Анализ финансовой отчетности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 22:39, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования заключается в проверке гипотез и в разработке, обосновании повышения качества управленческих решений на примере справочно-информационного отдела в ОАО «Уральские авиалинии».
Для достижения поставленной цели в дипломной работе решаются следующие задачи:
- изучить и раскрыть сущность понятия «управленческие решения»;
- определить требования, предъявляемые к управленческим решениям;
- оценить эффективность и качество управленческих решений на примере справочно-информационного отдела с тем, чтобы улучшить качество управленческих решений.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
ГЛАВА 1. Теоретические основы принятия управленческих решений………6
1.1 Общая характеристика систем управления…………………………..6
1.2 Теории принятия управленческих решений………………………..11
1.3 Подходы к качеству управленческих решений…………………….30
ГЛАВА 2. Анализ состояния управленческих решений в справочно-информационном отделе ОАО «Уральские авиалинии»……………………...41
2.1 Общая характеристика справочно-информационного отдела…….41
2.2 Анализ принятия решений в справочно-информационном
отделе…………………………………………………………………..44
2.3 Выявление проблем качества управленческих решений в отделе..47
ГЛАВА 3. Предложения по улучшению качества управленческих решений……………………………………………………………......................49
Заключение……………………………………………………………………….53
Список используемых источников……………………………………………..55
Приложения

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ.doc

— 316.50 Кб (Скачать файл)

Во втором случае основная информация о состоянии  управляемого объекта собирается автоматически  машиной (в общем случае - вычислительным центром). ЭВМ перерабатывает поступающую  информацию и в том или ином виде готовит выходную документацию, после чего выносится решение о воздействии на объект. Автоматизированные системы управления классифицируют также в зависимости от вида выдаваемой ими выходной документации. Последняя может быть представлена в виде:

- Переработанной, упорядоченной совокупности сведений об управляемом объекте. На основании их человек (или группа людей) принимает решение о характере воздействия на объект. Это свойственно системе обработки данных, но не собственно автоматизированной системе.

- Совокупности рекомендаций (вариантов решения) относительно характера воздействия на управляемый объект. Окончательное решение в данном случае принимает человек. Такая реализация наиболее типична для автоматизированных систем управления. Изучив Система управления — систематизированный набор средств влияния на подконтрольный объект для достижения определённых целей данным объектом. Объектом системы управления могут быть как технические объекты, так и люди. Объект системы управления может состоять из других объектов, которые могут иметь постоянную структуру взаимосвязей. Изучив понятие систем управления, рассмотрим теории принятия управленческих решений [36, 112].

 

 

    1.  ТЕОРИИ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ

По мнению Ромащенко В.Н., «управленческое решение – это результат конкретной управленческой деятельности менеджера» [30, 45]. Принятие решений является основой управления. Выработка и принятие решений - это творческий процесс в деятельности руководителей любого уровня, включающий [30, 54]:

- выработку  и постановку цели;

- изучение проблемы  на основе получаемой информации;

- выбор и  обоснование критериев эффективности  (результативности) и возможных последствий  принимаемого решения;

- обсуждение  со специалистами различных вариантов  решения проблемы (задачи);

- выбор и  формулирование оптимального решения;

- принятие решения;

- конкретизацию  решения для его исполнителей. 

Цель теории принятия решений – совершенствование  процесса принятия решений [33, 135].

По мнению автора Гольштейн Г.Я теория принятия решений — область исследования, вовлекающая понятия и методы математики, статистики, экономики, менеджмента и психологии; изучает закономерности выбора людьми путей решения разного рода задач, а также исследует способы поиска наиболее выгодных из возможных решений [8, 120].

Одна из задач  теории принятия решений – изучение того, каким образом человек или  группа людей принимает решения. Другая задача – разработка специальных  методов принятия решений, помогающих выявлять проблемы, формулировать цели и критерии их достижения, генерировать альтернативы, оценивать их и обосновывать решения. Исходя из этих задач, теорию принятия решений можно разделить на две части, не связанные между собой функционально: описательную функцию и предписывающую функцию.

«Описательная, описывает реальное поведение и мышление людей в процессе принятия решений и называется психологической теорией решений. Предписывающая составляющая, наоборот, предписывает людям, как им следует принимать решения, и называется нормативной теорией решений».[32, 256]

На процессы принятия управленческих решений в  организации влияют многие факторы, в том числе — внутренняя структура  самой организации, а также степень  стабильности или нестабильности внешней среды. Автор Р.Дафт исследовал процессы принятия решений на уровне организации, выявил четыре типа решений, обычно принимаемых в организациях: подход на основе теории управления, модель Карнеги, модель инкрементального (пошагового) процесса принятия управленческого решения, модель мусорного ящика [32, 256].

