Практика управления персоналом на хлебокомбинате «ПАНИФКООП»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 11:33, курсовая работа

Описание работы

Персонал предприятия ( кадры) состоит из работников различных профессионально - квалификационных групп, занятых на предприятии, как совокупности физических лиц, связанных договором найма с предприятием как юридическим лицом. Управление персоналом предприятия зависит от стратегии развития предприятия и должно быть ориентировано на эффективную реализацию этой стратегии.

Содержание работы

Введение
Глава 1: Организация труда на предприятии: основные аспекты
1.1. Нормирование труда
Глава 2: Планирование численности трудовых ресурсов на предприятии
2.1. Основные показатели для производственных предприятий
2.2. Производительность труда, факторы её повышения и роль в формировании персонала на предприятии
2.3. Мотивация труда
Глава 3: Материальное стимулирование труда
3.1. Система материального стимулирования труда, её составляющие и функции
3.2. Формы заработной платы
3.3. Надбавки, доплаты и др. льготы, повышающие уровень реальной заработной платы
Глава 4: Практика управления персоналом на хлебокомбинате «ПАНИФКООП»
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Лаве курсач.doc

— 487.00 Кб (Скачать файл)

Н выр = Тд /Нв,

Где Н  выр – норма выработки, ед., Тд – действительный фонд рабочего времени, ч., Нв – установленная норма времени на единицу продукции, ч.

Норма обслуживания – количество производственных объектов

( рабочих мест, единиц оборудования), которое работник  соответствующей квалификации должен  обслужить в течение единицы  рабочего времени. Этот показатель применяется как к работникам, обслуживающим автоматизированные производственные процессы, так и к вспомогательным рабочим. Норма обслуживания рассчитывается по формуле

Н об = Тд /tоб,

Где Н  об – норма обслуживания, ед., Тд – действительный фонд рабочего времени, ч., t об – установленная норма времени на обслуживание единицы оборудования, ч.

Норма численности ( Нч) определяет численность работников определенного профессионально- квалификационного  состава, необходимых для выполнения данного объема работ.

Нормированное задание устанавливает необходимый  ассортимент и объем работ, которые  должны быть выполнены рабочими или  бригадой за данный отрезок времени. В отличие от нормы выработки  нормированное задание может  устанавливаться не только в натуральных единицах, но и в нормо- часах, нормо- рублях.

Норма управляемости  определяет количество работников, которые  должны быть непосредственно подчинены  одному руководителю.

Таким образом, для рациональной организации производства используется система норм труда, отражающих различные стороны трудового процесса. Нормы времени и численности являются нормами затрат труда, нормы выработки и нормированные задания – нормами результатов труда. Нормы обслуживания и управляемости относятся к нормативным характеристикам организации трудового процесса и характеризует размеры рабочих мест.

Основное требование к нормам состоит в том, что  все они должны соответствовать  наиболее эффективным условий данного  участка вариантам технологического процесса, организации труда, производства и управления.

 Нормы труда  устанавливаются на отдельную  операцию ( операционная норма) либо  на взаимосвязанную группу операций, комплекса работ ( укрупненная,  комплексная норма),

 Методы нормирования труда

В нормировании труда применяются аналитические и суммарные методы. Аналитический метод базируется на предварительном анализе производственных возможностей рабочего места и определении необходимых затрат на каждый элемент и операцию в целом.

 Нормирование  аналитическим методом осуществляется в следующем порядке:

  1. операция делится на составные элементы;
  2. определяются факторы, влияющие на продолжительность каждого элемента ( технические, психофизические и т.п.);
  3. проектируется рациональный состав операции и последовательность выполнения ее элементов;
  4. рассчитываются затраты времени на каждый запроектированный элемент и определяется норма времени на операцию в целом.

 Аналитический метод имеет две разновидности:

  • аналитически- расчетный метод, в соответствии с которым затраты времени вычисляются  по заранее разработанным научно обоснованным отраслевым нормативам;
  • аналитически- исследовательский метод, при использовании которого затраты времени на элемент операции и операцию в целом устанавливаются на основании непосредственных измерений этих затрат на рабочих местах.

 При установлении норм аналитически- исследовательским  методом основная часть исходной информации получается в результате исследования трудового процесса. Результаты исследования трудового процесса используются и при установлении норм аналитически- расчетным методом для уточнения структуры процесса и проверки норм, рассчитанных по нормативам.

