Анализ финансовых результатов деятельности организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 08:31, курсовая работа

Описание работы

Финансовые результаты деятельности предприятия находят отражение в системе показателей. Большое количество показателей, характеризующих финансовые результаты деятельности предприятия создает методические трудности их системного рассмотрения. Различия в назначении показателей затрудняют выбор каждым участником товарного обмена тех из них, которые в наибольшей степени удовлетворяют его потребности в информации о реальном состоянии данного предприятия. Например, администрацию предприятия интересуют масса полученной прибыли и ее структура, факторы, воздействующие на ее величину. Налоговые инспекции заинтересованы в получении достоверной информации о всех слагаемых балансовой прибыли: прибыли от реализации продукции, прибыли от реализации имущества, внереализационных результатах деятельности предприятия и др. Анализ каждого слагаемого прибыли предприятия имеет не абстрактный, а вполне конкретный характер, потому что позволяет учредителям и акционерам выбрать значимые направления активизации деятельности предприятия.

Содержание работы

Введение

Глава 1. Учет финансовых результатов и использование прибыли

1.1 Сущность и значение учета финансовых результатов для финансового учета и анализа деятельности организации

1.2 Учет финансовых результатов от основного вида деятельности

1.3 Учет внереализационных и операционных доходов и расходов

1.4 Формирование финансовых результатов

1.5 Налогообложение прибыли предприятия

1.6 Направления использования прибыли и учета данных операций

Глава 2. Аудит финансовых результатов организации

2.1 Организация контроля финансовых результатов

2.2 Цели и задачи аудита финансовых результатов. Источники информации используемые при аудите

2.3 Аудит финансовых результатов от обычных видов деятельности

2.4 Аудит финансовых результатов от прочих видов деятельности

Глава 3. Анализ финансовых результатов деятельности организации

3.1 Задачи и источники информации анализа финансовых результатов

3.2 Анализ ассортиментной и ценовой политики предприятия

3.3 Анализ состава и динамики балансовой прибыли

3.4 Анализ прибыли от реализации

3.5 Анализ рентабельности

3.6 Оценка резервов увеличения прибыли и рентабельности

Заключение

Список литературы

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (2).docx

— 91.98 Кб (Скачать файл)

 

Представляется, что система  финансового контроля в РФ может  быть представлена следующим образом. В зависимости от способа организации  и осуществления по отношению  к проверяемому субъекту финансовый контроль подразделяется на внешний  и внутренний.

 

Внешний финансовый контроль осуществляется внешними, независимыми по отношению к проверяемому субъекту органами, внутренний – структурными подразделениями самого контролируемого  субъекта. В свою очередь внешний  контроль подразделяется на государственный, муниципальный и аудиторский.

 

Государственный финансовый контроль ведется как в масштабе РФ, так и в субъектах РФ. Его  осуществляют уполномоченные государственные  органы: Счетная палата РФ, Министерство финансов РФ и его подразделения, Министерство по налогам и сборам, Федеральное казначейство и др.

 

Муниципальный финансовый контроль осуществляется на уровне муниципальных  образований. Финансовые органы муниципальных  образований осуществляют финансовый контроль операций с бюджетными средствами, контролируют условия выделения, распределения, получения и целевого использования  и возврата бюджетных кредитов, бюджетных  ссуд, бюджетных инвестиций, муниципальных  гарантий и др.

 

Основными недостатками действующих  подсистем государственного и муниципального контроля являются: возможность использования  средств федерального бюджета, бюджетов субъектов и муниципальных образований  не по целевому назначению, неполный возврат (или невозврат) бюджетных кредитов и ссуд в бюджетную систему  РФ; разобщенность и неупорядоченность  действий контролирующих органов; отсутствие единого согласованного плана мероприятий  по осуществлению мер финансового  контроля как поступления налоговых  и неналоговых доходов в бюджетную  систему (включая внебюджетные фонды), так и целевого и эффективного исполнения бюджетных средств.

 

Ко внешнему финансовому  контролю относится также аудиторский  контроль. Специалистов по аудиту в  разных странах называют по-разному: в США – общественными бухгалтерами, в Великобритании и англосаксонских  странах – ревизорами или присяжными бухгалтерами, во Франции – бухгалтерами-экспертами или комиссарами по счетам, в Германии – контролерами хозяйства или  контролерами книги и т.д.

 

Несмотря на различия в  названии, все аудиторы занимаются одним и тем же делом: проверкой  бухгалтерской и финансовой отчетности хозяйствующих субъектов с составлением заключения о ее достоверности, а  также текущим консультированием  по различным учетным, финансовым и  правовым вопросам, налогообложению, банковскому  и страховому делу и др. В ходе аудиторской проверки финансовых отчетов  устанавливаются: точность отражения  в них финансового положения  и результатов деятельности предприятия; соответствие ведения бухгалтерского учета установленным требованиям  и критериям; соблюдение проверяемым  предприятием действующего законодательства.

