Жизненный цикл предприятия на примере ОАО АвтоВАЗ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 14:24, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – на основе исследования теоретико-методологических положений произвести анализ и планирование жизненного цикла предприятия.
Для достижения данной цели необходимо решить ряд основных задач:
раскрыть понятие и сущность жизненного цикла предприятия;
произвести характеристику этапов жизненного цикла;
проанализировать методику анализа и планирования жизненного цикла предприятия;
определить стадию ЖЦП на которой находится ОАО «АвтоВАЗ»;
выполнить стратегическое планирование на основе жизненного цикла.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1. ИССЛЕДОВАНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ОСНОВ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА ПРЕДПРИЯТИЯ…………………………………………………………………..5
1.1 Сущность жизненного цикла предприятия………………………………….5
1.2 Характеристика этапов жизненного цикла предприятия…………………..8
1.3 Жизненный цикл товара как основная составляющая жизненного цикла предприятия……………………………………………………………………...11
2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА И ПЛАНИРОВАНИЯ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА ПРЕДПРИЯТИЯ…………………………...……….18
2.1 Характеристика и факторы изменения жизненного цикла предприятия...........................................................................................................18
2.2 Определение стадии жизненного цикла товара на основе матрицы BCG……………………………………………………………………………….22
2.3 Поиск сбалансированной структуры товарного портфеля как способ планирования жизненного цикла предприятия………………………………..26
3. РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ НА ОСНОВЕ АНАЛИЗА ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА (НА ПРИМЕРЕ ОАО «АВТОВАЗ»)…………...….32
3.1 Организационно-экономическая характеристика ОАО «АвтоВАЗ»…….32
3.2 Анализ жизненного цикла ОАО «АВТОВАЗ»…………………………….36
3.3 Стратегическое планирование на основе жизненного цикла ОАО «АВТОВАЗ»……………………………………………………………………...42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….…46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 379.00 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

ЧУО «БИП – ИНСТИТУТ ПРАВОВЕДЕНИЯ»

МОГИЛЕВСКИЙ ФИЛИАЛ

 

 

Кафедра экономики

 

 

 

Курсовая работа

На тему: «Жизненный цикл предприятия на примере ОАО АвтоВАЗ»

 

 

 

Выполнила:

студентка 3-го курса

группы ЭУП-102   ______________  В.В. Гацуро

 

Проверила:    ______________  Л.А. Самусева

 

 

 

Могилев, 2013

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

1. ИССЛЕДОВАНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ОСНОВ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА ПРЕДПРИЯТИЯ…………………………………………………………………..5

1.1 Сущность жизненного цикла предприятия………………………………….5

1.2 Характеристика этапов жизненного цикла предприятия…………………..8

1.3 Жизненный цикл товара как основная составляющая жизненного цикла предприятия……………………………………………………………………...11

2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА И ПЛАНИРОВАНИЯ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА ПРЕДПРИЯТИЯ…………………………...……….18

2.1 Характеристика и факторы изменения жизненного цикла предприятия...........................................................................................................18

2.2 Определение стадии жизненного цикла товара на основе матрицы BCG……………………………………………………………………………….22

2.3 Поиск сбалансированной структуры товарного портфеля как способ планирования жизненного цикла предприятия………………………………..26

3. РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ НА ОСНОВЕ АНАЛИЗА ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА (НА ПРИМЕРЕ ОАО «АВТОВАЗ»)…………...….32

3.1 Организационно-экономическая характеристика ОАО «АвтоВАЗ»…….32

3.2 Анализ жизненного цикла ОАО «АВТОВАЗ»…………………………….36

3.3 Стратегическое планирование на основе жизненного цикла ОАО «АВТОВАЗ»……………………………………………………………………...42

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….…46

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………......48

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Основной задачей, стоящей перед любым предприятием является повышение эффективности его функционирования, за счет комплекса экономических, социологических и экологических проблем, которые должны решаются системно. Традиционное понимание эффективности предприятия связано с его прибыльностью. Однако современная экономика строится на комплексном решении всех связанных с повышением эффективности проблем. Как известно, на эффективность влияют многочисленные факторы, действующие как во внешней среде, так и в процессе преобразований в системе. Поскольку все эти факторы влияют и друг на друга, то можно сказать, что единого пути к повышению эффективности не существует. Многие попытки повышения эффективности провалились именно потому, что руководители не предвидели возможных результатов, предпринятых ими усилий. Поэтому целесообразно рассматривать деятельность по повышению эффективности функционирования предприятий с точки зрения этапов жизненного цикла экономического субъекта.

Существуют различные теории жизненного цикла, главное отличие которых состоит в различном наборе этапов жизненного цикла, и соответственно, наличии разных характеристик для определения этих этапов.

Кроме того, имеет место определенная цикличность в развитии предприятия, обусловленная, прежде всего, жизненным циклом отрасли, к которой относятся анализируемые предприятия. Все это не позволяет без адекватного научного обоснования определить границы этапов жизненного цикла.

