Анализ финансовой отчетности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 22:39, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования заключается в проверке гипотез и в разработке, обосновании повышения качества управленческих решений на примере справочно-информационного отдела в ОАО «Уральские авиалинии».
Для достижения поставленной цели в дипломной работе решаются следующие задачи:
- изучить и раскрыть сущность понятия «управленческие решения»;
- определить требования, предъявляемые к управленческим решениям;
- оценить эффективность и качество управленческих решений на примере справочно-информационного отдела с тем, чтобы улучшить качество управленческих решений.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
ГЛАВА 1. Теоретические основы принятия управленческих решений………6
1.1 Общая характеристика систем управления…………………………..6
1.2 Теории принятия управленческих решений………………………..11
1.3 Подходы к качеству управленческих решений…………………….30
ГЛАВА 2. Анализ состояния управленческих решений в справочно-информационном отделе ОАО «Уральские авиалинии»……………………...41
2.1 Общая характеристика справочно-информационного отдела…….41
2.2 Анализ принятия решений в справочно-информационном
отделе…………………………………………………………………..44
2.3 Выявление проблем качества управленческих решений в отделе..47
ГЛАВА 3. Предложения по улучшению качества управленческих решений……………………………………………………………......................49
Заключение……………………………………………………………………….53
Список используемых источников……………………………………………..55
Приложения

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ.doc

— 316.50 Кб (Скачать файл)

Схема стадий принятия решений, обнаруженных Минцбергом и  его коллегами, приведена на рис. 2. Каждый квадрат указывает на возможный  шаг в последовательности принятия решений. Все шаги размещаются внутри трех основных фаз процесса: идентификации, разработки и выбора.

Фаза  идентификации. Фаза идентификации начинается с осознания. Осознание означает, что один или несколько менеджеров, начинают осознавать, что существует некая проблема и нужно принять решение. Осознание обычно стимулируется самой проблемой или появившейся возможностью что-либо изменить к лучшему. Проблема существует, когда изменяются какие-то элементы внешней среды или когда возникает ощущение, что работа внутри организации выполняется ниже предлагаемых стандартов. В случае с увольнением диктора да радио замечания относительно его работы исходили от слушателей, других дикторов и рекламодателей. Поначалу менеджеры просто принимали эти замечания к, сведению, но постепенно они пришли к заключению, что существует проблема, и она требует решения. Второй шаг — это диагностирование. На этом этапе, если это необходимо, определяют ситуацию вокруг проблемы, для чего нужно собрать дополнительную информацию. Диагностирование может быть систематическим или неформальным — все зависит от остроты проблемы. Острые проблемы не дают времени для всестороннего диагностирования; реакция должна следовать незамедлительно. Проблемы, лишенные остроты обычно подвергаются более тщательному диагностированию.

Фаза  разработки. Когда завершена фаза идентификации — проблема определена, начинается фаза разработки, на которой и формулируется решение. Разработка управленческого решения идет по одному из двух направлений. Во-первых, могут быть использованы процедуры, поиска для отыскания альтернатив в рамках набора готовых решений, имеющихся у организации. Например, в случае с увольнением диктора менеджеры должны поинтересоваться, что следует изменить на радиостанции, чтобы безболезненно уволить такого известного ведущего. Для этого сотрудники организации могут покопаться в своей памяти, поговорить с коллегами или изучить формальные процедуры организации.

Другое направление  разработки — это проектирование управленческого решения, ориентированного на клиента. Потребность в нем  появляется тогда, когда проблема необычна и существующий опыт, таким образом, не помогает. Минцберг обнаружил, что в этих случаях основные разработчики обладают лишь расплывчатой идеей идеального решения. Только постепенно, методом проб и ошибок, удается сформулировать решение, отвечающее интересам клиента. Разработка решения — это инкрементальная процедура нащупывания и построения решения, «кирпичик за кирпичиком».

Фаза  выбора. Фаза выбора наступает тогда, когда из нескольких решений выбирается одно единственное. Тут не всегда все однозначно. В случае принятия решения, ориентированного на клиента, чаще всего производится оценка и выбирается тот вариант, который, кажется наиболее приемлемым.

Оценка и  выбор могут производиться тремя  способами. Форма высказывания авторитетного  мнения используется тогда, когда окончательный выбор — за одним человеком, который делает этот выбор, полагаясь на свой собственный опыт. При проведении анализа альтернативы оцениваются на более систематической основе, например, с подключением методов теории управления. Минцберг, однако, обнаружил, что при принятии большинства решений систематический анализ и оценка альтернатив не использовались [20, 118]. Форма переговоров имеет место тогда, когда в процесс выбора управленческого решения вовлечена группа лиц. При этом каждый из участников переговоров имеет свой интерес, и если он не совпадает с интересами других, может возникнуть конфликт. Обсуждение и переговоры ведутся до тех пор, пока не сформируется коалиция, подобная той, что описана в модели Карнеги.

