Контроллинг, как инструмент управления в кризисной ситуации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 12:55, курсовая работа

Описание работы

Вступление экономики России в рыночные отношения, открытие отечественного рынка для товаров зарубежных предприятий поставили большинство российских организаций в сложное финансовое и экономическое положение. Результатом этого явились рост неплатежеспособности и последующее банкротство организаций.
Следует отметить, что в мире не было ни одной организации, которая в той или иной мере в своей производственно-хозяйственной деятельности не испытала на себе кризисные явления, экономические и финансовые проблемы, нередко приводящие к банкротству.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1 Фундаментальные понятия контроллинга 7
1.1.История возникновения контроллинга 7
1.2 Понятия контроллинга как научной категории. 9
1.3 Сущность, принципы и сфера применения контроллинга 13
1.4 Цель, виды, предмет, методы и объекты контроллинга 18
1.5 Функции и задачи контроллинга 22
Глава 2 Организационная структура и функции управления 29
2.1 Выбор организационной структуры управления 29
2.2 Функции управления 39
2.3 Принципы создания службы контроллинга 45
2.4 Структура и персонал службы контроллинга 47
2.5 Функции и задачи службы контроллинга 50
2.6 Информационные потоки на предприятии в системе контроллинга 52
2.7 Возможные варианты внедрения контроллинга. 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 61

Файлы: 1 файл

Курсовая полная.docx

— 255.11 Кб (Скачать файл)

 • методике расчета  эффективности использование ресурсов, видов продукции, капитала;

 • анализу хозяйственной  и финансовой деятельности;

 • методике определения  отклонений, и их классификации;

 • методам обработки  данных в автоматизированной  системе.

 Проектирование системы  контроллинга проходит поэтапно  от определения стратегии предприятия  к построению системы. Первый  этап проектирования предусматривает  формирование концепции контроллинга  на высших уровнях управления  предприятием. Функции службы контроллинга довольно разнообразные и включают такие основные направления:

 • нормирование затрат;

 • разработка мероприятий  по улучшению работы на основании  информации об отклонениях от  норм;

• прогнозирование в ценообразовании;

 • анализ тенденций  развития предприятия; 

• предвидение хозяйственной  и коммерческой ситуации в зависимости  от изменения условий работы;

 • координация целей разных уровней управление для достижения общей цели предприятия;

 • отслеживание финансового  состояния предприятия. 

Основными задачами службы контроллинга есть:

 • ликвидация узких  мест, которые определяются на  основе данных планирования, учета,  анализа, контроля и использования  методов оперативного и стратегического  менеджмента;

 • ориентация на  получение результата, для чего  создается система планирования, сбора информации об использовании  ресурсов, анализа и принятия управленческих решений. Контроллинг выполняет функцию внутреннего контроля на предприятии, определяет экономичность работы его отдельных структурных подразделов. Контроллинг осуществляет сервисное обслуживание аппарата управление, обеспечивает информацией, необходимой для принятия решений. Если контроль есть одной из функций управления, то контроллинг – концепцией эффективного управления предприятием и обеспечение продолжительного его существования в условиях конкуренции.

 

