Контроллинг в антикризисном менеджменте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 19:36, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы - систематизация, обобщение и закрепление собранного теоретического материала, его углубленное изучение, выделение отдельных проблем и подготовка на этой основе антикризисных мероприятий по повышению эффективности хозяйственной деятельности организации.
Объектом исследования в курсовой работе является ДП «Черниговводоканал».
Предметом исследования являются технико–экономические и финансовые показатели предприятия и применение антикризисной стратегии, которая представляет собой программный документ, содержащий название целей (конечных и промежуточных), ресурсы и способы их вовлечения (персонал, фонды, отношения собственности), технологию решения задачи по выводу ее из кризиса (структура организации, формулы поведения персонала, правила производственно-финансовой и маркетинговой деятельности).
Основной акцент сделан на вопросы преодоления кризисного состояния внутрифирменными средствами без утраты качественной определенности, поскольку проблема «самовыживаемости» в настоящее время стоит особенно остро перед многими украинскими предприятиями

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………
3
РАЗДЕЛ 1. ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К КОНТРОЛЛИНГУ В АНТИКРИЗИСНОМ УПРАВЛЕНИИ………………………………………
5
1.1 Понятие «антикризисное управление»……………………………………
5
1.2 Концепция контроллинга в системе менеджмента………………………
7
1.3 Контроллинг, как концепция эффективного управления предприятием.
9
1.4 Контроллинг в антикризисном управлении………………………………
11
РАЗДЕЛ 2. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ КП «ЧЕРНИГОВВОДОКАНАЛ» НА ОСНОВАНИИ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ…………………………………………….
20
2.1. Организационная характеристика и направления деятельности КП «Черниговводоканал»…………………………………………………………
20
2.2 Анализ основных результатов хозяйственной деятельности предприятия …………………………………………………………………..
29
2.3 Анализ финансовой устойчивости и ликвидности предприятия………
32
2.4 Оценка финансового состояния…………………………………………..
36
2.5 Расчет вероятности банкротства предприятия…………………………..
37
РАЗДЕЛ 3. НАПРАВЛЕНИЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ АНТИКРИЗИСНЫХ МЕР НА ПРЕДПРИЯТИИ……………………………………………………
40
3.1. Необходимость внедрения контроллинга на предприятии……………..
40
3. 2. Выявление экономических проблем и недостатков……………………
44
3.3 Пути решения выявленных проблем………………………………………
49
ВЫВОДЫ……………………………………………………………………….
53
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
55

Файлы: 1 файл

Контролинг.doc

— 597.00 Кб (Скачать файл)

Основным источником доходов предприятия есть реализация услуг водоснабжения и водоотвод, объемы которых за два последних года приведены по категориям потребителей в таблице 3.1.

Таблица 3.1. Объемы реализации услуг водоснабжения и водоотвод.

 

Показатели

тис. м3/год

 

2010г.

2011г.

(оперативные  данные)

Водоснабжение

Население

19 712,7

19 247

Бюджетные учреждения

2 123,6

1 959,8

Другие потребители

2 705,1

2 091,1

Вместе

24 541,4

23 297,9

Водоотвод

Население

18 880,9

17 746,4

Бюджетные учреждения

2 101,0

1 941,3

Другие потребители

6 074,8

5 998,3

Итого:

27 056,7

25 686,0


Как видно  из таблицы 3.1., объемы реализации услуг водоснабжения в 2011 г. сократились сравнительно с предыдущим годом на 5% (1243,5 тыс. м3). Уменьшилась реализация услуг населению, которое является наибольшим потребителем услуг водоснабжения и которому реализуется 83% услуг. Сравнительно с 2011 годом потребления услуг водоснабжения населением уменьшилось на 2% (или на 466 тыс. м3).

Это объясняется  несколькими факторами, вызванными преимущественно установлением населением квартирных средств учета, в частности: экономией воды, а также неточностью приборов и, соответственно, большим количеством не обсчитанной воды. На конец 2011 г. процент абонентов, оборудованных квартирными приборами учета составлял 27,3%. Как свидетельствуют результаты анализа, проведенного предприятием, абоненты, которые имеют индивидуальные приборы учета воды потребляют в среднем в 2,0-2,2 раза воды меньше чем установлено нормативами.

В 2011 г. наблюдалось сокращение потребления воды бюджетными учреждениями (на 8%, или на 164 тыс. м3) и группой других потребителей (на 23%, или на 614 тыс. м3). Снижение объемов реализации услуг бюджетным учреждениям состоялось в связи с сокращением нескольких военных частей и проведение ремонта в областной и детской больницах.

Объемы реализации воды в группе «других потребителей» сократились за счет урегулирования отношений с теплоснабжающими организациями относительно потерь воды в системе теплоснабжения. В результате чего водоканал перестал начислять теплоснабжающиму предприятию объемы воды, которая теряется в системах теплоснабжения.

