Анализ доходности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2013 в 20:19, дипломная работа

Описание работы

В условиях рыночных отношений и получения предприятиями полной самостоятельности практически во всех областях предпринимательства важнейшей категорией рыночной экономики является доход. Именно при этом условии предприятие может стабильно существовать и обеспечивать себе основу для роста. Стабильный доход предприятия проявляется в виде дивиденда на вложенный капитал, способствует привлечению новых инвесторов и, следовательно, увеличению собственного капитала предприятия. Поэтому становится ясным интерес к проблемам доходности деятельности предприятия.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Социально-экономическое значение увеличения доходности предприятия
1.1. Понятие и сущность дохода предприятия
1.2. Источники формирования доход предприятия
Глава 2. Анализ доходности предприятия
2.1. Общая характеристика производственно- хозяйственной деятельности ТОО «Turkuaz Group of Company» и оценка его технико–экономических показателей за 2006-2007 г.г.
2.2. Анализ показателей доходности предприятия
2.3. Анализ абсолютных показателей доходности
2.4. Анализ относительных показателей доходности
Глава 3. Пути улучшения доходности предприятия
3.1. Увеличение совокупного дохода за счет сдачи в аренду не используемые cклады
3.2. Увеличения дохода предприятия за счет сокращения стоимости оборотных фондов
Заключения
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

проверка на плагиат.docx

— 127.90 Кб (Скачать файл)

По данной статье отчета о  результатах финансово-хозяйственной  деятельности отражается доход от основной деятельности, который может быть получен от реализации товарно-материальных запасов, оказания услуг, а также в виде вознаграждения, процентов, дивидендов, гонораров и ренты, в зависимости о основной деятельности.

Наибольший удельный вес  в структуру дохода занимает доход  от реализации готовой продукции  и товаров, величина которого предопределяется уровнем производства продукции, комплектностью и качеством ее и другими факторами, которые будут рассмотрены ниже.

Определенное влияние  на сумму дохода от реализации продукции  оказывают изменения остатков нереализованных  изделий на складах и товаров  отгруженных, находящихся на ответственном  хранении у покупателей. Сокращение товарно-материальных запасов или, наоборот, увеличение из влияют в первом случае на рост, во втором – на уменьшение суммы дохода от реализации.

На предприятиях доход (выручка) от реализации продукции должен вытекать из планируемого товарного выпуска  и изменений остатков нереализованной  части изделий – готовой продукций, товаров, находящихся на ответственном  хранении на ответственном хранении у покупателей. Однако бывают случаи занижения планов дохода от реализации продукции, в частности, за счет завышения  переходящих товарно-материальных запасов.

 

Таблица 4

Проверка обоснованности плана дохода от реализации продукции  ТОО «Turkuaz Group of Company»

№ п\п

Показатели

По учетным ценам, тыс. тенге

1

Фактические остатки не реализованной  готовой продукции на начало года

93346,4

2

Выпуск товарной продукции

236123

3

Остатки нереализованной  продукции на конец года

70009

4

Возможный доход от реализации продукции

306132

5

Доход (выручка) от реализации продукции по плану

285129

6

Отклонение (стр.4 и стр. 5)

21003


 

В таблице 4 приведены данные по проверке обоснованности плана получения  дохода от реализации продукций.

Из таблицы видно, что  предприятие занизило величину дохода от реализации продукции (объем реализации) на 21003 тыс. тенге. Видимо, при составлении  плана исходили из более завышенных производных остатков нереализованной  продукции на конец года. Стало  быть, плановый доход от реализации продукции (объем реализации) должен был составить не 285129 тыс. тенге, а на 21003 тыс. тенге больше, т.е.306132 тыс. тенге. Иными словами, не было бы перевыполнения плана.

Остатки нереализованной  продукции образуется по следующим  причинам. Часть готовой продукции  закономерно оседает на складе для  ее комплектации, упаковки, подготовки и отгрузке, накопления до размеров транспортной партии, выписки расчетных  документов. Увеличение здесь остатков готовой продукции сверх нормативной  величины должно быть предметом внимания финансовых служб предприятия: возможно, продукция не находит сбыта из-за разрыва хозяйственных связей или  не пользуется спросом по другой причине. Такое явление может иметь  место на предприятиях, где выпускают  продукцию, имеющую натурально-вещественную форму. Выполненные работы и оказанные  услуги в силу своей специфичной  формы как товара не могут принимать  вид остатков продукции на складе.

