Анализ дебиторской и кредиторской задолженности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 15:36, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы - провести анализ дебиторской и кредиторской задолженности предприятия. Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
• рассмотреть основы анализа кредиторской и дебиторской задолженности;
• проанализировать состав и структуру дебиторской и кредиторской задолженности на предприятии, их оборачиваемость.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………...……4
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА ДЕБИТОРСКОЙ И КРЕДИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ……….…………..…………………..
1.1.Понятие, сущность дебиторской задолженности……………….……..7
1.2. Понятие, сущность кредиторской задолженности…………………….....20
1.3 Методика анализа дебиторской и кредиторской задолженности………...24
2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ…………………………………………………31
Заключение………………………………………..……………………………36
Список использованных источников…………………………………………39

Файлы: 1 файл

Analiz_debit_i_kredit_zadolzhennosti.docx

— 83.60 Кб (Скачать файл)

• планирование размера  дебиторской задолженности по компании в целом;

•  управление кредитными лимитами покупателей;

• контроль дебиторской задолженности;

• мотивация сотрудников.

Для управления дебиторской  задолженностью предприятию необходима информация о дебиторах и их платежах: данные о выставленных дебиторам  счетах, которые не оплачены на данный момент; время просрочки платежа  по каждому из счетов; размер безнадежной  и сомнительной дебиторской задолженности, оцененной на основании установленных  фирмой нормативов; кредитная история  контрагента (средний период просрочки, средняя сумма кредита). Как правило, такие сведения можно получить при исследовании системы бухгалтерского учета. Однако прежде чем приступить к исследованию системы, стоит определить принципы учета и контроля дебиторской задолженности. Автор данной статьи выделяет такие этапы управления дебиторской задолженностью: построение системы учета и контроля дебиторской задолженности; разработка кредитной политики; автоматизация управления дебиторской задолженностью.

В целом же, приведенные  этапы управления дебиторской задолженностью базируются на основных функциях управления. Базируясь на определении управления, что приведено в работе коллектива авторов под руководством Зарубинского В.М, управление - функция организованных систем разной природы (биологических, социальных, технических), которая обеспечивает сохранение их определенной структуры, поддержку режима деятельности, реализацию их программ и целей. Предлагается в  процессе управления дебиторской задолженностью выделять такие этапы [12, 43-48].

Первый этап управления - планирование величины дебиторской задолженности - был, есть и будет одним из важнейших. Это связано с тем, что в процессе реализации работ по планированию величины дебиторской задолженности, необходимо учитывать не только параметры дебиторской задолженности, которые характеризуют ее состояние, но и целый ряд внешних факторов, которые могут существенно повлиять на конечные результаты управления.

В процессе выполнения учета  дебиторской задолженности собирается информация о финансовом положении  дебиторов, от которых зависит состояние дебиторской задолженности. Основная сложность на данном этапе заключается в определении минимального объема и номенклатуры данных, которые позволяют управляющему субъекту иметь ясное представление о состоянии объекта управления. Данное обстоятельство связано с двумя моментами. Первый момент вызван тем, что для сбора и обработки учетной информации необходимы денежные средства, которые всегда ограничены. Второй момент вызван тем, что информация может дублироваться и опаздывать, а это не способствует принятию обоснованного решения[12, 43-48].

Второй этап управления - контроль величины дебиторской задолженности, который предусматривает сравнение фактических данных учета с плановыми или бюджетными. В эпоху централизованного планирования было достаточно разработать плановые показатели, но в рыночных условиях плановые показатели должны формироваться при изучении рынка, что требует разработки бизнес-планов развития, бюджетов. В связи с отсутствием системы плановых показателей деятельности предприятия этап контроля выполняет несколько иные функции, фактически контроль сводится к сравнению бухгалтерских данных только за прошлый и текущий (плановый) период. Поэтому эффективный процесс управления должен базироваться на общей системе управления предприятием.

На третьем этапе - анализ дебиторской задолженности - исследуются и выделяются факторы, влияние которых привело к появлению отклонений фактических параметров состояния дебиторской задолженности от плановых показателей.

Четвёртый этап - этап разработки ряда альтернативных решений или определения оптимального решения [12,43-48].

