Аудит коммерческих банков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 11:06, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является освещение темы «Аудит коммерческих банков, особенности его проведения». Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
* Изучить общетеоретические положения и нормативную базу аудита коммерческих банков;
* Подробно осветить методические подходы к проведению аудита в коммерческих банках, отразить особенности его проведения;

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………….……….…5
ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ И НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ, РЕГУЛИРУЮЩИЕ БАНКОВСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ …...7
1.1. Особенности организации контроля и аудита в банковской системе РФ …………………………………………………………………………………...…7
1.2. Экспертиза учетной политики банка…………………………………….11
1.3. Общий план аудита банка …………………….………….. ……………..12
ГЛАВА 2. АУДИТ БАНКОВСКИХ ОПЕРАЦИЙ …………………….....…...13
2.1. Аудит уставного капитала и фондов банка ……………………………….13
2.2. Аудит депозитных, кредитных, кассовых и расчетных операций …...….13
2.3. Аудит операций банка с ценными бумагами …………………………..…19
ГЛАВА 3. АУДИТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СБЕРБАНКА РОССИИ ПО РД……..22
3.1. Характеристика деятельности СБЕРБАНКА России по РД ……………..22
3.2. Аудит доходов и расходов СБЕРБАНКА России по РД ………………...31
3.3. Типичные ошибки ………………………………………………………….40
Заключение ………………………………………………………………………48
Список литературы ……………………………………………………………...50

Файлы: 1 файл

Аудит коммерческих банков.docx

— 77.78 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение ……………………………………………………………….……….…5

ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ  И НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ, РЕГУЛИРУЮЩИЕ БАНКОВСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ …...7

    1. Особенности организации контроля и аудита в банковской системе РФ …………………………………………………………………………………...…7
    2. Экспертиза учетной политики банка…………………………………….11
    3. Общий план аудита банка …………………….………….. ……………..12

ГЛАВА 2. АУДИТ БАНКОВСКИХ ОПЕРАЦИЙ …………………….....…...13

2.1. Аудит уставного капитала  и фондов банка ……………………………….13

2.2. Аудит депозитных, кредитных, кассовых и расчетных операций …...….13

2.3. Аудит операций банка с ценными бумагами …………………………..…19

ГЛАВА 3. АУДИТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СБЕРБАНКА РОССИИ ПО РД……..22

3.1. Характеристика деятельности СБЕРБАНКА России по РД ……………..22

3.2. Аудит доходов и расходов СБЕРБАНКА России по РД ………………...31

3.3. Типичные ошибки ………………………………………………………….40

Заключение ………………………………………………………………………48

Список литературы ……………………………………………………………...50

 

ВВЕДЕНИЕ

По мере развития финансового рынка  в Российской Федерации и его  интеграции в общемировую сферу  финансовых услуг, все больше возрастает роль аудита - независимой экспертизы и анализа финансовой отчетности предприятий, банков, организаций, учреждений и других субъектов рыночных отношений. Данный процесс также усиливается  по мере открытия филиалов и представительств российских банков за рубежом. Об этом свидетельствует опыт многих крупных  зарубежных компаний, которые оказывают  свои услуги во многих странах. 
Аудит существует в двух основных формах: внешний аудит; внутренний аудит. 

Внешним аудит банковской деятельности осуществляется на договорной платной  основе специализированными аудиторскими организациями, обладающими соответствующей  лицензией Центрального банка, или  физическими лицами — независимыми частными аудиторами, также получившими  лицензию. В целях координации  и согласования деятельности аудиторских  организаций создаются их различные  объединения: ассоциации, палаты и т.д.

В некоторых фирмах и банках службы внутреннего аудита существуют на протяжении нескольких десятков лет, а сотрудничество с внешними аудиторскими фирмами  носит долгосрочный, а зачастую и  партнерский характер.

Таким образом, для того, чтобы быть уверенным в том, что банк работает устойчиво и надежно, управляющие  совместно со специалистами аудита должны обеспечить внедрение систем контроля, которые бы показывали, в  какой степени служащие выполняют  свои обязанности в соответствии с политикой и процедурами  банка, а также насколько их действия соответствуют законодательству. Системы  контроля могут включать в себя системы  аудита, анализа качества активов, создание и оценку управления финансовыми  рисками.

