Контроллинг в антикризисном менеджменте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 19:36, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы - систематизация, обобщение и закрепление собранного теоретического материала, его углубленное изучение, выделение отдельных проблем и подготовка на этой основе антикризисных мероприятий по повышению эффективности хозяйственной деятельности организации.
Объектом исследования в курсовой работе является ДП «Черниговводоканал».
Предметом исследования являются технико–экономические и финансовые показатели предприятия и применение антикризисной стратегии, которая представляет собой программный документ, содержащий название целей (конечных и промежуточных), ресурсы и способы их вовлечения (персонал, фонды, отношения собственности), технологию решения задачи по выводу ее из кризиса (структура организации, формулы поведения персонала, правила производственно-финансовой и маркетинговой деятельности).
Основной акцент сделан на вопросы преодоления кризисного состояния внутрифирменными средствами без утраты качественной определенности, поскольку проблема «самовыживаемости» в настоящее время стоит особенно остро перед многими украинскими предприятиями

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………
3
РАЗДЕЛ 1. ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К КОНТРОЛЛИНГУ В АНТИКРИЗИСНОМ УПРАВЛЕНИИ………………………………………
5
1.1 Понятие «антикризисное управление»……………………………………
5
1.2 Концепция контроллинга в системе менеджмента………………………
7
1.3 Контроллинг, как концепция эффективного управления предприятием.
9
1.4 Контроллинг в антикризисном управлении………………………………
11
РАЗДЕЛ 2. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ КП «ЧЕРНИГОВВОДОКАНАЛ» НА ОСНОВАНИИ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ…………………………………………….
20
2.1. Организационная характеристика и направления деятельности КП «Черниговводоканал»…………………………………………………………
20
2.2 Анализ основных результатов хозяйственной деятельности предприятия …………………………………………………………………..
29
2.3 Анализ финансовой устойчивости и ликвидности предприятия………
32
2.4 Оценка финансового состояния…………………………………………..
36
2.5 Расчет вероятности банкротства предприятия…………………………..
37
РАЗДЕЛ 3. НАПРАВЛЕНИЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ АНТИКРИЗИСНЫХ МЕР НА ПРЕДПРИЯТИИ……………………………………………………
40
3.1. Необходимость внедрения контроллинга на предприятии……………..
40
3. 2. Выявление экономических проблем и недостатков……………………
44
3.3 Пути решения выявленных проблем………………………………………
49
ВЫВОДЫ……………………………………………………………………….
53
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
55

Файлы: 1 файл

Контролинг.doc

— 597.00 Кб (Скачать файл)
    • в расчете на 1 км канализационных сетей – 0,49 человека;
    • на 1000 м3/сутки пропуска сточных вод – 2,05 человек.

Общая численность работающих в расчете на 1000 абонентских подключений, как показатель эффективности использования раб очей силы на предприятии, составляет 5,6 лиц, а среднесписочная численность работающих в расчете на 1000 абонентских подключений  - 5,4 человека. Этот показатель одни из наилучших по Украине, хотяи превышает аналогичный показатель в странах Западной Европы (на 1000 абонентов коэффициент равен 2,0).

Штатное расписание и должностные  инструкции утверждаются начальником  предприятия. Штатное расписаниеи  должностные инструкции определены в соответствии со следующими государственными нормативными актами:

  • «Нормы обслуживания и норматив численности работников, занятих на работах по эксплуатации сетей, очистительных сооружений, насосных станций, водопроводно-канализационных хозяйств и вспомогательных объектов на них», утвержденных приказом Государственного комитета по жилищно-коммунальному хозяйству от 06.06.1997 г. №39;
  • «Справочник квалификационных характеристик профессий работников», утвержденный приказом Министерства труда и социальной политики Украины от 16.02.1998 г. №24;
  • Выпуск 87 справочника квалификационных характеристик профессий работников «Жилищное и коммунальное хозяйство населенных пунктов», утвержденный приказом Государственного комитета строительства, архитектуры и жилищной политики Украины от 14.06.1999 г. №144 по согласованию с Министерством труда и социальной политики Украины.

Администрация предприятия  постоянно уделяет внимание оптимизации  численности персонала. Так, нормативная  численность работников на предприятии  составляет 826 человек, численностт  согласно штатного расписания – 664 человека, фактически работает 600 человек, что позволяет сэкономить фонд оплаты труда. Предприятие оплачивает работникам часть фонда заработной платы за расширение зоны обслуживания, совмещение профессий, за дополнительную работу вследствие наличия вакантных мест при бригадной форме оплаты труда. Так, на предприятии в 2011 году объем работ по 41 вакантной должности выполняли 124 человека по совместительству, по бригадной форме оплаты труда работало 15 бригад, которыми дополнительно исполнялись объемы работ по 18 вакантным должностям.

Доля затрат на оплату труда работников, связанных с производством и  реализацией услуг составляет 13,6% от затрат обычной деятельности предприятия  в 2010 году. Из-за относительно низкого уровня заработной платы сложно привлекать и удерживать высококвалифицированных специалистов. В основном, это касается профессии электромонтера по ремонту и обслуживанию электрооборудования.

