Контроллинг, как инструмент управления в кризисной ситуации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 12:55, курсовая работа

Описание работы

Вступление экономики России в рыночные отношения, открытие отечественного рынка для товаров зарубежных предприятий поставили большинство российских организаций в сложное финансовое и экономическое положение. Результатом этого явились рост неплатежеспособности и последующее банкротство организаций.
Следует отметить, что в мире не было ни одной организации, которая в той или иной мере в своей производственно-хозяйственной деятельности не испытала на себе кризисные явления, экономические и финансовые проблемы, нередко приводящие к банкротству.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1 Фундаментальные понятия контроллинга 7
1.1.История возникновения контроллинга 7
1.2 Понятия контроллинга как научной категории. 9
1.3 Сущность, принципы и сфера применения контроллинга 13
1.4 Цель, виды, предмет, методы и объекты контроллинга 18
1.5 Функции и задачи контроллинга 22
Глава 2 Организационная структура и функции управления 29
2.1 Выбор организационной структуры управления 29
2.2 Функции управления 39
2.3 Принципы создания службы контроллинга 45
2.4 Структура и персонал службы контроллинга 47
2.5 Функции и задачи службы контроллинга 50
2.6 Информационные потоки на предприятии в системе контроллинга 52
2.7 Возможные варианты внедрения контроллинга. 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 61

Файлы: 1 файл

Курсовая полная.docx

— 255.11 Кб (Скачать файл)

 

1.3 Сущность, принципы и сфера применения контроллинга

Контроллинг - новое явление  в теории и практике современного управления, возникшее на стыке экономического анализа, планирования, управленческого  учета и менеджмента. Контроллинг  переводит управление предприятием на качественно новый уровень, интегрируя, координируя и направляя деятельность различных служб и подразделений  предприятия на достижение оперативных  и стратегических целей. Контроллинг - это функционально обособленное направление экономической работы на предприятии, связанное с реализацией  финансово-экономической комментирующей функции в менеджменте для  принятия оперативных и стратегических управленческих решений. Под контроллингом понимают концепцию эффективного управления экономическим объектом с целью обеспечения его постоянного и продолжительного существования в постоянно изменяемой среде. Слово контроллинг произошло от английского to control – контролировать, управлять, которое в свою очередь происходит от французского слова, означающего «реестр, проверочный список». Следует сказать, что в англоязычных источниках слово «контроллинг» практически не используется. В Великобритании и США укоренился термин «управленческий учет». В зарубежной литературе под термином «контроллинг» понимают специально сконструированную на основе интеграции традиционных методов учета, анализа, нормирования, планирования, контроля и управления систему, которая обеспечивает получение, обработку и обобщение информации о деятельности предприятия. Такая система вместе с решением оперативных задач ориентируется и на стратегические. Задачи контроллинга значительно больше по объемам от задач управленческого учета, который входит в систему контроллинга в качестве одной из составляющих. Контроллинг можно определить как систему проверки того, насколько успешно предприятие продвигается к своей цели. Целью контроллинга есть поддержание эффективного функционирования предприятия. Цель определяется высшим руководством и может изменяться в зависимости от изменений факторов внутренней и внешней среды. Целью может быть высокое качество продукции, завоевание частицы и расширение рынка продажи, снижение затрат на производство, снижение цен, независимость от кредиторов. Основная цель контроллинга – ориентация управленческого процесса на достижение всех целей, стоящих перед предприятием. Для этого контроллинг обеспечивает выполнение следующих функций:

 • координация управленческой  деятельности по достижению целей  предприятия;

 • информационная  и консультационная поддержка  принятия управленческих решений; 

• создание и обеспечение  функционирования общей информационной системы управления предприятием;

 • обеспечение рациональности  управленческого процесса.

 Контроллинг, в отличие  от функциональных дисциплин,  есть синтетической наукой, которая  базируется на учете, планировании, анализе и теории управления. Роль управления в системе  контроллинга состоит в координации  элементов, которые входят в систему контроллинга - учет, планирование, анализ, принятие решений. Функции системы контроллинга реализуются через создание специальной службы, которая организовывает сбор, обработку, анализ данных и обеспечивает информацию для менеджеров высшего уровня управления с целью разработки прогноза оперативного и стратегического развития предприятия. Контроллинг связывается с поиском слабых сторон в деятельности предприятия, ликвидацией «узких» и проблемных участков в производственной и финансовой сферах, формированием плана стратегического развития. Если традиционные системы контроля деятельности предприятия базируются на отслеживании минувших событий (финансовый учет) или событий в реальном масштабе времени (управленческий учет), то контроллинг ориентируется на будущие события. Для системы контроллинга важнейшее значение имеют отклонения от прогнозируемых показателей на перспективу. Отдел контроллинга готовит информацию об отклонениях фактических показателей от запланированных с расшифровкой факторов, которые повлияли на эти отклонения. Необходимость появления на современных предприятиях контроллинга можно объяснить следующими причинами:

