Анткрзесное управление

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2013 в 16:33, курсовая работа

Описание работы

Антикризисное управление (антикризисный менеджмент) стало одним из самых «популярных» терминов в деловой жизни России. В одних случаях под ним понимают управление фирмой в условиях общего кризиса экономики, в других – управление фирмой, в преддверии банкротства, третьи же связывают понятие антикризисное управление с деятельностью антикризисных управляющих в рамках судебных процедур банкротства.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1.
1. Современные проблемы управления несостоятельными компаниями
1.1 Экономический кризис и несостоятельные предприятия в экономике России……………………………………………………………………………5
1.1.1 Причины и последствия возникновения кризисов, характеристика и разновидности кризисов………………………………………………………6
1.1.2 Признаки кризиса ....................................................................................9
1.1.3 Сущность, закономерность и причина экономических кризисов …….11
1.1.4 Фазы цикла экономических кризисов в развитии организации………12
1.1.5 Несостоятельные предприятия и процедура банкротства …………….20
1.1.6 Проблемы антикризисного управления предприятием…………………22
1.2 Зарубежный опыт антикризисного управления
1.2.1 Зарубежный опыт оценки несостоятельности и банкротства…………25
1.2.2 Зарубежный опыт антикризисного управления ………………………28
1.3 Формирование инновационных инфраструктур как условие выхода из кризиса………………………………………………………………………….35
Глава 2.
2. Анализ финансово-хозяйственной деятельности ОАО «Автоматика» в период кризиса
2.1 Общая характеристика ОАО «Автоматика»……………………………..37
2.2 Оперативное управление организацией в кризисный период……….…39
2.3 Анализ показателей деятельности ОАО «Автоматика»
2.3.1 Анализ технико-экономических показателей ОАО «Автоматика»…..43
2.3.2 Анализ финансового состояния ОАО «Автоматика»…………………..49
2.3.3 Анализ деятельности персонала в управлении денежными средствами ОАО «Автоматика»…………………………………………………………..58
2.3.4 Анализ движения денежных средств…………………………………….62
Глава 3.
3. Мероприятия и способы выхода ОАО «Автоматика» из кризисного состояния
3.1 Различные инструменты антикризисного управления предприятием
3.1.1 Антикризисная программа [37]…………………………………………..65
3.1.2 Система механизмов и мероприятий по финансовой стабилизации…67
3.2 Совершенствование системы управления дебиторской задолженностью ОАО «Автоматика»…………………………………………………………….72
3.3 Мероприятия по оптимизации финансовых потоков ОАО «Автоматика»…………………………………………………………………..75
Заключение……………………………………………………………………….82
Список литературы…………………………………………………………….86

Файлы: 1 файл

курсовая 2.docx

— 129.88 Кб (Скачать файл)

Большое значение имеет не только система показателей, отражающих основные признаки кризиса, но и методология  их практического использования. С  методологией распознавания кризиса  теснейшим образом связана организация  этой работы, которая предполагает наличие специалистов, функции их деятельности, взаимодействие в системе  управления, статус рекомендаций или  решений. Диагностирование и прогнозирование  кризисов должно быть поставлено на профессиональную основу. Выход из кризиса зависит  от способов анализа существенных противоречий и наличия специалистов в области  антикризисного управления. В существование  социально-экономической системы  заложена деятельность людей. Несмотря на «человеческую природу» кризисов, без них не возможно развитие. Часто человеческий фактор – это предпосылка и источник кризиса. Противоречия интересов и объективная неравномерность их изменения влияют на неотвратимость кризисов и их положительное значение. В процессе развития системы повышается роль человека в стабильном ее развитии, которое означает не устранение кризиса, а предвидение и уверенное и своевременное, и по возможности, безболезненное его разрешение. Таким образом, антикризисное развитие – это не бескризисный процесс, а преодоление кризисов как источника результативного для интересов человека развития.

