Шпаргалка по дисциплине "Антикризисная экономика"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2015 в 23:43, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Антикризисная экономика".

Файлы: 1 файл

vse_bilety_akk.doc

— 505.50 Кб (Скачать файл)

 
Внутренние факторы:

  1. Управленческие
  2. Высокий уровень коммерческого риска
  3. Недостаточное знание рынка (спроса, предложении, цен и тд)
  4. Неэффективный финансовый менеджмент
  5. Плохое управление издержками производства
  6. Отсутствие гибкости в управлении
  7. Производственные
  8. Низкая производительность труда
  9. Низкая конкурентоспособность продукции;
  10. Зависимость от ограниченного круга поставщиков и покупателей. 
     
            Именно неэффективность управления следует отнести к наиболее характерной для современных предприятий проблеме.

 
Эта проблема обусловлена следующими факторами

 

  1. Отсутствием стратегии в деятельности предприятия и ориентацией на краткосрочные результаты в ущерб среднесрочным и долгосрочным;
  2. Низкая квалификация и неопытность менеджеров;

 

 

25.Природа и  классификация управленческих рисков

Фактор, усложняющий антикризисную коммуникацию – риск.

Риск – неопределенность получения дохода и вероятность утраты капитала.

Причины возникновения риска:

  1. Внезапно наступившие изменения окружающей среды и партнерских отношений, которые изменили условия взаимодействия
  2. Появление более выгодных предложений для партнеров, которые побуждают отказаться от заключения новых или продолжить отношения с вами
  3. Перемены целей партнера
  4. Изменение условий перемещения ресурсов

Управленческий риск – характеристика управленческой деятельности, осуществляемой в ситуации неопределенности при выборе менеджером альтернативного решения, критерий эффективности которого связан с вероятностью проявлений негативных условий реализации.

Характеристики управленческого риска:

  1. Размер вероятного ущерба
  2. Вероятность риска (степень воздействия источника)
  3. Уровень риска (отношение величины ущерба к затратам на реализацию антикризисной стратегии)
  4. Степень риска (на сколько вероятно, что он будет и будет большой)
  5. Приемлемость (вероятность потерь и того что они не превысят определенный уровень)
  6. Правомерность (вероятность того, что риск не превышает пределы норм права)

Виды риска:

  1. Маркетинговый

- риск потери доли рынка, снижения объема продаж и размера  прибыли, а также величина вероятности  проявления вариативных изменений  во внешней среде.

  1. Финансовый

- риск финансовой стратегии  фирмы. Который может быть выражен  в величине потерь доходности  ценных бумаг в следствии финансового  кризиса и вероятности падения  валютного курса

  1. Производственный

- риск превышения текущих  производственных доходов в сравнении с бизнес-планом из-за непредвиденных ситуаций

  1. Инвестиционный

- риск, связанный с неопределенностью  возврата вложенных средств и  получения дохода

 

26.Антикризисное  управление риском

Антикри́зисное управле́ние — процесс применения форм, методов и процедур, направленных на социально-экономическое оздоровление финансово-хозяйственной деятельности индивидуального предпринимателя, предприятия, отрасли, создание и развитие условий для выхода из кризисного состояния. Основными кризисами, которым подвержена финансово-хозяйственная деятельность субъектов экономики, считаются стратегический кризис, тактический кризис и кризис платежеспособности. Причиной всех кризисов является управление (неадекватное, непрофессиональное, злоупотребление или откровенное мошенничество в результате воровства или рейдерства, манипуляций, действий по сговору, коррупция) направленное на преследование целей за пределами задач проекта (государство, министерства, корпорация, фирма, учреждение)

Антикризисный менеджмент в значительной части решаемых проблем является рисковым. Управленческий риск как многофакторная категория менеджмента исследуется в динамике целенаправленного циклического процесса управления, имеющего информационные, временные, организационные, экономические, социальные и правовые параметры.

Признак

Вид риска

Назначение риска

Риск, предполагающий потери; риск, предполагающий выгоду

Функциональные особенности риск-процесса

Маркетинговый; инновационный; инвестиционный; производственный; страховой; финансовый

Содержание риск-результата

Экономический; социальный; правовой; организационный; инновационный; психологический; имиджевый

Последствия реализации риск-решения

Социальные; политические; экологические; демографические

Уровень внешних факторов (источников) риска

Международный; макроэкономический; региональный

Рыночный фактор риска

Конкурентный; конъюнктурный; ценовой; коммуникационный

Рынки факторов производства как источники риска

Человеческих ресурсов; информационный; финансовых ресурсов; материальных ресурсов; временной

Средства воздействия

Целевой; стратегический; тактический; прогнозируемый; планируемый; концептуальный; мотивационный; стимулирующий; структурный

Характер проявления

Субъективный; объективный; неправомерный (правомерный); неоправданный (оправданный); криминогенный

Метод (методология)

Экспертный; экономико-математический; дисконтирования; статистический; интуитивный


Приведем отдельные примеры управленческого риска.