Когда организация пришла к окончательному решению, его надо санкционировать. Это значит, что решение утверждается на всех уровнях. Но подобное санкционирование зачастую является чисто механической процедурой, поскольку вся ответственность обычно возлагается на тех, кто идентифицировал проблему и принимал решение. Некоторые решения забраковываются, поскольку их результаты не поддаются прогнозированию.

Динамические  факторы. Нижняя часть схемы на рис. 2. изображает линии, направленные назад, к началу процесса принятия управленческого решения. Эти линии образуют петли, или циклы, составляющие процесс принятия решения. Решения не следуют упорядоченно от осознания через санкционирование. Возникают второстепенные проблемы, которые заставляют возвращаться назад, на более раннюю стадию. Это так называемые прерывания процесса решения. Если ориентированное на клиента решение воспринимается как неудовлетворительное, то организация вынуждена вернуться к самому началу и еще раз подумать, действительно ли стоит решать проблему именно так. Появление петель обратной связи может быть обусловлено временными проблемами, политическими событиями, отсутствием согласия среди менеджеров, неспособностью идентифицировать приемлемое решение, реорганизацией штата менеджеров или внезапным появлением новых альтернатив.

Рис. 2. Модель процесса нарастающего решения

Поскольку большинство  управленческих решений принимаются  по истечении продолжительного времени, обстоятельства могут измениться. Принятие решений — это динамический процесс, который может пройти через множество циклов, пока проблема будет решена [21, 301].

Модель  мусорного ящика

Модель мусорного  ящика представляет собой один из новейших и наиболее интересных примеров разработки управленческих решений  в организациях. Ее нельзя напрямую сравнивать с другими, описанными ранее, моделями, поскольку модель мусорного ящика имеет дело с системой или потоком многочисленных решений внутри организации, в то время как модели Карнеги и инкрементальная модель фокусируются на принятии одиночного решения. Модель мусорного ящика помогает размышлять об организации в целом и о решениях, наиболее часто принимаемых менеджерами организаций.

Организованная  анархия. Модель мусорного ящика была разработана с целью, объяснить схему принятия управленческих решений в организациях, чья деятельность является в высшей степени неопределенной. Организованная анархия не полагается на нормальную вертикальную иерархию власти и бюрократические правила принятия решений. Она характеризуется тремя признаками.

1. Проблематичность  предпочтений. Цели, задачи, альтернативы и решения плохо определены. Неопределенность характерна для каждого шага процесса принятия решения.

2. Нечеткая плохо  понимаемая технология. Причинно-следственные  связи внутри организации сложно  выявить. Всесторонняя информация, необходимая для выработки решения, недоступна.

3. Текучесть  кадров. В организации наблюдается  текучесть кадров. В дополнение  к этому служащие слишком загружены  и ограничены во времени для  того, чтобы сосредоточиться на  одной-единственной проблеме и  ее решении. Участие в принятии любого решения оказывается нестабильным и ограниченным.

Организованная  анархия свойственна организациям, для которых характерны частые изменения  и коллегиальная небюрократическая  обстановка. Многие организации время  от времени могут сталкиваться с ситуациями, когда надо принимать решения в сложных и неопределенных условиях. Модель мусорного ящика полезна для понимания схемы принятия таких решений.

Потоки  событий. Уникальной особенностью модели мусорного ящика является то, что процесс принятия управленческих решений не выглядит как последовательность шагов, которые начинаются с проблемы, а заканчиваются решением. На самом деле, идентификация проблемы и ее решение могут быть, и не связаны друг с другом. В качестве решения может быть предложена какая-то идея и в тех случаях, когда нет никаких проблем. И наоборот, проблема может существовать, но не порождать никаких решений. Решения представляют собой результат независимых потоков событий, происходящих внутри организации. Имеются четыре вида потоков событий, имеющих отношение к процессу принятия решений в организациях [22, 93].

1. Проблемы. Проблемы  — это моменты неудовлетворенности  текущей деятельностью и выполнением  работы. Они представляют собой  разрыв между желательным характером  выполнения работы и текущей деятельностью. Проблемы воспринимаются и требуют внимания. Тем не менее, они отделены от решений и альтернатив. Проблема может привести к принятию решения, а может и не привести. И наоборот, решение может быть принято, а проблема останется нерешенной.

