Аудит коммерческих банков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 11:06, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является освещение темы «Аудит коммерческих банков, особенности его проведения». Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
* Изучить общетеоретические положения и нормативную базу аудита коммерческих банков;
* Подробно осветить методические подходы к проведению аудита в коммерческих банках, отразить особенности его проведения;

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………….……….…5
ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ И НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ, РЕГУЛИРУЮЩИЕ БАНКОВСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ …...7
1.1. Особенности организации контроля и аудита в банковской системе РФ …………………………………………………………………………………...…7
1.2. Экспертиза учетной политики банка…………………………………….11
1.3. Общий план аудита банка …………………….………….. ……………..12
ГЛАВА 2. АУДИТ БАНКОВСКИХ ОПЕРАЦИЙ …………………….....…...13
2.1. Аудит уставного капитала и фондов банка ……………………………….13
2.2. Аудит депозитных, кредитных, кассовых и расчетных операций …...….13
2.3. Аудит операций банка с ценными бумагами …………………………..…19
ГЛАВА 3. АУДИТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СБЕРБАНКА РОССИИ ПО РД……..22
3.1. Характеристика деятельности СБЕРБАНКА России по РД ……………..22
3.2. Аудит доходов и расходов СБЕРБАНКА России по РД ………………...31
3.3. Типичные ошибки ………………………………………………………….40
Заключение ………………………………………………………………………48
Список литературы ……………………………………………………………...50

Файлы: 1 файл

Аудит коммерческих банков.docx

— 77.78 Кб (Скачать файл)

 

2.3. Аудит операций  банка с ценными бумагами

С момента возрождения современной  российской банковской системы (конец 80-х — начало 90-х годов) законодательство России исходит из того, что деятельность банков универсальна, т.е. они имеют  право совмещать обычные банковские операции с операциями на рынке ценных бумаг. Таким образом, российские банки осуществляют операции с ценными бумагами как по общим правилам, действующим для профессиональных участников рынка ценных бумаг, так и в рамках дополнительных правил, устанавливаемых ЦБ РФ.

Основные законы по рынку ценных бумаг следующие:

1. Гражданский кодекс РФ: часть  первая от 30.11.94 №51-ФЗ; часть вторая  от 26.01.96 №14-ФЗ;

2. Федеральный закон «Об акционерных  обществах» от 26.12.95 №208-ФЗ;

3. Федеральный закон «О рынке  ценных бумаг» от 22.04.96 №39-Ф3;

4. Федеральный закон «О переводном  и простом векселе» от 11.03.97 №48-ФЗ;

5. Федеральный закон «Об особенностях  эмиссии и обращения государственных  и муниципальных ценных бумаг»  от 29.07.98 №136-ФЗ;

6. Федеральный закон «О защите  прав и законных интересов  инвесторов на рынке ценных  бумаг» от 05.03.99 №46-ФЗ;

7. Федеральный закон «О защите  конкуренции на рынке финансовых  услуг» от 23.06.99 №117-ФЗ.

Эти общие законодательные требования адаптированы к банковской деятельности следующими нормативными документами  ЦБ РФ:

1. Положением ЦБ РФ «Об особенностях  лицензирования профессиональной  деятельности кредитных организаций  на рынке ценных бумаг Российской  Федерации» от 23.10.97 №1-П (утв. приказом  ЦБ РФ от 23.10.97 №02-462);

2. Положением ЦБ РФ «О раскрытии  информации Банком России и  кредитными организациями — участниками  финансовых рынков» от 02.07.98 №43-П;

3. Указанием ЦБ РФ «О порядке  осуществления внутреннего контроля  за соответствием деятельности  на финансовых рынках законодательству  о финансовых рынках в кредитных  организациях» от 07.07.99 №603-У;

4. Инструкцией ЦБ РФ «О правилах  выпуска и регистрации ценных  бумаг кредитными организациями  на территории Российской Федерации»  от 17.09.96 №8 (в ред. Указания ЦБ  РФ от 20.08.99 №628-У);

5. «Правилами ведения бухгалтерского  учета в кредитных организациях, расположенных на территории  Российской Федерации» от 18.06.97 №61 (утв. приказом Банка России  от 18,06.97 №02-263);

6. Положением об обслуживании  и обращении выпусков государственных  краткосрочных бескупонных облигаций,  утвержденным приказом ЦБ РФ  от 15.06.95 №02-125;

7. Временным порядком бухгалтерского  учета по операциям с государственными  бескупонными облигациями в коммерческих  банках, утвержденным приказом ЦБ  РФ от 06.05.93 №02-78;

8. Положением об обращении облигаций  федерального займа с переменным  купонным доходом, утвержденным  приказом ЦБ РФ от 07.02.97 №02-34;

9. Правилами бухгалтерского учета  облигаций федеральных займов (ОФЗ), утвержденными приказом ЦБ РФ  от 13.06.95 №02-124;

10. Указанием ЦБ РФ «О порядке  бухгалтерского учета операций  замены ГКО/ОФЗ при новации  государственных ценных бумаг»  от 05.02. 99 №497-У;

11. Указанием ЦБ РФ «О порядке  переоценки кредитными организациями  долговых обязательств Российской  Федерации, обращаемых на ОРЦБ»  от 08.10.99 №659-У;

12. Письмом ЦБ РФ «О порядке  создания резервов под обесценение  ценных бумаг» от 08.12.94 №127 (в ред.  Указания ЦБ РФ от 29.12.98 №466-У);

13. Указанием ЦБ РФ «О порядке  переоценки кредитными организациями  долговых обязательств Российской  Федерации, обращаемых на ОРЦБ»  от 08.10.99 №659-У.

