Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 20:12, курсовая работа
Целью курсовой работы является проверка и оценка правильности ведения учета основных средств в ОАО «Оршанский мясоконсервный комбинат». На основании полученных данных дать аудиторское заключение и рекомендации по дальнейшему учету. Задачи при выполнении работы ставятся следующим образом: проследить за заполнением и наличием первичной документации по основным средствам, оценить их соответствие нормативным документам, выявить ошибки, дать рекомендации по их исправлению, проследить за оформлением операций, связанных с движением основных средств и порядком начисления амортизации по объектам основных средств. Объектом исследования является документация по учету основных средств ОАО «Оршанский мясоконсервный комбинат».
Введение
Раздел 1. Материально-техническая база- важный фактор развития промышленных предприятий
1.1. Экономическая сущность основных средств и значение их контроля в современных условиях развития экономики
1.2. Нормативно-правовое обеспечение контрольной проверки операций с основными средствами
1.3. Приемы (способы) контроля, используемые при проверке операций с основными средствами
Раздел 2. Контроль операций с основными средствами в ОАО «Оршанский мясоконсервный комбинат»
2.1. Задачи, источники и планирование проверки
2.2. Инвентаризация основных средств в организации
2.3. Ревизия документального оформления и учета поступления и выбытия основных средств
2.4. Контроль правильности переоценки и начисления амортизации основных средств
2.5. Обобщение результатов контрольной проверки
Заключение
Список используемых источников
Предшествующее обследование деятельности клиента состоит из следующих вопросов: сфера деятельности, спрос на продукцию (услуги), особенности экономической отрасли, стратегия деятельности, направления инвестиций, наличие дел в суде, претензии различных организаций. Необходимо изучить отчетность предприятия за предыдущий год, проанализировать изменения в текущем году в сравнении с прошлым годом по производству валовой продукции, ее себестоимость и другие показатели. Для этого аудитор изучает: разные отчеты клиентов, информацию о сборах акционеров, внутреннею финансовую отчетность, инструкции, новые нормативные акты, информацию с прессы, полученную устную информацию при собеседовании с руководителем, бухгалтерами. Необходимо также ознакомиться со всеми актами налоговой инспекции, Пенсионного фонда и других контрольно-ревизионных организаций. После этого составляется договор на проведение аудита.
Планирование аудита необходимо для четкого определения направления аудита, объектов и методов проверки.
Экспертиза системы учета и внутреннего контроля предназначена для изучения системы учета и отражения операций в учетных регистрах на предприятии, оценки их пригодности для подготовки финансовой отчетности, а также определения способов проведения аудиторской проверки.
Аналитическая проверка финансовой информации осуществляется для определения тенденций процессов производства, взаимосвязь экономических показателей и выявление так называемых чрезвычайных отклонений, расчетов экономических коэффициентов для оценки финансового состояния и подготовки осмотра финансовой информации. Аналитическая проверка включает: анализ показателей в динамики, в сравнении с планом, с аналитическими показателями другого предприятия, которое функционирует в таких же условиях. Важное значение имеет структурный анализ, который дает возможность выделить наиболее существенные объекты контроля.
Выборочное обследование осуществляется для получения в достаточном объеме аудиторских свидетельств (доказательств), на основе которых составляется аудиторское заключение о достоверности финансовой отчетности.
При проведении аудита бухгалтерского учета основных средств аудитор использует следующие аудиторские доказательства:
Первичные документы по учету основных средств.
Учетные регистры синтетического учета основных средств (ведомости, журналы, книги).
Инвентаризационные ведомости,
свидетельствующие о фактическо
Счета Главной книги, предназначенные для основных средств и их амортизации.
Бухгалтерский баланс отчетного периода.
Отчет о финансовых результатах.
Результаты опросов и анкетирований руководства предприятия по вопросам учета основных средств.
Документация внутреннего аудитора по контролю основных средств.
Ответы на запрос от поставщиков основных средств или подрядчиков.
Рабочие документы и отчет предыдущего аудитора.
Контракты, соглашения об аренде, страховые полисы.
Сметы и планы ремонтов основных средств.
Расчеты амортизационных отчислений по основным средствам.
Приказ об учетной политике в части учета основных средств.
Данный этап является наиболее ответственным и существенным. Поэтому здесь необходимо четко определить объект проверки, объем аудиторской выборки, источники информации, приемы и методы аудиторских процедур.
Основными методами, которые используются при аудите основных средств, являются опрос, физическая проверка, сравнение, пересчет, документальная проверка, выборочное исследование.
Опрос руководства предприятия может побуждать аудитора к осуществлению дополнительных аудиторских процедур и применению иных методов, поскольку может возникнуть необходимость получить данные о прогнозируемых соглашениях, планах продажи основных средств, наличии залогов или претензий, судебных исков.
