Контроллинг, как инструмент управления в кризисной ситуации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 12:55, курсовая работа

Описание работы

Вступление экономики России в рыночные отношения, открытие отечественного рынка для товаров зарубежных предприятий поставили большинство российских организаций в сложное финансовое и экономическое положение. Результатом этого явились рост неплатежеспособности и последующее банкротство организаций.
Следует отметить, что в мире не было ни одной организации, которая в той или иной мере в своей производственно-хозяйственной деятельности не испытала на себе кризисные явления, экономические и финансовые проблемы, нередко приводящие к банкротству.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1 Фундаментальные понятия контроллинга 7
1.1.История возникновения контроллинга 7
1.2 Понятия контроллинга как научной категории. 9
1.3 Сущность, принципы и сфера применения контроллинга 13
1.4 Цель, виды, предмет, методы и объекты контроллинга 18
1.5 Функции и задачи контроллинга 22
Глава 2 Организационная структура и функции управления 29
2.1 Выбор организационной структуры управления 29
2.2 Функции управления 39
2.3 Принципы создания службы контроллинга 45
2.4 Структура и персонал службы контроллинга 47
2.5 Функции и задачи службы контроллинга 50
2.6 Информационные потоки на предприятии в системе контроллинга 52
2.7 Возможные варианты внедрения контроллинга. 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 61

Файлы: 1 файл

Курсовая полная.docx

— 255.11 Кб (Скачать файл)

Осложнения окружающей среды, в которой функционирует предприятие, требует осложнение системы контроля за его деятельностью, то есть адаптации к новым условиям. Критерием способности предприятия адаптироваться к сменной среде есть получение результата финансовой деятельности, а потому ориентация на прибыль показывает, что предприятие демонстрирует свою волю выстоять, одолевая изменения, часто нежелательные, в окружающей среде. Поэтому предприятия должны перейти от пассивной регистрации хозяйственной деятельности (финансовый учет) к системам, которые разрешают обеспечить данные для анализа и оценки своей позиции в измененном окружении (контроллинг).  Контроллинг, как отдельная, наука имеет свои исследовательские приемы:

 • общеметодологические  – относятся методы характерные  любой науке: 

наблюдение, сравнение, история  развития, анализ, синтез, систематизация, выявление закономерностей, прогнозирование  и др.;

 • общенаучные –  относятся исследовательские приемы  отдельных систем:

 планирования, учета,  анализа, управления, статистики, кибернетики,  информатики;

 • специфические –  контроллинг предусматривает использование  моделирование процессов и явлений  и на этой основе определяет  конкретные задачи системы.

 Объектами контроллинга  являются факторы производства, показатели эффективности их  использования и организации,  потенциал предприятия (численность,  основные средства, объемы производства  и сбыта и др.), а также показатели  финансового состояния в сравнении  с прогнозируемыми. Для контроллинга используется разнообразная информация финансового и управленческого учета, на основании которой определяется эффективность использования ресурсов, ход протекания хозяйственных процессов, формирование прибыли, показатели финансового состояния. Отбор показателей определяется менеджерами на основе специальных исследований.

 

1.5 Функции и задачи контроллинга

 Переход от плановой  модели хозяйствования сопровождается  возрастанием информационных ресурсов как по объему, так и по смыслу информации (новые явления, процессы, события). Более сложными становятся коммуникационные связи, процедуры принятия решений, которые требуют дополнительной информации, отсутствующей в традиционной системе финансового учета. Управление информационным процессом ставит перед менеджерами все большие требования относительно понимания роли информации и знаний руководителя в области создания информационных систем. Функции управления постоянно усложняются. Так, обычное планирование трансформируется в проблемно-ориентированное планирование, сбыт продукции – в маркетинговую деятельность, финансовый и управленческий учет дополняется интегрированной системой контроллинга. Единая система бухгалтерского учета дифференцируется на подсистемы финансового, управленческого учета и контроллинга. Учет теряет свою независимость и приобретает функцию сервисного обеспечения менеджмента в информации, необходимой для принятия решений. Контроллинг выполняет функции создания, обработки, анализа и передачи системной управленческой информации. В свете выводов исследования Амсхофа мы можем сформулировать основную целевую универсальную задачу контроллинга в следующем виде: построение на предприятии эффективной системы принятия, реализации, контроля и анализа управленческих решений, обеспечивающей достижение оперативных и стратегических целей предприятия. Осуществление такой метазадачи реализуется через комплекс задач в сферах учета, поддержки процессов планирования и контроля за реализацией планов, обеспечения руководства аналитической информацией, финансового менеджмента и т.д.(рис.2)

Рисунок 2 - Задачи контроллинга как системы поддержки управления

В задачи контроллинга входит также проведение специальных исследований, определяющих состояние и тенденции  развития предприятия в рыночных условиях; сравнение уровня производительности, доходности и затрат с аналогичными предприятиями конкурентов (например, с помощью бенчмаркинга); расчеты эффективности инвестиционных и инновационных проектов; разработка методики налогового планирования на предприятии и т.д.

