Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 12:55, курсовая работа
Вступление экономики России в рыночные отношения, открытие отечественного рынка для товаров зарубежных предприятий поставили большинство российских организаций в сложное финансовое и экономическое положение. Результатом этого явились рост неплатежеспособности и последующее банкротство организаций.
Следует отметить, что в мире не было ни одной организации, которая в той или иной мере в своей производственно-хозяйственной деятельности не испытала на себе кризисные явления, экономические и финансовые проблемы, нередко приводящие к банкротству.
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1 Фундаментальные понятия контроллинга 7
1.1.История возникновения контроллинга 7
1.2 Понятия контроллинга как научной категории. 9
1.3 Сущность, принципы и сфера применения контроллинга 13
1.4 Цель, виды, предмет, методы и объекты контроллинга 18
1.5 Функции и задачи контроллинга 22
Глава 2 Организационная структура и функции управления 29
2.1 Выбор организационной структуры управления 29
2.2 Функции управления 39
2.3 Принципы создания службы контроллинга 45
2.4 Структура и персонал службы контроллинга 47
2.5 Функции и задачи службы контроллинга 50
2.6 Информационные потоки на предприятии в системе контроллинга 52
2.7 Возможные варианты внедрения контроллинга. 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 61
• прогнозирование состояния и поведения объекта или его части на определенный будущий период времени;
• изменения состояния
и поведения объекта или его
части таким образом, чтобы
при изменении внешних условий
в допустимых границах были
обеспечены необходимые и
• заблаговременное
определение места и причин
отклонений значение
• сбор, передача, обработка
информации о состоянии
• обеспечение стойкого
состояния объекта при
3. Объект - это то, что контролируется. В системе управления объектами контроля есть народное хозяйство в целом, отдельные области, регионы, объединение, предприятия. Внутри предприятия объектами контроля есть все без исключения производственные процессы.
4. В качестве субъекта контроля может выступать группа людей или организация, наделенная соответствующими полномочиями.
5. Предмет контроля – это состояние и поведение объекта управления (это деятельность объектов в соответствии с установленными законами, нормами, правилами, поручениями).
6. Характеристики контроля:
• относительно времени - существует предшествующий (осуществляется с целью предвидения состояния объекта в будущем), текущий (определяет состояние объекта в процессе выполнения операции) и заключительный (после осуществления операции).
• связанные с пространством - различают выездной (выезд субъекта контроля на территориально отдаленный объект) и стационарные виды контроля (субъект и объект территориально размещены на одном месте).
• качественные - различают единичный или множественный, которые связаны с одной или несколькими величинами, что контролируются; одно- и многофункциональный контроль зависит от объема операций.
• в зависимости
от задачи различают линейный
(контролируется объект в
• по характеру взаимоотношений субъекта и объекта различают внутренний (субъект и объект функционируют в границах одной системы) или внешний контроль (субъект отделен, действует автономно, независимо от объекта).
Процесс контроля делится на несколько последовательных этапов:
• определение желательного
результата – цель
• измерение фактического
результата выполнения –
• оценка результатов выполнение – сравнение фактического и ожидаемого результатов;
• корректировка действия.
Существует два типа: за счет внутренних усилий и резервов, без изменения показателей утвержденного плана достигается выполнение в полном объеме; изменяются планы, их объемы, номенклатура продукции.
Роль контроллинга в процессе управления. (рис.4)
Рисунок 4 - Роль контроллинга в процессе управления
2.3 Принципы создания службы контроллинга
Система контроллинга на предприятиях
будет успешно функционировать
лишь тогда, если она будет выделена
в отдельную службу управления. Служба
контроллинга функционирует с
При создании службы
контроллинга должны
• получение информации от экономических, инженерных, юридической и других служб;
• организация сбора
дополнительных данных – такая
информация собирается по
• независимость службы контроллинга от других служб управления, которая предоставляет ей высокий статус и авторитет в иерархии управления;
• высокий интеллектуальный
уровень работников службы
• разработка службой
контроллинга системы рапортов,
организации мониторинга
• служба контроллинга должна иметь возможность быстро доводить информацию к сведению высшего руководства предприятия;
• достаточность кадров.