 

ГЛАВА 3. АУДИТ  СБЕРБАНКА РОССИИ ПО РД

3.1 Характеристика Сбербанка России в Дагестане.

Сбербанк г. Хасавюрта  является дополнительным офисом Северо-Кавказского  банка Сбербанка России (Дагестанского  отделения №8590 Сбербанка России).

В Уставе содержатся следующие сведения:

- наименование банка и его  местонахождение (почтовый и юридический  адрес);

- перечень выполняемых им банковских  операций;

- размер уставного капитала, резервного  и иных фондов, образуемых банком;

- указание на то, что банк  является юридическим лицом и  действует на коммерческой основе;

- данные об органах управления  банка, порядке образования и  функциях.

Акционерный коммерческий Сберегательный банк Российской Федерации (Сбербанк России) создан в форме акционерного общества в соответствии с Законом РСФСР "О банках и банковской деятельности в РСФСР" от 2 декабря 1990 г. Учредителем  Банка является Центральный банк Российской Федерации.

Фирменное (полное официальное) наименование Банка: Акционерный коммерческий Сберегательный банк Российской Федерации (открытое акционерное  общество); сокращенное наименование: Сбербанк России ОАО.

Банк входит в банковскую систему  Российской Федерации и в своей  деятельности руководствуется законодательством  Российской Федерации, нормативными документами  Банка России, а также настоящим  Уставом.

Акционерами Банка могут быть юридические  и физические лица, в том числе  иностранные, в соответствии с законодательством  Российской Федерации. Банк создается  без ограничения срока деятельности и осуществляет свою деятельность на основании лицензии Банка России.

Основной целью деятельности Банка  является привлечение денежных средств  от физических и юридических лиц, осуществление кредитно-расчетных  и иных банковских операций и сделок с физическими и юридическими лицами для получения прибыли.

Уставный капитал Банка сформирован  в сумме 1 000000000 рублей и разделен на 19000000 обыкновенных акций номинальной  стоимостью 50 рублей и 50 000 000 привилегированных  акций номинальной стоимостью 1 рубль. Уставный капитал Банка равен  общей сумме номинальной стоимости  акций Банка, приобретенных акционерами, и определяет минимальный размер имущества Банка, гарантирующего интересы его кредиторов.

Предельное количество объявленных  обыкновенных акций составляет 10 000 000 штук номинальной стоимостью 50 рублей. Все акции Банка являются именными. Банк размещает обыкновенные и привилегированные  акции. Банк обладает полной хозяйственной  самостоятельностью в вопросах распределения  чистой прибыли. Балансовая и чистая прибыль Банка определяются в  порядке, предусмотренном законодательством  Российской Федерации. Из балансовой прибыли  уплачиваются соответствующие налоги, другие обязательные платежи в бюджет. Чистая прибыль Банка остается в  распоряжении Банка и по решению  общего собрания акционеров направляется в резервный фонд, на формирование иных фондов Банка, а также распределяется между акционерами в виде дивидендов, на другие цели в соответствии с  действующим законодательством  Российской Федерации.

Кредитные ресурсы Банка формируются  за счет:

· собственных средств Банка (за исключением стоимости приобретенных  им основных фондов, вложений в доли участия в уставном капитале банков и других юридических лиц и  иных иммобилизованных средств);

· средств юридических лиц, находящихся  на их счетах в Банке;

· вкладов физических лиц, привлеченных на определенный срок и до востребования;

· кредитов, полученных в других банках;

· иных привлеченных средств.

В качестве ресурсов для кредитования может использоваться прибыль Банка, не распределенная в течение финансового  года. Банк депонирует в Банке России в установленных им размерах и  порядке часть привлеченных денежных средств в обязательные резервы, в соответствии с правилами и  нормативами, установленными для Банка. Банк гарантирует тайну по операциям, счетам и вкладам своих клиентов и корреспондентов. Банк ведет бухгалтерский  учет и предоставляет финансовую и иную отчетность в порядке, установленном  законодательством Российской Федерации  и иными нормативными правовыми  актами, в том числе нормативными актами Банка России. Банк осуществляет обязательное раскрытие информации в объеме и порядке, установленными законодательством Российской Федерации, федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг и  Банком России. Наблюдательный совет  осуществляет общее руководство  деятельностью Банка, за исключением  решения вопросов, отнесенных к компетенции  общего собрания акционеров.