Для формирования нескольких возможных решений, направленных на улучшение той ситуации, в которой  находится предприятие, достаточно информации, собранной еще на стадии анализа. На основе этой информации можно  создать систему ограничений  относительно соответствующей целевой  функции, а также провести ранжирование причин, которые больше всего влияют на величину дебиторской задолженности. Та же причина может вызывать несколько  последствий, а устранение этих причин моделируется с целью оценки возможных результатов. Таким образом, разрабатывается несколько альтернативных решений или даже определяется оптимальное решение.

Пятый этап - фаза реализации одного или нескольких альтернативных решений - на этом этапе осуществляется выполнение принятого оптимального решения или нескольких альтернативных решений. На этой стадии определяются необходимые средства, а также порядок реализации принятого решения.

Важным вопросом при управлении дебиторской задолженностью является ее классификация. В зависимости от того, какой признак положен в основу ее классификации, можно использовать разнообразные методы управления дебиторской задолженностью.

Традиционная классификация  дебиторской задолженности предусматривает  ее распределение по правовому критерию на срочную или просроченную. К срочной относится дебиторская задолженность, срок погашения которой еще не наступил или составляет меньше одного месяца и которая связана с нормальными сроками расчетов, определенными в соглашениях. Просроченная - это задолженность с нарушением договорных сроков. Дальше важно разобрать понятие сомнительный долг, который понимается как текущая дебиторская задолженность, относительно которой существует неуверенность ее погашения должником. Понятно, что долги такого вида продолжают значиться на балансе кредитора, пока есть хоть незначительная уверенность в их погашении. Списываться же с баланса они будут только когда станут безнадежными. Поэтому отдельно будем выделять безнадежную дебиторскую задолженность, к которой относим текущую дебиторскую задолженность, относительно которой существует уверенность в ее невозвращении должником или по которой истек срок исковой давности.

Б.О. Жнякин и В.В. Краснова [11, 21-34 ] предлагают наиболее полную классификацию дебиторской задолженности по срочному признаку, а именно: текущую, срочную, просроченную, долгосрочную и безнадежную.

В основу классификации дебиторской  задолженности можно положить распределение  дебиторской задолженности в  зависимости от целевых групп  должников. При этом используются маркетинговые  подходы, которые основываются на изучении поведения потребителей. Учет различных  причин неплатежей и реальных возможностей граждан по оплате возникших долгов решается на основе учетных данных о платежах и задолженностях[14,7-9].

Система контроля за движением и своевременным погашением дебиторской задолженности организуется как самостоятельный блок общей системы финансового контроля на предприятии.

В первую очередь контролируются наиболее крупные и сомнительные виды дебиторской задолженности, затем  средние и мелкие, не оказывающие  серьезного влияния на общие результаты деятельности предприятия.

При необходимости рефинансирования дебиторской задолженности пользуются факторингом, форфейтингом, учетом векселей, выданных покупателями продукции.

Для проверки правильности выбранного типа кредитной политики используют условие, когда средний  размер дебиторской задолженности  предприятия при нормальном его  финансовом состоянии приносит такую  дополнительную прибыль, которая больше суммы затрат по обслуживанию дебиторской задолженности и потерь от безвозвратных долгов недобросовестных покупателей.

Дебиторская задолженность  по истечении срока исковой давности списывается на уменьшение прибыли  или резерва сомнительных долгов. Списание задолженности оформляется приказом руководителя.

Существенную часть дебиторской  задолженности составляют расчеты  с покупателями, заказчиками и прочими дебиторами.

Момент возникновения  дебиторской задолженности определяется, прежде всего условиями заключенных договоров и связан с моментом реализации товаров (работ, услуг).

После того, как право  собственности на товары переходит  к контрагенту, или мы передаем ему  результаты работ, выполняем услуги, у наших партнеров возникает  обязанность встречных действий (оплаты, встречной поставки), а, следовательно, и возникает дебиторская задолженность.

Таким образом, дебиторская задолженность возникает:

    • при переходе права собственности на товары;
    • при передаче результатов работ, оказании услуг.

В соответствии с Федеральным  законом "О бухгалтерском учете" все хозяйственные операции подлежат своевременной регистрации на счетах бухгалтерского учета, на основании  первичных учетных документов. Первичный  учетный документ составляется в  момент совершения операции или непосредственно после ее окончания.