 

Аудитор, являясь незаинтересованным лицом, выражает мнение о достоверности  финансовой (бухгалтерской) отчетности проверяемого лица и о соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству РФ.

 

Внутренний аудит важен  для крупных и средних организаций, характеризующихся усложненной  структурой и разнообразием видов  деятельности. Под внутренним аудитом  следует понимать способ организации  внутреннего контроля функционирования всех звеньев управления организацией, осуществляемого сотрудниками специализированного  подразделения с целью помочь административному аппарату организации.[6]

 

Практическая польза от создания отдела внутреннего аудита для каждой отдельно взятой организации различна. Наиболее общие аспекты целесообразности его создания заключаются в следующем:

 

• это позволит совету директоров или исполнительному органу наладить эффективный контроль за автономными  подразделениями организации;

 

• проводимые внутренними  аудиторами целевые контрольные  проверки и анализ позволят выявить  резервы повышения эффективности  производства и определить наиболее приоритетные направления развития организации;

 

• использование опыта  и квалификации внутренних аудиторов  позволит сократить расходы на обязательный аудит, не потеряв качества услуг, получаемых финансово-экономическими, бухгалтерскими и иными службами как головной организации, так и ее филиалов и  дочерних компаний.

 

Независимые аудиторы в России пока взаимодействуют с отделами внутреннего аудита не так тесно, как их зарубежные коллеги, в силу ряда объективных причин. Так, согласно действующим нормативным документам внешний аудит проводится независимым  аудитором. Аудиторские организации  обязаны следовать и соблюдать  в своей практической работе установленные  федеральные правила (стандарты) аудиторской  деятельности. К квалификации независимых  аудиторов предъявляются единые общероссийские требования, данная деятельность лицензируется в установленном  нормативными актами порядке.

 

Перечисленные требования в  отношении внутренних аудиторов  в Российской Федерации отсутствуют. В настоящее время отличие  российского внутреннего аудита от внешнего аудита, а также от внутреннего  аудита в зарубежных странах заключается  в следующем:

 

• независимость внутреннего  аудитора условна, поскольку служба внутреннего аудита является подразделением организации. Отсутствуют как законодательные, так и этические нормы, подчеркивающие независимость внутренних аудиторов  от непосредственного влияния руководства  экономического субъекта и его линейных подразделений;

 

• отсутствуют профессиональные стандарты деятельности внутренних аудиторов;

 

• нет единых требований к профессиональному и образовательному уровню внутренних аудиторов.

 

Сегодня основное отличие  внутреннего аудита от внешнего в  России заключается не в целях  и задачах, которые они призваны решать, а в том, что на практике внутренним аудитом на российских предприятиях называются службы и подразделения, которые не в состоянии выполнить  функции и задачи, присущие именно внутреннему аудиту.[7]

 

2.2 Цели и задачи аудита  финансовых результатов. Источники  информации используемые при  аудите

 

Детальная аудиторская проверка правильности определения финансовых результатов хозяйственной деятельности экономического субъекта значительно  отличается от проверки балансовых статей активов и обязательств организации.

 

Финансовый результат  включает результат всех операций, сгруппированных по соответствующим  категориям доходов и расходов за отчетный период.

 

Объектом проверки финансовых результатов является бухгалтерская  прибыль (убыток), представляющая собой  конечный финансовый результат, выявленный за отчетный период на основании бухгалтерского учета всех хозяйственных операций организации и оценки статей бухгалтерского баланса по правилам, принятым в  соответствии с Положением по ведению  бухгалтерского учета и бухгалтерской  отчетности в Российской Федерации. Цель аудита - сформировать мнение о  достоверности конечного финансового  результата и бухгалтерской отчетности по финансовым результатам.

 

Для достижения цели проверки финансовых результатов и их использования  необходимо проконтролировать:

 

• правильность формирования финансового результата от продажи (продажу продукции (работ, услуг); продажи  основных средств и прочих активов; операционные расходы и доходы; соответствие отчетности данным синтетического и  аналитического учета;

 

• учёт внереализационных  доходов и расходов (внереализационные  доходы, внереализационные расходы);

 

• учёт использования прибыли (налоги, финансовые санкции).

 

При проверке финансовых результатов  аудитору следует учитывать, что  в Бухгалтерском балансе (ф. № 1) в  разделе III «Капитал и резервы» отражаются показатели:

 

- нераспределенная прибыль  прошлых лет (стр. 460);

 

- непокрытый убыток прошлых  лет (стр. 465);

 

- нераспределенная прибыль  отчетного года (стр. 470);

 

- непокрытый убыток отчетного  года (стр. 475);

 

Формирование финансового  результата деятельности организации  приводится в Отчете о прибылях и  убытках (ф. № 2).

 

Для проведения аудита необходимо использовать следующую информационную базу:

 

-     приказ предприятия  об учетной политике на отчетный  год;

 

-     формы бухгалтерской  отчетности №№ 2, 4;

 

-     Главная книга;

 

-     Журналы-ордера  №№ 1, 2, 11, 15, а также данные аналитического  и синтетического учета, первичные  документы.

