Аудиторские
организации и индивидуальные
аудиторы могут оказывать сопутствующие
аудиту услуги. Для целей настоящего
Федерального закона под сопутствующими
аудиту услугами понимается осуществление
аудиторскими организациями и
индивидуальными аудиторами по
договору с организациями и
индивидуальными предпринимателями
бухгалтерского, правового. налогового
и управленческого консультирования:
ведения и восстановления бухгалтерского
учета; обучения специалистов по аудиту,
а также других услуг, связанных с аудитом.
Если исследовать
аудит на соответствие налоговому
и иному законодательству, то
нужно признать, что эту работу
с древнейших времен по нынешний
день в массовом порядке выполняют
государственные чиновники. Во
многих странах считают, что
эти люди тоже являются аудиторами,
ведь они тоже независимы по
отношению к аудируемым лицам, проверяют
их бухгалтерский учет и объявляемые ими
результаты деятельности. И тем не менее
ни у нас, ни в других странах никто не
говорит, что эти аудиторы являются предпринимателями,
осуществляющие свою деятельность в соответствии
с Гражданским Кодексом. Кстати, помимо
него в России уже есть Налоговый кодекс,
который, к сожалению, в Законе даже не
упомянут.
В первой
же статье Закона раскрыты
и другие основные понятия,
используемые именно в целях
регулирования аудиторской деятельности.
Подобный подход к определению
понятий, имеющих существенное
значение для толкования Закона,
на мой взгляд, крайне важен.
Это позволяет, прежде всего,
снизить риск искажений аудиторской
деятельности в подзаконных актах
различных государственных органов.
Кроме того, законодательное закрепление
основных понятий в аудите
способно дать существенный толчок
к развитию иных легитимных
определений, которые пока отсутствуют,
а переводная западная литература,
к сожалению, еще не до конца
приемлема для выработки устоявшейся
терминологии российского аудита.
В целом это должно способствовать
соответствующим научным исследованиям
в столь важной для рыночной
экономике области деятельности.
Сопоставим
все определения сущности и
целей аудита в таблице.
Таблица
2.3.1.
Цель и
основные задачи аудита
НОРМА
ПРАВОВОГО АКТА
ВРЕМЕННЫЕ
ПРАВИЛА АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В РФ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ
ЗАКОН «ОБ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Основная
цель аудиторской проверки
Установление:
Достоверности
бухгалтерской (финансовой) отчетности
экономических субъектов, соответствие
совершенных мим хозяйственных
операций нормативным актам, действующим
в Российской Федерации
Целью
аудита является выражение мнения
о достоверности бухгалтерской
(финансовой) отчетности аудируемых
лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского
учета законодательству Российской Федерации.
Понятие
достоверности отчетности
Во временных
правилах отсутствует.
В Правиле
(стандарте) аудиторской деятельности
«Существенность и аудиторский
риск» установлено, что под
достоверностью бухгалтерской отчетности
во всех существенных отношениях
понимают такую степень точности
показателей бухгалтерской отчетности,
при которой квалифицированный
пользователь этой отчетности
оказывается в состоянии делать
на ее основе правильные выводы
и принимать правильные экономические
решения
Такая
степень точности данных бухгалтерской
(финансовой) отчетности, которая позволяет
пользователю этой отчетности
делать на ее основе правильные
выводы о финансовом и имущественном
положении, а также о результатах
хозяйственной деятельности аудируемых
лиц и принимать базирующиеся на этих
выводах обоснованные решения.
По существу
основной задачей аудиторской
проверки здесь тоже названы
проверка, исследование, определение
достоверности бухгалтерской отчетности
экономических субъектов.
В специальной
литературе определение аудита
из Временных правил приводилось
и обсуждалось много раз. Одни
авторы считали его удачным,
исчерпывающим, другие же и
в этом определении выдели
некоторые изъяны. Например, Я.В.
Соколов, В.В. Скобара, О.Л. Островская
выразились в том смысле, что данное определение
имеет несомненные преимущества перед
существовавшими ранее уже тем, что в нем
указан предпринимательский характер
аудиторской деятельности. «Тем самым
все отношения, возникающие между аудиторскими
организациями и их клиентами при оказании
аудиторских услуг, регулируются Гражданским
Кодексом РФ».