Момент перехода права  собственности на товар может  быть указан в договоре отдельно, и  тогда, в соответствии с этим моментом в бухгалтерском учете отражается дебиторская задолженность.

При отсутствии в договоре момента перехода права собственности  этот момент считается наступившим  в момент отгрузки товара продавцом, поскольку в соответствии со статьей 459 ГК РФ "если иное не предусмотрено  договором купли-продажи, риск случайной  гибели или случайного повреждения товара переходит на покупателя с момента, когда в соответствии с законом или договором продавец считается исполнившим свою обязанность по передаче товара покупателю".

Следовательно, дебиторская  задолженность в общем случае отражается:  
1) после оформления документов на отгрузку товаров;  
2) после подписания акта выполнения работ (услуг).

Для целей анализа дебиторская  задолженность делится на текущую и долгосрочную. Текущая задолженность должна быть получена в течение года или нормального производственно-коммерческого цикла.

Производственно-коммерческий цикл включает в себя: перечисление денежных средств в качестве аванса поставщикам, получение и хранение ТМЦ производства, хранение и реализацию готовой продукции, и погашение дебиторской задолженности [9, 234].

Уровень дебиторской задолженности  определяется многими факторами: вид  продукции, емкость рынка, степень  насыщенности рынка данной продукцией, принятая на предприятии политика расчетов с клиентами, причем последний фактор особенно важен.

С позиций финансового  менеджмента дебиторская задолженность  имеет двоякую природу. С одной  стороны, "нормальный" рост дебиторской  задолженности свидетельствует  об увеличении потенциальных доходов и повышении ликвидности.

С другой стороны, не всякий размер дебиторской задолженности  приемлем для предприятия, так как  рост неоправданной дебиторской  задолженности может привести также к потере ликвидности.

Дебиторская задолженность - достаточно "мобильная" статья баланса  предприятия. Обычная хозяйственная  деятельность предприятия включает регулярные расчеты по образовавшейся задолженности, при этом способы  расчета могут быть самыми различными.

Обычно договорами между  хозяйствующими субъектами предусмотрены  способы исполнения обязательств (оплата, встречная поставка при товарообменной операции, расчеты векселями и др.).

Однако расчеты между  предприятиями могут производиться  и любыми другими способами, не предусмотренными первоначально договором, при взаимном согласии.

Дебиторская задолженность - неизбежное следствие существующей в настоящее время системы денежных расчетов между организациями, при которой всегда имеется разрыв времени платежа с моментом перехода права собственности на товар, между предъявлением платежных документов к оплате и временем их фактической оплаты.

Анализ дебиторской задолженности  включает комплекс взаимосвязанных  вопросов, относящихся к оценке финансового положения предприятия [9, 234].

Потребность в этом возникает  у руководителей соответствующих  служб, аудиторов, проверяющих правильность отражения долгов дебиторов и  задолженности кредиторам, у финансовых аналитиков кредитных организаций  и инвестиционных институтов. Однако первоочередное внимание анализу долговых обязательств должны уделять менеджеры самого предприятия.

Общая сумма дебиторской  задолженности по операциям, связанным  с реализацией продукции, товаров  и услуг, зависит от двух основных факторов: объема продаж в кредит, т. е. без предварительной или немедленной  оплаты, и средней продолжительности  времени между отпуском (отгрузкой) и предъявлением документов для  оплаты. Величина этого времени определяется кредитной и учетной политикой  предприятия, в состав которой входит:

  • определение уровня приемлемого риска отпуска товаров в долг;
  • расчет величины кредитного периода, т.е. продолжительности времени последующей оплаты выставленных счетов;
  • стимулирование досрочного платежа путем предоставления ценовых скидок;
  • политика инкассации, применяемая предприятием для оплаты просроченных счетов.

Динамика дебиторской  задолженности, интенсивность ее увеличения или уменьшения оказывают большое  влияние на оборачиваемость капитала, вложенного в текущие активы, а, следовательно, на финансовое состояние предприятия [7, 567].

При анализе, кроме показателей  баланса и приложений к нему, используют данные аналитического учета, первичной  документации и произведенных расчетов.

Информация о работе Анализ дебиторской и кредиторской задолженности