 

Подход  на основе теории управления

Подход на основе теории управлении является аналогом рационального  подхода, используемого менеджерами  при принятии управленческих решений. Теория управления имела поразительный успех при решении многих военных задач. Этот подход к принятию решений проник в корпорации и школы бизнеса, где изучались и разрабатывались необходимые методики. В настоящее время многие корпорации предписывают своим подразделениям применять именно эти методики. Компьютерное подразделение готовит количественную информацию для анализа. Отделы научного планирования используют математические модели для количественной оценки существенных переменных и последующего количественного представления вариантов решения, а также для того, чтобы установить вероятность успеха того или иного решения.  
 Теория управления - отличный инструмент для принятия управленческих решений в организации тогда, когда проблемы поддаются анализу и переменные могут быть идентифицированы и измерены. Математические модели могут содержать тысячу и более переменных, и каждая из них определенным образом сказывается на конечном результате. Методы теории управления использовались для корректного решения разнообразных задач: выбора подходящего места для помещения церковной общины, пробного маркетинга первой партии нового товара, бурения нефтяных скважин, радикального преобразования системы распределения телекоммуникационных услуг [2, 86].

Другими задачами, при которых часто применяются методы теории управления, являются разработки графиков работы служащих аэропорта, врачей скорой помощи, телефонных операторов и сборщиков дорожных пошлин.

С помощью теории управления можно быстро и правильно решать задачи, имеющие большое количество явно выраженных переменных, которые человек просто не в состоянии переработать в голове. Эта система наилучшим образом проявляет себя, когда направлена на решение задач, поддающихся анализу, в которой все переменные могут быть измерены и структурированы с помощью логических действий. Все более усложняющиеся компьютерные технологии и программное обеспечение позволяют расширять сферу применения теории управления и распространить ее на более широкий круг проблем, чем было возможно раньше.

Однако теория управления породила также и множество банкротств. В последние годы многие банки начали использовать автоматизированные системы обслуживания для оперирования суммами, имеющими непосредственное отношение к кредитам, но некоторые специалисты утверждают, что в подобных случаях без вмешательства человека все, же не обойтись. Одна из проблем, связанная с теорией управления: — то, что количественная информация, как правило, небогата. Неформальные сигналы, которые выявляют существование проблемы, должны восприниматься непосредственно самими менеджерами. Большинство сложнейших математических анализов не имеют смысла, если важные факторы не поддаются количественной оценке, а посему не могут быть включены в модель. Такие вещи, как реакция конкурентов, вкусы потребителей и т. д. являются показателями качественными. В этих случаях роль теории управления заключается в том, чтобы дополнять процесс принятия решения менеджером. Количественные результаты могут быть переданы менеджерам для обсуждения и последующей интерпретации в соответствии с их неформальными мнениями, взглядами и интуицией. Окончательное решение наряду с количественными показателями может включать в себя также и качественные.

Модель  Карнеги

Модель  принятия решений в организации, известная как модель Карнеги, была сформулирована в работе Ричарда Кайерта (Richard Cyert), Джеймса Марча (James March) и Герберта Саймона (Herbert Simon), и получила такое название потому, что все эти авторы, так или иначе были связаны с университетом Карнеги – Меллон [1, 145]. Они изложили суть ограниченно рационального подхода при принятии решений, а также внесли нечто новое в представления о принятии решений в организациях. До появления этой работы все исследования экономики строились на том, что компании принимают решения так, как, будто вся относящаяся к делу информация как в воронку просачивается к менеджеру, ответственному за решение, для того, чтобы он сделал свой выбор. Исследование же, выполненное группой Карнеги, показало, что к решениям на уровне организации, как правило, подключаются многие менеджеры, и что окончательный выбор менеджеры могут сделать только в коалиции. Коалиция означает альянс между несколькими менеджерами, одинаково представляющими себе цели организации и приоритеты проблемы. Этот альянс может, к примеру, состоять из менеджеров подразделений конвейерной линии, специалистов по кадрам и даже групп людей вне организации: важных клиентов, банкиров или представителей профсоюзов.

Создавать коалиции менеджеров при принятии управленческих решений необходимо по двум причинам. Во-первых, нередко бывает так, что цели организации не определены, а оперативные задачи подразделений противоречивы. Когда цели неясны и несовместимы, менеджеры не могут прийти к единому мнению о приоритетах проблем. Поэтому они непременно должны собраться вместе, и решить какие проблемы следует решать в первую очередь.

