Аудит и анализ финансового состояния предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 17:30, реферат

Описание работы

Финансовая деятельность охватывает процессы формирования, движения и обеспечения сохранности имущества предприятия, контроля за его использованием. Финансовое состояние является результатом взаимодействия всех элементов системы финансовых отношений предприятия и поэтому определяется совокупностью производственно-хозяйственных факторов.

Основными задачами анализа финансового состояния предприятия являются:

- оценка динамики состава и структуры активов, их состояния и движения,

- оценка динамики состава и структуры источников собственного и заемного капитала, их состояния и движения,

Файлы: 1 файл

Аудит и анализ финансового состояния предприятия.docx

— 110.06 Кб (Скачать файл)

 

 

 

2.2. Действующая  практика ведения бухгалтерского  учета на предприятии

 

 Система нормативного регулирования бухгалтерского учета в настоящее время включает помимо Закона «О бухгалтерском учете» и Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности в РФ 15  основных положений (стандартов) по бухгалтерскому учету и более 10 нормативных актов, раскрывающих и конкретизирующих отдельные виды хозяйственных операций (например, доверительное управление, лизинг) либо особенности организации учетного процесса (в частности, для малых предприятий или бюджетных организаций), а также правила отражения в отчетности специфической информации (например, о прибыли на акцию).

 

 Нормативные  акты  зачастую предлагают различные  варианты отражения в учете  тех или иных хозяйственных  операций (например, способ начисления  амортизации основных средств), оставляя  за собой право выбора за  самой организацией.

 

 Выбор  одного из предлагаемых способов  или разработка собственной оригинальной  системы учета в рамках общей  концепции развития бухгалтерского  учета в нашей стране – это  и есть учетная политика организации.

 

 За последний  год многое изменилось в методологии  и практике ведения бухгалтерского  учета и подготовке бухгалтерской  отчетности, еще больше изменения  коснулись правил налогообложения  и подготовки налоговой отчетности. Вступление в силу гл.25 Налогового  кодекса Российской Федерации  с 01 января 2002 г. фактически разделило  бухгалтерский и налоговый учет.

 

 Особое  значение для формирования современного  бухгалтерского учета в России  имеет активная и целенаправленная  работа по сближению отечественной  учетной практики с международно признанной практикой. Формирование рыночной инфраструктуры и развитие российской экономики невозможны без надлежащей организации системы бухгалтерского учета. Недаром среди принятых в 1998 г. Правительством Российской Федерации решений несколько посвящено комплексу мер, связанных с реформированием бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности (постановление от 6.03.98 г. № 283, распоряжения от 21.03.98 г. № 382-р и от 22.05.98 г. № 587-р). Кроме того, ранее важнейшей составляющей реформы предприятия (постановление Правительства Российской Федерации от 30.10.97 г. № 1373) было признано улучшение постановки бухгалтерского учета на хозяйствующих субъектах.

 

 Принятое  Правительством РФ решение   об ориентации на МСФО предопределяет  необходимость значительных изменений  процесса формирования финансовой  информации. Российская система  бухгалтерского учета должна  обеспечивать подготовку данных, пригодных для составления финансовой  отчетности по МСФО или как  минимум сопоставимых с показателями, полученными на основе этих  стандартов.

 

 Поэтому  в Программе была установлена  цель реформирования бухгалтерского  учета, как приведение национальной  системы бухгалтерского учета  в соответствие с требованиями  рыночной экономики и международными  стандартами финансовой отчетности  и определены задачи, поставленные  для достижения этой цели:

 

 сформировать  систему стандартов учета и  отчетности, обеспечивающих полезной  информацией пользователей, в  первую очередь инвесторов;

 обеспечить  увязку реформы бухгалтерского  учета в России с основными  тенденциями гармонизации стандартов  на международном уровне;

 оказать  методическую помощь организациям  в понимании и внедрении реформированной  модели бухгалтерского учета.

 Как свидетельствует  мировая практика, переход к использованию  МСФО является постепенным и  целенаправленным процессом. Невозможность  такого перехода в один день (и даже в один год) обусловлена  необходимостью проведения широкого  круга мероприятий, делающих этот  переход реальным. В частности, требуются коррективы в законодательстве, прежде всего, в гражданском и налоговом, а также пересмотр практически всей нормативной базы бухгалтерского учета. Органы, регулирующие учет, должны подготовить и издать детальные инструкции по внедрению и применению новых положений (стандартов). Налоговым органам потребуется пересмотреть свои подходы к использованию данных бухгалтерского учета и отчетности, включая серьезные изменения в налоговых декларациях.