 

1.1.3 Сущность, закономерность  и причина экономических кризисов

Первопричиной, т.е. возможностью возникновения экономический кризисов, является разрыв между производством  и потреблением. В рамках натурального хозяйства между производством  и управлением существовала прямая связь. Предпосылки для экономических  кризисов возникли и увеличивались  с развитием товарно-денежных отношений. Разделение труда, развитие специализации  и кооперации увеличивало разрыв между производством и потреблением. Но при простом товарном производстве вероятность кризисов не могла превратиться в необходимость. Товары тогда продавались  в основном на местных рынках, затруднения  с их реализацией носили локальный  характер и не могли вызывать нарушения  процесса реализации во всем обществе. С развитием товарного производства и кредитно-денежных и рыночных отношений  усилился разрыв между производством  и потреблением. В условиях свободной  конкуренции экономические кризисы  стали объективной закономерностью. В докапиталистических способах производства было недопроизводство материальных благ. При капитализме впервые  возникло перепроизводство.

Сущность экономического кризиса проявляется в излишнем производстве товаров по сравнению  с совокупным спросом, в нарушении  процесса воспроизводства общественного  капитала, в массовых банкротствах фирм.

В теории экономических циклов отражаются закономерности воспроизводства, которое невозможно без периодических  спадов и подъемов в производстве. Значительный вклад в анализ данного  вопроса внес К. Маркс. Он определил  предпосылки данных противоречий и  доказал неотвратимость их в условиях анархии производства. Немарксистские школы первоначально выступили  с отрицанием неизбежности экономических  циклов, доказывали наличия саморегулирующих механизмов в модели свободной рыночной экономики. В дальнейшем ученые экономисты отказались от крайних взглядов на экономические циклы в процессах  воспроизводства.

Отсутствует единая точка  зрения относительно причин экономических  кризисов. Они, как правило, различаются  в зависимости от периода их возникновения  и страны развертывания кризисных  процессов. Например, одной из самых  распространенных причин экономических  кризисов является научно-технический  прогресс. Активная часть основного  капитала устаревала в течение 10–12 лет. Это требовало ее обновления, что служило предпосылкой экономического роста. Последующие сокращения циклов (с 10–11 лет в XIX в. до 7–8 лет в предвоенные и 4–5 лет в послевоенные годы ХХ в.) связываются с уменьшением сроков обновления основного капитала под влиянием НТП в современном мире.

К. Маркс полагал, что причины  цикличности капиталистического воспроизводства  – в самой природе капитализма, непосредственно в противоречиях  между собственниками средств производства и наемными работниками.

Представители неоклассической  школы видят различные предпосылки  кризисов в экономике, не связывая их с противоречиями между собственниками средств производства и наемными рабочими.

Последовательной представительницей теории недопотребления была Джоан  Робинсон, лидер левого кейнсианства. Лекарством от кризисов считалось стимулирование потребления.

Ближе к позиции К. Маркса экономисты, полагающие, что причина  кризисов – отсутствие правильных пропорций между отраслями, хозяйствующими субъектами. [23]

Теория неравновесия сочетается с теорией кризисов как порождения внешних условий – политических, демографических, природных. Ф. фон  Хайек считал, что кризисы перепроизводства возникают из-за избыточного финансирования со стороны государства. [34]

Согласно психологической  теории кризиса И. Шумпетера, на каждой фазе экономического цикла у населения формируется свое отношение к инвестициям. [16]

Экономической наукой к настоящему времени разработан целый ряд  концепций экономических циклов. П. Самуэльсон, например, отмечает следующие: денежную теорию, которая выделяет в качестве причины цикла экспансию банковского кредита; теорию нововведений, объясняющую цикл использованием в производстве важных нововведений (И.А. Шумпетер, Х. Хансен); психологическую теорию, трактующую фазы циклов как следствие пессимистического и оптимистического настроения у людей (А.С. Пигу); теорию недопотребления, согласно которой циклы возникают при слишком большой доле дохода, идущей на сбережения, по сравнению с потреблением (Д.А. Гобсон, Р. Фостер и др.); теорию чрезмерного инвестирования, сторонники которой полагают, что источником спада может стать в большей степени излишнее, чем малое вложение средств (Ф. Хайек, Л. Мизес и др.); теорию солнечных пятен – погоды, урожая (У.С. Джевонс). [28]

