Аудит коммерческих банков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 11:06, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является освещение темы «Аудит коммерческих банков, особенности его проведения». Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
* Изучить общетеоретические положения и нормативную базу аудита коммерческих банков;
* Подробно осветить методические подходы к проведению аудита в коммерческих банках, отразить особенности его проведения;

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………….……….…5
ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ И НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ, РЕГУЛИРУЮЩИЕ БАНКОВСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ …...7
1.1. Особенности организации контроля и аудита в банковской системе РФ …………………………………………………………………………………...…7
1.2. Экспертиза учетной политики банка…………………………………….11
1.3. Общий план аудита банка …………………….………….. ……………..12
ГЛАВА 2. АУДИТ БАНКОВСКИХ ОПЕРАЦИЙ …………………….....…...13
2.1. Аудит уставного капитала и фондов банка ……………………………….13
2.2. Аудит депозитных, кредитных, кассовых и расчетных операций …...….13
2.3. Аудит операций банка с ценными бумагами …………………………..…19
ГЛАВА 3. АУДИТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СБЕРБАНКА РОССИИ ПО РД……..22
3.1. Характеристика деятельности СБЕРБАНКА России по РД ……………..22
3.2. Аудит доходов и расходов СБЕРБАНКА России по РД ………………...31
3.3. Типичные ошибки ………………………………………………………….40
Заключение ………………………………………………………………………48
Список литературы ……………………………………………………………...50

Файлы: 1 файл

Аудит коммерческих банков.docx

— 77.78 Кб (Скачать файл)

•  уровень существенности;

•   проведенные оценки рисков аудита.

В общем плане аудиторская  организация определяет способ проведения аудита на основании результатов предварительного анализа, оценки надежности системы внутреннего контроля и рисков аудита. При решении провести выборочный аудит аудитор формирует аудиторскую выборку в соответствии с правилом (стандартом) аудиторской деятельности «Аудиторская выборка».

В общем плане аудита рекомендуется  рассмотреть вопросы формирования аудиторской группы, численность, квалификацию и распределение аудиторов по конкретным участкам аудита, ознакомление их с деятельностью предприятия, контроль руководителя за выполнением работы ассистентов аудитора, разъяснение руководителем аудиторской группы методических вопросов, связанных с практической реализацией аудиторских процедур.

Аудиторская организация  определяет в общем плане роль внутреннего аудита, а также необходимость привлечения экспертов в процессе проведения аудита.

После составления общего плана аудитор приступает к подготовке и составлению программы аудита.

ГЛАВА 2. АУДИТ  БАНКОВСКИХ ОПЕРАЦИЙ

2.1. Аудит уставного  капитала и фондов банка

Уставный капитал - это сумма средств, первоначально инвестированных собственниками для обеспечения уставной деятельности организации.

Величина уставного капитала может по решению учредителей  увеличиваться или уменьшатся в  процессе финансово-хозяйственной  деятельности, с обязательной регистрацией изменений в учредительных документах.

Уставный капитал характеризует  величину обособленного имущества, право собственности, на которое  перешло к организации, как к  юридическому лицу, а также характеризует  собственность учредителей и  величину обязательств по их вкладам. При выходе из состава собственников, учредитель может потребовать вернуть  в денежной форме долю, внесенную  в уставный капитал.

При регистрации организация  в учредительных документах самостоятельно определяет величину и структуру  уставного капитала с учетом минимального размера, установленного законодательством.

 

2.2. Аудит депозитных, кредитных, кассовых и расчетных  операций

Аудиторская проверка расчетных  операций базируется на правильности применения банками Положения о  проведении безналичных расчетов кредитными организациями в РФ № 5-П от 15.04.98 г. В соответствии с этим Положением в банковской практике должны применяться следующие формы безналичных расчетов: платежные поручения, чеки, аккредитивы, требования-поручения.

Положение о безналичных  расчетах, регламентирующее общие подходы  и единый документооборот в банках, исходит из принципов свободы  выбора предприятиями форм расчетов и закрепления их в договорах, невмешательства банка в договорные отношения предприятий. Однако, учитывая это Положение, аудиторы должны обратить особое внимание на систему безопасности и защиты документооборота от проникновения в него подложных и фальшивых документов, действующую в проверяемом банке. Поэтому при составлении плана аудиторской проверки важно определить наиболее опасные и менее защищенные участки организации безналичных расчетов и документооборота, требующие дополнительного внутреннего контроля и сплошной проверки документов со стороны внешнего аудитора.