 

2.3 Аудит финансовых результатов  от обычных видов деятельности

 

Финансовый результат  от продажи продукции (работ, услуг) определяется как разница между  выручкой от продажи (без НДС, налога с продаж и акцизов) и фактической  себестоимостью проданной продукции (работ, услуг). Для установления достоверности  прибыли (убытка) от продажи проводится проверка правильности учета отгрузки и реализации продукции и расходов, связанных со сбытом продукции (коммерческих расходов).

 

В ходе аудиторской проверки должно быть подтверждено, что:

 

- операции по продаже  надлежащим образом санкционированы;

 

- на счетах бухгалтерского  учета отражены все реально  совершенные сделки по продаже;

 

- продажа своевременно  отражена на соответствующих  счетах учета;

 

- стоимостная оценка операций  по продаже правильно определена;

 

- суммы продажи правильно  классифицированы;

 

- суммы дебиторской задолженности  по расчетам за поставку продукции  (работ, услуг) правильно отражены  на соответствующих счетах.

 

Правильность отражения  операций по продаже устанавливается  в ходе выборочной проверки этих операций путем сверки данных, отраженных в  бухгалтерских регистрах экономического субъекта, с первичными документами  и наоборот. Такая проверка может  быть проведена на предварительном  этапе аудита. При этом её объем  будет определяться результатами проверки эффективности системы внутреннего  контроля.

 

Операции по продаже надлежащим образом санкционированы.

 

Необходимо проверить  соблюдение политики экономического субъекта в отношении предоставления кредитов покупателям, процедур доставки и ценообразования  при выполнении ежедневных операций. Аудиторская проверка проводится путем  сравнения фактических цен по различным видам продукции, условий  оплаты транспортных расходов или доставки, указанных в счетах, с данными  соответствующих документов, утвержденных руководством. Фактические цены и  условия доставки можно узнать из счетов-фактур или товарно-транспортных накладных. Эти показатели могут  быть сопоставлены с утвержденными  прайс-листами, номенклатурой цен, иными  документами, определяющими порядок  и условия реализации.

 

Если продажные цены или  условия продажи продукции определяются индивидуально для каждого заказчика, то необходимо удостовериться в том, что они были надлежащим образом  санкционированы уполномоченным на это сотрудником экономического субъекта (например, начальником отдела продаж). В случае, если продажи базируются на выполнении нескольких крупных договоров, сумма и описание фактически доставленных товаров или оказанных услуг  должны быть связаны с условиями  этих соглашений.

 

Проверка наличия необходимых  разрешений на совершение операций по продажам, как показывает аудиторская  практика, осуществляется независимо от уровня эффективности системы  внутреннего контроля, однако объем  выборки для проверки может быть уменьшен в случае, если было получено подтверждение эффективности системы  внутреннего контроля.

 

На счетах бухгалтерского учета отражены все реально совершенные  сделки по продаже.

 

При проведении этого теста  необходимо обратить внимание на возможность  возникновения двух видов ошибок:

 

данные по реально совершенным  операциям не отражены в учете;

 

на счетах отражены фиктивные  операции.

 

Подобные ошибки могут  приводить соответственно к занижению  или завышению стоимости активов  и сумм продажи. Проверка полноты  и достоверности отражения сумм продажи на счетах бухгалтерского учета  является частью проверки эффективности  системы внутреннего контроля.

 

При проверке достоверности  отражения сумм от продажи продукции, товаров следует выборочно сверить  ряд записей в регистрах учета  продаж с данными первичных документов (коносаментов, товарно-транспортных накладных  и т.д.), а также с документами, свидетельствующими о приеме отгруженной  продукции (выполненных работ, оказанных  услуг) для подтверждения того, что  товары были действительно доставлены, работы выполнены, услуги оказаны и  право собственности на них перешло  от исполнителя к заказчику (покупателю). В дополнение к этому необходимо также проверить условия поставки для точного определения момента  перехода права собственности.

 

В случае, если факт перехода права собственности не может  быть подтвержден непосредственно  из имеющейся документации, необходимо проанализировать последующие платежи, полученные от данного заказчика (покупателя) в погашение дебиторской задолженности, и на основании этого сделать  заключение о реальности сделки, отраженной на счете 46 «Реализация продукции (работ, услуг)».

 

Проверка полноты учета  продаж может быть эффективно осуществлена путем выборочной сверки данных товарно-транспортных накладных (или заменяющих их документов) отдела продаж со счетами-фактурами  и данными бухгалтерского учета. При проведении этой проверки аудитор  должен быть уверен, что все товарно-транспортные накладные собраны  и надлежащим образом хранятся в отделе продаж. Это можно сделать путем анализа  порядковой нумерации этих документов.

Информация о работе Анализ финансовых результатов деятельности организации