Создание специализированной
службы контроллинга может
2.4 Структура и персонал службы контроллинга
Последовательность действий относительно внедрения контроллинга:
1. Назначение руководителя проекта - приказ руководителя.
2. Развитие «стратегического мышления» - обучение исполнителей.
3. Подготовка информации (понимание) - разработка концепции контроллинга.
4. Стимулы к работе – оплата работы, продвижение кадров.
5. Условия работы (необходимое
время) – план внедрения
6. Профессиональный уровень – подбор команды из внедрения системы контроллинга.
7. Система планирования – должностные инструкции, создание системы мониторинга.
8. Внедрение – координация усилий по сбору и обработке данных контроллинга.
9. Утверждение структуры и процедур контроллинга - приказ руководителя.
С внедрением системы контроллинга на предприятии осуществляются три важных события:
1) изменение стратегии развития;
2) изменение компетентности
персонала (новые умения и
3) изменение поведения
персонала (нормы, понятия,
По всей видимости, служба
контроллинга подчинена коммерческому
директору, а бухгалтерия - отделу контроллинга,
что логично, поскольку процесс
сбора необходимой информации от
других отделов организован
• Начальник службы контроллинга – наиболее квалифицированный специалист, который знает бухгалтерский учет, плановую работу, разбирается в технологических вопросах работы предприятия. Несет ответственность за выходящие документы, аналитические расчеты и прогнозы перед руководством предприятия.
• Контролер-куратор цехов – квалифицированный специалист, знакомый с организацией работы и проблемами всех цехов предприятия, понимающий суть работы и технологические аспекты работы каждого цеха.
• Контролер – специалист по управленческому учету – специалист, способный к аналитическому мышлению, владеющий теорией и инструментариями контроллинга, обладающий высоким уровнем эрудиции.
• Контролер – специалист по информационным системам - квалифицированный специалист из отдела автоматизации, детально знающий документооборот на предприятии и способный поставить задачу автоматизации контроллинговой работы.
Поскольку работа контролера требует особых качеств и способностей, то профессиональные знания идеального контролера включают:
1. Такой перечень дисциплин: экономика и организация предприятия; технология; финансовый и управленческий учет; управление затратами; финансовый менеджмент; инвестирование, методология планирования, анализ (экономические и специальные методы); программирование, менеджмент, маркетинг, финансы и прочие дисциплины.
2. Определенные способности
для выполнения своих функций:
абстрактное мышление; системное
решение любых проблем; анализ
явлений и процессов и
3. Требования относительно этики поведения: скромность, несмотря на высокий статус в системе управления; терпимость к мыслям других работников; оптимизм; преданность работе
2.5 Функции и задачи службы контроллинга
Сущность контроллинга скрыта в стратегии предприятия. Если есть стратегия, то для проверки достижения ее целей пользуются арсеналом инструментария контроллинга. Если стратегические планы не разрабатываются, то контроллинг не используется. Организация сбора данных для контроллинга осуществляется с помощью специальных отчетов. Работники отдела контроллинга определяют объемы необходимой информации, решают и письменно фиксируют такие данные:
• что должны сообщать (содержание данных, точность);
• как сообщать (устно, письменно, каналы сообщений);
• кто сообщает (тот, кто создает информацию, обрабатывает, сохраняет, отправляет);
• когда должны сообщаться данные (сроки, свободный график, на запрос);
• для каких целей
сообщается информация (принятие
решений, вмешательство в
Внедрение контроллинга
базируется на разработанном
инструментарии контроллинга, который
основан на стратегическом
• системе планирования и бюджетирования (составления смет);
• методике определения
маржинального дохода по
• системам отчетности и графиков их получения;
Информация о работе Контроллинг, как инструмент управления в кризисной ситуации