2.6 Информационные потоки на предприятии в системе контроллинга

Информационные потоки –  это физическое перемещение информации от одного сотрудника предприятия к  другому или от одного подразделения  к другому. Цель работы с информационными  потоками – оптимизация работы предприятия. Система информационных потоков  – совокупность физических перемещений  информации, которая дает возможность  осуществить какой-либо процесс, реализовать  решение. Наиболее общая система  информационных потоков – это  сумма потоков информации, которая  позволяет предприятию вести  финансово-хозяйственную деятельность. Информация, которая собирается в системе контроллинга для обработки и анализа должна отвечать следующим требованиям: своевременность (информация по затратам, выручке, прибыли должна поступать тогда, когда еще имеет смысл ее анализировать), достоверность (чтобы не тратить дополнительное время на ее проверку), релевантность (существенность), полезность (эффект от использования информации должен перекрывать затраты на ее получение), полнота (не должно быть упущений), понятность (информация не должна требовать значительных усилий для расшифровки), регулярность поступления. Чтобы обеспечить выполнение этих требований к информации, сотрудники, работающие в системе контроллинга, вынуждены разбираться с информационными потоками, чтобы не происходило дублирование информации, информация доходила до адресата и не требовала уточнений. Система информационных потоков контроллинга должна быть органично встроена в общую систему информационных потоков предприятия, в противном случае произойдет отторжение сотрудниками предприятия навязанной им системы контроллинга. Часто сама система информационных потоков предприятия работает плохо (документы проходят медленно, никто не отвечает за документ в целом). В таком случае не имеет смысла встраивать подсистему контроллинга, которая должна работать хорошо, в систему, которая работает плохо. В рамках работы по внедрению системы контроллинга необходимо перестроить и оптимизировать всю систему информационных потоков на предприятии. И, наконец, существует задача автоматизации бухгалтерии и других финансово-экономических служб предприятия. Если принять решение о сборе фактической информации раз в неделю (вместо один раз в месяц), то подразделения физически не будут успевать обрабатывать информацию и предоставлять в службу контроллинга, которая в свою очередь не будет успевать сводить все данные по предприятию. Поэтому целесообразно автоматизировать контроллинговую работу. Самая важная задача службы контроллинга – обеспечение оперативного получения информации о выручке и затратах предприятия. Время решения этой задачи для руководителей ограничено возможностью принятия конкретных управленческих решений для исправления ситуации. В настоящее время на большинстве предприятий основной период планирования и учета – это месяц. Задача службы контроллинга – создание системы, обеспечивающей руководителей информацией чаще, чем 1 раз в месяц. Для того, чтобы собирать затраты и сводить баланс каждый день, требуется принципиально новый уровень автоматизации учета. Рассмотрим основные элементы затрат, по которым требуется собирать информацию:

 • материалы и малоценные  и быстроизнашивающиеся предметы (МБП);

 • заработная плата;

 • электроэнергия, газ,  вода;

 • амортизация; 

• услуги сторонних организаций;

• услуги цехов друг другу.

 Составив перечень  элементов затрат, необходимо выяснить, можно ли собирать информацию  о затратах, например, в середине  месяца, каждые 10 дней; какие имеются  препятствия, как их можно устранить.  Также необходимо решить вопрос: куда предоставлять информацию? В результате обработки контроллинговые  данные получаются «не совсем  точными» с бухгалтерской точки  зрения, однако эта точность достаточна  для принятия управленческих  решений. Точные на 100% бухгалтерские  отчеты месяц спустя – информация  бесполезная для принятия оперативных  управленческих решений.

 

2.7 Возможные варианты внедрения контроллинга.

Контроллинг – новое явление  в организации, поэтому его внедрение  может вызвать сопротивление. Чтобы  преодолеть это сопротивление, быстро добиться первых результатов, а затем  утвердить на предприятии стабильно  работающую систему, следует проанализировать трудности, которые могут возникнуть, их причины и средства, позволяющие  им противостоять. Феномен сопротивления  новому - парадоксален, но общеизвестен. Внедрению контроллинга мешают две  группы факторов: несовершенство самой  модели и социально-психологические  факторы. Рассмотрим влияние социально-психологических  факторов. Сопротивление новым методам  экономического анализа может быть индивидуальным и групповым. Источники  группового сопротивления: инерция  структур (структура обладает «встроенной  стабильностью»; групповая инерция (неписанные правила, регулирующие поведение группы людей, противодействующие изменениям); угроза статусу группы (например, может пострадать статус бухгалтерии или планового отдела); угроза сложившимся отношениям власти внутри предприятия; угроза сложившемуся порядку распределения ресурсов; информационный фильтр в организации: предлагаемый подход к анализу и управлению затратами не согласуется со знаниями и представлениями работников бухгалтерии и планового отдела. Источники индивидуального сопротивления:

1) привычки и страх  перед неизвестностью (люди привыкли  к традиционным формам отчетности  и не хотят учиться чему-то  новому. Новые методы – это  неизвестность, а неизвестность  означает риск. Необходимо организовать  обучение сотрудников, а затем  вводить новые методы;

2) чувство безопасности  опытные сотрудники будут выступать  против новых, не знакомых им  методов, если их внедрение  станет угрозой для их статуса.  Поэтому необходимо привлечь  и заручиться поддержкой опытных  сотрудников.

