Аудит коммерческих банков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 11:06, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является освещение темы «Аудит коммерческих банков, особенности его проведения». Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
* Изучить общетеоретические положения и нормативную базу аудита коммерческих банков;
* Подробно осветить методические подходы к проведению аудита в коммерческих банках, отразить особенности его проведения;

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………….……….…5
ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ И НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ, РЕГУЛИРУЮЩИЕ БАНКОВСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ …...7
1.1. Особенности организации контроля и аудита в банковской системе РФ …………………………………………………………………………………...…7
1.2. Экспертиза учетной политики банка…………………………………….11
1.3. Общий план аудита банка …………………….………….. ……………..12
ГЛАВА 2. АУДИТ БАНКОВСКИХ ОПЕРАЦИЙ …………………….....…...13
2.1. Аудит уставного капитала и фондов банка ……………………………….13
2.2. Аудит депозитных, кредитных, кассовых и расчетных операций …...….13
2.3. Аудит операций банка с ценными бумагами …………………………..…19
ГЛАВА 3. АУДИТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СБЕРБАНКА РОССИИ ПО РД……..22
3.1. Характеристика деятельности СБЕРБАНКА России по РД ……………..22
3.2. Аудит доходов и расходов СБЕРБАНКА России по РД ………………...31
3.3. Типичные ошибки ………………………………………………………….40
Заключение ………………………………………………………………………48
Список литературы ……………………………………………………………...50

Файлы: 1 файл

Аудит коммерческих банков.docx

— 77.78 Кб (Скачать файл)

На специальный транзитный валютный счет зачисляются следующие поступления в иностранной валюте в пользу резидента:

а)  иностранная валюта, купленная резидентом за рубли на валютном рынке;

б)  иностранная валюта, ранее списанная со специального транзитного валютного счета и являющаяся суммами —

•   не использованными  для целей оплаты командировочных  расходов;

•   полученными от продажи дорожных чеков, не использованных для оплаты командировочных расходов.

Списание иностранной  валюты со специального транзитного  валютного счета резидента допускается  только в случаях, предусмотренных Указанием ЦБ РФ № 383-У.

Снятие наличной иностранной  валюты со специального транзитного валютного счета не допускается, за исключением случаев оплаты командировочных расходов.

Списание иностранной  валюты в целях выдачи наличной иностранной валюты резиденту для оплаты командировочных расходов осуществляется уполномоченным банком по распоряжению резидента с его специального транзитного валютного счета в соответствии с порядком, установленным Положением Банка России № 62 от 25 июня 1997 г. «О порядке покупки и выдачи иностранной валюты для оплаты командировочных расходов».

Покупка иностранной валюты за рубли на валютном рынке осуществляется резидентом на основании его Поручения  на покупку. Поручение на покупку должно содержать:

•   вид основания (код  и наименование) для осуществления  операции покупки иностранной валюты на валютном рынке;

•   наименование, дату и номер документов, обосновывающих соответствие указанного в Поручении на покупку основания требованиям Инструкции Банка России № 7 от 29 июня 1992 г. «О порядке обязательной продажи предприятиями, учреждениями, организациями части валютной выручки через уполномоченные банки и проведения операций на внутреннем валютном рынке Российской Федерации» (паспорт импортной сделки; разрешение (лицензия) Банка России на осуществление валютной операции, связанной с движением капитала; документ, подтверждающий регистрацию в Банке России валютной операции, связанной с движением капитала; договор (соглашение, контракт) либо иной документ);

•   распоряжение резидента  о зачислении купленной иностранной валюты на его специальный транзитный валютный счет в исполняющем банке;

•   отметку исполняющего банка об обоснованности покупки  иностранной валюты на валютном рынке, содержащую подпись ответственного лица, а также печать уполномоченного банка, используемую для целей валютного контроля.

Покупка резидентом иностранной  валюты за рубли на валютном рынке допускается через исполняющий банк, а также через банк-покупатель.

Разрешается покупка иностранной  валюты на валютном рынке для выплаты  комиссионного вознаграждения в  пользу уполномоченного банка, выполняющего поручение на покупку и (или) поручение на обратную продажу купленной иностранной валюты, и (или) поручение на перевод купленной иностранной валюты. Выплата этого комиссионного вознаграждения осуществляется резидентом с его специального транзитного валютного счета в соответствии с договором об открытии текущего валютного счета или поручения на покупку.