Для адекватного анализа  роли тех или иных задач контроллинга на предприятии следует обратиться к опыту стран, где система  контроллинга используется давно и  наиболее развита. Исследования по постановке и решению задач контроллинга на немецких предприятиях были осуществлены Амсхофом в 90-х годах. Для оценки значения отдельных задач контроллинга он провел опрос контроллеров с применением следующей оценочной шкалы (таб.1)

1 балл

Не является задачей контроллинга

2 балла

Не является задачей, но может  встречаться как исключение

3 балла

Задача контроллинга, но встречающаяся лишь как исключение

4 балла

Задача контроллинга, но редко встречающаяся

5 баллов

Важная задача контроллинга, встречается намного чаще

6 баллов

Важная задача контроллинга, одна из главных задач


 

Таблица 1 - Оценочная шкала для анализа значения отдельных задач  

Результаты его исследования можно видеть на рисунке 3

Рис.3. Ранжированный список задач контроллинга на предприятии

Ранжированный список отдельных  задач можно разделить на участки. В верхнюю часть попадают задачи с 1 по 10, задачи с 11 по 18 - в центральную  часть списка, и, наконец, задачи от 19 и далее - вниз.

В верхней части списка находятся важнейшие задачи контроллинга на предприятии. Данная диаграмма явно демонстрирует, что классические оперативные  задачи контроллинга во главе с постоянным сопоставлением плана и факта  доминируют в практике ежедневной работы контроллеров, и что контроллинг, вопреки теоретическим соображениям, в первую очередь ориентирован на поддержку оперативного менеджмента.

 Функции контроллинга:

 • установление целей – определение качественных и количественных целей предприятия и выбор критериев, по которым можно оценить степень достижения поставленных целей;

 • планирование – превращение целей предприятия в прогнозы и планы. Первый шаг планирования – анализ сильных и слабых сторон предприятия, возможностей и опасностей (SWOT-анализ). На основе этого разрабатывают стратегию предприятия, а затем – план. План – это количественное выражение целей предприятия и разработка путей их достижения. Для процесса планирования создается нормативно-справочная база, определяются объем и структура необходимой информации, разрабатываются методики составления планов по времени и содержанию;

• оперативный управленческий учет – отражение всей финансово-хозяйственной деятельности предприятия в ходе выполнения плана. Специфика управленческого учета состоит в ориентации на информационные потребности руководителей предприятия и подразделений, на поддержку принятия управленческих решений. Для этого определяются потребности системы в информации, разрабатывается система показателей контроллинга и отчетные формы для сбора и обработки данных;

 • система информационных потоков. Процесс управления рассматривают как процесс преобразования информации: управленческое воздействие – это информация особого рода. Управлять, не владея информацией, сегодня невозможно. Контроллинг является поставщиком информации, необходимой для функционирования системы управления на предприятии. Информация – это совокупность сведений, уменьшающих степень неопределенности. Информация должна быть достоверной, полной, релевантной, понятной, полезной, своевременной, регулярной.

• мониторинг – отслеживание протекающих на предприятии процессов в режиме реального времени; составление оперативных отчетов о результатах работы предприятия за наиболее короткие промежутки времени (день, неделя, месяц); сравнение целевых результатов с фактически достигнутыми.

• анализ планов результатов и отклонений направлен на оценку результатов прошлой деятельности, определение происходящего на предприятии в настоящее время, анализ возможностей предприятия добиться поставленных целей в будущем.

 • контроль занимается фиксированием и оценкой уже свершившихся фактов в деятельности предприятия.

На основании анализа  вырабатывают рекомендации для принятия управленческих решений. С учетом сложившейся  ситуации, а также будущих возможностей и опасностей контроллинг определяет, какие альтернативы действий есть у  предприятия в настоящее время, и оценивает эти альтернативы с точки зрения достижения целей  предприятия. Степень проявления и  эффективность использования функций  контроллинга зависит от таких факторов:

  1. масштаб организации,
  2. финансовое состояние,
  3. понимание руководством важности функций контроллинга,
  4. уровень диверсификации производства,
  5. виды деятельности,
  6. квалификация управленческого персонала,
  7. других факторов.