Заслуживает внимания точка  зрения ряда отечественных ученых-экономистов, которые выделяют три этапа в  изменении взглядов на экономические  циклы. [27]

Первый этап охватывает период с начала XVIII в. до середины 1930-х гг. ХХ. Тогда доминировали концепции  утверждающие, что кризисы в экономике  вообще не возникают в условиях рынка (Дж.С. Милль, Ж.Б. Сэй, Д. Рикардо), либо возникают случайно и рыночная экономика способна самостоятельно их преодолевать (Ж.Ш. Сисмонди, Р. Родбертус, К. Каутский).

Второй этап охватывает период с середины 1930-х до середины 1960-х  гг. Выделение этого периода связано  с исследованиями Дж.М. Кейнса и с его выводом о том, что капиталистический рынок содержит различные виды монополий и может включать разную степень воздействия государства.

Как средство наиболее безболезненного  выхода из кризиса Дж.М. Кейнс предложил обеспечить обязательное государственное регулирование экономики.

Третий этап продолжается с середины 1960-х г. до настоящего времени. Особенности данного периода.

1. Большое внимание уделяется  разграничению экзогенных (внутренних) и эндогенных (внешних) причин  цикличности рыночной экономики,  причем именно эндогенным факторам  стало уделяться преимущественное  внимание.

2. Определилась позиция  ряда ученых-экономистов, согласно  которой государство в развитых  странах далеко не всегда стремится  к антикризисному регулированию,  сглаживанию циклических колебаний  и к стабилизации экономического  равновесия, а провоцирует и поддерживает  цикличность.

 

 

 

 

 

1.1.4 Фазы цикла экономических  кризисов в развитии организации

Классический цикл общественного  воспроизводства состоит из четырех  фаз. Первая фаза – кризис (спад). Происходит сокращение объема производства и деловой  активности, затоваривание, падение  цен, резко увеличивается количество банкротств, растет безработица. При  этом в отраслях, производящих предметы повседневного спроса, производство сокращается в сравнительно меньших  масштабах, в то же время потребители  могут полностью отказаться от покупки  оборудования, бытовой техники, предметов  роскоши. Соответственно падение производства в металлургии, тяжелом машиностроении и т.п., бывает, как правило, гораздо большим, чем в легкой и пищевой промышленности. Также если в высокомонополизированных отраслях в период кризиса цены удерживаются на прежнем уровне при значительном уменьшении предложения, то в отраслях с интенсивной конкуренцией отмечается резкое снижение цен при незначительном сжатии товарного предложения, т.е. монополии с гораздо меньшими издержками могут пережить кризис.

Вторая – депрессия (стагнация). Она представляет собой фазу продолжительностью от 6 месяцев до трех лет адаптации  хозяйствующего субъекта к новым  условиям, фазу движения системы к  новому равновесию. Уверенность собственника медленно восстанавливается, он не рискует  крупными суммами, цены и условия хозяйствования стабилизируются.

Третья – оживление, восстановление. Растут инвестиции, цены, объемы выпуска  продукции, процентные ставки, снижается  безработица. Оживление начинается с отраслей, выпускающих станки, оборудование. Создаются новые предприятия. Затем начинается новый, более высокий, чем прежде, подъем.

Четвертая – подъем (бум). Это фаза, характеризующаяся активизацией инновационной деятельности, возникновением новых товаров и компаний, резким ростом инвестиций, курсов ценных бумаг, процентных ставок, цен и зарплаты, а также затовариванием складских  помещений готовой продукцией. Подъем уже формирует базу для нового повторяющегося кризиса.

Первоначальным «толчком» (причиной) кризиса является сжатие совокупного потребления, а затем  начинается стагнация, рост безработицы, снижение доходов, уменьшение расходов и спроса.