Сокращение объемов реализации услуг водоотвода составляло 5% (1371 тыс. м3), в т.ч.: населению - на 1135 тыс. м3 (6%), бюджетным учреждениям - на 160 тыс. м3 (8%), другим потребителям - на 77 тыс. м3 (1%). Однако уменьшение объемов реализации услуг водоотвода бюджетным организациям и группе других потребителей происходило медленнее чем сокращалось их водопотребление за счет увеличения объемов водоотвода промышленными потребителями на 12,6 %, имеющими собственные источники водоснабжения.

Рассмотрим  основные статьи расходов на производство услуг водоканалом (табл.3.2)

Таблица 3.2. Основные статьи расходов на производство услуг.

 

Показатели

Единицы измерения

2010г

2011г

Потребление электроэнергии

тис. кВт - ч. /г.

41984,2

41910,4

Средняя цена

грн./тис. кВт-год.

204,7

222,4

Задолженность за электроэнергию к началу года

тис. грн.

774,5

351,0

Задолженность за электроэнергию на конец года

тис. грн.

351,0

 

Увеличение (уменьшение) задолженности за электроэнергию

тис. грн.

-423,5

351,0

Середньоспискова  численность персонала всего по предприятию

лиц

563

578

Средние расходы  на оплату труда всего по предприятию

грн/лицо/г.

5051,0

6131,0

Среднемесячные  расходы на оплату труда (без начислений) всего по предприятию

грн/лицо/міс.

420,9

511


Несмотря на увеличение расходов, за счет повышения тарифов  предприятие имело прибыли от основного вида деятельности, Которая  можно считать положительным  фактором в деятельности предприятия.

По основной деятельности в 2011 г. предприятие начислило доходов на сумму 26351 тыс.грн (без НДС) и 23004 тыс.грн расходов. Соответственно прибыли составляли 17,4 тыс.грн. в 2010 г. и 3348 тыс.грн. в 2011 г. Сравнительно с 2011 г. предприятие израсходовало на 3222,5 тыс. грн. или на 15,3% больше чем в 2011 г. и увеличило чистые доходы от реализации услуг на 6940,5 тыс. грн., или на 34,2%.

Однако, предприятие понесло другие расходы. В 2011 году они составили 4631 тыс. грн., из них: 3226,5 тыс. грн. - резерв сомнительных долгов и безнадежная дебиторская задолженность, 462 тыс. грн. - расхода на капитальный ремонт, 146,3 тыс. грн. - налог на прибыль, 116,9 тыс. грн. - расхода на социальное развитие, соответственно коллективному договору и прочие;

Уменьшение  величины дебиторской задолженности за товары, работы, услуги привело к уменьшению среднего срока погашения дебиторской задолженности, который с 8 месяцев в 2011 г. сократился до 5 месяцев в 2011 г.

На конец 2011 года кредиторская задолженность за товары, работы, услуги также уменьшилась в сравнении с аналогичным периодом 2011 года на 3 млн. грн. за счет погашения задолженности по кредиту в сумме 1439,4 тыс. грн. и предприятиям за услуги. Задолженность за услуги по закачиванию холодной воды составляет наибольшую долю в структуре общей задолженности (78%), через повышение цены на электроэнергию, которая в стоимости этих услуг составляла 76%. Задолженность за электроэнергию на конец 2010 года составляла 351,0 тыс. грн., на конец 2011 года задолженность отсутствующая.

Средний период погашения кредиторской задолженности  водоканала имеет тенденцию к  уменьшению: 2010 г. - 2,9 месяцев, 2011 г. - 2,8 месяцев, что является положительной тенденцией в финансовой деятельности предприятия.

Частично  источником покрытия кредиторской задолженности является амортизация, которая направляется на расчеты с основными поставщиками вместо использования ее на обновление основных фондов. Однако, такая практика не может быть жизнеспособной в более долгосрочной перспективе, ее объем представлял  больше 2 млн. грн. как в 2010, так и в 2011 г.

2. В части бухгалтерского учета и финансовой отчетности.

На предприятии введение бухгалтерского учета и составление отчетности осуществляется согласно требованиям Закона Украины  "О  бухгалтерском  учете и финансовую отчетность в Украине" от 16.07.99 г. № 996-ХІУ(далее - Закон) и Положений (стандартов) бухгалтерского учета(далее - П(С)БО), в связи с этим предприятие разработало и утвердило приказ об учетной политике, которую необходимо было совершенствовать соответственно изменениям, которые происходили в законодательно-нормативной базе ( принятие новых П(С)БО и изменения в действующие П(С)БО и организационно-хозяйственных процессах.