• повышение нестабильности внешней среды выдвигает дополнительные требования к системе управления предприятием (смещение акцента с  контроля прошлого на анализ будущего, увеличение скорости реакций на изменения  внешней среды, повышение гибкости предприятия, необходимость непрерывного отслеживания изменений во внутренней и внешней среде предприятия, необходимость продуманной системы  действий по обеспечению выживаемости предприятия и избеганию кризисных  ситуаций);

 • усложнение систем  управления предприятием требует  механизма координации внутри  системы управления;

 • информационный  бум при недостатке релевантной  информации требует построения  специальной системы информационного  обеспечения управления;

 • общекультурное  стремление к синтезу, интеграции  различных областей знания и  человеческой деятельности.

 В системе контроллинга  обязательным элементом есть  определение цели предприятия  и отдельных структурных подразделений,  управление целями, своевременное  реагирование на смену среды  и соответственно уточнение цели, которая дает возможность адаптироваться  к смене среды и обеспечить  существование объекта. К принципам  контроллинга принадлежат:

 • определение цели (целей) – необходимо для обеспечения миссии, которая является главной причиной существования предприятия, природой бизнеса;

 • управление целями - на протяжении года проводится наблюдение за тенденциями изменений во внешней среде и внутри предприятия для выявления внезапных и неожидаемых изменений.

Выявленные изменения  анализируются и разрабатываются  мероприятия по адаптации к измененной среде;

• достижение целей;

 •принцип движения и стойкости.

Предприятие подчиняется  этому принципу и выступает как  сложная материальная система, чье  движение описывается некоторым  общим законом, которые характеризует  целостную смену системы в  пространстве и времени

Разработка и реализация обоснованных стратегических решений  необходимые для того, чтобы обеспечить восходящее движение предприятия. Не стабильность работы, а нарушение стабильности есть залогом жизнеспособности системы;

• принцип своевременности - состоит в реагировании на смену среды на основе слабых сигналов о возможной угрозе существованию предприятия. Сигналы становятся информацией лишь тогда, если они пройдут через два фильтра – психологический и внутрифирменной управленческой иерархии. В основе психологического фильтра лежит модель успешности действий (собственного опыта, метода проб и ошибок), которые используют руководящие работники для выявления той информации, которая, по их мнению, есть актуальной. Фильтр внутрифирменной управленческой иерархии состоит в том, что руководители должны обобщать процессы и явления, видеть проблему в ее многоаспектности, уметь подняться над сложностью задач с многими переменными, что возникают в новых ситуациях, сосредоточиться на нескольких переменных и зависимостях, которые определяют успешность реакции на новизну ситуации;

 •принцип документального оформления предусматривает ведение документации и разработки стратегических планов развития предприятия, сбора информации от подотчетных лиц;

•принцип стратегического мышления реализуется через механизм разработки стратегических задач. Успех внедрения контроллинга зависит от понимания важности стратегического прогнозирования и планирования хозяйственной деятельности со стороны управления, в особенности менеджеров высшего ранга. Стратегическое мышление требует от команды менеджеров организации работы предприятия в таком режиме, чтобы создать конкурентные преимущества на рынке товаров. Стратегическое мышление требует адекватного выбора системы управления. Смена организационной структуры управления происходит в соответствии с процессом  управления (рис. 1)

Рисунок 1 - Смена организационной структуры управления происходит в соответствии с процессом  управления

Традиционные методы (производственные совещания, опрашивание, собрание и  др.) всегда оказываются неэффективными в случаях ограниченного времени  и если для решения проблемы нужны  специалисты с определенным уровнем  компетенции. Метод моде-рации помогает именно в таких ситуациях и  оказывает содействие генерированию идей, уточнению разработки стратегии развития предприятия, материализации творческого потенциала персонала, преодолению психологического барьера невосприятия нового. Он используется для общей разработки планов несколькими специалистами с демонстрацией техники мышления привлеченных к решению проблем людей в случаях если:

 • совещания должны  дать эффективные результаты;

 • специалисты имеют  разные взгляды на проблему. Метод  модерации включает такие элементы:

 • обсуждение поставленной  цели;

 • сбор соображений  по первому вопросу повестки  дня;

 • оценка первого  вопроса;

 • деление участников  дискуссии на небольшие группы  за темами;

 • первое обсуждение  небольшой группой (4-6 лиц);

 • дискуссия после  ознакомления с результатами  работы этой группы;

 • определение кола  вопросов для следующего заседания  небольшой группы;

 • формирование других  небольших групп;

 • обсуждение в  нескольких небольших группах; 

• дискуссия после ознакомления с результатами второй группы;

• обсуждение проблем в  других группах;

 • ознакомление с  общими результатами перед проведением  общей дискуссии, разработка альтернативных  решений сложных проблем.

