Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 12:55, курсовая работа
Вступление экономики России в рыночные отношения, открытие отечественного рынка для товаров зарубежных предприятий поставили большинство российских организаций в сложное финансовое и экономическое положение. Результатом этого явились рост неплатежеспособности и последующее банкротство организаций.
Следует отметить, что в мире не было ни одной организации, которая в той или иной мере в своей производственно-хозяйственной деятельности не испытала на себе кризисные явления, экономические и финансовые проблемы, нередко приводящие к банкротству.
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1 Фундаментальные понятия контроллинга 7
1.1.История возникновения контроллинга 7
1.2 Понятия контроллинга как научной категории. 9
1.3 Сущность, принципы и сфера применения контроллинга 13
1.4 Цель, виды, предмет, методы и объекты контроллинга 18
1.5 Функции и задачи контроллинга 22
Глава 2 Организационная структура и функции управления 29
2.1 Выбор организационной структуры управления 29
2.2 Функции управления 39
2.3 Принципы создания службы контроллинга 45
2.4 Структура и персонал службы контроллинга 47
2.5 Функции и задачи службы контроллинга 50
2.6 Информационные потоки на предприятии в системе контроллинга 52
2.7 Возможные варианты внедрения контроллинга. 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 61
Осложнения окружающей среды,
в которой функционирует
• общеметодологические
– относятся методы
наблюдение, сравнение, история развития, анализ, синтез, систематизация, выявление закономерностей, прогнозирование и др.;
• общенаучные –
относятся исследовательские
планирования, учета, анализа, управления, статистики, кибернетики, информатики;
• специфические –
контроллинг предусматривает
Объектами контроллинга
являются факторы производства,
показатели эффективности их
использования и организации,
потенциал предприятия (
1.5 Функции и задачи контроллинга
Переход от плановой
модели хозяйствования
Рисунок 2 - Задачи контроллинга как системы поддержки управления
В задачи контроллинга входит также проведение специальных исследований, определяющих состояние и тенденции развития предприятия в рыночных условиях; сравнение уровня производительности, доходности и затрат с аналогичными предприятиями конкурентов (например, с помощью бенчмаркинга); расчеты эффективности инвестиционных и инновационных проектов; разработка методики налогового планирования на предприятии и т.д.
Для адекватного анализа роли тех или иных задач контроллинга на предприятии следует обратиться к опыту стран, где система контроллинга используется давно и наиболее развита. Исследования по постановке и решению задач контроллинга на немецких предприятиях были осуществлены Амсхофом в 90-х годах. Для оценки значения отдельных задач контроллинга он провел опрос контроллеров с применением следующей оценочной шкалы (таб.1)
1 балл |
Не является задачей контроллинга |
2 балла |
Не является задачей, но может встречаться как исключение |
3 балла |
Задача контроллинга, но встречающаяся лишь как исключение |
4 балла |
Задача контроллинга, но редко встречающаяся |
5 баллов |
Важная задача контроллинга, встречается намного чаще |
6 баллов |
Важная задача контроллинга, одна из главных задач |
Таблица 1 - Оценочная шкала
для анализа значения отдельных задач
Результаты его исследования можно видеть на рисунке 3
Рис.3. Ранжированный список задач контроллинга на предприятии
Ранжированный список отдельных задач можно разделить на участки. В верхнюю часть попадают задачи с 1 по 10, задачи с 11 по 18 - в центральную часть списка, и, наконец, задачи от 19 и далее - вниз.
В верхней части списка
находятся важнейшие задачи контроллинга
на предприятии. Данная диаграмма явно
демонстрирует, что классические оперативные
задачи контроллинга во главе с постоянным
сопоставлением плана и факта
доминируют в практике ежедневной работы
контроллеров, и что контроллинг,
вопреки теоретическим
Функции контроллинга:
• установление целей – определение качественных и количественных целей предприятия и выбор критериев, по которым можно оценить степень достижения поставленных целей;
• планирование – превращение целей предприятия в прогнозы и планы. Первый шаг планирования – анализ сильных и слабых сторон предприятия, возможностей и опасностей (SWOT-анализ). На основе этого разрабатывают стратегию предприятия, а затем – план. План – это количественное выражение целей предприятия и разработка путей их достижения. Для процесса планирования создается нормативно-справочная база, определяются объем и структура необходимой информации, разрабатываются методики составления планов по времени и содержанию;
• оперативный управленческий учет – отражение всей финансово-хозяйственной деятельности предприятия в ходе выполнения плана. Специфика управленческого учета состоит в ориентации на информационные потребности руководителей предприятия и подразделений, на поддержку принятия управленческих решений. Для этого определяются потребности системы в информации, разрабатывается система показателей контроллинга и отчетные формы для сбора и обработки данных;
• система информационных потоков. Процесс управления рассматривают как процесс преобразования информации: управленческое воздействие – это информация особого рода. Управлять, не владея информацией, сегодня невозможно. Контроллинг является поставщиком информации, необходимой для функционирования системы управления на предприятии. Информация – это совокупность сведений, уменьшающих степень неопределенности. Информация должна быть достоверной, полной, релевантной, понятной, полезной, своевременной, регулярной.
• мониторинг – отслеживание протекающих на предприятии процессов в режиме реального времени; составление оперативных отчетов о результатах работы предприятия за наиболее короткие промежутки времени (день, неделя, месяц); сравнение целевых результатов с фактически достигнутыми.
• анализ планов результатов и отклонений направлен на оценку результатов прошлой деятельности, определение происходящего на предприятии в настоящее время, анализ возможностей предприятия добиться поставленных целей в будущем.
• контроль занимается фиксированием и оценкой уже свершившихся фактов в деятельности предприятия.
На основании анализа
вырабатывают рекомендации для принятия
управленческих решений. С учетом сложившейся
ситуации, а также будущих возможностей
и опасностей контроллинг определяет,
какие альтернативы действий есть у
предприятия в настоящее время,
и оценивает эти альтернативы
с точки зрения достижения целей
предприятия. Степень проявления и
эффективность использования
Интегральной функцией контроллинга
есть координация усилий каждого
подразделения предприятия и
отдела управленческой системы на достижение
целей, которые ставит перед собою
предприятие в
• усиления внимания
к прогнозированию будущего
• ускорения реакции субъектов управления на изменения в деятельности предприятия;
• разработки и
постоянного корректирования
В области планирования задачи контроллинга формируются таким образом:
• создание нормативной
базы для прогнозирования
• содействие разработчикам
стратегических планов в
• координация работ по планированию и составлению бюджетов;
• участие в определении количественных и качественных параметров работы фирмы;
• согласование промежуточных целей и планов и складывания общих стратегических планов.
В области учета задача контроллинга требуют:
• создание современной
системы информационного
• определение специфических потребностей менеджеров в необходимой информации и отчетности;
• периодического
представления информации
• представление руководству
отчетов с объяснением
• анализ отклонений
и обсуждение с
В области информационно-
• разработать архитектуру информационной структуры;
• отобрать показатели, носители информации, каналы их передачи;
• определить контрольные
точки хозяйственной и
• составить схему сбора и систематизации данных;
• разработать инструментарий для планирования, учета, контроля, анализа и принятия решений;
• консультировать менеджеров по вопросам функционирования системы контроллинга.
Работа работников
службы контроллинга должна
Глава 2 Организационная структура и функции управления
2.1 Выбор организационной структуры управления
Современная теория и практика
менеджмента считает, что структура
организации должна, прежде всего, обеспечить
реализацию ее стратегии. Вместе с изменением
стратегии возникает
Информация о работе Контроллинг, как инструмент управления в кризисной ситуации