 Активность сопротивления  внедрению контроллинга зависит  от следующих факторов: степень  несоответствия культуры и структуры  власти грядущим изменениям; длительность  периода внедрения изменения;  угрозы потери престижа и власти; преданность работников интересам  организации; сила культурно-политических  ориентаций в подразделениях  предприятия. Согласно теории  инноваций, при распространении  любого нововведения сначала  его воспринимает группа «ранних  новаторов» ориентирующихся на  внешние источники информации. Процесс  восприятия инноваций может проходить  двумя способами: - реадаптация, т.е.  ломка инерции поведения сотрудников  предприятия; - рутинные изменения,  когда нововведение является  лишь видоизменением стандартного  поведения. Реадаптация - болезненный  процесс, особенно если он связан  с ломкой глубинного слоя корпоративной  культуры. Более разумно представить  грядущие изменения так, чтобы  они вписывались в существующую  корпоративную культуру, т.е. действовать  методом менее болезненных рутинных  изменений. Преодолеть болезненное  сопротивление внедрению можно  разными способами (эти способы  лучше всего комбинировать):

Имитация. Если одни предприятия  внедряют какие-либо новые системы  и методы управления, другие делают то же самое просто потому, что находятся  в сходной ситуации и склонны  к подражанию. Здесь действует  синергетический эффект: привлекательность внедрения новшества и подражания другим оказывается больше, чем привлекательность того и другого по отдельности. Стремление к имитации объясняется потребностью быть «как все», попыткой поднять свой статус.

 Мастерство. Работники,  получающие удовлетворение от  работы, стремятся к совершенствованию  своих навыков? к применению  новых методов. Поэтому в общении  с квалифицированными специалистами  необходимо воздействовать на  их профессиональную гордость.

 Выживание. В кризисной  ситуации внедрение новых методов  контроллинга может оказаться  важным для выживания предприятия.  Если сотрудники фирмы понимают  это, сопротивление будет минимальным.

Поддержание статуса. Один из способов достичь высокого статуса  – обладать знаниями, которые важны для всех.

Знание методов контроллинга один из способов упрочить свой статус.

Подбор кадров и самореализация сотрудников. Новые сотрудники могут  играть важную роль в успешном внедрении  контроллинга благодаря имеющимся  у них знаниям и из-за отсутствия инерции поведения.

 Игра. Людям нужна игра, чтобы не терять интереса к  жизни. Поэтому контроллинговые  аналитические таблицы должны  быть, красиво оформлены, аналитические  отчеты доступно написаны.

 Новое. Существуют  люди-новаторы, руководствующиеся принципом  «все новое – прекрасно». Таких  людей нужно как можно раньше  «вычислить» и привлечь на  свою сторону. Если они пользуются  авторитетом у коллег, за ними  могут пойти остальные.

 Рассмотрим последовательность  работ по внедрению методики  контроллинга и создания соответствующей  информационной системы. Основной  идеей является нацеленность  на быстрейший запуск сбора  контроллинговой информации для  того, чтобы руководство предприятия  увидело реальную отдачу от  работы службы контроллинга. Пройдет  несколько месяцев прежде, чем  система сбора информации реально  заработает. За это время служба контроллинга должна провести комплексное обследование предприятия, что позволит решить множество методических и организационных проблем, устранить препятствия на пути сбора информации, составить детальный классификатор затрат на предприятии. После того как система оперативного сбора фактической информации начнет работать, служба контроллинга может заняться преобразование системы планирования выручки, затрат и финансового результата на предприятии, заручившись поддержкой планового отдела; оптимизацией системы документооборота. Работа должна проводиться на постоянной основе и иметь форму процесса непрерывных улучшений по большинству бизнес-процессов или реинжиниринга (радикальной перестройки отдельных выбранных бизнес-процессов. Параллельно должна проводиться доработка информационных систем.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Управление бизнес-процессами в современных условиях требует