Юридический адрес КП «Черниговводоканал» - г. Чернигов, ул. Жабинского 15., т.ф. (04622)3-24-99, (04622)21140. 

Коммунальное предприятие "Черниговводоканал" предоставляет услуги по водоснабжению и водоотводу свыше 105 тыс. абонентам - жителям г. Чернигов, в том числе около 19 тыс. абонентам частного сектора. Предприятие предоставляет услуги по водоснабжению и водоотводу юридическим лицам - 185 бюджетным учреждениям и 1349 хозрасч. организациям.

Состояние расчетов за услуги. Общая сумма дебиторской задолженности от предоставления услуг водоснабжения и водоотвода по состоянию на 01.01.11 г. составляет 11429,3 тыс. грн. Дебиторская задолженность населения с учетом НДС (без льгот и субсидий), что сложилась на 01.01.11 г. в размере 8429,3 тыс. грн., составляет 73,7% от общей дебиторской задолженности за потребленные услуги. По бюджетным учреждениям на 01.01.11 г. дебиторская задолженность отсутствует, сложилась переплата в размере 68,8 тыс. грн. Дебиторская задолженность других потребителей составляет 2552,9 тыс. грн., или 22% от общей дебиторской задолженности за услуги.

Дебиторская задолженность по состоянию на 01.01.11 г. за начисленные для населения льготы составляет 494,5 тыс. грн. (4,3% от общей дебит. задолжен.), а за субсидии - 21,4 тыс. грн. (0,2% от общей деб.зад-и).

Уровень оплаты население  снизился с 97,3% в 2010 г. до 90,3%, в 2011 г., долг за 2011 год возрос на 1439,4 тыс.грн. Уровень погашения дебиторской задолженности населения составляет 13,2%, срок погашения - 6,9 міс. За 2011 год улучшилась платежная дисциплина среди других потребителей.

Для детального анализа  работы предприятия будем использовать баланс предприятия и отчет о финансовых результатах предприятия за 2011 год. (см. Таблицы 2.1 и 2.2)

Таблица 2.1 - Баланс предприятия на 1 января 2011 года, тыс. грн.

Актив

Код строки

На начало отчет. периода

На конец  отчет. периода

1

2

3

4

1. Необоротные активы

Нематериальные  активы :

     

остаточная стоимость

010

   

первоначальная стоимость

011

   

износ

012

   

Незавершенное строительство

020

2444,0

9565,0

Основные средства :

     

остаточная стоимость

030

41039,0

40101,0

первоначальная стоимость

031

107020,50

108326,0

износ

032

65981,5

68224,9

Долгосрочные финансовые инвестиции: которые учитываются  методом участия в капитале других предприятий

040

   

другие финансовые инвестиции

     

Долгосрочная дебиторская  задолженность

050

   

Отсроченные налоговые  активы

060

   

Другие необратимые  активы

070

   

Всего по разделу  І:

080

43483,0

49666,1

ІІ.Оборотные  активы

Запасы:

     

производственные запасы

100

969,60

1081,10

незавершенное производство

120

   

готовая продукция

130

   

товары

140

3212,6

5,6

Векселя полученные

150

60,2

-

Дебиторская задолженность  за товары, работы, услуги:

     

чистая реализационная стоимость

160

14428,8

11429,3

Дебиторская задолженность по расчетам :

     

с бюджетом

170

77,8

108,60

по выданным авансам

180

   

из начисленных  доходов

190

   

Другая текущая дебиторская задолженность

210

391,8

365,0

Текущие финансовые инвестиции

220

   

Денежные  средства и их эквиваленты :

     

в национальной валюте

230

186,5

522,8

в иностранной валюте                                                            

240

   

Другие оборотные  активы                                                                 

250

   

Всего по разделу II:

260

19327,2

13512,4

ІІІ. Расходы будущих периодов

270

   

Баланс

280

62810,2

63178,5


 

Продолжение таблицы 2.1.

Пассив

Код строки

На начало отче. периода

На конец  отчет. периода

1

2

3

4

1.  Собственный  капитал

 Уставной  капитал

 

300

 

45255,9

 

45255,9

Паевой капитал

310

   

Дополнительный вложенный  капитал

320

   

Другой дополнительный капитал

330

5710,20

13556,30

Резервный капитал

340

   

Нераспределенная прибыль 

(непокрытый убыток)

350

1189,0

1297,4

Неоплаченный капитал

360

   

Изъятый капитал

370

   

Всего по разделу  І:

380

52155,10

57514,8

II. Обеспечение  следующих расходов и платежей 

Обеспечение выплат персоналу

 

 

 

400

   

Другие обеспечения

410

   

Целевое финансирование

420

   

Всего по разделу II:

430

   

ІІІ.  Долгосрочные обязательства Долгосрочные кредиты  банков

 

440

   

Другие долгосрочные финансовые обязательства

450

   

Отсроченные налоговые  обязательства

460

   

