Лекции по "Антикризисному управлению"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2012 в 01:54, курс лекций

Описание работы

Лекция 1 Введение в антикризисное управление
Тема 2. Банковский кризис: причины возникновения, виды и последствия
Тема 3 Риски ликвидности и банкротство кредитных организаций
Тема 4. Лицензирование деятельности кредитных организаций

Файлы: 1 файл

Лекции по Антикризисному управлению 2012.НОВЫЕ doc.doc

— 535.00 Кб (Скачать файл)

Балансовая прибыль (или  убыток) как показатель общего результата производственно-хозяйственной деятельности организации включает прибыль от реализации основной продукции, результат от прочей реализации, доходы и расходы от вне реализационных мероприятий. При анализе причин, вызывающих изменение прибыли, оценивают ее факторы, влияющие главным образом на динамику прибыли от реализации основной продукции. К этим факторам относят в первую очередь:

- объем реализации  продукции или услуг (работ);

- структуру реализованной  продукции;

- цены на факторы  производства (ресурсы, используемые  хозяйствующим субъектом в процессе  выпуска продукции);

- уровень затрат на  производство и реализацию продукции.

При анализе уровней рентабельности оценивают общую рентабельность производства (отношение балансовой прибыли к среднегодовой стоимости   производственных фондов) и рентабельность реализованной продукции (отношение прибыли от реализованной продукции к стоимости реализованной продукции).

Анализ рентабельности тесно связан с определением точки  безубыточности. Необходимость расчета  этого показателя определяется тем, что он показывает ту предельный объем  выручки от реализации продукции (по стоимости и в натуральных единицах), ниже которой деятельность хозяйствующего субъекта будет убыточной.

В нормальных условиях организация находится выше точки безубыточности. Колебания выручки и прибыли, как правило, невелики и не слишком сказываются на возможности предприятия рассчитываться по своим обязательствам, в частности, выплачиваемым из чистой прибыли. В крайнем случае, организация легко покрывает свои расходы дополнительным заимствованием денежных средств, сохраняя при этом свою высокую инвестиционную привлекательность.

В неблагоприятных условиях организация в конечном счете теряет объемы производства и оказываются ниже точки безубыточности. Доступные организации возможности в изменении выручки от реализации основной продукции и себестоимости не могут вывести его из зоны убыточности, увеличить инвестиционную привлекательность организации, дать ей средства для развития, покрытия своих затрат. В дальнейшем организация начинает накапливать пени и штрафы, чем ухудшает свое положение.

Для оценки финансового  состояния организации анализируется его финансовая устойчивость. Для этого используются такие показатели, как коэффициент автономии и коэффициент финансовой устойчивости. Первый из этих показателей позволяет определить долю собственных средств в общей сумме источников финансирования деятельности хозяйствующего субъекта, характеризуя тем самым степень его независимости от привлеченных финансовых ресурсов. Рост коэффициента автономии свидетельствует об увеличении финансовой независимости и снижении риска финансовых затруднений.

Коэффициент финансовой устойчивости представляет собой соотношение  собственных и заемных средств. Рост этого коэффициента означает, что хозяйствующий субъект обладает достаточным запасом  финансовой устойчивости и относительно независим  от внешних источников финансирования.

Среди относительных  показателей устойчивости финансового  состояния выделяют также коэффициент прогноза банкротства. Он показывает удельный вес чистых оборотных средств организации в сумме активов баланса. Снижение этого показателя свидетельствует о финансовых затруднениях и необходимости проводить санацию организации.

С целью определения  кредитоспособности организации анализируется ее ликвидность. Она означает платежеспособность хозяйствующего субъекта и предполагает постоянное равенство между активами и обязательствами как по общей сумме, так и по срокам наступления. Для оценки кредитоспособности предприятия  определяются коэффициент текущей ликвидности и коэффициент обеспеченности собственными средствами.  Коэффициент текущей ликвидности отражает способность предприятия своевременно рассчитаться по своим срочным обязательствам. Коэффициент обеспеченности собственными средствами  констатирует наличие у предприятия достаточного количества собственных средств, необходимых для его финансовой устойчивости.