комплексного решения  многочисленных проблем, обусловленных  как внешними, так и внутренними факторами. К основным внешним факторам следует отнести динамичность макроэкономической ситуации в России, усиление влияния на российскую экономику процессов, происходящих в международной финансово-экономической сфере, обострение внутренней конкурентной ситуации, а также неопределенность в правовой сфере управления бизнесом. Одним из основных внутренних факторов неопределенности для бизнесмена является неполная информация, как о текущем состоянии, так и о перспективах собственного бизнеса. Эти обстоятельства требуют формирования новых подходов к управлению и инструментов их внедрения, которые:

1)позволят прояснить усложняющиеся экономические проблемы организации;

2)подадут своевременно сигналы для принятия мер;

3) обеспечат информационную поддержку управления бизнес-процессами по установленным целям;

4) помогут «расширить» узкие места на предприятии или в организации с ориентацией на перспективу.

Возрастают требования к  системе информационной поддержки менеджмента: она должна не только обеспечивать руководство информацией о текущем состоянии дел, но и прогнозировать, что произойдет при тех или иных изменениях внутренней или внешней ситуации. В современных условиях хозяйствования необходимы комплексная методология и основанный на ней инструментарий, которые помогли бы модернизировать организационную и информационную структуру предприятия таким образом, чтобы решались базовые проблемы его развития, предопределяющие стабильные успехи не только в настоящем, но и в будущем. В качестве такого инструмента предлагается использовать достижения контроллинга. В деятельности предприятия контроллинг – это целостная концепция управления предприятием, направленная на выявление шансов и рисков, связанных с получением прибыли. Оперативное управление фирмой посредством процессоров «согласование цели», «планирование», «сопоставление плановых и фактических показателей», «анализ», «регулирование» позволяет получать запланированную прибыль, если фирма располагает гибкой информационной системой. В центре внимания должны находиться факторы, препятствующие достижению намеченного результата. Концепция стратегического контроллинга построена на том же принципе биокибернетического контура регулирования, что и концепция оперативного контроллинга. В обоих случаях целью являются, получение прибыли и гарантия существования фирмы. Следует заострить внимание и на факторах роста, определяемых бурным развитием технологий. Планирование сориентировано не на издержки, доходы, расходы и инвестиции, а на потенциал, который в будущем обеспечит прибыль. Стратегический контроллинг базируется на программах определения прибыли на инвестированный капитал, анализа потенциала и предложений по совершенствованию работы фирмы. В системе оперативного контроллинга рассматриваются экономические процессы в рамках одного года. Значит, если речь идет о краткосрочном периоде, исходят из имеющихся ресурсов. Регулирование производственного процесса осуществляется путем непрерывного сопоставления плановых данных с фактическими. Оперативный анализ и инструменты являются важными составляющими концепции контроллинга, которые пригодны, прежде всего, для решения проблем, возникающих на предприятии. Задача руководителей предприятия и контроллера – применение соответствующего инструментария для решения конкретных проблем. Необходимо владеть определенными методами, чтобы по возможности самостоятельно управлять функциональными подразделениями. Принимая решения, руководители должны вносить свой вклад в поддержание выбранного курса. Оперативный анализ и соответствующие инструменты управления являются базой оперативного контроллинга. Чем лучше и последовательнее используются отдельные инструменты, тем более действен контроллинг на предприятии. Для эффективного управления предприятием в будущем необходимо внедрять новые и дополнительные методы и инструменты. Следует поддерживать равновесие между оборотом, затратами и прибылью. Отклонения должны быть вовремя определены, чтобы руководство предприятия могло незамедлительно осуществить регулирующие действия. Правильно функционирующая система контроллинга помогает руководству фирмы спрогнозировать шансы и риски раньше, чем это сделают конкуренты, и, таким образом, обеспечить жизнеспособность фирмы, укрепить свое положение на рынке и гарантировать постоянную и стабильную прибыль.

Информация о работе Контроллинг, как инструмент управления в кризисной ситуации