Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2012 в 01:54, курс лекций
Лекция 1 Введение в антикризисное управление
Тема 2. Банковский кризис: причины возникновения, виды и последствия
Тема 3 Риски ликвидности и банкротство кредитных организаций
Тема 4. Лицензирование деятельности кредитных организаций
2) проверки банков на местах (инспекции).
Документарный («бесконтактный») надзор предполагает регулярное проведение двух взаимосвязанных процедур:
- получения от каждого банка обязательной отчетности и анализа;
- оценки данных такой отчетности в подразделениях Банка России (его ТУ).
Формальный характер надзора, о чем речь шла ранее, в первую очередь относится именно к документарному надзору.
Процессы ведения банками (КО) бухгалтерского учета, подготовки и представления отчетности в ТУ ЦБ регламентируются рядом официальных документов, среди которых можно отметить следующие.
Документы первого уровня — законы общего и специального действия, регулирующие принципиальные вопросы бухгалтерского учета. Здесь в первую очередь следует назвать Гражданский кодекс РФ, Закон № 129-ФЗ от 21 ноября 1996 г. «О бухгалтерском учете», Налоговый кодекс РФ, а также некоторые другие законы (отдельные их нормы).
Второй уровень составляют специальные нормативные документы по учету, адресуемые именно и только банкам (кредитным организациям). Сюда относятся «Правила ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории РФ» (приложения к Положению ЦБ РФ № 302-П от 26 марта 2007г.), многочисленные нормативные акты Банка России, регламентирующие учет отдельных групп банковских операций и вопросы их отчетности, а также материалы Центрального банка или его подразделений и учреждений, в которых разъясняются отдельные вопросы бухгалтерского учета в банках и их отчетности.
К документам третьего уровня следует отнести внутренние документы конкретного банка, в которых решаются отдельные вопросы учета, не урегулированные в документах предыдущих уровней. В эту группу входят рабочий план счетов бухгалтерского учета, рабочие положения о порядке проведения отдельных учетных операций, формы первичных учетных документов, правила документооборота, технология обработки учетной информации и другие документы и материалы, в совокупности образующие содержание учетной политики банка.
Под отчетностью банков понимается предусмотренная в законодательстве РФ и нормативных актах Банка России форма получения информации о деятельности банков, т.е. представления банками и получения Банком России в виде официально утвержденных отчетных документов (форм отчетности), подписанных лицами, ответственными за достоверность сведений, содержащихся в таких документах.
Основными признаками отчетности считаются:
- обязательность — каждый банк обязан представлять отчетность по показателям, формам, в адреса и сроки, установленные Банком России (или иным органом, например, налоговым);
- документальная обоснованность — все данные отчетности формируются на основе первичных учетных и иных документов, предусмотренных в нормативных актах ЦБ РФ (или иного органа);
- юридическая сила - формы отчетности являются официальными документами банка, который в соответствии с законом несет ответственность за их достоверность, правильность оформления и своевременность представления.
Перечень форм отчетности и другой информации, которую банки и их филиалы должны представлять «наверх», утвержден Указанием ЦБ № 1376-У от 16 января 2004 г. «О перечне, формах и порядке составления и представления форм отчетности кредитных организаций в Центральный банк РФ».
Банковскую отчетность можно группировать на те или иные виды на основе различных признаков. Так, в соответствии с природой отражаемой информации отчетность подразделяется на статистическую и бухгалтерскую (финансовую).
По признаку срочности (периодичности представления) она делится на ежедневную (ежесуточную, пятидневную (касается части банков), ежедекадную, ежедекадную/ежемесячную, ежемесячную, ежемесячную/ежеквартальную, ежеквартальную, ежеквартальную/ежегодную, полугодовую, ежегодную, другую (это нерегулярно представляемая отчетность и иная информация, не являющаяся отчетностью).
Порядке их заполнения в днях, часах и даже минутах их представления приведен в приложениях 1 и 2 к названному выше Указанию ЦБ № 1376 от 16 января 2004 г.