Основные стандарты аудита при проверке организации безналичных  расчетов исходят из действующих  положений о формах расчетов, которые  были названы выше, функционировании расчетных счетов и списании с  них средств по распоряжению владельца  счетов и в очередности, которую  определяют руководители предприятий.

По согласованию между  предприятиями могут проводиться  зачеты взаимной задолженности, минуя  банк. В этом случае в банк представляются поручение, чек на незачтенную сумму.

Взаимные претензии по расчетам между плательщиками и  получателем средств рассматриваются  сторонами в установленном порядке  без участия банковских учреждений. Данный стандарт значительно упростил учетно-операционную работу, отмены внебалансовый  учет просроченных платежных документов (картотека №2), начисление пени по этим документам.

Расчетные стандарты предусматривают  подачу жалобы при выявлении претензий  к банку или расчетно-кассовому  центру (РЦК), а так- же предъявление иска к учреждению банка, задерживающего расчеты и допускающего нарушения.

За несвоевременное (позднее  следующего дня после получения  соответствующего документа) или неправильное списание со счета владельца, а также  за несвоевременное и неправильное зачисление банком сумм, причитающихся  владельцу, последний вправе потребовать  от банка или РЦК уплатить в  свою пользу штраф в размере 0,5% несвоевременно зачисленной суммы, списанной суммы  за каждый день задержки.

Соблюдение этой нормы  может быть проверено путем выборочного  обследования расчетных документов. Аудиторы могут определить размер упущенной  выгоды и недополученной прибыли  по всем неправильно и несвоевременно зачисленным средствам в пользу клиентов банка, по которым не востребован  штраф.

В соответствии с действующим  законодательством расчеты между  предприятиями проводят коммерческие банки и другие кредитные учреждения.

Расчеты между банками  на территории России осуществляются через РЦК, которые создаются  Центральным банком в республиках, краях, областях, городах, районах. В 1992 г. ряд ведущих коммерческих банков учредил Центральную расчетную палату (ЦРП) – первое акционерное общество, получившее лицензию Банка России на проведение межбанковских расчетов в режиме реального времени с использованием новейших средств телекоммуникационной связи. Работа этой Палаты позволяет ускорить и оптимизировать расчеты между банками.

Межбанковские расчеты могут  осуществляться и по корреспондентским  счетам банков, открываемым друг у  друга на основе межбанковских соглашений.

В ходе аудиторской проверки расчетных операций следует учитывать  эти принципиальные установки в  межбанковских расчетах и в соответствии с ними проверять документооборот  по расчетным операциям.

Депозитные операции - это операции банков по привлечению денежных средств юридических и физических лиц во вклады либо на определенный срок, либо до востребования.

В качестве субъектов депозитных операций выступают предприятия всех организационно-правовых форм и физические лица.

Объектами депозитных операций являются депозиты, т.е. суммы денежных средств, которые субъекты депозитных операций вносят на банковские счета.

Осуществление депозитных операций предполагает разработку каждой кредитной  организацией собственной депозитной политики. под которой следует  понимать совокупность мероприятий  коммерческого банка, направленных на определение форм, задач, содержания банковской деятельности по формированию банковских ресурсов, их планированию и регулированию.

Конечной целью выработки  и реализации эффективной депозитной политики любого коммерческого банка  является увеличение объема ресурсной  базы при минимизации расходов банка  и поддержании необходимого уровня ликвидности с учетом всех видов  рисков.

Поскольку каждый банк разрабатывает  депозитную политику, то главный вопрос не только в том, есть ли она у  банка, но и в ее качестве. Организация  депозитных взаимоотношений банка  с клиентами определяется многими  факторами, включая размер банка, квалификацию банковских работников, отвечающих за оформление депозитных сделок, виды депозитов  и др.

Депозиты — это главный  вид привлекаемых коммерческими  банками ресурсов. Действительно, именно они раскрывают содержание деятельности коммерческого банка как посредника в приобретении ресурсов на свободном  рынке кредитных ресурсов.

Исходя из категории вкладчиков, различают депозиты:

  • юридических лиц (предприятий, организаций, других банков);
  • физических лиц.

По форме изъятия депозиты подразделяются на:

  • до востребования (обязательства, не имеющие конкретного срока);
  • срочные (обязательства, имеющие определенный срок);
  • условные (средства, подлежащие изъятию при наступлении заранее оговоренных условий).