Руководство текущей деятельностью  Банка осуществляется Правлением и  Президентом, Председателем Правления  Банка. Права и обязанности Президента, Председателя Правления и членов Правления определяются в соответствии с действующим законодательством  и договором, заключаемым каждым из них с Банком. Договор от имени  Банка подписывается Председателем  Наблюдательного совета или лицом, уполномоченным Наблюдательным советом. Наблюдательный совет вправе в любое  время расторгнуть договор с  Президентом, Председателем Правления  и членами Правления.

Контроль за финансово-хозяйственной  деятельностью Банка осуществляется ревизионной комиссией, избираемой общим собранием акционеров Банка  сроком на один год в количестве 7 членов. Члены ревизионной комиссии не могут быть одновременно членами  Наблюдательного совета, а также занимать иные должности в органах управления Банка. Акции, принадлежащие лично членам Наблюдательного совета Банка или лицам, занимающим должности в органах управления Банком, не могут участвовать в голосовании при избрании членов ревизионной комиссии Банка. Банк может быть ликвидирован или реорганизован в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. Все изменения и дополнения, вносимые в Устав Банка и принятые общим собранием акционеров или Наблюдательным советом в соответствии с его компетенцией, регистрируются в Банке России в установленном порядке.

Филиалы Банка (территориальные банки, отделения) не наделены правами юридических  лиц и действуют на основании  Положений, утверждаемых Правлением Банка, имеют печать с изображением эмблемы  Банка со своим наименованием, а  также другие печати и штампы, имеют  баланс, который входит в баланс Банка. Изменения в Устав, связанные  с открытием, закрытием филиалов и изменением их статуса, вносятся по решению Наблюдательного совета Банка не реже 1 раза в год.

Филиалы Банка (территориальные банки) возглавляются Председателями, назначаемыми Президентом, Председателем Правления  Банка, филиалы (отделения) - управляющими, назначаемыми по установленной номенклатуре. Прием на работу и увольнение работников филиалов, заключение с ними трудовых договоров (контрактов) осуществляется руководителем филиала по установленной  номенклатуре.

Внутренние структурные подразделения (операционные кассы вне кассового  узла, обменные пункты и дополнительные офисы) территориального банка открываются, закрываются по решению правления  территориального банка; внутренние структурные  подразделения отделения - по решению  правления территориального банка, в организационном подчинении которого находится отделение; внутренние структурные  подразделения отделения в городе Москве - по приказу Президента, Председателя Правления Банка в порядке, установленном Банком и Банком России.

Органами управления Сберегательного  банка РФ являются: Общее собрание акционеров, Совет банка и Совет  директоров банка. Высший орган управления Сбербанка РФ - Общее годовое собрание акционеров; проводится один раз в  год.

Общее собрание акционеров решает следующие  вопросы: утверждение годового отчета, рассматривает отчет ревизионной  комиссии, отчет руководства, порядок  распределения прибыли и ее использования (размер и порядок выплаты дивидендов), план развития на следующий год, определяет стратегию развития банка, избирает Совет банка.

Совет банка - высший орган управления в период между общими собраниями акционеров. Совет директоров банка  утверждается Советом банка по представлению  Президента Совета банка, который состоит  из первого и четырех вице-президентов  и 15 членов Совета директоров банка. Совет  директоров - исполнительный орган  банка. Основные вопросы, решаемые Советом  директоров - корректировка стратегии  развития банка, контроль за деятельностью  исполнительных органов.

Следующим органом управления банка  является Правление. В системе Сберегательного  банка формируется на уровне головного  и территориальных банков и возглавляется  Председателем банка. В состав Правления  входят, кроме Председателя, его  заместители, главный бухгалтер, руководители структурных подразделений (директора  основных управлений). В компетенцию  Правления входят вопросы кредитной  политики, текущего руководства банком, формирования активов и пассивов.

Еще одним органом управления является Кредитный комитет, формируемый  на уровне территориальных банков. В его состав входит Председатель банка, главный бухгалтер, руководители подразделений, имеющих непосредственное отношение к процессу кредитования. Кредитный комитет решает вопросы выдачи кредитов в соответствии с кредитной политикой банка.

Ревизионная комиссия также является органом управления банка, формируется  из числа акционеров и занимается вопросами проверки годовой отчетности.

Структурными подразделениями  Сберегательного банка являются территориальные банки, в состав которых входят отделения, которые  в свою очередь могут иметь  филиалы. В основу структурной организации  положен территориальный принцип.

Функции их заключаются в следующем:

· управление бухгалтерского учета  и отчетности, обеспечивает контроль за использованием собственных и  привлеченных ресурсов и управление ими, контроль за наличием и движением  имущества банка и прочих материальных ценностей, формирование полной и достоверной  информации о состоянии расчетов, ценных бумаг, обязательств, финансовых результатов, резервов;

Информация о работе Аудит коммерческих банков