Второй причиной создания коалиции является то, что  каждый из менеджеров, конечно же, стремится  быть рациональным, но, тем не менее, ему не избежать ограничений, связанных  с факторами, описанными выше. Менеджеры не обладают достаточным временем, средствами или интеллектуальными возможностями, чтобы идентифицировать все показатели и переварить всю информацию, относящуюся к решаемой проблеме. Эти ограничения и склоняют менеджеров к созданию коалиций. Менеджеры беседуют друг с другом и обмениваются точками зрения для сбора информации и снижения неопределенности. Они консультируются у тех, кто обладает надлежащей информацией и заинтересован в результатах решения проблемы. Создание коалиций способствует выработке управленческого решения, которое поддерживается всеми заинтересованными сторонами.

Формирование  коалиций имеет несколько последствий  для процесса принятия решений в  организации. Во-первых, следует понимать, что решения принимаются преимущественно не для нахождения оптимального решения проблемы, а для удовлетворенности. Удовлетворенность, в свою очередь, означает, что организации получают скорее некоторое удовлетворение, а не максимальный уровень выполнения работы, дающий им возможность достичь нескольких целей одновременно. При рассмотрении проблем коалиция примет то решение, которое воспринимается как удовлетворительное всеми членами коалиции. Во-вторых, менеджеры озабочены насущными проблемами и их быстрым решением. Они занимаются проблемно-ориентированным поиском. Проблемно-ориентированный поиск означает, что менеджеры ищут в непосредственно окружающей их обстановке решение, способное быстро нейтрализовать проблему. Менеджеры не ждут, что им удастся принять совершеннейшее решение, когда ситуация с трудом поддается определению и насыщена конфликтами. Это важнейшее отличие модели Карнеги от подхода теории управления, которая строится на том, что каждое обоснованное альтернативное решение может быть проанализировано. В модели Карнеги же утверждается, что вполне достаточно найти удовлетворительное решение и что менеджеры обычно принимают первое удовлетворительное решение, всплывающее на поверхность. В-третьих, дискуссии и споры особенно важны на стадии идентификации проблемы в процессе принятия решений. Да тех пор пока члены коалиции не проникнутся проблемой, никаких действий предпринято не будет. Процесс принятия управленческих решений, описанный в модели Карнеги, схематично изображен на рис. 1.

 

Рис. 1. Процесс  принятия решения по модели Карнеги

Модель Карнеги  указывает на то, что достижение соглашения посредством создания коалиции менеджеров является основной частью процесса принятия управленческого  решения в организации. Особенно это справедливо в отношении  высшего уровня менеджмента. Дискуссии и споры требуют больших затрат времени, поэтому процедуры поиска решений обычно упрощены, и выбранная альтернатива скорее является наиболее удовлетворительным, чем оптимальным, решением проблемы. Когда проблемы являются программированными, организация будет полагаться на ранее используемые процедуры и стандартные программы действий. Правила и процедуры исключают потребность обновления коалиции и ведения споров о политике организации. Напротив не программированные решения требуют дискуссий и разрешения конфликтов.

 

Модель  инкрементального процесса принятия решений

Генри Минцберг и его коллеги из университета рассмотрели проблему принятия решений  в организации с различных  точек зрения. Они идентифицировали двадцать пять решений, принятых в организациях, и проследили все нюансы, связанные с принятием этих решений, от начала до конца. Их исследование рассматривало каждый шаг в последовательности действий при принятии решений. Этот подход к проблеме, названный моделью инкрементального (пошагового) процесса принятия решений, в большей степени акцентирует внимание не на политических и социальных факторах, описанных в модели Карнеги, а на структурной последовательности действий, предпринятых на протяжении всего процесса — с момента обнаружения проблемы до момента ее решения [3, 203].

В исследовании Минцберга рассматривались различные  примеры принятия управленческих решений: выбор самолета, приобретаемого для  местной авиалинии; создание нового терминала в порту, определение  нового рынка сбыта для дезодоранта, внедрение новых методов лечения в больнице и увольнение знаменитого диктора на радио. Так как при решении этих проблем нужно было учесть много факторов, и было очень важно найти наилучшие решения, все эти решения потребовали значительного времени — от года до двух, а треть из них — и более. Большинство этих решений были не программированными и требовали учета интересов клиентов.

Одним из открытий этого исследования было то, что  главный выбор в организации, приводящий к основному решению, обычно состоит из серии «мелких» выборов. Так, многие управленческие решения, принимаемые в организации, представляют собой скорее серию «откусываний» небольших кусков, чем один большой «укус». Организации проходят через несколько ключевых точек процесса принятия решения и могут натолкнуться на встречающиеся, на их пути барьеры. Минцберг назвал эти барьеры прерываниями решения. Прерывание может означать, что организация должна вернуться к предыдущему решению и повторить цикл, пытаясь при этом сделать что-то новое. Эти петли, или циклы, процесса поиска решения являются одним из способов обучения организации — таким образом, организация начинает понимать, какие из возможных вариантов решения срабатывают. Окончательное решение может существенно отличаться от того, которое планировалось изначально.

Информация о работе Анализ финансовой отчетности