Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 22:39, дипломная работа
Цель исследования заключается в проверке гипотез и в разработке, обосновании повышения качества управленческих решений на примере справочно-информационного отдела в ОАО «Уральские авиалинии».
Для достижения поставленной цели в дипломной работе решаются следующие задачи:
- изучить и раскрыть сущность понятия «управленческие решения»;
- определить требования, предъявляемые к управленческим решениям;
- оценить эффективность и качество управленческих решений на примере справочно-информационного отдела с тем, чтобы улучшить качество управленческих решений.
Введение…………………………………………………………………………...3
ГЛАВА 1. Теоретические основы принятия управленческих решений………6
1.1 Общая характеристика систем управления…………………………..6
1.2 Теории принятия управленческих решений………………………..11
1.3 Подходы к качеству управленческих решений…………………….30
ГЛАВА 2. Анализ состояния управленческих решений в справочно-информационном отделе ОАО «Уральские авиалинии»……………………...41
2.1 Общая характеристика справочно-информационного отдела…….41
2.2 Анализ принятия решений в справочно-информационном
отделе…………………………………………………………………..44
2.3 Выявление проблем качества управленческих решений в отделе..47
ГЛАВА 3. Предложения по улучшению качества управленческих решений……………………………………………………………......................49
Заключение……………………………………………………………………….53
Список используемых источников……………………………………………..55
Приложения
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
ГЛАВА 1. Теоретические основы принятия управленческих решений………6
1.1 Общая характеристика систем
управления…………………………..6
1.2 Теории
принятия управленческих решений………………………..11
1.3 Подходы к качеству управленческих решений…………………….30
ГЛАВА 2. Анализ состояния управленческих решений в справочно-информационном отделе ОАО «Уральские авиалинии»……………………...41
2.1 Общая характеристика справочно-информационного отдела…….41
2.2 Анализ принятия решений в справочно-информационном
отделе………………………………………………………………
2.3 Выявление проблем качества управленческих решений в отделе..47
ГЛАВА 3. Предложения
по улучшению качества управленческих решений……………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список используемых
источников……………………………………………..5
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
Принятие решений является важной частью любой управленческой деятельности. Эффективность управления во многом обусловлена качеством таких решений. В решениях фиксируется вся совокупность отношений, возникающих в процессе трудовой деятельности и управления организацией. Если коммуникации - своего рода «стержень», пронизывающий любую деятельность в организации, то принятие решений - это «центр», вокруг которого вращается жизнь организации [27, 37]. Качественное принятие решений необходимо для выполнения управленческих функций. Совершенствование процесса принятия обоснованных объективных решений в ситуациях исключительной сложности достигается путем использования научного подхода к данному процессу, моделей и количественных методов принятия решений.
Разработка и принятие решения - это, по существу, выбор из нескольких возможных решений данной проблемы [9, 25]. Варианты принимаемых решений классифицированы по-разному, например они могут быть реальными, оптимистическими, пессимистическими и др. Признаком научной организации управления, научного стиля и методов работы руководителя является выбор лучшего варианта решений из нескольких возможных.
Принятие управленческих решений в организациях имеет ряд отличий от выбора отдельного человека, так как является индивидуальным и групповым процессом.
Кроме того, деятельность предприятий зависит от качества управленческих решений. Это определяет важность овладения каждым ответственным работником аппарата управления, а тем более руководителями, теоретическими знаниями и навыками разработки управленческих решений. Определяющее место в составе причин некачественных решений занимает незнание либо несоблюдение технологии их разработки и организации выполнения.
По мнению автора Герчикова И.Н. процесс принятия решений - циклическая последовательность действий субъекта управления, направленных на разрешение проблем организации и заключающихся в анализе ситуации, генерации альтернатив, выборе из них наилучшей и ее реализации [5, 42].
Актуальность темы дипломной работы состоит в выявлении причин проблем справочно-информационного отдела в ОАО «Уральские авиалинии» связанных с качеством управленческих решений.