Нередко товары находятся  ответственном хранении у покупателя, т.е. продукция отгружена и получена покупателем, но последний на законных основаниях отказался от ее оплаты. Наиболее вероятной причиной отказа может быть несоблюдение поставщиков  условий договора поставки.

Переход на метод начисления привел к тому, что доход от реализации продукции определяется по отгруженной  ее величине, а не по мере поступления  за нее оплаты. Это не говорит  о том, что аналитики не должны обращать внимание на поступление денег  за отгруженную продукцию. Как известно, часть товаров отгруженных не оплачивается в срок покупателями. Непоступление денег в этом случае практически не зависит от поставщика. К сожалению, эта ситуация стала  типичной, объем неплатежей не уменьшается, но предприятию все же следует  работать в направлении получения  денег – прекратить отгрузку покупателю, перевести его на аккредитивную  форму расчетов, передать требования по взысканию неплатежей банку, оформить коммерческий кредит.

В условиях рынка применяется  и такая новая форма расчетов за отгруженную продукцию как  предоплата. Предоплата отгружаемой  продукции исключает образование  остатков отгруженных товаров, срок оплаты которых истек. Эта форма  расчета за отгруженную продукцию  практикуется многими предприятиями. Но она имеет ряд неудобств:

во-первых, эта форма выгодна  для поставщиков;

во-вторых, в определенной степени снижается контроль за качеством  произведенной продукции, особенно если предприятие-поставщик занимает монопольное положение на рынке  товаров и услуг;

в-третьих, возможно ситуация, когда потребитель, оплатив товар, получает меньше его количество, чем  необходимо (например, когда осуществляется покупка сырья и материалов, измеряемых в тоннах и др.).

Вторым абсолютным показателем  доходности является валовый доход. Он представляет собой финансовый результат  от реализации продукции (работ, услуг) и определяется как разность между  доходом и реализации продукции (работ, услуг) в результате основной деятельности.

Важнейшим фактором, влияющим на валовый доход, является производственная себестоимость, поэтому снижение ее заметно сказывается на его величине. Увеличение объема реализации продукции  в натуральном выражении при  прочих равных условиях ведет к росту  дохода. Возрастающие объемы производства продукции, пользующиеся спросом, могут  достигаться с помощью капитальных  вложений, что требует направления  дохода на покупку более производительного  оборудования, освоения новых технологий, расширения производства. Этот путь сейчас для многих предприятий затруднен  или почти невозможен по причине  инфляции, роста цен и недоступности  долгосрочного кредита. Предприятия, располагающие средствами и возможностями  для проведения капитальных вложений, реально увеличивает свой доход, если обеспечивают рентабельность инвестиций выше темпов инфляции.

Не требует капитальных  затрат ускорение оборачиваемости  оборотных средств, которое также  ведет к росту объемов производства и реализации продукции. Инфляция достаточно быстро обесценивает оборотные средства. Предприятиями на приобретение сырья  и топливно-энергетических ресурсов направляется все большая их часть. Неплатежи покупателей и требуемая  предоплата отвлекают значительную часть средств предприятия из оборота. Причинами неплатежей являются не только недостаток оборотных средств, но и низкая финансово-расчетная  дисциплина, недостаток в работе банковской системы, неразвитость вексельное обращения.

Доход предприятий растет высокими темпами, главным образом, за счет роста цен. Увеличение цены само по себе не является негативным фактором. Оно вполне обосновано, если связана  с повышением спроса на продукцию, улучшением технико-экономических параметров и потребительских свойств выпускаемой  продукции.

Для определения влияния  на валовый доход товарной продукции  указанных выше факторов по данным отчета о результатах финансово-хозяйственной  деятельности можно составить следующую  аналитическую таблицу.

 

Таблица 5. Валовый доход  ТОО «Turkuaz Group of Company» за 2007г. (тыс. тенге)

№ п\п

Показатели

По плану

По плану фактически реализованную  продукцию

Фактически

1

Доход от реализации продукции

243579

223695

248551

2

Производственная себестоимость  реализационной продукции

169575

165286

173986

3

Валовый доход (стр.1 \ стр.2)

74000

58409

74565


 

Фактическая величина валового дохода больше плановый на 565 тыс. тенге. На это отклонение оказали влияния  следующие факторы: 1) производственная себестоимость реализованной продукций; 2) цена единицы продукции; 3) объем (количество) реализованной продукции. Необходимо определить влияние указанных выше факторов на это отклонение.