С учетом многообразия причин (возбудителей) возникновения циклов развития учеными-экономистами предлагаются следующие разновидности циклов: циклы Кондратьева, длинноволновые циклы, длительностью 40–60 лет: их основная предпосылка – научно-технический  прогресс и инновационная деятельность. Циклы Кузнеца: их продолжительность  ограничивается примерно 20 годами, а  определяющими факторами являются изменения в отраслевой структуре  и структуре воспроизводства. Циклы  Джаглера периодичностью 7–11 лет, являющиеся итогом взаимодействия многообразных денежно-кредитных факторов. Циклы Китчина продолжительностью 3–5 лет порождаются динамикой запасов товарно-материальных ценностей на предприятиях. Частные хозяйственные циклы, охватывающие период от одного до 12 лет и существующие в связи с колебаниями инвестиционной активности.

После Кейнса западная экономическая мысль согласилась с выводами о цикличности социально-экономического развития и продолжила исследование структур и причин циклов, усиленно ищет пути и способы нивелирования негативных последствий влияния фаз спада на развитие социально-экономической системы. [18]

Итак, во-первых, цикличность  – это многомерное явление, которое  носит общемировой характер. Более  того, в специфических проявлениях  цикличность присутствовала и в  условиях директивно-плановой экономики. Во-вторых, цикличность в целом  может также рассматриваться  как своеобразная форма обеспечения  поступательного развития экономики  в условиях рыночных отношений. В-третьих, развитие социально-экономической  системы происходит не по кругу, а  по спирали, цикличность признается формой прогрессивного развития общества. В-четвертых, необходимо углублять  объективные знания о циклах, их причинах и находить эффективные  средства для сглаживания их отрицательных  последствий.

В современной литературе по менеджменту понятие «организация»  рассматривается как некоторое  относительно обособленное структурное  подразделение в общей системе  общественного разделения труда. Критерием  такого обособления является экономическая  самостоятельность, организационная  целостность (существование внутренней и внешней среды), наличие специализированных информационных структур. Под организацией можно понимать отдельную фирму, предприятие, офис, акционерное общество, банк, компанию страховую, туристическую и др., а также структурные единицы системы государственного управления.

Возможность кризиса определяется рискованным развитием, которое  проявляется в вероятности возникновения  кризиса, опасности кризисных ситуаций. Каждая организация имеет свои конкурентные преимущества, свои возможности его  реализации подчиняется закономерностям  циклического развития всей социально-экономической  системы. Это могут быть факторы  внешние и внутренние, общие и  специфические.

Внешние факторы характеризуют  экономическую конъюнктуру, влияющую на организацию, от которой она не может не зависеть. Системный кризис экономической системы страны не может не отражаться на экономике  отдельной фирмы. Степень влияния  кризиса народно-хозяйственной системы  на компанию зависит от области деятельности, формы собственности, размеров, направлений  деятельности, а также от внутренних факторов, таких как профессионализм  управления, персонала, социальная атмосфера, экономический потенциал и др. Организация может успешно противодействовать кризисным явлениям или не использовать методологию антикризисного управления.

Для каждой организации характерна своя комбинация причин и условий  развития кризиса.

Факторы возникновения кризисов в организации могут быть разными.

Но очень важно видеть симптомы кризисного развития и своевременно применять методы антикризисного менеджмента. Необходимо различать факторы, симптомы и причины кризиса. Симптомы проявляются  в критериях и в динамике показателей, отражающих функционирование и развитие организации.

К проблеме возникновения  кризисов в организации можно  подойти и с системологических позиций. Система в процессе своей жизнедеятельности может находиться либо в устойчивом, либо в неустойчивом состоянии. Различают статическую и динамическую устойчивость. На устойчивость системы влияют внешние и внутренние факторы. Если устойчивость в основном диктуется внешними факторами, то ее принято называть внешней, если внутренними факторами-то внутренней.

Информация о работе Анткрзесное управление