Я не
до конца согласен с этим
утверждением, поскольку аудиторы
и их клиенты равны по гражданскому
законодательству, но не равны
по статусу: аудитор ведь контролирует
своего клиента. Нет и оснований
для возражений против упоминания
ГК РФ при определении в
Законе «Об аудиторской деятельности»
понятия (сути) аудиторской деятельности,
но не всей. По моему мнению,
сам ГК РФ в его нынешней
редакции не учитывает определенные
существенные особенности аудита
и аудиторской деятельности, его
можно было бы и дополнить.
Хотелось
бы обратить внимание, что аудиторская
деятельность с точки зрения
авторов Временных правил –
понятие, тождественное аудиту, эти
понятия были впервые разграничены
авторами стандартов аудита (ПСАД)
с учетом опыта работы аудиторов
в последующие годы. Но в Законе
только косвенно признается, что
аудиторская деятельность – более
широкое понятие, чем собственно
аудит. Эта деятельность определяет
работу аудиторов вообще, т.е.
включает как аудит (аудиторское
исследование данных бухгалтерского
учета с целью подтверждения
достоверности бухгалтерской отчетности),
так и сопутствующие аудиту
услуги. Под сопутствующие услуги подпали
постановка, ведение и восстановление
бухучета, составление отчетности, консультирование
(бухгалтерское, налоговое, экономическое,
финансовое, управленческое, правовое
и пр.); анализ финансово-хозяйственной
деятельности предприятий; автоматизация
бух-учета; составление бизнес-планов;
маркетинг; обучение аудиту и т. д.
Далее,
по Временным правилам аудит
представлен как независимая
вневедомственная проверка. А в
Законе явно устаревшее понятие
вневедомственности аудиторских исследований
бухгалтерской отчетности вообще не упоминается.
По мнению
многих теоретиков и практикующих
аудиторов, исследуемые новые
определения аудита уже более
приемлемы. На их основе отсекаются
некоторые логические неувязки,
присущие Временным правилам. Там
самым:
Устраняется
допущенная ранее таврология в определении
аудита: если проверка независимая, то
она и вневедомственная,
Явно подчеркивается
творческий, интеллектуальный характер
работы, проводимой проверяющими
на аудируемых объектах, в хозяйственных
системах различной степени сложности;
более правильно было бы еще подчеркнуть,
что это по сути – исследование, т.е. не
только проверка, но и профессиональная
оценка результатов деятельности.
И в
теории, и на практике крайне
важно рассматривать аудит как:
Процесс
защиты интересов собственников,
подавляющая часть которых не
составляет бухгалтерскую отчетность,
но для которых крайне важно,
чтобы она не содержала существенных
искажений, а тем более злоупотреблений
со стороны нанятой ими администрации,
Процесс
уменьшения до приемлемого уровня
информационного риска для других
пользователей такой отчетности,
публикуемой различными аудируемыми
лицами (экономическими субъектами).
В условиях
рыночной экономики бухгалтерская
отчётность хозяйствующих субъектов
становится основным средством
коммуникации и важнейшим элементом
информационного обеспечения финансового
анализа. Любое предприятие в
той или иной степени постоянно
нуждается в дополнительных источниках
финансирования. Найти их можно
на рынке капиталов, привлекая
потенциальных инвесторов и кредиторов
путём объективного информирования
их о своей финансово- хозяйственной
деятельности, то есть в основном
с помощью финансовой отчётности.
Насколько привлекательны опубликованные
финансовые результаты, показывающие
текущее и перспективное финансовое
состояние предприятия, настолько
высока и вероятность получения
дополнительных источников финансирования.
Основное
требование к информации, представленной
в отчетности заключается в том, чтобы
она была полезной для пользователей,
т. е. чтобы эту информацию можно было использовать
для принятия обоснованных деловых решений.
Чтобы быть полезной, информация должна
отвечать соответствующим критериям:
Уместность
означает, что данная информация
значима и оказывает влияние
на решение, принимаемое пользователем.
Информация считается также уместной,
если она обеспечивает возможность
перспективного и ретроспективного
анализа.
Достоверность
информации определяется ее правдивостью,
преобладания экономического содержания
над юридической формой, возможностью
проверки и документальной обоснованностью.