Интегральной функцией контроллинга есть координация усилий каждого  подразделения предприятия и  отдела управленческой системы на достижение целей, которые ставит перед собою  предприятие в производственной, финансовой и управленческой деятельности. Необходимость создания системы  контроллинга обусловлена нестабильностью  внешней среды и требует:

 • усиления внимания  к прогнозированию будущего состояния  объектов;

• ускорения реакции субъектов  управления на изменения в деятельности предприятия;

 • разработки и  постоянного корректирования стратегических  прогнозов и планов.

В области планирования задачи контроллинга формируются таким  образом:

 • создание нормативной  базы для прогнозирования развития  фирмы;

 • содействие разработчикам  стратегических планов в определении  целей и направлений развития;

• координация работ по планированию и составлению бюджетов;

 • участие в определении  количественных и качественных  параметров работы фирмы; 

• согласование промежуточных  целей и планов и складывания  общих стратегических планов.

В области учета задача контроллинга требуют:

 • создание современной  системы информационного обеспечения  и отчетности;

• определение специфических  потребностей менеджеров в необходимой  информации и отчетности;

 • периодического  представления информации относительно  отклонений фактических показателей  от плановых;

 • представление руководству  отчетов с объяснением факторов, которые вызвали отклонения;

 • анализ отклонений  и обсуждение с заинтересованными  лицами.

В области информационно-аналитического контроллинга необходимо:

 • разработать архитектуру  информационной структуры;

 • отобрать показатели, носители информации, каналы их  передачи;

• определить контрольные  точки хозяйственной и финансовой деятельности;

 • составить схему  сбора и систематизации данных;

 • разработать инструментарий  для планирования, учета, контроля, анализа и принятия решений; 

• консультировать менеджеров по вопросам функционирования системы  контроллинга.

 Работа работников  службы контроллинга должна направляться  на такие области контроля: стратегические  цели; критические условия внешней  и внутренней среды, которые  лежат в основе стратегических  планов; узкие и слабые места,  которые выявлены в процессе  планирования и анализа работы  предприятия. При определении  системы подконтрольных показателей  необходимо обеспечить такие  требования: объем показателей должен  быть адекватным сложности объекта  управления; показатели планируются  в целом по предприятию и  по структурным подразделениям; показатели не изменяются на  протяжении планового периода  (дает возможность сравнения и  выявление отклонений); сравнимость  показателей с показателями других  предприятий. Нужно заметить, что  контроллинг не берет непосредственного  участия в процессе управления, а выполняет сервисную функцию  в нем (собирает, обрабатывает, анализирует  и комментирует явления), обеспечивая  информацию для менеджеров. Итак, контроллинг находится в таком  же положении, как финансовый  или управленческий учет, которые  являются подсистемами общей  информационной системы, которые  обслуживают систему менеджмента.  Принципиальным отличием контроллинга  есть направленность на будущее  (стратегическое планирование), без  чего невозможно продолжительное  существование предприятия в  рыночной среде. 

 

 

 

Глава 2 Организационная  структура и функции управления

 

2.1 Выбор организационной  структуры управления

Современная теория и практика менеджмента считает, что структура  организации должна, прежде всего, обеспечить реализацию ее стратегии. Вместе с изменением стратегии возникает необходимость  в изменении организационных  структур. Категория «структура»  отображает строение и внутреннюю форму  системы и означает относительно устойчивые связи, которые существуют между элементами организации. Связь  элементов в структуре подчинена  диалектике взаимоотношений части  и целого. Наличие структуры –  неотъемлемый атрибут всех реально  существующих систем, так как именно структура придает им целостности, оказывает содействие сохранению устойчивого  состояния системы. Существует большое  количество определений организационной  структуры управления производством, каждое из которых вносит свой весомый  вклад в понимание сути организационных  структур управления предприятием. Приведем несколько из них. Структура, которая  отображает синтез взаимосвязей разных элементов, которые функционируют  для достижения установленной цели, называется организационной. Организационная  структура – это конструкция  организации, на основе которой осуществляется управление фирмой. Она имеет или  формальное, или неформальное выражение  и охватывает два аспекта:

Информация о работе Контроллинг, как инструмент управления в кризисной ситуации