Расчеты их производится следующим  образом

1. Влияние изменения производственной  себестоимости продукции находится  путем вычитания из фактической  себестоимости реализованной продукции  плановой себестоимости фактического  объема реализованной продукции  по формуле:

 

 

где: g ф – фактический объем реализованный продукции;

siф – фактическая себестоимость единицы продукты;

siпл – плановая себестоимость единицы продукции.

 

В полученной таким образом  нашли отражение и имевшие  место изменения цен по сравнения  с планом на сырье, материалы, топливо, покупные полуфабрикаты, тарифы на энергию. Так как этот фактор не зависит  от предприятия, то при внутреннем анализе  целесообразно выделить его как  самостоятельный.

При снижении или повышении  по сравнению с планом производственной себестоимости реализованной продукции  валовый доход соответственно увеличивается  или уменьшается.

На нашим примере допущен  перерасход, что снизил величину валового дохода на 8703 тыс. тенге (173989-165286).

2. Влияние изменения действующих  цен на отклонение фактической  величины валового дохода от  плановой рассчитывается по следующей  формуле:

 

 

где: рiф и рiпл – соответственно фактическая и плановая цена единицы продукции.

Иными словами, размер влияния  этого фактора определяется путем  вычитания из фактической выручки  от реализации продукции плановой в  пересчете на фактический объем  реализованной продукции.

На нашем примере валовый  доход увеличился за счет ценового фактора 24856 тыс. тенге (248551-223695).

3. Чтобы определить влияние  изменения объема реализации  на отклонение валового дохода  необходимо сначала определить  степень выполнения плана по  объему реализации. Поскольку величина  дохода находится в прямо пропорциональной  зависимости от этого фактора,  плановой доход затем необходимо  умножить на процент выполнения  по объему реализации.

Изучение специальной  литературы позволило сделать вывод  о том, что в ней ведутся  дискуссии относительно анализа  влияния на доход таких факторов, как объем реализации товарной продукции  и структурных сдвигов в ее составе.

Для расчета предлагаются разные оценки объема реализованной  продукции: в действующих реализованных  ценах, по производственной себестоимости. При расчете процента выполнения плана по объему реализованной продукции  различная оценка приводит к значительным отклонениям при определении  влияния на прибыль. Первый метод  отрицается экономистами, изменение  дохода (выручки) от реализации продукции  влияет не только на физический объем  реализации, но и на рентабельность реализуемой продукции в связи  со сдвигами в структуре. Цены в настоящее  время ежедневно претерпевают серьезные  изменения, поэтому, на наш взгляд, оценка объема реализации по производственной себестоимости является более оправданной.

Влияние на валовый доход  изменения объема реализации товарной продукции определяется следующими расчетами:

 

где -  - степень выполнения плана объема реализации от производственной себестоимости;

Sф и Sпл – соответственно фактическая и плановая производственная себестоимость реализованной продукции.

 

1)   ,

 

где – Пп – влияние на доход объема реализации товарной продукции;

Ппл – влияние валовый доход.

 

Анализируемое нами предприятие  план по реализации товарной продукции  перевыполнило на 2,6% [(173986 : 169579 х 100) - 100], в результате было получено сверх  плана валового дохода 1924(74000 х 102,6 : 100) – 74000.

В теории и практике аналитической  работы известны два способа расчета  влияния на валовый доход структурных  сдвигов в составе реализованной  продукции: 1) путем сравнения суммы  валового дохода «по плану на фактический  объем реализованной продукции» с плановой величиной валового дохода, скорректированной на коэффициент  выполнения плана по объему реализации; 2) путем вычитания из разности между  показателями дохода «по плану на фактический объем реализованной  продукции» и «по плану» суммы  влияния фактора «изменения объема реализации» (сальдовый способ).

На практике наиболее часто  употребляется второй способ, поскольку  до исчисления размера влияния этого  фактора определяют влияние изменения  объема реализации. Так как сумма  валового дохода «по плану на фактический  объем реализованной продукции» отражает совокупное влияние этих двух факторов, то, вычитая из нее влияние  применения объема реализации, находят  влияние на прибыль структурных  сдвигов в составе реализованной  продукции.

В нашем примере расчеты  показывают следующее:

1)   58409 – 74000 = -15591

2)   (-15591) – (1924) = -13667

В результате структурных  сдвигов недополучено по сравнению  с планом валового дохода13667 тыс. тг.

На наш взгляд, влияние  этого фактора целесообразно  определить путем сопоставления  дохода по плану на фактически реализованную  продукцию с доходом, полученным в отчетном году в условиях плановой структуры с учетом выполнения плана  по объему реализованной продукции.

Информация о работе Анализ доходности предприятия