В процессе опроса или документальной проверки аудитору важно выяснить учетную политику относительно основных средств, методы начисления амортизации и постоянность их применения; происходили ли изменения учетной политики и методов начисления амортизации; исследовать наличие необходимых объяснений в примечаниях к отчетности. Следует также получить данные об основных средствах, переданных и полученных в аренду, изучить условия арендных соглашений; выяснить вопрос, отвечает ли учет арендованных объектов этим соглашениям; проконтролировать правильность определения арендной платы за основные средства и соответствующее ее отнесение на доходы или расходы у арендодателя или арендатора.
Поскольку проверка аудитором учета основных средств является процессом достаточно трудоемким, требует обработки больших объемов информации, аудитор может применить выборочное исследование основных средств при приемлемом уровне аудиторского риска.
Осмотр финансовой информации осуществляется на конечном этапе аудита на основе всех собранных факторов и материалов аудиторской проверки. Выводы, сделанные на основе большого количества тестов, связанных с изучением отчетности, позволяют сформировать аудиторское заключение.
Подготовка аудиторского заключения - это конечная цель аудиторской проверки, которой является аудиторское суждение о достоверности финансовой информации, а также разработка рекомендаций, предоставление советов относительно исправления ошибок и ликвидации выявленных недоработок. [17 с.28-30]
При проведении аудита основных средств аудит также необходимо осуществлять поэтапно. Существует определенная последовательность, которая помогает аудитору более эффективно проводить данную проверку.
Этапы проведения аудита основных средств
Подготовительный этап. Аудитор выясняет состав основных средств, их виды, уровень обеспеченности предприятия основными средствами, материальную ответственность за них, их технические характеристики. Важной проблемой является оценка надежности внутреннего контроля и внутреннего аудита основных средств на предприятии.
Оценка внутреннего контроля основных средств может осуществляться внешним независимым аудитором по следующим направлениям:
проверка наличия первичной
документации по всем хозяйственным
операциям с основными
распределение функциональных обязанностей должностных лиц, которые отвечают за состояние и движение основных средств;
обеспечение надлежащих условий хранения и эксплуатации основных средств на предприятии;
наличие необходимых разрешений руководства на осуществление операций с основными средствами;
периодическое проведение инвентаризации основных средств;
надлежащее ведение инвентарного пообъектного учета основных средств;
контроль записей в журнале учета движения основных средств и другие направления проверки.
Оценив степень доверия к системе внутреннего контроля основных средств и возможности использования результатов работы внутреннего аудитора, внешний аудитор должен оценить общий аудиторский риск проверки.
Этап физической проверки. Аудитор должен оценить достоверность представленных предприятием результатов проведенной инвентаризации основных средств. С этой целью аудитор или его ассистент должны наблюдать за ходом проведения инвентаризации, оценить правильность ее методики, документальное оформление. Кроме того, аудитору следует сделать выборочную проверку записей в инвентаризационных ведомостях путем самостоятельного пересчета отдельных видов основных средств. При выявлении отклонений от предоставленных данных предприятием аудитор направляет письмо соответствующего содержания руководителю предприятия с рекомендациями по устранению выявленных недостатков.
Основной этап аудита. Суть этого этапа состоит в контроле оценки основных средств, установлении их принадлежности, проверке достоверности учетных записей по основным средствам и остатков по ним в балансе, проверке правильности начисления износа основных средств и определении расходов на их ремонт. Для решения задач аудита на основном этапе проверки основных средств аудитор осуществляет:
проверку первичных данных по основным средствам;
контроль расчета амортизационн
проверку правильности списания недоамортизированной части основных средств при их ликвидации;
контроль соблюдения действующего законодательства по операциям с основными средствами;
проверку правильности документального оформления оприходования и ликвидации основных средств;
контроль правильности индексации, переоценки основных средств;
проверку правильности переноса начальных остатков по основным средствам;
контроль сопоставимости данных аналитического, синтетического учета, Главной книги и Баланса;
проверку операций с арендованными и переданными в аренду основными средствами;
установление эффективности использования основных средств;
установление источников финансирования приобретения (создания) основных средств.
Завершающий этап. На основе составленных рабочих документов аудитор составляет промежуточный отчет о состоянии бухгалтерского учета основных средств и делает аудиторское заключение относительно достоверности, полноты и реальности представления основных средств в финансовой бухгалтерской отчетности предприятия.
При проведении аудиторской проверки также необходимо произвести планирование аудита, которое должно основываться на знании деятельности клиента.