Следовательно, важнейшей задачей при разработке стратегии предприятия является определение и анализ стадии жизненного цикла и, в частности, установление перспектив роста предприятия. На каждой стадии необходимо разработать и внедрить ряд определенных мероприятий, которые позволят повысить эффективность функционирования субъекта хозяйствования.

Разработке указанных проблем посвящена курсовая работа, что определило ее актуальность.

Цель курсовой работы – на основе исследования теоретико-методологических положений произвести анализ и планирование жизненного цикла предприятия.

Для достижения данной цели необходимо решить ряд основных задач:

раскрыть понятие и сущность жизненного цикла предприятия;

произвести характеристику этапов жизненного цикла;

проанализировать методику анализа и планирования жизненного цикла предприятия;

определить стадию ЖЦП на которой находится ОАО «АвтоВАЗ»;

выполнить стратегическое планирование на основе жизненного цикла.

Объектом служит жизненный цикл предприятия. Предметом являются факторы, влияющие на изменение жизненного цикла предприятия.

В первой части рассматриваются теоретические основы жизненного цикла предприятия. Во второй части – методика анализа и планирования жизненного цикла предприятия. В третьей части – производится анализ ЖЦП и разрабатывается стратегия развития на примере конкретного предприятия.

При написании курсовой работы использовалась различная литература отечественных и зарубежных авторов: научная, учебная и периодическая печать, а так же информация, опубликованная на научных, статистических и других официальных сайтах в сети интернет.

Наиболее подробно процесс анализа и планирования жизненного цикла рассмотрен в таких источниках, как: учебник Ефремова В.С. «Стратегическое планирование в бизнес-системах», учебное пособие Шепеленко Г.И. «Экономика, организация и планирование производства на предприятии».

 

 

1. ИССЛЕДОВАНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ОСНОВ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА ПРЕДПРИЯТИЯ

 

1.1 Сущность жизненного цикла предприятия

 

Проводя анализ финансового состояния предприятия, составляя прогнозы его развития и разрабатывая планы дальнейшей деятельности оценщик, зачастую, действует интуитивно, руководствуясь своим пониманием экономических проблем и опытом предыдущей деятельности. В то же время существуют объективные закономерности развития бизнеса, которые оценщик должен учитывать и использовать в результатах оценки.

К ним относятся:

Циклическое развитие экономики в виде подъемов и спадов, именуемых «кризисами».

Жизненный цикл отрасли (ЖЦО) в которой функционирует предприятие.

Жизненный цикл предприятий (ЖЦП).

Жизненный цикл производимых товаров или осуществляемых предприятием услуг (ЖЦТ), на основе которых и формируется ЖЦП [10].

В данной работе из вышеперечисленных закономерностей развития будет рассмотрен жизненный цикл предприятия (ЖЦП) и факторы на него влияющие.

Все коммерческие предприятия в своем развитии проходят вполне определенные этапы, которые, как ни странно, даже для совершенно разных организаций с определенной степенью допущения очень схожи.

Жизнь предприятия начинается с его возникновения, последняя стадия жизненного цикла представляет собой прекращение деятельности предприятия. Продолжительность жизненного цикла предприятия для различных стран и разных отраслей будет различной, тем не менее, характер кривой для всех предприятий одинаковый. Кривая жизненного цикла состоит из отдельных участков (этапов), каждый из которых описывает зависимость предприятия от внешних и внутренних условий, возникающих в тот или иной отрезок времени. На каждом этапе имеются факторы, влияющие на финансово-экономическую стабильность функционирования предприятия. В экономической литературе можно встретить различные точки зрения в отношении выделения промежуточных стадий развития. Все стадии следует рассматривать как составные части жизненного цикла его существования. Применяя понятие жизненного цикла, можно увидеть, что существуют отчетливые этапы, через которые проходят предприятия, и что переходы от одного этапа к другому являются предсказуемыми, а не случайными [11].

Один из вариантов деления жизненного цикла предприятия на соответствующие временные отрезки предусматривает следующие этапы:

1) зарождение предприятия;

2) рост деловой активности и финансово-экономической стабильности предприятия;

3) зрелость;

4) спад (рис. 1).

 

Рис.1. Кривая жизненного цикла предприятия [11]

 

Характеристики деятельности предприятия на каждой из приведенных стадий будут рассмотрены пункте 1.2 данной курсовой работы.

Периодичность в деятельности малых и средних предприятий в рыночной экономике, попавших в выборку американских исследователей и рассматриваемых в работе Крюкова А.Ф., носит следующий характер:

Стадия роста продолжается в среднем 4 года, с разбросом от 1,1 до 5,9 лет.

Стадия зрелости (относительного постоянства прибыли), равная в среднем 5 годам с разбросом от 2,2 до 7,8 лет.

Стадия старения (спада) длится в среднем около 5 лет, причем разброс крайних значений составляет от 2 до 8 лет. Исходя из приведенных данных, длительность жизненного цикла малого и среднего бизнеса в США равна (при распределении по фазам развития) в среднем 14 годам с разбросом от 5,4 до 21,7 лет (верхний предел задается циклом развития экономики США).