– Маркетинговый риск конкурентной стратегии развития фирмы может быть выражен в потере доли рынка, в снижении объема продаж и размера прибыли, а также в величине вероятности проявления негативных изменений во внешней среде, например роста цен на энергоносители, повышения процентных ставок по кредитам.

– Финансовый риск – риск финансовой стратегии фирмы может быть выражен в величине потерь доходности ценных бумаг вследствие финансового кризиса и падения валютного курса и в вероятности возникновения такой ситуации. Следует отметить, что финансовые риски наиболее подвижны и разнообразны. Среди них выделяют риски: процентный, кредитный, валютный, неплатежеспособности, ликвидности, рыночный, инфляционный, финансовых злоупотреблений.

– Производственный риск – превышение текущих расходов предприятия в сравнении с бизнес-планом из-за непредвиденных ситуаций: простоев оборудования, недопоставки материалов. Вероятность возникновения таких ситуаций непосредственно связана со снижением уровня организации управления на предприятии из-за внешних и внутренних факторов.

– Инвестиционный риск – риск неопределенности возврата вложенных средств и получения дохода. Например, риск вложения средств в проект связан с неопределенностью его реализации, в связи с неполнотой и погрешностью исходных данных об условиях реализации, о величине затрат и результатов, с возникновением негативных ситуаций при проектировании (изменение конъюнктуры рынка), а также с воздействием факторов технического, коммерческого, политического характера.

Управленческий риск исследуется целенаправленным процессом управления, у которого имеются организационные, экономические, информационные, временные, правовые и социальные параметры. Информационный аспект заключается в преобразовании информации об источниках и фактах неопределенности, информации об уровнях вероятности осуществления условий неопределенности в таких процессах, как производство и реализация продукции. Затем эта информация преобразуется в показатели уровня эффективности или неэффективности результатов деятельности в условиях риска. Также мы получаем информацию и об отрицательном воздействии деятельности на социальные и экологические условия жизни.

Стратегия управления – это действия, направленные на обеспечение и изучение задач, функций и целей риск-менеджера предприятия. Критерии выбора риск решения определяют границы правомерности в зависимости от объема продаж, размера затрат, инфляции и изменения цен. Выявление путей и средств минимизации рискпотерь. Сюда входит страхование и другие различные защиты от риска, которые в условиях антикризисного управления являются обязательными. И в конце осуществляется оценка эффективности достигнутого уровня потерь к затратам на управление риском.

Методы управления рисками при антикризисном управлении представлены

 

27.Методы  оценки инвестиционных рисков

Подразделяются на качественный метод (то есть описание всех предполагаемых рисков проекта, оценка их последствий и мер по снижению), а так же количественный (заключающийся в расчетах изменений эффективности проекта в связи с рисками).

В качественной оценке выделяют экспертный метод, метод анализа уместности затрат, метод аналогий.

Экспертный метод представляет собой обработку оценок экспертов имеющих опыт реализации инновационных проектов по каждому виду рисков и определение интегрального уровня риска. К числу наиболее распространенных методов экспертных оценок относят метод Дельфи,  метод бальных оценок, ранжирование, попарное сравнение.

Метод анализа уместности затрат ориентирован на выявление потенциальных зон риска и используется лицом, принимающим решение об инвестировании средств, для минимизации риска, угрожающего капиталу.

Метод аналогии представляет собой разработку стратегии управления риском конкретного инновационного проекта на основе анализа базы данных о реализации аналогичных проектов и условий их реализации. Метод аналогии применяется как на отдельных стадиях жизненного цикла проекта, так и  по всему циклу и используется для разработки сценариев реализации инновационного проекта.

К недостаткам следует отнести субъективность оценок, качество оценок зависит от квалификации экспертов; сложность метода аналогий состоит в правильном подборе аналога, т.к. отсутствуют формальные критерии, позволяющие оценить степень аналогичности ситуаций, в трудности анализа  сценариев ввиду качественного различия большинства подобных ситуаций .

В качестве методов количественного анализа рисков инвестиционных проектов используют: метод корректировки нормы дисконта; анализ чувствительности критериев эффективности; метод сценариев; анализ вероятностных распределений потоков платежей; деревья решений; метод Монте-Карло (имитационное моделирование); метод критических значений.