 Для исследования трудового процесса целесообразно  применять хронометраж ( фиксируется  длительность исследуемых элементов  оперативного времени по конкретному виду продукции), фотографии рабочего дня ( устанавливаются затраты времени на все виды работ и перерывы, которые наблюдались в течение определенного времени), фотохронометраж ( для одновременного определения структуры затрат времени и длительности отдельных элементов производственной операции).

Аналитический метод является универсальным для  всех типов производства. Однако его  использование имеет специфические  особенности в условиях различных  производственных процессов и разной организации труда.

В автоматизированном производстве помимо норм времени, обслуживания и численности применяется норма производительности автоматизированной линии ( то есть производительность в единицу времени, установленная с учетом использования производственных возможностей оборудования линии в рациональных организационно- технических условиях).

В поточно- массовом производстве следует учитывать  взаимодействие рабочих мест с общим  тактом работы поточной линии, представляющее частное от деления фонда рабочего времени на программу выпуска деталей.

В условиях гибких производственных систем ( ГПС) определяют нормированную технологическую  трудоемкость изготовления одной детали как частное от деления нормы  времени на изготовление партии деталей  в модуле ГПС на количество деталей  в партии.

При суммарных  методах нормы устанавливаются  без анализа конкретного трудового  процесса и проектирования рациональной организации труда на основе опыта  нормировщика ( так называемый опытный  метод) или на основе статистических данных о выполнении аналогичных работ ( статистический метод). Нормы, установленные с помощью суммарных методов, обычно называются опытно- статистическими. 

 Глава 2. Планирование численности  трудовых ресурсов на предприятии.

 2.1.Основные  показатели для  производственных  предприятий.  Потребность в кадрах планируется раздельно по группам и категориям работающих. Наиболее распространенными методами расчета потребности в рабочих кадрах являются:

  1. по трудоемкости производственной программы;
  2. по нармам обслуживания.

Первый метод  используется при определении численности рабочих, занятых на нормируемых работах. Для этого рассчитывается их явочный и среднесписочный составы.

Явочное число  рабочих в смену ( Р  ) – это  нормативная численность рабочих  для выполнения сменного производственного  задания.

 

        
 
 
 

 где Т  - трудоемкость производственной  программы в плановом переходе; Т  - длительность смены, нормо-ч;   - число рабочих смен, сут;   - число суток работы предприятия  в плановом периоде;   - коэффициент  перевыполнения норм в плановом  периоде.

Среднесписочное число рабочих рассчитывается либо по коэффициенту среднесписочного состава, либо по планируемому проценту невыходов  на работу.

Коэффициент по выбытию кадров (     ) определяется отношением количества работников, уволенных  по всем причинам за данный период времени, к среднесписочной численности работников за тот же период: 
 
 
 
 
 

 где Р   - численность уволенных работников, чел; Р – среднесписочная численность  персонала, чел.

Коэффициент постоянства  кадров – отношение численности  работников, состоящих в списочном составе, весь отчетный год, к среднесписочной численности работников за год. При этом из списочной численности на 1 января исключаются выбывшие в течение года по всем причинам ( кроме переведения в другие организации), но не исключаются выбывшие из числа принятых в отчетном году.

Коэффициент стабильности кадров (    ) рекомендуется использовать при оценке уровня организации управления производством как на предприятии  в целом, так и в отдельных  подразделениях:    
 
 
 
 
 

 где Р   - численность работников, уволившихся с предприятия по собственному желанию и из-за нарушения трудовой дисциплины за отчетный период, чел; Р – среднесписочная численность работающих на данном предприятии в период, предшествующий отчетному, чел; Р  - численность вновь принятых за отчетный период работников, чел.

Коэффициент текучести  кадров (    ) определяется делени6ем численности работников предприятия, выбывших или уволенных за данный период времени, на среднесписочную  численность за тот же период: 
 
 
 
 
 

где Р   - численность выбывших или уволенных работников, чел; Р – среднесписочная численность персонала, чел.

Численность рабочих, занятых на ненормируемых работах, определяется вторым методом – по нормам обслуживания, численность ИТР  и служащих – по штатному расписанию.

 2.2. Производительность  труда, факторы  её повышения   и роль в формировании  персонала предприятия.