Исходя из этого, целью данной работы является освещение темы «Аудит коммерческих банков, особенности его проведения». Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

* Изучить общетеоретические положения  и нормативную базу аудита  коммерческих банков;

* Подробно осветить методические  подходы к проведению аудита  в коммерческих банках, отразить  особенности его проведения;

* Продемонстрировать на примере  конкретной организации проведение  аудита и подготовку документов  и отчетности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ И НОРМАТИВНЫЕ  ДОКУМЕНТЫ, РЕГУЛИРУЮЩИЕ БАНКОВСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

1.1.Особенности  организации контроля и аудита  в банковской системе РФ 

В современных условиях деятельность в банковском секторе является наиболее зарегулированной в экономике России.

Банки руководствуются в  своей деятельности федеральными и  региональными законами, нормативными документами, изданными Банком России, а также нормативными актами, которые  регламентируют их деятельность в качестве участника системы страхования  вкладов, эмитента ценных бумаг, налогового агента и т.д. Регулярно проводятся процедуры внешнего аудита, а также  присвоения кредитных рейтингов  со стороны рейтинговых агентств. Однако наличие большого числа регуляторов  обеспечивает не только публичный контроль, но и создает определенные помехи ввиду несогласованности нормативов деятельности. Особенно это касается действующего законодательства, т.к. нередко  отсутствует четкое регламентирование  того или иного правоотношения, отдельные  нормы права не конкретизированы. Это приводит к неоднозначному толкованию и, как следствие, к отсутствию единообразия в требованиях банка, предъявляемых  к клиентам, что напрямую влияет на снижение уровня лояльности клиентов.

При подготовке и введении в действие новых нормативных  документов, к сожалению, законодатели не всегда обращают внимание на соответствие вновь вводимого документа уже  существующим нормам законодательства, в результате возникают ситуации, при которых новый нормативный  документ уже вступил в силу, в  то же время продолжают действовать  документы, противоречащие ему. Отсюда возникают проблемы, устранение которых  требует участия не только федеральных  законодателей, но и Центрального Банка  России.

Аудиторская деятельность в банковской системе осуществляется в соответствии с Федеральными законами «О Центральном  банке Российской Федерации (Банке России)», «О банках и банковской деятельности», Указом Президента Российской Федерации от 22 декабря 1993 г. № 2263 «Об аудиторской деятельности в Российской Федерации» и Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 1994 г. № 482 «Об утверждении нормативных документов по регулированию аудиторской деятельности в Российской Федерации».

В соответствии с Федеральным законом  «О банках и банковской деятельности»  деятельность кредитной организации  подлежит ежегодной аудиторской проверке аудиторской фирмой (самостоятельно работающим аудитором), имеющей лицензию Банка России на осуществление аудита кредитных организаций.

Банковский  аудит является одним из видов  аудиторской деятельности.

Основной целью банковского  аудита является установление достоверности  бухгалтерской (финансовой) отчетности кредитных организаций и соответствия совершенных ими операций действующему законодательству Российской Федерации.

Основные показатели (содержание, объем и формы) бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы устанавливаются в соответствии с Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», нормативными актами Центрального банка Российской Федерации.

Для проведения аттестации на право осуществления аудиторской деятельности и выдачи лицензий на осуществление аудиторской деятельности в области банковского аудита (далее «аудиторской деятельности») Центральным банком Российской Федерации создается Центральная аттестационно-лицензионная аудиторская комиссия (далее ЦАЛАК) Банка России.

Состав ЦАЛАК Банка России утверждается Председателем Центрального банка  Российской Федерации либо лицом, его  замещающим, и публикуется в официальном издании Банка России («Вестник Банка России»).

Функции, права ЦАЛАК Банка России, порядок проведения заседаний и  принятия решений ЦАЛАК Банка  России устанавливаются Положением о ЦАЛАК Банка России, утверждаемым Приказом Банка России.

Для зачисления платы за проведение аттестации и продление срока  действия квалификационного аттестата, сбора за выдачу лицензии на осуществление  банковского аудита ЦАЛАК Банка  России открывается специальный  счет в бухгалтерии Административного  департамента Банка России. Порядок  открытия специального счета и режим  его работы устанавливается Председателем  Центрального банка Российской Федерации  либо лицом, его замещающим.