  1. Метод корректировки нормы дисконта. Данный метод предполагает приведение будущих денежных потоков к настоящему времени по более высокой ставке, но не дает никакой информации о степени риска. В данном методе различные виды неопределенности и риска формализуются в виде премии за риск, которая включается в ставку дисконтирования. Ее величина определяется экспертно и зависит от степени изученности объекта, освоенности региона, стабильности рыночной ситуации и других факторов.
  2. Анализ чувствительности предполагает процедуру прогнозной оценки  ()()представляет собой серию численных экспериментов, призванных получить эмпирические оценки степени влияния различных факторов (исходных величин) на некоторые зависящие от них результаты (показатели). Метод позволяет оценить влияние одновременного изменения значений нескольких исходных параметров на стоимость объекта, (т.е. )  Однако система не защищена от противоречий, взаимосвязи явлений и ошибок прогноза, ожидаемые распределения вероятностей строятся с привлечением экспертной информации, поэтому трудоемкость расчетов не всегда сопровождается адекватным увеличением их точности.
  3. В настоящее время в теории хозяйствования и практики одним из направлений оценки эффективности инвестиционных проектов в условиях нестабильной внешней среды является метод сценариев. Данный метод предполагает прогнозирование вариантов развития внешней среды и расчет оценок эффективности инвестиций для каждого сценария. Если сценариям приписываются определенные вероятности, то можно построить профиль риска, оценить стандартное отклонение и асимметрию распределения. Часто разрабатывают так называемые "пессимистический", "наиболее вероятный" и "оптимистический" сценарии, позволяющие приближенно оценить разброс результатов проекта и его прибыльность (убыточность) при ухудшении экономической ситуации.
  4. Метод построения "дерева решений" сходен с методом сценариев и основан на построении многовариантного прогноза динамики внешней среды. он предполагает возможность принятия самой организацией решений, изменяющих ход реализации проекта (осуществление выбора) и особую графическую форму представления результатов ("дерево решений"). "Дерево решений" может применяться как в условиях риска, так и в условиях неопределенности или полной определенности. Аналитик подсчитывает значения выбранного критерия эффективности вдоль каждой "ветви" дерева, а при анализе рисков – также и вероятность каждого значения.
  5. Имитационное моделирование(Монте-карло). Данный метод особенно удобен для практического применения тем, что удачно сочетается с другими экономико-статистическими методами, а также с теорией игр и другими методами исследования операций. В результате использования метода получаем интегральную оценку уровня риска проекта. На начальном этапе проведения имитационного моделирования по оценке риска необходимо выбрать ключевые факторы проекта (это можно сделать с помощью анализа чувствительности). Затем определяются максимальное и минимальное значения ключевых факторов, и задаётся характер распределения вероятностей. На основе выбранного распределения проводится имитация ключевых факторов, с учётом полученных значений рассчитываются значения NPV. На основе полученных в результате имитации данных рассчитываются критерии, количественно характеризующие риск инвестиционного проекта (матожидание NPV, дисперсия, среднеквадратическое отклонение и др.).
  6. Метод критических значений предполагает нахождение тех значений переменных (факторов), проверяемых на риск, которые приводят расчетную величину соответствующего критерия эффективности проекта к критическому пределу (анализ безубыточности).

Таким образом, среди всего многообразия применяемых методов можно выбрать наиболее соответствующий целям исследования, или же комбинацию методов.

 

28.Этапы циклического  развития организации:

  1. Эксплерентный (зарождение фирмы)

Фирма планирует выйти на рынок и пока только исследует его

Характеристики фирмы:

  • Есть лидер
  • Сплоченность коллектива вокруг лидера
  • Мобильность и гибкость к новациям
  • Минимальный управленческий аппарат
  • Высокая мобильность кадров
  • Творческая атмосфера в коллективе

Причины кризиса:

  • Чрезмерный фанатизм лидера
  • Попадание в коллектив другого лидера
  • Ограниченность ресурсов
  • Перегрузки (эмоциональные)
  • Плохие условия труда и социального обеcпечения
  1. Патиентный

- завоевание фирмой какого-либо  сегмента рынка, упрочение своих  позиций, выроботка конкурентной  стратегии

Харктеристики фирмы:

  • Наличие группы лидиров
  • Сплоченность коллектива вокруг лидеров
  • Небольшой управленческий аппарат
  • Возможна взаимозаменяемость сотрудников
  • Способность к инновациями

Причины кризиса:

  • Возможные разногласия в коллективе
  • Неумение формировать потребности рынка, исходя из своих способностей
  • Недостаточная техническая оснащенность
  1. Виолентый

- организация достигает  зрелого состояния и устойчивого положения на рынке

Характеристики организации:

  • Высокая конкурентоспособность
  • Высокое качество кадрового состава
  • Финансовая устойчивость
  • Высокая техническая оснащенность
  • Большие производительные мощности
  • Возможность значительной прибыли
  • Высокая социальная обеспеченность кадров

Причины кризиса:

  • Разногласия (значительные)
  • Консерватизм в нововведениях
  • Большая численность управленческого персонала

Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Антикризисная экономика"