Известно, что  спрос на труд – как и на любой  другой ресурс – зависит от его  производительности. В целом чем  выше производительность труда, тем  выше спрос на труд. А при данном совокупном предложении труда чем больше спрос, тем выше средний уровень реальной заработной платы.

Факторы роста  производительности труда – это  движущие силы или причины, под влиянием которых изменяется ее уровень и  динамика. В качестве таких факторов выступают: технический прогресс, совершенствование организации производства, управления и труда и др.

На уровне предприятия  можно выделить пять групп факторов роста производительности труда:

  1. Регионально – экономические ( природно – климатические условия, их изменения: сбалансированность рабочих мест и трудовых ресурсов) и экономико – географические факторы ( освоенность района месторождения; наличие местных строительных материалов; свободных ресурсов рабочей силы, электроэнергии, воды; рельеф местности; расстояние до коммуникаций и др.).
  2. Факторы структурных сдвигов – сдвиги в изменении доли покупных изделий и полуфабрикатов, относительное сокращение численности работающих в связи с ростом объемов производства.
  3. Факторы ускорения НТП – внедрение новых поколений высокоэффективной техники; применение прогрессивных базовых технологий, использование автоматизированных систем в проектировании; применение современных ЭВМ; внедрение гибких переналаживаемых производств и т. д.
  4. Организационные факторы – совершенствование управления и организации производства, внедрение современных форм организации и стимулирования труда.
  5. Социальные факторы – сокращение объемов монотонного, вредного и тяжелого труда; улучшение условий труда; факторы социального партнерства.

Известно, что  для достижения определенного уровня образования и навыков необходимы инвестиции в человеческий капитал, которые составляют затраты на образование  и профессиональную подготовку, повышение  квалификации, иными словами, все  затраты, направленные на повышение производительности труда. Расходы на повышение производительности труда, как и расходы предпринимателя на приобретение машин и оборудования, можно отнести к капиталовложениям, поскольку текущие расходы предприниматель несет в надежде получить от них больше, чем он затратил путем увеличения будущего притока поступлений.

На рисунке  показано, во-первых, что индивиды, потратившие  больше средств на образование, деиствительно  достигают более высоких доходов  на протяжении своей карьеры, чем те, кто вложили в образование меньше. Основная причина здесь кроется в том, что более образованные работники обычно быстрее повышают квалификацию в процессе работы.

Хотя образование  приводит к более высоким доходам, оно также требует известных  издержек. Обучение в колледже или университете включает не только прямые издержки ( плату за обучение, учебники), но также косвенные, или альтернативные, издержки ( упущенные заработки). Компенсирует ли более высокая зарплата более образованного работника эти издержки? По имеющимся оценкам, при инвестировании в обучение в старших классах прибыль составляет 10-13%, а для высшего образования – 8-10%. По общепринятому мнению, каждый год обучения поднимает заработную плату работника примерно на 8%.

Но, несмотря на очевидную выгоду в повышении квалификации персонала, лишь относительно небольшое число людей может быть нейрохирургами, скрипачами, химиками-исследователями, диск-жокеями или профессиональными атлетами. В результате предложение этих конкретных видов труда будет очень небольшим по отношению к спросу на них и соответственно заработная плата – высокой. Эти  и подобные им группы не конкурируют друг с другом или с другими квалифицированными или низкоквалифицированными рабочими. Скрипач не конкурирует с хирургом, а мусорщик или продавец не конкурирует ни со скрипачом, ни с хирургом. Поэтому важной составляющей управленческой стратегии предприятия является обеспечение лучшими условиями труда, условиями оплаты труда и т. п., с целью заполучить в свой штат высококвалифицированного сотрудника.    

 2.3. Мотивация труда.

  Важным  моментом, который должен решать каждый предприниматель, является мотивация труда. Ему необходимы знания в области психологии работы трудовых коллективов. Работник, приходящий каждый день на работу и выполняющий определённые функции, - многогранная личность, его нельзя рассматривать только как рабочую силу. Цель предпринимателя – рост производительности труда, повышения качества продукции, рост эффективности производства и цель работника как личности с его многообразными потребностями могут не совпадать. Поэтому предпринимателю необходимо решить задачу совместимости этих двух несовпадающих целей. Он должен не только стимулировать работника, но, прежде всего, признавать его как личность.

Информация о работе Практика управления персоналом на хлебокомбинате «ПАНИФКООП»