Стадия зарождения предприятия в проводившемся исследовании не учитывалась, и отчетной точкой являлось начало стадии роста (реальное начало роста продаж). Результаты анализа длительности жизненных циклов для различных областей бизнеса в США представлены в таблице 1 (Приложение А).

По цифрам анализа банкротств, в США в 80-е годы ХХ столетия, приведенных в исследовании, длительность жизни вновь организуемого малого и среднего бизнеса составляет около 4 лет с разбросом от 1 года до 15 лет для выборки в 400 тыс. предприятий из 500 тыс. вновь организованных фирм в этот период. Там же приведены данные, свидетельствующие о том, что в среднем для США экономический цикл реструктуризации бизнеса составляет от 3,7 до 5,5 раз за 22 летний цикл [12].

Можно полагать, что для подавляющего большинства российских предприятий, осуществляющих в настоящее время активную реструктуризацию, в целом справедливы те же закономерности. Иными словами, каждая коммерческая организация России как минимум раз в 4 - 5 лет должна будет менять свой бизнес (например, за счет выпуска новых изделий или его частичной диверсификации), либо вносить существенное скачкообразное изменение в него с тем, чтобы не исчезнуть в процессе конкурентной борьбы как в России, так и при интеграции России в мировой рынок.

 

1.2 Характеристика этапов жизненного цикла предприятия

 

Этап зарождения характеризуется созданием предприятия и постепенным внедрением на рынок, происходит технико-экономическое становление, накопление активов предприятия. На этом этапе важно отслеживать прогнозные показатели, сравнивать с фактическими и корректировать их. Особое внимание следует уделять динамике структуры активов. Объемы производства и реализации на этапе зарождения растут медленными темпами. Так как каналы поставки сырья и реализации готовой продукции не отлажены, возникают трудности и с производством и со сбытом. К новому предприятию относятся настороженно поставщики, кредиторы, потребители. Спрос мал, затраты на рекламу велики. На этапе зарождения предприятия особое внимание должно уделяться показателям платежеспособности и финансовой устойчивости. Так как в этот период предприятие еще не работает на полную мощность, делать какие-либо выводы по показателям рентабельности или оборачиваемости еще рано. На этапе зарождения предприятие имеет довольно большую долю заемных средств и финансовый риск, связанный с предприятием довольно высок, поэтому необходимо стабилизировать финансовые показатели [5].

На этапе роста деловой активности и финансово-экономической стабильности предприятия темпы роста продаж резко возрастают, предприятие признается потребителями, поставщиками, кредиторами. Производство отлажено, издержки на него сокращаются, каналы товародвижения и реклама налажены. Производство характеризуется интенсивной модернизацией, растет качество продукции. На данном этапе доля заемных средств в активах предприятия заметно сокращается. Показатели финансовой устойчивости и платежеспособности должны быть уже стабильны. Если они не стабилизировались на предыдущем этапе, то это означает, что предприятие не добилось того уровня финансово-экономической стабильности, который соответствует данному этапу. Требуется пересмотреть маркетинговую стратегию и заемную политику предприятия [7].

На этапе роста важными становятся показатели оборачиваемости и рентабельности продаж. Чем выше эти показатели, тем лучше идут дела у предприятия. Уменьшение одного из коэффициентов должно анализироваться с целью своевременного принятия соответствующих мер по оздоровлению предприятия.

Для поддержания финансово-экономической стабильности предприятия на данном этапе необходим анализ показателей рентабельности, особенно рентабельности продаж. На предыдущем этапе рентабельность могла быть не очень высокой, так как производство еще только налаживалось, но, когда предприятие достигло этапа роста, то, видимо, были преодолены препятствия, связанные с внедрением предприятия в отрасль и оно вышло на стабильный уровень работы.

Период зрелости наступает в результате напряжения всех сил предприятия, а именно: при полной занятости всех ресурсов (рабочей силы, земель, мощностей, капитала, предпринимательской способности и т.п.) И при полном объеме производства, что означает эффективное использование и распределение ресурсов (использование наилучших технологий, техники и т.п.). Конкурентную борьбу предприятие выдержало. На этом этапе важнейшими являются внутренние факторы, т.к. Внешние условия благоприятствуют процветающему предприятию. Предприятие стремится снижать цены, создавать льготы при повторных или неоднократных покупках товаров, уделяет большое внимание сервису. Для поддержания финансово-экономической стабильности функционирования предприятия в период зрелости необходимо контролировать состояние показателей рентабельности продаж, рентабельности активов и собственного капитала, оборачиваемости, т.е. Экономическую составляющую стабильности функционирования предприятия. Однако, если показатели финансового и производственного рисков высоки, то необходимо стабилизировать и показатели финансовой устойчивости и платежеспособности. Отклонение финансовых показателей от нормальных среднеотраслевых значений в период зрелости свидетельствует о финансово-экономической нестабильности функционирования предприятия и, если не принять меры по финансово-экономическому оздоровлению, предприятие может в скором времени оказаться в очень затруднительном положении.

Информация о работе Жизненный цикл предприятия на примере ОАО АвтоВАЗ