Другие долгосрочные обязательства

470

   

Всего по разделу  ІІІ:

480

   

IV. Текущие  обязательства

 Краткосрочные  кредиты банков

 

500

 

1439,4

 

200,0

Текущая     задолженность     за     долгосрочными обязательствами

510

   

Векселя выданные

520

   

Кредиторская  задолженность  за  товары,  работы, услуги

530

6527,8

3524,6

Текущие обязательства  за расчетами: из полученных авансов

540

   

из бюджета

550

490,5

533,5

из внебюджетных платежей

560

   

со страхования

570

135,4

167,8

из оплаты труда

580

207,5

276,1

с участниками

590

   

из внутренних расчетов

600

   

Другие текущие обязательства

610

1854,5

961,7

Всего по разделу IV:

620

10665,1

5663,7

V.  Доходы  будущих периодов

630

   

Баланс

640

62810,2

63178,5


 

Таблица 2.2 - Отчет о  финансовых результатах предприятия.

Статья

Код стр.

За отчет. период

За пред. период

1

2

3

4

Доход, выручка от реализации продукции, работ, услуг

010

32664,50

24335,90

Налог на добавленную  стоимость

015

5444,1

4056,0

Акцизный сбор

020

   

Другие вычитания из дохода

030

   

Чистый доход вот  реализованной продукции

035

27220,4

20279,9

Себестоимость  реализованной  продукции, работ, услуг

040

21661,20

18704,10

Валовый :

050

5559,20

1575,80

Другие операционные доходы

060

   

Административные расходы

070

1356,8

1073,40

Расхода на сбыт

080

953,7

564,5

Другие операционные расходы

090

349,6

756,8

Финансовые результаты от операционной деятельности

     

Прибыль

100

2899,10

-

Доход от участия в  капитале

110

-

 

Другие финансовые доходы

120

1,9

-

Другие доходы

130

226,4

182,80

Финансовые расходы

140

206,5

158,5

Потери от участия  в капитале

150

-

-

Другие расходы

160

5407,3

4631,0

Финансовые результаты от обычной деятельности к налогообложению

     

Прибыль

170

-

-

убыток

175

2486,4

5426,6

Налог на прибыль от обычн. деятельности

180

   

Финансовые результаты от обычной деятельности

прибыль

190

   

убыток

195

   

Чрезвычайные

     

Доходы

200

   

расхода

205

   

Налог на чрезвычайную прибыль

чистый

     

Прибыль

220

   

убыток

225

   

ІІ. Элементы операционных расходов

Наименование  показателя

Код стр.

За отчетн.период

За пред. период

1

2

3

4

Материальные затраты

230

13010,7

11582,5

Расхода на оплату труда

240

3602,4

2843,7

Отчисление на социальные мероприятия

250

1371,7

1017,3

Амортизация

260

2217,0

2223,7

Другие операционные расходы

270

4119,5

3431,6

Вместе

280

24321,3

21098,8


2.2 Анализ основных  результатов хозяйственной деятельности  предприятия 

В бухгалтерском  балансе находят отображение  понятия актива и пассива соответственно условиям рыночной экономики. Активы - это ресурсы, конт-ролируемые в результате прошлых событий, использование которых, как можно ожидать, приведет к поступлению экономических удобств в будущем. Пассивы - это обязанности предприятия по займам и кредиторской задол-женностью, погашение которых приведет к уменьшению стоимости имущес-тва или доходов, которые поступают. Превышение стоимости активов над пассивами составляет стоимость собственных активов предприятия, которую отображают в пассиве отчетного баланса в разделе собственного капитала.

1. Анализ активов предприятия. Все, что имеет стоимость, принадлежит предприятию и отображается в активе баланса называется его активами. Актив баланса вмещает информацию о размещении капитала, которое находится в распоряжении предприятия, т.е. о вкладе его в определенное имущество и материальные ценности, о расходах предприятия на производство и реализацию продукции. Каждому виду разме-щения капитала отвечает отдельная статья баланса. От того, какие ассигнования вложенные в основные и оборотные средства, сколько их находится в сфере производства и обращение, в денежной и материальной форме, на сколько оптимальное их соотношение, зависят как результаты производственной и финансовой деятельности, так и финансовое состояние предприятия.

Рассмотрим  актив баланса предприятия КП «Чернигововдоканал» за 2011 год. В первом разделе актива баланса отображенная стоимость основных средств по остаточной стоимости, которая составила к началу года – 41039,00 тис.грн., на конец года – 40101,10 тис.грн. Мы видим, что стоимость основных средств на конец года уменьшилась на 938,00 тис.грн. Износ основных средств к началу года составил 65981,50 тис.грн., а на конец года он увеличился на 2243,40 тис.грн. и составил 68224,90 тис.грн. Рассмотрев первый раздел актива баланса мы видим, что необоротные активы на конец года увеличились на 6183,10 тис.грн. , при увеличении износа основных средств на 2243,40 тис.грн.

Информация о работе Контроллинг в антикризисном менеджменте