Капитал хозяйствующего субъекта в целом представляет собой  сумму оборотных средств, основных фондов и нематериальных активов. Поэтому  анализ использования капитала включает оценку эффективности использования  оборотных средств  и основных фондов, нематериальных активов. Для оценки эффективности использования оборотных средств рассчитывается коэффициент оборачиваемости оборотных средств. Он представляет собой отношение объема выручки от реализации продукции в расчете на один рубль оборотных средств. Рост этого коэффициента означает повышение эффективности использования оборотных средств.

Эффективность использования  основных фондов и нематериальных активов  измеряется следующими показателями:

- коэффициентом  фондоотдачи основных фондов. Он определяется отношением объема выручки от реализации продукции к среднегодовой стоимости основных фондов;

- коэффициент фондоотдачи нематериальных активов. Этот показатель определяется отношением объема выручки от реализации продукции к среднегодовой стоимости нематериальных активов.

Рост коэффициентов  фондоотдачи свидетельствует о  повышении эффективности использования  основных фондов и нематериальных активов.

- коэффициент фондоемкости основных фондов. Он представляет собой величину, обратную коэффициенту фондоотдачи.

Уровень самофинансирования хозяйствующего субъекта (то есть финансирование его деятельности за счет собственных источников: прибыли и амортизационных отчислений) с помощью коэффициента самофинансирования. Он определяется как отношение собственных средств к привлеченным средствам, характеризует определенный запас финансовой прочности предприятия. Чем выше величина этого коэффициента, тем выше уровень самофинансирования.

Существенное значение для оценки потенциала предприятия  имеет и анализ его конкурентных возможностей. Это - многогранный показатель. Речь идет прежде всего об оценке конкурентоспособности производимой предприятием продукции. Она включает оценку экономических, технических и нормативных параметров продукции, их сопоставление с параметрами товаров конкурентов, соответствие требованиям потребителей. Для покупателя имеет значение и величина затрат, связанных с эксплуатацией приобретаемой продукции (в основном это относится к промышленным товарам длительного пользования и производственного назначения).

Результаты анализа  показателей финансовой устойчивости и конкурентных возможностей хозяйствующего субъекта, сформулированные адекватные выводы позволяют вовремя вывести его из кризисной ситуации, стабилизировать финансово-хозяйственную деятельность, рассчитывать вероятную эффективность антикризисных мероприятий, а также разрабатывать запасные варианты действий  на случай тех или иных неудач в реализации рискованных решений.

Для этого соответствующие  подразделения организации должны располагать всей необходимой информацией.

Дело в том, что информация, необходимая для оценки возможного воздействия изменений в процессе разработки и осуществления стратегии  деятельности организации, представляется недостоверной из-за неопределенности их проявления. Когда появляются первые признаки изменений во внешней среде, опытные менеджеры уже готовятся к тому, что информация будет первоначально туманной и лишь со временем станет проясняться и дополняться.  Но и такую информацию необходимо использовать: возможные финансовые последствия надвигающейся опасности должны быть скрупулезно проанализированы, ответные меры тщательно сбалансированы. Источниками слабых сигналов являются трансформация экономической системы, динамика мировых цен на нефть, реструктуризация банковской структуры, политика Центрального банка РФ в отношении валютного курса рубля, изменения, вносимые в Налоговый кодекс РФ,  воздействия этих процессов на функционирование хозяйствующих субъектов.

Для обеспечения современного поступления и анализа информации, характеризующей текущие события и изменения экономического и социального состояния региона, создания благоприятных условий и эффективной организации процесса принятия управленческих решений  в социально-экономической сфере целесообразно создание «Информационной системы мониторинга экономического и социального развития региона», которая послужит основой для системы прогнозирования экономических и социальных процессов в регионе.

Информатизация регионального  управления значительно повышает обоснованность и своевременность принимаемых решений, способствует улучшению управляемости и в результате обеспечивает эффективное решение насущных задач.

 

2. Разработка маркетинговой стратегии и  системы контроллинга в антикризисном  управлении предприятием

В условиях трансформации российской экономики в деятельности хозяйствующих субъектов существенно повысился фактор неопределенности, увеличился риск. Выживание кредитных организаций в этих условиях все чаще зависит от действия долгосрочных факторов. Их учет возможен в значительной мере в рамках реализации маркетинговой стратегии, нацеленной на поддержание и развитие производства,  повышение профессионального и квалификационного уровня сотрудников организации, совершенствование ассортимента и рост конкурентоспособности выпускаемой продукции, освоение новых рынков, на повышение эффективности функционирование компании.