Объектом исследования в работе является справочно-информационный отдел в ОАО «Уральские авиалинии».
Предметом исследования являются явления, возникающие в процессе принятия управленческих решений на различных уровнях руководства организацией и, соответственно, методы осуществления этих решений.
Цель исследования заключается в проверке гипотез и в разработке, обосновании повышения качества управленческих решений на примере справочно-информационного отдела в ОАО «Уральские авиалинии».
Для достижения поставленной цели в дипломной работе решаются следующие задачи:
- изучить и
раскрыть сущность понятия «
- определить
требования, предъявляемые к
- оценить эффективность и качество
управленческих решений на примере справочно-информационного
отдела с тем, чтобы улучшить качество
управленческих решений.
В соответствии с целью и задачами исследования в дипломной работе получены следующие основные результаты:
- проведено
обоснование необходимости
- проведен анализ
качества управленческих
- проведена
оценка качества
- разработаны этапы повышения качества управленческих решений.
Структура работы. Дипломная работа состоит из трех глав, введения, заключения и приложений.
Во введении обосновывается актуальность темы, раскрываются цель и задачи исследования, представлены основные полученные результаты.
В первой главе
рассмотрены теоретические
Вторая глава
посвящена анализу качества управленческих
решений в справочно-
В третьей главе
предложены пути улучшения качества
управленческих решений в справочно-
В заключении представлены выводы по результатам проведенного исследования, показана практическая значимость работы и направления ее дальнейшего развития.
Объем работы составляет 57 страниц, в том числе 5 рисунков, 1 таблица, список используемых источников из 41 наименования.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
Существует несколько понятий определения «система», например, термин ««система» происходит от греческого слова «systema» — целое, составленное из частей, соединение» [28, 32].
В общей теории систем, не существует единого подхода к пониманию понятия «система». «Наибольшее распространение получила точка зрения, согласно которой система понимается как упорядоченная совокупность компонентов, взаимосвязанных и взаимодействующих таким образом, что в результате у нее возникает новое (системное) качество (качества), не характерное образующим ее отдельным компонентам» [28, 43].
Независимо от типа управленческого решения, на процесс его принятия оказывают непосредственное влияние особенности системы управления в данной организации. Существует несколько определений понятия «система», например, автор Садовский В.Н. считает что система – совокупность, состоящая из 2-х и более элементов взаимосвязанных между собой [30, 53]. Система управления – иерархия связей, звеньев и зависимостей осуществляющих процесс управления в социально-экономической системе. По мнению автора Мухина В.И. в основе формирования СУ лежат факторы [17, 136]:
1. Цель управления
2. Функции управления
3. Полномочия в управлении
4. Трудоемкость функций
5. Объект управления
6. Информация
7. Оргтехника
Прежде всего, следует дать определение термину управление. Как отмечают авторы Орлов и Федосеев, термин «управление» обозначает совокупность скоординированных мероприятий, направленных на достижение поставленных целей [18, 74]. В. Зигерт определяет данный термин несколько иным образом: «Управление – это такое руководство людьми и такое использование средств, которое позволяет выполнять поставленные задачи гуманным, экономичным и рациональным путем» [11,56]. Управление – комплекс взаимосвязанных компонентов, образующих систему управления. Система управления включает в себя цели, задачи, функции и методы управления. В современный период существует несколько точек зрения относительно характеристик систем управления. Системы управления представляют собой совокупности двух подсистем (управляющей и управляемой) и связей между ними [8, 56]. Нередко считается, что системы управления — это совокупности субъектов управления и связей между ними [8, 58]. Иногда под системами управления понимаются совокупности целей, средств, методов, процессов и других различных компонентов управленческой деятельности.
Отметим некоторые аспекты, касающиеся системы как объекта управления [10, 42]:
Во-первых, в основе системы должен лежать некий материальный продукт (вещество, энергия, информация). По принципу самодостаточности строится иерархия системы, с учетом вспомогательных и обеспечивающих функций.