2. Потенциальные  решения. Решение — это чья-либо  идея, предложенная к принятию. Подобного  рода идей составляют поток  альтернативных решений, проходящий  через организацию. Идеи могут  быть привнесены в организацию  как вновь появившимися там  работниками, так и давними сотрудниками. Участники процесса могут просто увлечься определенными идеями и проталкивать их в качестве логических решений повсюду, независимо от существующих проблем. Привязанность к идее может послужить причиной того, что служащий начнет отыскивать проблему, к которой можно применить эту идею и, таким образом, ее подтвердить. Основной момент, который следует принять здесь во внимание — это то, что решения существуют независимо от проблем.

3. Участники  принятия решения. Участники принятия решения — это служащие, которые пришли в организацию и проходят сквозь нее. Люди нанимаются на работу, меняют должности и увольняются. Участники значительно расходятся в своих идеях, восприятии проблему опыте, оценках и образовании. Проблемы и решения, осознаваемые одним менеджером, будут отличаться от проблем и решений, осознаваемых другим.

4. Благоприятные  возможности для выбора. Благоприятные  возможности для выбора — это,  как правило, случаи, когда организация  принимает решение. Они появляются  тогда, когда подписываются контракты, увольняются люди или дается санкция на выпуск новой продукции. Кроме того, они возникают, когда наблюдается “нужный набор” участников, решений и проблем. Так, менеджер, которого вдруг посетила хорошая идея, может внезапно распознать проблему, к которой ее можно применить, и, таким образом, может предоставить организации благоприятную возможность для осуществления выбора. Когда проблемы и предложенные решения совпадают, это зачастую приводит к урегулированию проблемы.

С учетом концепции четырех потоков общая схема принятия управленческих решений в организации приобретает случайный характер. Проблемы, предлагаемые решения, участники и выбранные решения — все это проходит через организацию. В определенном смысле, организация является большой корзиной для мусора, в которой все эти потоки смешиваются, как показано, на рис. 3. Если проблема, решение и участник случайно соединяются в одной точке, то проблема может быть урегулирована; но если решение не подходит данной проблеме, проблема может остаться нерешенной. Таким образом, наблюдая организацию в целом и рассматривая ее в крайней степени неопределенности, можно увидеть, что есть проблемы, которые не решаются, и есть решения, которые не срабатывают. Решения не поддаются упорядочиванию и не являются результатом пошаговой логической последовательности. Ситуация может быть настолько сложной, что решения, проблемы и результаты совершенно независимы друг от друга. Когда они сталкиваются, то какие-то проблемы решаются, но большинство так и остаются нерешенными. 

 

Рис. 3. Изображение  независимых потоков событий  в модели мусорного ящика при  принятии управленческого решения

Последствия использования  модели мусорного ящика могут  быть следующими: решения могут быть предложены даже тогда, когда проблемы не существует. Один из работников организации может попытаться продать свою идею остальным служащим организации. Выбор может быть сделан без решения проблем. Такое альтернативное решение, как создание нового подразделения в организации, может быть сделано в связи с намерением решить проблему; но в условиях крайней неопределенности такой выбор может оказаться неправильным. Более того, многие альтернативы только кажутся реальными. Люди решают уволиться, бюджет организации урезается или выписываются новые страховые полисы. Эти альтернативные решения могут быть ориентированы на проблемы, но они не обязательно будут решать их [19, 65].

1. Проблемы могут  оставаться нерешенными. Участники  принятия решения могут начать  привыкать к определенным проблемам и оставить попытки решить их, или участники могут не знать, как решать проблемы, поскольку им неясна технология. К примеру, один из канадских университетов был выбран в качестве места для стажировки профессора, который, лишился своей должности из-за того, что в свое время не прошел надлежащую процедуру. Проведение стажировки было для этого университета делом обременительным, и администрация стремилась избавиться от стажера. Но даже через пятнадцать лет, когда профессор, лишившийся должности, умер, стажировки в университете продолжались: университет и хотел бы избавиться от этой проблемы, но не знает как.

2. Некоторые  проблемы решаются. Процесс принятия  управленческого решения работает  в совокупности. При компьютерном  моделировании подхода мусорного  ящика нередко решались важнейшие проблемы. Решения связываются с соответствующими проблемами и участниками — таким образом, делается удачный выбор. Разумеется, не все проблемы решаются, когда делается выбор, но организация движется по направлению снижения числа проблем.

Рассмотрим  также психологическую теорию принятия решений.

Психологическая теория принятия решений

Система утверждений, которая раскрывает внутреннее содержание деятельности и поведения людей  в процессе принятия решений, называется психологической теорией принятия решений [38, 175].

Психологическая теория решений состоит из системы  утверждений:

1. Представление о ситуации принятия решений. Одну и ту же ситуацию люди воспринимают и представляют по-разному. Представление, возникающее в сознании конкретного человека, – это субъективная модель ситуации. Субъективность означает, что реальные факты, преломляясь через призму сознания, искажаются, часть фактов теряется или не принимается во внимание.

Информация о работе Анализ финансовой отчетности