Консолидированную отчетность (ежеквартальную и годовую) составляют и представляют банки, которые в соответствии с нормами ранее названного Положения ЦБ № 191 от 30 июля 2002 г. являются головными организациями в банковских (консолидированных) группах. При этом они пользуются также следующими документами Банка России:
1) Положением № 246-П от 5 января 2004 г. «О порядке составления головной кредитной организацией банковской (консолидированной) группы консолидированной отчетности»;
2) «Методическими рекомендациями по составлению консолидированной отчетности» (приложение к письму № 1-Т от 5 января 2004 г.);
3) Положением № 197-П от 19 февраля 2002г. «О порядке представления информации о банковских холдингах».
Специальное внимание уделяется годовому отчету банка. В соответствии с названным выше Указанием ЦБ № 2089-У от 8 ноября 2008 г. коммерческий банк должен подготовить и включить в свой годовой отчет: бухгалтерский баланс (публикуемая форма); отчет о прибылях и убытках (публикуемая форма); отчет о движении денежных средств; отчет об уровне достаточности капитала, величине резервов на покрытие сомнительных ссуд и иных активов; сведения об обязательных нормативах; аудиторское заключение по годовому отчету; пояснительную записку. При этом пояснительная записка должна содержать огромный объем считающейся существенной информации о КО, ее финансовом положении, сопоставимости данных за отчетный и предшествующий ему годы, методах оценки и существенных статьях бухгалтерской отчетности и т.д.
Консолидированную отчетность (ежеквартальную и годовую) составляют и представляют банки, которые в соответствии с нормами ранее названного Положения ЦБ № 191 от 30 июля 2002 г. являются головными организациями в банковских (консолидированных) группах. При этом они пользуются также следующими документами Банка России:
1) Положением № 246-П от 5 января 2004 г. «О порядке составления головной кредитной организацией банковской (консолидированной) группы консолидированной отчетности»;
2) «Методическими рекомендациями по составлению консолидированной отчетности» (приложение к письму № 1-Т от 5 января 2004 г.);
3) Положением № 197-П от 19 февраля 2002г. «О порядке представления информации о банковских холдингах».
Специальное внимание уделяется годовому отчету банка. В соответствии с Указанием ЦБ № 2089-У от 8 ноября 2008 г. коммерческий банк должен подготовить и включить в свой годовой отчет: бухгалтерский баланс (публикуемая форма); отчет о прибылях и убытках (публикуемая форма); отчет о движении денежных средств; отчет об уровне достаточности капитала, величине резервов на покрытие сомнительных ссуд и иных активов; сведения об обязательных нормативах; аудиторское заключение по годовому отчету; пояснительную записку. При этом пояснительная записка должна содержать огромный объем считающейся существенной информации о КО, ее финансовом положении, сопоставимости данных за отчетный и предшествующий ему годы, методах оценки и существенных статьях бухгалтерской отчетности и т.д.
В составе бухгалтерской отчетности банка особое место занимает публикуемая отчетность. Имеются в виду отчетные материалы о своей деятельности, которые банк обязан представлять обществу (и Центральному банку, конечно) путем их публикации за свой счет в открытой печати (газете или журнале). Такую отчетность представляют:
- банки — ежеквартально и ежегодно;
- головные КО банковских (консолидированных) групп - ежегодно.
Далее наступает очередь второго компонента документарного надзора - оценки (анализа) полученных от банка данных и иной информации.
ИНСПЕКЦИОННЫЕ ПРОВЕРКИ. Другой главный инструмент, применяемый в ходе надзора, — инспекционные проверки банков уполномоченными представителями Банка России (его ТУ).
Основным нормативным документом, регламентирующим процедуры проверок банков на местах в рамках надзора, является Инструкция ЦБ № 105 от 25 августа 2003 г. « О порядке проведения проверок кредитных организаций (их филиалов) уполномоченными представителями Центрального банка РФ». «Обеспечительную» роль играет другая Инструкция ЦБ — № 108-И от 1 декабря 2003 г. «Об организации инспекционной деятельности Центрального банка РФ (Банка России)».