К депозитам до востребования  относятся:

  • средства на расчетных (контокоррентных), текущих и бюджетных счетах негосударственных предприятий, находящихся в федеральной и государственной (кроме федеральной) собственности;
  • средства на счетах физических лиц — предпринимателей;
  • средства на счетах фондов различного назначения;
  • средства на корреспондентских счетах других банков (счета ЛОРО);
  • средства на счетах депозитов до востребования финансовых органов (федеральных и местных), коммерческих и некоммерческих организаций, находящихся в федеральной и государственной (кроме федеральной) собственности, негосударственных предприятий;
  • средства в расчетах (аккредитивы, чеки) и обязательства в расчетах по отдельным операциям (факторинговым, форфейтинговым, конверсионным);
  • вклады населения до востребования.

Проверка кредитных операций при  закрытии кредитных договоров в  неденежной форме

Необходимость такой проверки может  возникнуть в том случае, если в  проверяемом банке имели место  случаи закрытия кредитных договоров  на основании договора об отступном, договора новации, путем зачета и  т.п. В банковской практике такие  операции нередки, так как они  не противоречат ГК РФ, в то же время  отражение подобных операций в учете  действующими нормативными актами ЦБ РФ не урегулировано. Все это порождает  определенные сложности при осуществлении  проверки подобных операций.

В ходе аудита могут выполняться  следующие проверки операций закрытия кредитного договора путем отступного; новации; зачета.

При этом проверяемый банк может  оказаться и в роли банка-кредитора (по клиентским кредитам или МБК), и  в роли банка-заемщика (только по МБК). В связи с этим рассмотрим осуществление  проверок и в том, и в другом случае.

При осуществлении проверки операций закрытия кредитного договора путем  отступного следует руководствоваться  нормами ГК РФ (ст. 409). Отступное является одним из оснований прекращения обязательств между сторонами. При подписании соглашения о предоставлении отступного обязательство по кредитному договору прекращается путем передачи имущества банка-должника банку-кредитору. При этом меняется суть кредитного договора: в обмен на денежные средства в собственность банка-кредитора передаются товарно- материальные ценности.

Следует также убедиться, что доходы в виде просроченных процентов и  процентов за пользование просроченным кредитом включаются в доходы того отчетного периода, когда была совершена  операция отступного. Одновременно следует  проверить, что сумма резерва  на возможные потери, созданная под  ссудную задолженность, закрываемую  путем отступного, восстановлена  на доходах банка. При этом сумма  ранее созданного резерва восстанавливается  на доходы, увеличивающие налогооблагаемую базу по налогу на прибыль (если ранее  созданный резерв был отнесен  на расходы, ее уменьшающие), или на доходы, не увеличивающие эту базу (если резерв был создан за счет расходов, ее не уменьшающих).

Процедура проверки правильности отражения  подобной операции в учете банка-заемщика такова. При подписании договора новации  прекращение обязательств банка-заемщика по кредитному договору отражается в  учете в порядке, изложенном выше для случая отступного. Одновременно следует проверить, включены ли просроченные проценты по закрытому кредитному договору в расходы того периода, в котором  осуществлена новация.

Цель аудиторской проверки кассовых операций – установление соответствия применяемой в организации  методики учета и налогообложения  операций по движению наличных денежных средств действующим в Российской Федерации в проверяемом периоде  нормативным документам для формирования мнения о достоверности бухгалтерской  отчетности во всех существенных аспектах.

Данное направление аудита может быть реализовано при проведении как обязательной, так и инициативной аудиторской проверки, а также  может быть предметом отдельного договора, но чаще всего входит составной  частью в договор общего аудита.

Этапы аудиторской проверки кассовых операций могут быть организованы в следующей последовательности:

  • определение цели и основных задач аудита, подборка нормативных актов, соответствие которым необходимо проверить;
  • составление аудиторской программы (возможно применение тестов средств контроля) и программы процедур по существу;
  • определение целесообразности использования результатов работы внутреннего аудита (если он организован на предприятии и охватывает данное направление);
  • проверка организации материальной ответственности кассира;
  • документальное подтверждение соответствия данных бухгалтерского баланса по статье «Денежные средства» и Отчета о движении денежных средств счетам учета денежных средств, в том числе находящихся в кассах организации;
  • документирование существенных нарушений ведения учета, подготовки отчетности, соблюдения законодательства;
  • информирование руководства аудируемого лица о выявленных недостатках и получение от него письменных разъяснений;
  • контроль за внесением аудируемым лицом исправлений в регистры и формы отчетности.

Информация о работе Аудит коммерческих банков