 

 При проведении  работ по совершенствованию нормативного  правого регулирования будет  достигаться поставленная Программой  цель по обеспечению доступа  всем заинтересованным пользователям  к информации, представляющей объективную  картину финансового положения  и результатов деятельности организации.  В этой связи будут решаться  вопросы:

 

 переориентации  нормативного регулирования с  учетного процесса на бухгалтерскую  отчетность;

 регулирования  финансового учета;

 органичного  сочетания нормативных предписаний  федеральных органов исполнительной  власти с профессиональными рекомендациями;

 взвешенного  использования международных стандартов  финансовой отчетности в национальном  регулировании.

 Итак, в  современных экономических условиях  от хозяйствующего субъекта требуется  ведение  бухгалтерского учета  и формирование отчетности по  определенным правилам, которые  они  будут применять последовательно  из года в год. Разработка  и принятие этих правил предполагают  аналитические исследования, направленные  в частности, на выявление существенных  внутренних и внешних факторов, обеспечивающих эффективное хозяйствование.

 

 Хотя бухгалтерский  учет регулируется общими для  всех организаций нормативными  актами, у каждой организации  могут быть свои цели, задачи  и критерии оценки эффективности  финансово-хозяйственной деятельности. Методы, подходящие для управления  одной организацией, могут быть  абсолютно неприемлемы для другой  организации, поэтому актуально  рассмотрение различных способов  оптимизации финансово-хозяйственной  деятельности организации, что  зависит от выбранной ею учетной  политики. Эффективная учетная политика  – это синтез методологических  принципов бухгалтерского учета  и элементов управленческого  производственного учета. Подобный  подход к организации учетного  процесса позволяет не только  системно отражать факты хозяйственной  деятельности (действия или события,  изменяющие состав активов, обязательств  или финансовых результатов), но  и контролировать выполнение  управленческих решений, проводить  финансовый анализ на цифровом  материале, который формируется  по данным первичных документов.

 

 Состояние  нормативной базы, сложившейся на  начало 2001 года, позволило ОАО «Горинский КЛПХ» сформировать следующую систему бухгалтерского учета:

 

 Бухгалтерский  учет в организации осуществляется  бухгалтерией, возглавляемой главным  бухгалтером. Главный бухгалтер  подчиняется непосредственно   директору предприятия.

 Ответственность  за организацию бухгалтерского  учета несет руководитель предприятия.

 Организация  ведет бухгалтерский, финансовый, управленческий и налоговый учет.

 Для отражения  операций финансово-хозяйственной  деятельности используется План  счетов, утвержденный Приказом Минфина  СССР от 01.11.91 г.№ 56. В 2001 году Новый план счетов предприятие не использовало.

 Методика  организации бухгалтерского учета  раскрыта в Приказе об учетной  политике (Приложение 5).

 Формирование (изменение) учетной политики на 2002 год имеет свои особенности в связи с обязательным переходом организаций с 1 января 2002 года на новый План счетов (приказ Минфина России от 31 октября 2000 года № 94н), а также применения новых стандартов учета – Положения по бухгалтерскому учету “Учет основных средств” ПБУ 6/01 (приказ Минфина России от 30 марта 2001 года № 26н), Положения по бухгалтерскому учету “Учет материально-производственных запасов” ПБУ 5/01 (приказ Минфина России от 9 июня 2001 года № 44н), Положения по бухгалтерскому учету “Учет займов и кредитов и затрат по их обслуживанию” ПБУ 15/01 (приказ Минфина России от 2 августа 2001 года № 60н).

 

 Непосредственно формирование учетной политики для создаваемых организаций или внесение изменений в учетную политику на 2002 год действующих организаций производится в соответствии с требованиями Федерального закона РФ от 21 ноября 1996 года № 129-ФЗ “О бухгалтерском учете” и Положения по бухгалтерскому учету “Учетная политика организации” ПБУ 1/98, утвержденного приказом Минфина России от 9 декабря 1998 года № 60н.

 

 Элементами  формируемой в организации учетной  политики ОАО «Горинский КЛПХ» на 2002 год являются:

 

 Рабочий  План счетов бухгалтерского учета.

 Методы  организации учетной работы.

 Формы  ведения бухгалтерского учета.

 Технология  обработки информации.