Главная проблема сегодня  на многих предприятиях связана с  неумением правильно организовать маркетинг, с тем, что прежде всего  из-за недостатка информации они не могут найти тот продукт, который востребован сегодня рынком. Налаживая тонкие связи в рамках производственной региональной и межрегиональной кооперации, можно решать проблему финансового оздоровления предприятий.

Разрабатывая и воплощая в жизнь маркетинговую стратегию, направленную на увеличение добавленной стоимости или снижение издержек, предприятие предлагает потребителям товар, ценность которого превосходит предложения конкурентов.

Планирование маркетинговой  стратегии, выступая в качестве одной из функций антикризисного управления:

- основывается на оценке  перспектив развития внешней  среды деятельности организации, состоянии внешней конъюнктуры. Нестабильность экономики, постоянно меняющиеся условия ее развития затрудняют прогнозируемость многих процессов во внешней среде. В то же время в современном управлении нацеленность на адаптацию организации к изменениям во внешней среде приобретает особую актуальность. В связи с этим очень важно располагать информацией о состоянии экономической конъюнктуры страны (объеме производства продукции и предоставляемых услуг, динамике внутреннего и внешнего товарооборота, уровне платежеспособного спроса населения и индексе стоимости жизни, масштабах инвестиционной активности,  других показателях, характеризующих экономическую ситуацию в стране и происходящих в ней изменениях;

- предусматривает анализ  сильных и слабых сторон в  деятельности организации, поскольку успех определяется прежде всего рациональной организацией производства продукции, снижением издержек производства и другими способами воздействия на внутренние факторы производства. Одна из  главных особенностей  управления в период кризиса заключается в том, что  реализация решений, использующих преимущественно инструменты  внутрифирменного управления,  становится основным содержанием антикризисных мероприятий;

- предполагает сбор  и анализ информации о партнерах  фирмы, потребителях ее продукции,  конкурентах.

Решающим фактором, определяющим дееспособность организации выступают инновационная деятельность, любые улучшения на всех направлениях их функционирования. Для российских хозяйствующих субъектов, столкнувшихся с конкуренцией, проблемой выживаемости в жестких условиях рынка, особое значение приобретает разработка и осуществление эффективной научно-технической политики.

Зарубежный опыт констатирует, что в условиях конкуренции непрерывное  внедрение новшеств, способность  руководства организации к инновационной деятельности представляют собой решающий фактор поддержания высокого уровня его доходности. Необходимость инноваций диктуется изменениями, происходящими во внешней среде, в которой действует фирма, а также угрозой устаревания выпускаемой ею продукции.

Нововведения касаются разработки и организации выпуска  нового продукта или услуги, усовершенствования выпускаемой продукции, выхода фирмы на новые рынки и расширение существующих рынков, технологии и организационной структуры управления предприятием, ее адаптации к изменениям, происходящим на рынке, снижения затрат на производство и реализацию продукции, других аспектов функционирования компании. Компании, пренебрегающие инновационной деятельностью, оказываются в конечном счете беззащитными перед ухудшением рыночной конъюнктуры. Поэтому формирование мировоззренческой концепции и приоритетов в области инноваций, понимания важности нововведений - одна из важнейших задач российских менеджеров.

Организация может добиться крупных успехов и признания на рынке, если будет использовать в управлении наиболее передовые, прогрессивные методы. К числу таких новаций следует отнести практику внедрения контроллинга. Использование системы контроллинга в антикризисном управлении, как вытекает из зарубежной практики, позволяет «отслеживать» движение предприятия к намеченной стратегической цели (миссии) своего развития.

Контроллинг, выступает как система обеспечения выживаемости организации в краткосрочном плане, нацеленная на оптимизацию прибыли, в долгосрочном плане - на поддержание гармоничных отношений с окружающей средой. Появление контроллинга связано с усложнением ориентации на рынке, усилением конкуренции, необходимостью учета социальных и экономических факторов. Контроллинг - совокупность методов оперативного и стратегического менеджмента, учета, планирования, анализа и контроля на качественно новом уровне развития рынка, единая система направления на достижения стратегических реализацию продукции.

Информация о работе Лекции по "Антикризисному управлению"