Иностранная валюта, купленная  резидентом на валютном рынке за рубли, подлежит обязательному зачислению в полном объеме на его специальный  транзитный валютный счет в исполняющем  банке. Для осуществления резидентом операций покупки иностранной валюты, зачисления ее на специальный транзитный валютный счет и последующего перевода с этого счета через исполняющий  банк одновременно с поручением на покупку резидент должен представить в исполняющий банк оригиналы и копии установленного набора документов.

Иностранная валюта, купленная  резидентом на валютном рынке и зачисленная  на его специальный транзитный валютный счет, должна быть переведена исполняющим  банком по распоряжению резидента о  переводе в соответствии с основаниями, указанными в поручении на покупку, не позднее семи календарных дней со дня зачисления купленной иностранной  валюты на специальный транзитный валютный счет резидента.

Распоряжение резидента  о переводе купленной на валютном рынке иностранной валюты должно содержать:

а)  код вида платежа;

б)  код страны банка  — получателя платежа.

В случае, если списание со специального транзитного валютного счета  резидента купленной иностранной  валюты в соответствии с основаниями  ее покупки на валютном рынке не осуществлено в течение семидневного срока, и в случае зачисления на специальный транзитный валютный счет иностранной валюты, она подлежит обратной продаже на валютном рынке.

Обратной продаже на валютном рынке подлежит также иностранная валюта, ранее списанная по распоряжению резидента с его специального транзитного валютного счета и вновь поступившая в пользу резидента в связи с возвратом:

•   авансовых платежей (предварительной оплаты) по неисполненным импортным контрактам;

•   сумм со счетов покрытия по открываемым уполномоченными  банками покрытым (депонированным) аккредитивам;

•   сумм в связи  с ошибочно произведенными платежами, в том числе по причине неправильно  указанного в расчетных документах какого-либо реквизита получателя платежа;

•   сумм, ранее переведенных резидентами нерезидентам по иным основаниям, за исключением сумм, переведенных для оплаты командировочных расходов.

В течение семи календарных  дней от даты зачисления иностранной валюты на транзитный валютный счет резидент обязан представить уполномоченному банку поручение на обратную продажу либо заявление об осуществленном ранее платеже иностранной валюты с его текущего валютного счета. Подтверждение резидентом факта осуществления платежа с его текущего валютного счета осуществляется в порядке, установленном Инструкцией Банка России № 7 от 29 июня 1992 г. «О порядке обязательной продажи предприятиями, учреждениями, организациями части валютной выручки через уполномоченные банки и проведения операций на внутреннем валютном рынке Российской Федерации». При непредставлении резидентом поручения на обратную продажу либо указанного заявления в отношении возвращенных средств уполномоченный банк на следующий рабочий день после истечения семи календарных дней от даты зачисления иностранной валюты на транзитный валютный счет резидента обязан депонировать иностранную валюту, подлежащую обратной продаже.

Резидент не вправе осуществлять перевод иностранной валюты со своего специального транзитного валютного  счета на свои другие валютные счета, за исключением случаев, установленных  Банком России.

Резидент также не вправе осуществлять перевод иностранной  валюты со своего специального транзитного  валютного счета в целях размещения купленной иностранной валюты в депозит, покупки ценных бумаг, покупки одной иностранной валюты за другую, а также передачи купленной иностранной валюты в доверительное управление уполномоченному банку.

Перевод со специального транзитного  валютного счета иностранной валюты, купленной за рубли на валютном рынке для осуществления расчетов по договорам об импорте товаров в Российскую Федерацию до момента осуществления поставки товаров в Российскую Федерацию, без открытия депозита в рублях в размере средств, перечисленных на покупку иностранной валюты (либо при уменьшении его размера), допускается только в случаях, установленных Указаниями Банка России № 543-У от 14 апреля 1999 г. «Об особенностях порядка применения Указания Банка России «О порядке покупки юридическими лицами — резидентами иностранной валюты за рубли на внутреннем валютном рынке Российской Федерации для целей осуществления платежей по договорам об импорте товаров в Российскую Федерацию» № 519-У от 22 марта 1999 г.».

Со своего специального транзитного  валютного счета резидент вправе без ограничений осуществить  обратную продажу купленной иностранной  валюты за рубли через исполняющий  банк на основании поручения на обратную продажу до истечения семидневного срока по курсу, установленному по договоренности с исполняющим банком.