В соответствии с Инструкцией № 105 главной целью проверки банка (его филиалов) является оценка на месте общего состояния банка либо отдельных направлений его деятельности, в том числе: оценка соблюдения законодательства РФ и нормативных актов Банка России, достоверности учета (отчетности) банка, определение размера рисков, активов, пассивов, оценка качества активов банка, величины и достаточности его собственного капитала, оценка систем управления рисками и организации внутреннего контроля банка, его финансового состояния и перспектив деятельности, а также выявление действий, угрожающих интересам кредиторов и вкладчиков банка.
Указанные проверки не заменяют аудиторских проверок, а также документальных ревизий, назначаемых компетентными органами.
3. Требования Центрального банка в рамках надзорных процедур к технологиям и качеству управления в банках
Право и обязанность Банка России устанавливать определенные требования к участникам и менеджменту банков и добиваться выполнения таких требований прописаны в законах.
Так, в Законе о ЦБ (ст. 60) указано, что «Банк России вправе в соответствии с федеральными законами устанавливать квалификационные требования к кандидатам на должности членов совета директоров (наблюдательного совета), единоличного исполнительного органа, его заместителей, членов коллегиального исполнительного органа, главного бухгалтера, заместителей главного бухгалтера кредитной организации, а также к кандидатам на должности руководителя, заместителей руководителя, главного бухгалтера, заместителей главного бухгалтера филиала кредитной организации». Аналогичная норма содержится и в ч. 4 ст. 11.1 Закона «О банках и банковской деятельности».
В Законе содержатся требования к технологиям и качеству управления в банках:
- устав банка должен содержать сведения о составе органов управления и органов внутреннего контроля, о порядке их образования и об их полномочиях (ст. 10);
- в банке должны работать известные органы управления (ст. 11.1);
- в случае создания, получения дополнительных лицензий и в некоторых других случаях банк должен представлять соответствующий бизнес-план (ст. 14);
- руководство банка должно удовлетворять названным выше квалификационным требованиям (ст. 16) и т.п.
А также общее требование о необходимости выполнения обязательных нормативов (пруденциальных норм деятельности). Если банк аккуратно выполняет такие нормативы, то это можно рассматривать как косвенное подтверждение того, что управление в нем поставлено надлежащим образом.
В Указании ЦБ № 1379 от 16 января 2004 г, «Об оценке финансовой устойчивости банка в целях признания ее достаточной для участия в системе страхования вкладов» содержатся несколько групп показателей оценки качества управления банком, его операциями и рисками.
Фактически имеются в виду показатели: прозрачности структуры собственности банков; организации системы управления рисками; организации службы внутреннего контроля. Эти вопросы имеют прямое отношение к проблеме управления банками.
В соответствии с Указанием ЦБ № 2005 от 30 апреля 2008 г. «Об оценке экономического положения банков» положение банков определяется по результатам оценок ряда параметров их деятельности, в том числе таким, как выполнение обязательных нормативов, качество управления и прозрачность структуры собственности банка.
Показатели качества управления банка оцениваются баллами на основании беллетристических ответов («да», «в основном», «частично», «нет») на вопросы типа «Имеются ли в банке подразделения (сотрудник, сотрудники), ответственные за оценку уровня принимаемых рисков?»; «Позволяет ли организация службы внутреннего контроля банка эффективно осуществлять возложенные на нее функции?»; «Имеются ли у банка планы реализации стратегии развития?», т.е. исключительно субъективно.
Вопросы для самоконтроля
1. Что включает в себя нормативно-правовая база банковского надзора: нормы законов (каких), нормативные акты Банка России (какие основные) или то и другое либо что-то еще?
2. Под надзором находятся все КО или только банки?
3. Как можно судить, достигает надзор своих конечных целей или нет?
4. Могут ли наступать
системные кризисы в
5. Что следовало бы
исправить или изменить в
6. Каковы соотношения понятий «надзор» (банковский), «управление», «регулирование», «контроль»?
7. Надзор (контроль) - это наблюдение за функционированием: банковской системы (банковского сектора) в целом или за деятельностью каждого отдельно взятого банка (кредитной организации) либо и то, и другое вместе?
8. Кто реально заинтересован в банковском надзоре, а кому он мешает?
9. Каких направлений деятельности банков касается или должен касаться надзор?