Информация
считается правдивой, если она
не содержит ошибок и пристрастных
оценок, а также не фальсифицирует
событий хозяйственной жизни.
Нейтральность
предполагает, что финансовая отчетность
не делает акцента на удовлетворение
интересов одной группы пользователей
общей отчетности в ущерб другой.
Понятность
означает, что пользователи могут
понять содержание отчетности
без специальной профессиональной
подготовки.
Сопоставимость
требует, чтобы данные о деятельности
предприятия были сопоставимы
с аналогичной информацией о
деятельности других фирм.
В ходе
формирования отчетной информации
должны соблюдаться определенные
ограничения на информацию, включаемую
в отчетность:
Оптимальное
соотношение затрат и выгод,
означающее, что затраты на составление
отчетности должны разумно соотноситься
с выгодами, извлекаемыми предприятием
от представления этих данных
заинтересованным пользователям.
Принцип
осторожности (консерватизма) предполагает,
что документы отчетности не
должны допускать завышенной
оценки активов и прибыли и
заниженной оценки обязательств.
Конфиденциальность
требует, чтобы отчетная информация
не содержала данных, которые
могут нанести ущерб конкурентным
позициям предприятия.
Пользователи
информации различны, цели их
конкурентны, а нередко и противоположны.
Классификация пользователей бухгалтерской
отчётности может быть выполнена различными
способами , однако, как правило, выделяют
три укрупнённые их группы: пользователи,
внешние по отношению к конкретному предприятию;
сами предприятия (точнее их управленческий
персонал); собственно бухгалтеры.
В соответствии
со статьей 13 IIIглавы Федерального
закона РФ «О бухгалтерском учёте» от
21 ноября 1996г. №129-ФЗ все организации «...
обязаны составлять на основе данных синтетического
и аналитического учёта бухгалтерскую
отчётность. Бухгалтерская отчётность
организаций, за исключением отчётности
бюджетных организаций, состоит из:
•бухгалтерского
баланса;
•отчёта
о прибылях и убытках;
•приложений
к ним, предусмотренных нормативными
актами;
•аудиторского
заключения, подтверждающего достоверность
бухгалтерской отчётности, если
она в соответствии и Федеральным
законом подлежит обязательному
аудиту;
•пояснительной
записки».
В том
же Законе отмечено, что пояснительная
записка к годовой бухгалтерской
отчётности должна содержать
существенную информацию об организации,
её финансовом положении, сопоставимости
данных за отчётный период
и предшествующий ему году
и т.д.
Согласно
Закону «Об аудиторской деятельности»
основная цель аудита состоит
в подтверждении достоверности
отчетности, а также соответствия
по составу и формам действующему
законодательству.
Стандартная
проверка бухгалтерской отчетности
проводится по двум направлениям:
ØВзаимоувязка
показателей отчетности между собой по
всем формам отчетности,
ØПравильность
заполнения форм отчетности на основании
Главной книги и других регистров бухгалтерского
учета.
Каждая
статья баланса на конец отчетного
периода должна быть подтверждена
результатами тщательно проведенной
инвентаризации. Все расхождения
с данными бухгалтерского учета,
а также все ошибки и нарушения,
выявленные в ходе проведения
инвентаризации и аудита, должны быть
исправлены и отражены в соответствующих
регистрах учета до представления годового
отчета.
Необходимо
проверить правильность оценки
статей баланса, а также расчета
финансовых результатов, согласованность
данных движения капитала, движения
денежных средств и данных
приложения данным баланса организации.
Далее следует приступить к проверке
адекватности данных аналитического
и синтетического учета по всем счетам
бухгалтерского учета и их взаимосвязи
и соответствия с данными соответствующих
форм бухгалтерской отчетности .
В ходе
проверки отчетности аудитор
должен рассмотреть содержание
форм отчетности, выделяя из них
конкретные подлежащие проверке
элементы. Отдельные элементы в
своей совокупности могут быть
объеденены в сегменты аудита, к некоторым
из них аудитор, обеспечивающий циклический
подход к оценке информации, бывает вынужден
обращаться не один раз. Среди таких
элементов и сегментов можно выделить:
Разделы
баланса и их соотношение (аналитические
и другие процедуры и расчеты
осуществляются и экономическим
субъектом и аудитором),