 Роль управленческого  аппарата состоит в том, чтобы  обнаружить изменения во внешней  и внутренней среде на основе  полученной экономической информации  и разработать стратегию выживания  фирмы в условиях жесткой конкуренции.

 

1.4  Цель, виды, предмет, методы и объекты контроллинга

Целью контроллинга есть диагностирование фактического, технико-экономического и финансового состояния, сравнение  его с прогнозируемым, выявление  тенденций и закономерностей  развития экономики предприятия  соответственно главной цели, предупреждение отрицательного влияния внутренних и внешних факторов на финансовый результат и положение на рынке. Состояние контролируемых объектов определяется количественными, качественными, структурными, временными и пространственными характеристиками. Ключевым понятием в определении цели контроллинга являются тенденции и закономерности экономики предприятия, его технико-экономического и финансового состояния. Под экономикой предприятия имеются в виду его активы, капитал и обязательства, а также потенциал с целью получения максимально возможного результата. Как было сказано выше, контроллинг – это система управления достижением целей и неотъемлемая часть управления предприятием. Современный менеджмент разделяет цели предприятия на две группы: оперативные (краткосрочные) и стратегические (долгосрочные, перспективные). Контроллинг позволяет осуществлять постоянный контроль за достижениями как стратегических, так и оперативных целей. Контроллинг как система включает в себя два аспекта: стратегический и оперативный. Цель стратегического контроллинга – обеспечение выживаемости предприятия и «отслеживание» движения предприятия к намеченной стратегической цели развития Стратегический контроллинг несет ответственность за обоснованность стратегических планов. Прежде чем осуществлять контроль за достижением какой-либо цели необходимо установить насколько обоснованно она выбрана и насколько реально ее достижение. Цель оперативного контроллинга – создание системы управления достижением текущих целей предприятия, а также принятие своевременных решений по оптимизации соотношения затраты – прибыль. В отличие от стратегического, оперативный контроллинг ориентирован на достижение краткосрочных целей. Основные подконтрольные показатели: рентабельность капитала, производительность, степень ликвидности. Контролируемость системы

 а) в структурном  выражении 

• планирование

 • учет 

• анализ

• управление

• не структурированная

 б) в техническом  выражении

 • информационная  система, которая оперативно реагирует  на отклонение 

• технология работ (плановая работа за сроками, содержанием, целью)

 • бюджетная система  управления за полными и частичными  затратами 

• электронная обработка  информации

 • разработка норм  контроля

 • сопоставление фактического  и заданного уровня фирмы 

• выявление отклонений

 • выдача указаний  на устранение нежелательных  отклонений 

в) ориентация во времени

 • будущее

 • прошлое. 

 Сложность предмета  контроллинг требует детализации  его отдельных элементов и  размежевания понятий «контролируемость  системы» и «контроллинг». Понятие  «бюджетная система управления»  употреблено в контексте терминологии  западных стран и означает  распределение средств в разрезе отделов, продуктов и т.п., а в нашем понимании оно близкое за семантикой к слову «управление». Предметом контроллинга являются микроэкономические процессы и явления на предприятии, которые характеризуются определенными показателями - индикаторами в их динамике и макроэкономические процессы в стране, которые оказывают непосредственное влияние на экономику предприятия. Для контроллинга важным есть учет изменений как внутреннего, так и внешней среды, в отличие от финансового учета, который отслеживает в основному внутренние изменения в хозяйственной деятельности и управленческого, что учитывает изменения внутри системы наблюдения и лишь в определенной мере за ее пределами. К предмету контроллинга принадлежат такие элементы:

 • формирование системы  показателей стратегического планирования (определение программы развития  предприятия, составление бюджетов);

 • разработка системы  информационного обеспечения стратегического  менеджмента;

 • сбор данных из  центров отслеживания с помощью  отчетов; 

• выявление отклонений и факторов отрицательного влияния  на развитие предприятия;

 • составление отчетов  для менеджмента;

 • разработка предложений  относительно ликвидации «узких»  мест.

Информация о работе Контроллинг, как инструмент управления в кризисной ситуации