Функции рабочего аппарата ЦАЛАК Банка  России возлагаются на Управление лицензирования и аттестации банковского аудита Департамента лицензирования банковской и аудиторской деятельности Банка  России.

Решение по вопросу о выдаче квалификационного  аттестата аудитора на право осуществления  банковского аудита (далее «аттестат») принимается ЦАЛАК Банка России после проведения аттестации (квалификационного экзамена) претендентов, которую проходят все физические лица, желающие заниматься аудиторской деятельностью самостоятельно или в составе аудиторской фирмы.

К аттестации допускаются лица, имеющие  экономическое или юридическое (высшее либо среднее специальное) образование  и стаж работы на постоянной основе не менее трех лет из последних  пяти аудитором, руководителем или  специалистом аудиторской фирмы, научным  работником или преподавателем по экономическому профилю, а также бухгалтером, экономистом, ревизором, другим специалистом по банковскому  делу в банковской системе.

Лица, осужденные приговором суда с  применением наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью в сфере финансово-хозяйственных отношений, в период отбывания ими наказания и в последующий период до погашения или снятия судимости в установленном законом порядке, к аттестации не допускаются.

За проведение аттестации взимается  плата в 20-кратном размере установленной  законодательством Российской Федерации  минимальной оплаты труда на дату представления в Банк России всех документов, необходимых для начала рассмотрения заявления.

В случае отказа претендента от прохождения  аттестации (неявки по неуважительной причине на экзамен), а также при  неудовлетворительных итогах аттестации плата за ее проведение не возвращается. О причинах неявки на экзамен претендент направляет официальную информацию (с приложением оправдательных документов) Департаменту лицензирования банковской и аудиторской деятельности Банка  России.

Для прохождения аттестации претендент представляет в Департамент лицензирования банковской и аудиторской деятельности Банка России следующие документы:

  • заявление;
  • нотариально заверенные копию диплома о высшем (среднем специальном) образовании и выписку из трудовой книжки;
  • две фотографии размером 4 × 6;
  • квитанцию о внесении платы за проведение аттестации;
  • сведения о почтовых реквизитах, номерах телефонов, факсимильной связи.

Заявление рассматривается в срок, не превышающий одного месяца с момента  представления всех необходимых  документов. В случае ненадлежащего  оформления документов они в недельный  срок возвращаются на переоформление.

Датой представления документов считается  дата их регистрации в канцелярии Административного департамента Банка  России.

Исправленные и повторно направленные в Банк России документы считаются  вновь поступившими и рассматриваются  в месячный срок в общем порядке.

 

1.2.Экспертиза  учетной политики банка

Главная функция учетной политики – закрепление выбранных способов учета и внутреннего контроля из ряда методов и способов, разрешенных  нормативно-законодательными актами. В связи с этим банки могут применять разные методы учета однотипных групп операций и разные способы контроля. Соответственно будут различаться учетные показатели, а также степень и область их проверки.

Адекватность учетной политики масштабам и видам деятельности организации становится предметом  изучения внешних и внутренних аудиторов  в ходе аудиторских проверок.

К вопросам экспертизы учетной политики неоднократно обращались многие специалисты, однако в настоящей работе мы не будем рассматривать различные аспекты учетной политики с точки зрения отражения в ней способов ведения бухгалтерского учета по объектам бухгалтерского учета (основным средствам, нематериальным активам, производственным запасам и т.д.), а остановимся на вопросах отражения в учете и контроля за отражением в бухгалтерской (финансовой) отчетности изменений учетной политики.

Специалисты утверждают, что при проведении экспертизы учетной  политики банка, необходимо установить следующее: издан ли приказ (распоряжение) руководителя банка по учетной политике; полностью ли раскрыты избранные при формировании учетной политики способы ведения бухгалтерского учета, существенно влияющие на оценку и принятие решения пользователями бухгалтерской отчетности

 

 

1.3.Общий план  аудита банка

Общий план аудита является руководством в осуществлении программы аудита. В общем плане аудиторская организация должна предусмотреть сроки проведения аудита и составить график проведения проверки, подготовки отчета (письменной информации руководству экономического субъекта) и аудиторского заключения.

В процессе планирования затрат времени аудитору необходимо учесть:

•  реальные трудовые затраты;

• расчет затрат времени  в предыдущем периоде (в случае проведения повторного аудита) и его связь с текущим расчетом;

Информация о работе Аудит коммерческих банков