В отчетном периоде  предприятие осуществляло учет по приказу "Об учетной политике предприятия на 2011 год от 04.01.2011 г. №1, в котором частично отображенные вопросы формирования учетной политики предприятия и недодается утвержденный рабочий План счетов бухгалтерского учета и перечень прикладных учетных программ их основные характеристики.

Проведенный предприятием анализ состояния организации ведения  бухгалтерского учета и составление  финансовой отчетности, их документального  обеспечения показал, что ряд  участков учета и отчетности нуждаются  в усовершенствовании соответственно Закону, П(С)БО, других нормативных документов.

В ходе анализа было выявлено ряд организационно-технических и методологических ошибок в учете хозяйственных операций и их отображении в отчетности. В частности, в уставных документах отсутствующий уставного фонда, в нем не зафиксировано его размер. В разделе 7 пункт 7.3 Устава предприятие предусмотрено формирование "целевых фондов, предназначенных для покрытия расходов, связанных со своей деятельностью: фонд развития производства, фонд потребления, другие фонды".

На практике фонды не формируются и в учете  не отображаются в соответствии с  П(С)БО и Инструкции 291. С учетом последних изменений законодательных положений, устав предприятия нуждается в глубоком юридическом анализе, внесении необходимых изменений и дополнений, формирование новой редакции. Кроме того, город ежегодно передает предприятию объекты коммунальной собственности в хозяйственное ведение, но эти операции документально соответственно не оформленные и потому величина уставного капитала не изменяется, поскольку в решениях органа местного самоуправления не предполагалось внесение изменений в Устав и соответствующую государственную регистрацию этих изменений. В учете такие операции отображаются как бесплатно полученное имущество. В приказе об учетной политике отсутствующая база распределения общих производственных и операционных расходов между водоснабжением и водоотводом. В учете прямые расходы отображаются отдельно на воду и стоки.

Выявлен ряд  ошибок в учете дебиторской задолженности  и расчетов с потребителями - юридическими лицами и в частности, "Теплокомуненерго", Черниговская ТЕЦ "Технова". Поэтому, отдельные участки учета и отчетности нуждаются в усовершенствовании соответственно Закону, П(С)БО и других нормативных документов. В частности:

  • дебиторской задолженности (П(С)БО 10), доходов (П(С)БО 15),
  • расходов и формирование производственной себестоимости коммунальных услуг и операционных расходов (П(С)БО 16),
  • налога на прибыль (П(С)БО 17) и составление финансовой отчетности: баланса (П(С)БО 2),
  • отчета о финансовых результатах (П(С)БО 3), отчета о движении денежных средств (П(С)БО 4),

3.3 Пути решения  выявленных проблем.

Для решения выявленных проблем разработаем антикризисные мероприятия и оформим их в виде таблицы 3.3.

Таблица 3. 3. Антикризисные мероприятия

№ п/п

Мероприятия

Контролируемый результат

1

2

3

1

В приказе об учетной  политике нуждаются в доработке:

  1. рабочий план счетов предприятия;
  2. приказа о порядке проведения инвентаризаций на предприятии и его структурных подразделениях;
  3. порядок формирования себестоимости услуг  (работ) и финансовых результатов деятельности, классификации доходов деятельности и статей расходов по счетам расходов, отображение в учете и финансовой отчетности авансов, метода начисления резерва сомнительных долгов;
  4. необходимо обратить внимание на соответствие данных бухгалтерского учета (главной 
    книги, оборотного баланса) данным   финансовой отчетности.

Целесообразно осуществлять проверку сравнимости показателей  финансовой отчетности в соответствии с Методическими рекомендациями, которые являются приложением к письму Минфина Украины от 31.12.2010г. №31-04200-20-5/8622. нуждается в также усовершенствовании порядок целевого финансирования капитальных инвестиций

2

Упорядочение расчетов по налогам и сборам и другим обязательным платежам.

На протяжении последних  двух лет предприятие получало краткосрочные  банковские кредиты на погашение  задолженности из оплаты электроэнергии и налогов. Таким образом финансовые расходы (проценты по кредитам банков) составили 159 тыс. грн. в 2010 г. и 207 тыс. грн. в 2011 г.

Освобождение расчетного счета в банке от инкассовых поручений по налогам и сборам в целях регулярной оплаты материально-технических ресурсов для продолжения производственного процесса

3

Заключение серии соглашений с кредиторами ( поста-вщиками материалов и комплектующих изделий, транспортными фирмами и др.) об отсрочке платежей

Отсутствие судебного  преследования фирмы по возврате долгов, а также отзыв инкассовых поручений в банке электроэнергетиками, теплоэнергетиками и др.


 

 

Продолжение таблицы 3.3

Информация о работе Контроллинг в антикризисном менеджменте