Во-вторых, организационные системы ориентированы на человека, который материализует результаты своих мыслительных процессов.
В-третьих, содержание деятельности и структура системы определяется сформулированной целью.
В-четвертых, элементы системы должны быть связаны между собой для достижения глобальной цели в рамках системы, а значит, должны обмениваться энергией или информацией.
В-пятых, системе присуще свойство развиваться, адаптироваться к новым условиям путем создания новых связей, элементов со своими локальными целями и средствами их достижения.
Автор Лебедев О.Т. считает, что система управления - это совокупность управляемого объекта или процесса и устройства управления, к которому относится комплекс средств приема, сбора и передачи информации, и формирования управляющих сигналов и команд [13, 35]. При этом действие системы управления направлено на улучшение и поддержание работы процесса или объекта. В некоторых случаях без АСУ вообще невозможно решение задачи в силу сложности процесса управления. Управляемый объект - это элемент системы, который для нормального функционирования нуждается в систематическом контроле и регулировании [12, 39]. Управляющий объект - элемент системы, который обеспечивает слежение за деятельностью управляемого объекта, выявляет возможные отклонения от заданной программы и обеспечивает своевременное приведение его к нормальному функционированию [12, 41].
Все системы управления, с точки зрения логики их функционирования, решают три задачи [4, 123]:
- Сбор информации об управляемом объекте;
- Обработка информации;
- Выдача управляющих воздействий в той или иной форме.
В зависимости от вида системы, управление представляет собой воздействия на физическом или информационном уровне, направленные на поддержание или улучшение функционирования управляемого объекта в соответствии с имеющейся программой или целью управления.
Ильин Н. П. различает два основных типа систем управления [15, 89]:
- Системы управления
технологическими процессами в
широком смысле этого слова,
предназначены для
- Системы информационного управления, имеющие дело с объектами организационной природы, предназначенные для решения задач управления таких объектов управления, как крупные технические подразделения, военные, строительные и иные объекты разных рангов[15, 73].
Главное отличие между ними заключается в характере объекта управления. В первом случае это всевозможные установки, приборы, станки и прочее, во втором - прежде всего люди.
Другое отличие между указанными системами заключается в форме передачи информации. Если в системах управления технологическими процессами основной формой передачи информации являются различного рода сигналы, то в системах организационного управления это документы [15, 85]. Четкую границу между двумя рассматриваемыми типами систем провести невозможно, чаще всего передача информации осуществляется как с помощью документов, так и с помощью сигналов.
Автоматизация систем управления осуществляется с помощью вычислительной техники. В зависимости от степени участия человека в управлении, системы управления можно классифицировать следующим образом [26, 136]:
- Автоматические;
- Полуавтоматические;
- Автоматизированные.
Автоматизированная система не исключает, а наоборот, предполагает участие человека в управлении системой и принятие человеком ключевых решений, в то время как автоматические системы управления исключают участие человека в управлении объектом. Полуавтоматическая система может рассматриваться как вариант автоматической системы, в которой уровень развития техники еще не позволяет исключить человека из контуров системы управления.
Центральным ядром системы управления, с помощью которого осуществляется ее автоматизация, является вычислительная машина. Возможны два способа взаимодействия между ЭВМ, объектом управления и органом управления.
В первом случае ЭВМ используется, как правило, для решения отдельных периодически повторяющихся трудоемких задач. Сбор информации ведется вручную, так же осуществляется и подготовка документов с управляющими воздействиями. Подобная система может быть названа системой обработки данных. Обращение пользователей к системам обработки данных чаще всего приводит к обновлению информации; вывод информации может вовсе отсутствовать или представлять собой результат программной обработки хранимых сведений, а не сами сведения. Примером системы обработки данных может быть система сберегательного банка города. Она содержит сведения о вкладах жителей города, большинство обработок банковской информации предполагает обновление сумм вкладов, расчет процентов, подведение итогов за некоторый период работы и т.п.