Если аудиторская фирма не имеет данных о клиенте, то необходимо собрать информацию о деловой активности клиента, финансовом состоянии, отношениях с предыдущей аудиторской фирмой, по возможности наладить контакты с правоохранительными органами, банками, торговыми и промышленными предприятиями, с которыми клиент имеет деловые отношения. Также необходимо изучить особенности отрасли клиента, правовой статус, форму хозяйствования, поскольку это связанна с особенностями законодательной базы Республики Беларусь, которая регулирует производственно-финансовую деятельность. Следует собрать данные о размере предприятия, специализации, уровне рентабельности, формы учета. Исходя из заказа на вид аудиторской проверки и анализа собранной информации, подбирают конкретных исполнителей, формируют группы аудиторов.
Для осуществления аудита составляют программу аудита. Программа может быть типовой или индивидуальной с разной степенью детализации по объектам и направлениям аудита.
Рабочая программа аудитора:
1. Аудиторская оценка
организации и состояния
2. Аудиторская проверка
производственно-хозяйственной
3. Консультационные услуги и рекомендации по выправлению выявленных недостатков.
Составление таких программ позволяет четко организовывать работу по проверки финансовой информации, сконцентрировать внимание на основных моментах.
Важным элементом деятельности аудитора при планировании является оценка аудиторского риска, который взаимосвязан с определением информационной базы для проведения аудита.
Аудиторским называют риск, который берет на себя аудитор, при предоставлении заключения о полной достоверности данных финансовой отчетности, в то время как там, возможно, будут ошибки, не выявленные аудитором.
Модель риска: AR= IR * CR * DR
где, AR- аудиторский риск, IR- внутренний (собственный) риск, CR- риск контроля, DR- риск выявленных ошибок.
Величина аудиторского риска может выражаться в процентах, коэффициентах или абсолютно числовых выражениях. Допустимая величина аудиторского риска составляет 1-5%. [11.34-37]
Методика проведения аудита основных средств приведена в таблице 1.
Таблица 1
№ |
Этап проверки |
Реестр учета |
Процедура аудита |
1 |
2 |
3 |
4 |
1 1.1 |
Проверка движения основных средств Поступле-ние основных средств |
Инвентарные карточки учета основных средств; акты приема-передачи основных средств; акты введения в действие основных средств; журнал-ордер № 13; Главная книга; финансовая отчетность предприятия |
Проверка: отображение в учете поступления основных средств; правильность бухгалтерского учета оприходования основных средств в зависимости от формы собственности предприятия |
1.2 |
Выбытие основных средств |
Инвентарные карточки учета основных средств; акты приема-передачи основных средств; акты введения в действие основных средств; журнал-ордер № 13; Главная книга; финансовая отчетность предприятия; разрешения на реализацию; акты ликвидации основных средств |
Проверка: разрешения и порядок ликвидации основных средств, а также бухгалтерских записей, которые отображают ликвидацию, реализацию, бесплатную передачу основных средств в зависимости от формы собственности предприятия |
2 |
Проверка начисления износа (амортизации) на основные средства |
Инвентарные карточки учета основных средств; акты приема-передачи основных средств; акты введения в действие основных средств; журнал-ордер № 13; Главная книга; финансовая отчетность предприятия |
Проверка: применение предприятием норм износа основных средств согласно действующего законодательства; порядка начисления предприятием износа (амортизации) основных средств, применение ускоренных норм амортизации; правильности отображения в учете износа основных средств в зависимости от форм собственности |
Продолжение таблицы 1 | |||
1 |
2 |
3 |
4 |
3 |
Проверка проведения индексации основных средств |
Инвентарные карточки учета основных средств; акты приема-передачи основных средств; журнал-ордер № 13; Главная книга; баланс |
Проверка: существования проведения индексации балансовой стоимости основных средств; правильности применения коэффициентов индексации; использование понижающих коэффициентов амортизации основных средств; порядка отображения в учете результатов индексации основных средств |
4 |
Проверка порядка отображения ремонта основных средств |
Акты приема-передачи отремонтированных, реконструированных и модернизированных объектов; приказы; накладные; счета-фактуры на выполнение капремонта хозяйственным способом; журнал-ордер 13; Главная книга; баланс |
Проверка порядка формирования, списания и учета затрат, связанных с капремонтом основных средств. При этом необходимо учитывать период, в котором произошло списание затрат, связанных с капремонтом основных средств |
5 |
Проверка соответствия, полноты и достовер-ности учета основныхсредств |
Инвентарные карточки учета основных средств; ведомости инвента-ризации; журнал-ордер 13; Главная книга; финансовая отчетность |
Проверка: соответствие данных отчетным данным первичных документов, регистров синтетического и аналитического учета основных средств |
Информация о работе Аудит операций по учету основных средств