 Формы  первичных учетных документов а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности, применяемые предприятием.

 Перечень  лиц, имеющих право подписи  документов.

 Правила  и график документооборота.

 Регистры  учета, используемые предприятием.

 Порядок  проведения инвентаризации.

 Оценка  оприходования имущества и обязательств.

 Оценка  финансовых вложений.

 Оценка  и учет товаров.

 Оценка  незавершенного производства.

 Варианты  приобретения и заготовления  материалов.

 Номенклатура  материально-производственных запасов,  используемых организацией.

 Учет выпуска  готовой продукции.

 Учет выполнения  работ долгосрочного характера.

 Оценка  выбытия (начисление амортизации)  активов.

 Учет затрат  на ремонт основных средств.

 Списание  общехозяйственных расходов.

 Списание  расходов обслуживающих производств  и хозяйств.

 Ведение  раздельного учета затрат.

 Порядок  списания расходов будущих периодов.

 Создание  резервов сомнительных долгов.

 Создание  резервов предстоящих расходов  и платежей.

 Учет доходов  будущих периодов.

 Учет использования  прибыли.

 Порядок  начисления дивидендов.

 Учет покрытия  убытка.

 Прочая  информация.

 В 2002 году  ОАО «Горинский КЛПХ» использует Новый план счетов. Разработанный бухгалтерией рабочий план счетов предприятия представлен в виде Приложения к учетной политике на 2002 год.  В 2002 году бухгалтерия ОАО «Горинский КЛПХ» использует таблично-автоматизированную форму учета с помощью программы «1С:Бухгалтерия». В основе данной формы учета заложен главный элемент бухгалтерского учета – документация. Исходная информация из первичных документов заносится в память компьютера, и с помощью бухгалтерской программы группируется и обобщается учетная информация. В результате бухгалтерия получает выходные распечатки с регистрами различного содержания, структура которых соответствует журналам-ордерам, ведомостям, книгам, карточкам и т.д.

 

 Из всего  вышесказанного можно сделать  вывод, что организация бухгалтерского  учета на ОАО «Горинский КЛПХ» способствует  сплошному, непрерывному, документальному и взаимосвязанному отражению имущества и хозяйственных процессов на предприятии.

 

 

 

2.3. Аудит  отчетности предприятия за анализируемый  период

 

 Современный  аудит – это особая организационная  форма контроля. Он неплохо зарекомендовал  себя в условиях развитой рыночной  экономики, и даже экономики  условно-рыночной, переходного типа, которая уже сложилась в России. Говоря другими словами, современный аудит – это неотъемлемый элемент инфраструктуры рынка. В этом и состоит его определяющая особенность.

 

 В РФ  первое раскрытие сущности аудита  было отражено во Временных  правилах. По Временным правилам  «Аудиторская деятельность –  аудит представляет собой предпринимательскую  деятельность аудиторов (аудиторских  фирм) по осуществлению независимых  вневедомственных проверок бухгалтерской  (финансовой) отчетности, платежно-расчетной  документации, налоговых деклараций  и других финансовых обязательств  и требований экономических субъектов,  а также оказанию иных аудиторских  услуг».

 

7 августа  2001 года Президентом РФ подписан  Федеральный закон “Об аудиторской  деятельности” (№ 119-ФЗ). Закон  "Об аудиторской деятельности" содержит ряд принципиально новых  положений, которые существенным  образом повлияют на развитие  аудита в России.

 

 В законе  формулировка понятия несколько  сжата, хотя в целом содержание  аудиторской деятельности по-прежнему  трактуется равноценным понятию  аудита; оба эти понятия даны  как одно и охарактеризованы  следующим образом:

 

 Аудиторская  деятельность (аудит) представляет  собой предпринимательскую деятельность  по независимой проверке бухгалтерского  учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций и индивидуальных  предпринимателей (далее именуется  - аудируемые лица). Аудит осуществляется в формах обязательного и инициативного аудита. Аудит осуществляется в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами по проведению аудиторской деятельности.

 

 По-моему  мнению, такое смешание аудита и аудиторской деятельности в первой же статье Закона – первый признак его некоторой недоработки. В 90-е годы сложилось преобладающее и соответствующее зарубежной практике) мнение профессионалов, что аудиторская деятельность – понятие более широкое и емкое, нежели аудит. Поэтому ниже в этой статье, в частности, сказано:

Информация о работе Аудит и анализ финансового состояния предприятия