Исполняющему банку запрещаются  начисление и выплата процентов за пользование денежными средствами, находящимися на специальном транзитном валютном счете резидента.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Разнообразие форм собственности  и возрождение рыночных отношений  создают предпосылки реформирования методов финансового контроля за хозяйственной и коммерческой деятельностью  банков. Учредители и акционеры кровно заинтересованы в независимой оценке состояния дел, и наряду с традиционными  формами контроля степень качества деятельности банков устанавливается  специальной службой - службой аудита: внутреннего и внешнего, широко функционирующего в международной рыночной сфере. При этом созданный контрольный  орган внутри акционерного или другого  предприятия осуществляет внутренний аудит, а его руководитель подчиняется  только собранию учредителей или, по их поручению, первому должностному лицу. Наряду с этим держателям акций  и инвесторам, а также широкому кругу контрагентов далеко не безразличны  достоверность учета и отчетности, ликвидность баланса и прибыльность коммерческого банка, что объективно подтверждается внешним аудитом, не находящимся в зависимости от какого-то влияния со стороны. Аудит  банковской деятельности имеет ряд  особенностей, которые требуют создания специализированных аудиторских организаций. Дело в том, что при аудиторских  проверках банков и других финансово-кредитных  учреждений рассматриваются различные  стороны экономической деятельности как самой кредитной системы, так и обслуживаемого хозяйства. Это налагает на аудиторов особую ответственность за квалифицированность  обследований, объективность и достоверность  выводов, поскольку результаты аудита служат основанием для подтверждения  годового отчета, публикации баланса  и общей оценки итогов работы кредитного учреждения. Итоги проведенных аудиторских  обследований показали, что важным условием успешной деятельности аудиторов  является взаимная заинтересованность как проверяемого банка, так и  проверяющих лиц в обеспечении  достоверности учета и отчетности, в выявлении и устранении причин, мешающих обследуемому банку достичь  высокого уровня деятельности.

Подводя итог, можно сказать, что  цель данной работы достигнута. Для  достижения данной цели решены следующие  задачи:

* Изучены общетеоретические положения  и нормативная база аудита  коммерческих банков;

* Подробно освещены методические  подходы к проведению аудита  в коммерческих банках, отражены  особенности его проведения;

* Продемонстрировано на примере  конкретной организации проведение  аудита, составлены необходимые  формы отчетности и иные документы,  в частности, аудиторское заключение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Конституция РФ

2. Кодекс этики аудиторов:  Постановление Совета по аудиторской  деятельности при министерстве  финансов РФ№16 от 28.08.2003//Аудиторские  ведомости , 2003

3. Федеральный закон от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской  деятельности" (ред. от 30.12.2008)

4. Федеральный Закон №  149-ФЗ "Об информации, информационных  технологиях и о защите информации" от 27 июля 2006

5. Положение Банка России  от 26 марта 2007 г. N 302-П "О правилах  ведения бухгалтерского учета  в кредитных организациях, расположенных  на территории Российской Федерации" (с изм. и доп., вступающими в  силу с 11.01.2009)

6. Банковские информационные  системы / Под ред.В.В.Дика. М.:Маркет  ДС, 2007

7. Банки завоевывают вкладчиков  не только высокими процентами, но и нестандартными продуктами. // Вероника Сошина, "Банковское  обозрение", №9, сентябрь 2008

8. Б.П. Суйц, А.Н. Ахметбеков, Т.А. Дубровина Аудит: общий,  банковский, страховой. М. Инфра-М  2008

9. Банковское дело: Учебник/  Под ред. В.П. Колесникова, Л.П.  Кроливецкой. М.: Финансы и статистика, 2007

10. Ефремов И.А. Отчётность  коммерческих банков. М.: ПРИНТЛАЙН,2007

11. Капаева Т. И. Учет  в банках: Учебник. – М.: ИД «ФОРУМ»:  ИНФРА-М, 2006

12. Компьютеризация банковских  операций: Учеб. пособие/Под ред.  Г.А.Титоренко.-М.: Вузовский учебник, 2005

13. Камышанов П.И. Практическое  пособие по аудиту. М., 2006

14. Мамонова И.Д. и др. Банковский аудит. Учебное пособие.  М.,2006

 


Информация о работе Аудит коммерческих банков