Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2013 в 19:17, курсовая работа
Целью выполнения курсовой работы является определение организации проведения аудита финансовых вложений и систематизация теоретических, практических аспектов аудита финансовых вложений.
Для выполнения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
- раскрыть экономическую сущность финансовых вложений;
- изучить нормативное регулирование операций, связанных с финансовыми вложениями и проведения аудита финансовых вложений;
- рассмотреть цель, задачи, источники информации и объем аудита при проверке финансовых вложений;
- показать методику аудиторской проверки финансовых вложений: планирование аудита, процедуры проверки, оценка и обобщение результатов аудита.
ВВЕДЕНИЕ 4
РАЗДЕЛ 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АУДИТА ФИНАНСОВЫХ ВЛОЖЕНИЙ 6
1.1. Экономическая сущность финансовых вложений 6
1.2. Нормативное регулирование финансовых вложений 11
1.3. Цель, задачи, источники информации и объем аудита финансовых вложений 17
РАЗДЕЛ 2 МЕТОДИКА АУДИТОРСКОЙ ПРОВЕРКИ ФИНАНСОВЫХ ВЛОЖЕНИЙ 23
2.1. Планирование аудита финансовых вложений 23
2.2. Процедуры проверки по существу 35
2.3. Оценка и обобщение результатов аудита финансовых вложений 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 59
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………….62
Первоначальная стоимость финансовых вложений, по которой они приняты к бухгалтерскому учету, может изменяться в установленных законодательством и ПБУ 19/02 случаях (п. 18 ПБУ 19/02).
Для целей последующей оценки финансовые вложения подразделяются на две группы: финансовые вложения, по которым можно определить текущую рыночную стоимость в установленном ПБУ 19/02 порядке, и финансовые вложения, по которым их текущая рыночная стоимость не определяется (п. 19 ПБУ 19/02).
Выбытие финансовых вложений признается в бухгалтерском учете организации на дату единовременного прекращения действия условий принятия их к бухгалтерскому учету.
Выбытием финансовых вложений являются случаи погашения, продажи, безвозмездной передачи, передачи в виде вклада в уставный (складочный) капитал других организаций, передачи в счет вклада по договору простого товарищества и пр. (п. 25 ПБУ 19/02) [27, с. 437-438].
34. Доходы по
финансовым вложениям
35. Расходы, связанные с предоставлением организацией другим организациям займов, признаются прочими расходами организации (в ред. Приказа Минфина РФ от 18.09.2006 N 116н);
36. Расходы, связанные
с обслуживанием финансовых
В соответствии с п. 3. ст. 1 Закона "Об аудиторской деятельности": Аудит - независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности. Также целью является соответствие порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации [1].
Для целей аудита в соответствии с законодательством под достоверностью понимается степень точности данных финансовой (бухгалтерской) отчетности. Данные отчетности должны позволять пользователю делать правильные выводы о результатах хозяйственной деятельности, финансовом и имущественном положении аудируемых предприятий и принимать базирующиеся на этих выводах обоснованные решения [25, с. 239].
Эти цели достигаются посредством проведения аудиторских проверок, которые являются не менее сложными, чем ведение бухгалтерского учета. Для разработки и составления плана проверки правильности ведения бухгалтерского учета и налогообложения по конкретным хозяйственным операциям, отдельным участкам учета, либо в целом по организации за определенный период, необходимо досконально знать действующее законодательство и уметь применять его в конкретных условиях.
Самым распространенным вариантом обеспечения соответствия проводимой аудиторской проверки действующему законодательству является использование нормативно-правовых документов.
При проведении аудиторской проверки финансовых вложений необходимо учитывать следующие нормативные документы:
- Гражданский кодекс российской Федерации (ч. I и ч. II) Федеральный закон от 30.11.1994 г. 51-ФЗ (с изменениями и дополнениями) [5], который в данном случае регулирует наличие прав и обязанностей в связи с осуществлением операций с финансовыми вложениями, их возникновение:
• Так, в главе 7 Ценные бумаги ГК РФ, дано определение ценной бумаги, а также виды ценных бумаг, требования к ценной бумаге и др.;
• В главе 42 ГК РФ Заем и кредит, описан договор займа, формы договоров займа, условия получения процентов по займу и др.;
• Глава 55 ГК РФ Простое товарищество, раскрывает положения договора простого товарищества, вклады товарищества и иные аспекты, касающиеся простого товарищества;
• Все указанные условия для принятия к бухгалтерскому учету векселя в качестве финансовых вложений выполняются на дату передачи векселя посредством совершения передающим вексель лицом индоссамента на векселе на имя организации (п. 3 ст. 146 ГК)
• А также иные главы и статьи ГК РФ.
- Федеральный закон Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" (с изменениями и дополнениями). Данный закон согласно п. 1. ст. 1: Определяет правовые основы регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации:
• Так, например, согласно пп. 2 п.1 ст. 5 данного закона, если ценные бумаги организации допущены к обращению на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг, то такая организация попадает под обязательный аудит.
- Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2002 г. № 696, формируют единые базовые требования к порядку проведения аудита, определяют нормативы по качеству и надежности аудита и обеспечивают определенный уровень гарантии результатов аудиторской проверки при соблюдении этих требований. Стандарты аудита устанавливают единые требования к процедурам аудирования, к аудиторскому заключению и к самому аудитору.
- Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) Федеральный закон от 05.08.2000 г. № 117-ФЗ (с изменениями и дополнениями) [6]:
• Подпунктом 15 п. 3 ст. 149 НК РФ определено, что оказание финансовых услуг по предоставлению займа в денежной форме не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость (освобождается от налогообложения). Следовательно, полученные организацией проценты по договору займа не включаются в налоговую базу по НДС.
• В соответствии с пп. 12 п. 2 ст. 149 НК реализация на территории Российской Федерации ценных бумаг не облагается НДС.
• В целях налогообложения
• Согласно п. 1 ст. 328 НК РФ в аналитическом учете налогоплательщик самостоятельно отражает сумму доходов в сумме причитающихся по векселям в соответствии с условиями выпуска или передачи (продажи) процентов отдельно по каждому виду долгового обязательства.
• Особенности определения
- Федеральный закон от 22.04.1996 № 39-ФЗ (с изменениями и дополнениями) «О рынке ценных бумаг» [3]: настоящий закон регулирует отношения, возникающие при обращении ценных бумаг.
- Федеральный закон «О бухгалтерском учёте» от 21.11.1996 г. № 129-ФЗ (с изменениями и дополнениями) [2]. Данный закон является основным нормативным документом при проверке финансовых вложений с точки зрения соблюдения норм законодательства в области бухгалтерского учета, а также при проверке таких предпосылок как существование, полнота, стоимостная оценка, представление и раскрытие.
В развитие закона «О бухгалтерском учете» издан ряд нормативных документов по вопросам учета финансовых вложений - Положение по бухгалтерскому учету «Учет финансовых вложений» ПБУ 19/02 (Приказ Минфина России от 10 декабря 2002 г. № 126н). Настоящее ПБУ устанавливает правила формирования в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности информации о финансовых вложениях организации; регулируют формирование первоначальной оценки финансовых вложений, а также порядок последующей оценки и выбытие финансовых вложений; порядок признания доходов и расходов по финансовым вложениям; порядок признания обесценения финансовых вложений и порядок раскрытия информации в бухгалтерской отчетности:
• Например, в соответствии с п. 3 ПБУ 19/02 долговые ценные бумаги, в которых дата и стоимость погашения определена (облигации, векселя), относятся к финансовым вложениям.
• Условия, единовременное выполнение которых необходимо для принятия к бухгалтерскому учету активов в качестве финансовых вложений, установлены п. 2 ПБУ 19/02.
Помимо этого, нормативным регулированием при проверке финансовых вложений могут служить иные законодательные документы, такие как:
- Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (Приказ Минфина Российской Федерации № 34н от 29.07.1998 г.) [10]: в данном положении отражены правила оценки статей бухгалтерской отчетности, касающиеся финансовых вложений.
- План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкция по его применению (приказ Минфина РФ № 94н от 31.10.2000 г.): данный план счетов и инструкция по его применению регулирует порядок обобщения информации о наличии и движении инвестиций организации в государственные ценные бумаги, акции, облигации и иные ценные бумаги других организаций, уставные (складочные) капиталы других организаций, предоставленные другим организациям займы и определяет порядок ведения аналитического учета счета 58 «Финансовые вложения».
- Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств (приказ Минфина РФ № 49 от 13.06.1995 г.): данные методические указания устанавливают порядок проведения инвентаризации финансовых обязательств организации и оформления ее результатов.
- Указания по отражению
в бухгалтерском учете
- Приказ Минфина РФ
от 22.07.2003 г. № 67н «О формах
бухгалтерской отчетности
- Другие нормативные и законодательные документы.
Таким образом, для проверки
наличия предпосылок подготовки
финансовой (бухгалтерской) отчетности
в части операций с финансовыми
вложениями в соответствии с действующим
законодательством аудитор
Согласно ФПСАД № 1 «Цель и основные принципы аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности»: Целью аудита является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации. Аудитор выражает свое мнение о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности во всех существенных отношениях [7].
Цель аудиторской проверки финансовых вложений основывается на цели аудита, указанной в ФПСАД № 1. Авторы разных учебников по аудиту описывают цель аудита финансовых вложений так:
- Бровкина Н. Д. «Практический аудит»: Целью аудиторской проверки финансовых вложений является формирование мнения о достоверности бухгалтерской отчетности по статьям «Долгосрочные финансовые вложения» и «Краткосрочные финансовые вложения» и соответствии применяемой методики учета по финансовым вложениям, действующим в РФ нормативным документам [14, с. 80].
- Гололобова И. В.
«Методика проведения аудита
финансовых вложений»: Целью
- Бычкова С. М. «Практический аудит»: Целью аудита финансовых вложений является установление соответствия применяемой в организации методики бухгалтерского учета и налогообложения, действующей в проверяемом периоде, нормативным документам [15, с. 62].
- Богатая И. Н. «Аудит»:
Основная цель аудита
Исходя из того, что для того чтобы сформулировать объективное мнение о достоверности и законности операций, осуществленных на предприятии с финансовыми вложениями, а следовательно и достичь цели аудита финансовых вложений, задачами аудита финансовых вложений являются:
- изучение состава финансовых вложений по данным первичных документов и учетных регистров, подтверждение права собственности на них;
- оценка состояния