризиса. Понятие «кризис» теснейшим образом  связано и с понятием «риск», которое  в той или иной мере влияет на процесс антикризисного управления любого предприятия. Исключите из риска  вероятность неблагоприятного исхода, и пропадет острота риска, станут неожиданными не только кризисные, но и вполне обычные ошибки. На проблему кризиса можно взглянуть с позиции теории цикличности. Для любой социально-экономической системы, будь то общественная формация, фирма или предприятие, характерны два фактора своего существования: функционирование и развитие. Связь функционирования и развития имеет диалектический характер, подразумевающий определенность и закономерность наступления и завершения кризисов. Функционирование сдерживает развитие и является его базисом, развитие прерывает различные процессы функционирования, но формирует предпосылки для его осуществления на новом качественном уровне. И возникает циклическое развитие, которое предполагает периодическое наступление кризисов. Кризисы не обязательно разрушительны, они могут иметь и положительные последствия, они могут вызываться управляемыми и неуправляемыми факторами, природой развития социально-экономической системы. Кризисы могут возникать и в самих процессах функционирования. Это противоречия между уровнем техники и квалификацией персонала, между технологиями и условиями их использования (климат, помещение, производственный процесс, совместимость и пр.) Таким образом, кризис – это максимальное обострение противоречий в организации, угрожающее ее стабильной жизнедеятельности.

1.1.1 Причины и последствия  возникновения кризисов, характеристика  и разновидности кризисов

Причины кризиса могут  подразделяться на объективные, которые  связаны с циклическими потребностями  реструктуризации, модернизации, и  субъективные, обусловленные ошибками в управлении, природные (климат, недра, водная среда и др.). Причины кризиса  могут подразделяться на внешние и внутренние. Первые связаны с действием макро- или внешнеэкономических факторов, вторые – с внутренними факторами, с рискованной стратегией маркетинга, несовершенством производства и управления, ограниченной инновационной и инвестиционной политикой, неэффективным управлением персоналом. Если согласиться с тем, что кризис может возникнуть вследствие действия всего многообразия внешних и внутренних факторов, можно сделать вывод, что опасность кризиса существует постоянно, его необходимо предвидеть и прогнозировать.

Для эффективного управления кризисом необходимо исследовать не только его причины, но и последствия. Например, в результате кризиса возможно обновление организации или ее ликвидация, оздоровление или усугубление ситуации. Кризис может иметь как позитивные, так и крайне негативные последствия. Они могут развиваться и согласно «принципу домино». Возможна консервация  кризисных ситуаций на довольно длительное время (например, политического). Последствия  кризиса могут сводиться к  резким изменениям или мягкому выходу. Последствия кризисов компании бывают длительными и непродолжительными, обратимыми и необратимыми, количественными  и качественными. [6]

Последствия кризиса определяются не только его природой и параметрами, но и эффективностью антикризисного управления, которое зависит от профессионализма, системы мотивации, прогнозирования  причин и последствий, искусства  управления, эффективной методологии.

Если есть классификация  и знание типа кризиса, есть возможности  снижения его воздействия, обеспечения  безболезненности его протекания. Согласно классификации, возникают общие  и локальные кризисы. Общие кризисы  охватывают всю социально-экономическую  систему, локальные – одну или  несколько подсистем.

По проблематике кризиса  следует указать макрокризисы и микрокризисы. Макрокризис охватывает всю народнохозяйственную систему. Микрокризис распространяется на отдельную проблему или группу проблем. Но кризис, будучи минимальным, по принципу «домино» может вовлечь в противоречия всю систему или весь процесс развития, так как все элементы взаимосвязаны и взаимодействуют в системе, проблемы решаются комплексно. Кризис охватывает все элементы, когда нет управления кризисными ситуациями, нет мер локализации и снижения его остроты, или наоборот, когда осуществляется намеренная мотивация развития кризиса. По структуре отношений в народнохозяйственной системе, по различной проблематике развития установлены следующие виды экономических, психологических, организационных, социальных, технологических кризисов. Экономические кризисы вызваны резкими противоречиями в экономике страны или отдельного хозяйствующего субъекта. К ним относятся кризисы производства и реализации товара, отношений экономических агентов, кризисы неплатежей, конкурентных преимуществ, банкротства и пр. Среди экономических кризисов существуют финансовые кризисы в состоянии финансовой системы и финансовых возможностей. Социальные кризисы возникают при развитии противоречий различных социальных групп. Часто социальные кризисы являются продолжением кризисов экономических, но иногда возникают и отдельно. [10]

Кризисы также могут быть предсказуемыми (закономерными) и данными (случайными).

Предсказуемые кризисы могут  предсказываться и возникают  под воздействием объективных факторов развития – необходимости модернизации производства, бизнес-процессов под  воздействием макроэкономических факторов. Неожиданные кризисы возникают  вследствие ошибок в управлении, действия сил природы, активизации социально-экономических  процессов. Разновидностью предсказуемых  кризисов является циклический кризис, возникающий периодически и имеющий  известные фазы своего наступления  и протекания, существуют также кризисы  явные и латентные (скрытые). Первые протекают заметно и просто распознаются. Вторые – скрытые, развиваются незаметно  и крайне опасны. Также кризисы  подразделяются на легкие и глубокие. Глубокие кризисы могут дестабилизировать  части или всю социально-экономическую  систему. Легкие, мягкие кризисы протекают  более последовательно и безболезненно.

Совокупность возможных  кризисов также делится на: кратковременные и затяжные. Фактор времени чрезвычайно важен в кризисной ситуации, чем продолжительнее кризис, тем он проходит болезненнее. Затяжные проходят болезненно и сложно. Они, как правило, связаны с отсутствием навыков управления критическими ситуациями, непониманием сути и параметров кризиса, его причин и возможных последствий.

 

1.1.2 Признаки кризиса

Классификационные критерии кризиса могут оцениваться и  как его черты, «подсказывающие» или определяющие оценку ситуации, разработку и выбор удачных управленческих решений. Опасность кризиса существует всегда, поэтому важно видеть предпосылки  возникновения кризисов и определять вредоносные последствия кризисов.

Социально-экономическая  система является саморегулируемой системой, т.е. в ее существовании  действуют механизмы восстановления равновесия. А система управления существует, для того чтобы обеспечивать менее болезненное и более  последовательное развитие социально-экономической  системы. Преодоление кризисов –  это управляемый процесс.

Успех управления зависит  от своевременного распознавания симптомов  наступления кризиса. Признаки кризиса  дифференцируются по типологической принадлежности: масштабы, острота, проблематика, причины, область развития, фаза проявления, возможные последствия. [16]

В распознавании кризиса  большое значение имеет оценка взаимосвязи  проблем. Также в управлении социально  – экономической системой должен функционировать так называемый мониторинг антикризисного развития. Но для такого предсказания необходимы четкий набор признаков и показателей  кризисного развития, методология их расчета и использования в  анализе. Предсказание кризисов возможно путем анализа факторов и процесса развития кризиса. Для распознавания  кризисов необходимо использовать всю  систему показателей оценки состояния  социально-экономической системы. Поэтому  необходима разработка новых, синтетических  показателей для того, чтобы более  точно и своевременно определять вероятность и момент наступления  кризисных ситуаций.

Информация о работе Анткрзесное управление