Аудит операций по учету основных средств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 20:12, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является проверка и оценка правильности ведения учета основных средств в ОАО «Оршанский мясоконсервный комбинат». На основании полученных данных дать аудиторское заключение и рекомендации по дальнейшему учету. Задачи при выполнении работы ставятся следующим образом: проследить за заполнением и наличием первичной документации по основным средствам, оценить их соответствие нормативным документам, выявить ошибки, дать рекомендации по их исправлению, проследить за оформлением операций, связанных с движением основных средств и порядком начисления амортизации по объектам основных средств. Объектом исследования является документация по учету основных средств ОАО «Оршанский мясоконсервный комбинат».

Содержание работы

Введение
Раздел 1. Материально-техническая база- важный фактор развития промышленных предприятий
1.1. Экономическая сущность основных средств и значение их контроля в современных условиях развития экономики
1.2. Нормативно-правовое обеспечение контрольной проверки операций с основными средствами
1.3. Приемы (способы) контроля, используемые при проверке операций с основными средствами
Раздел 2. Контроль операций с основными средствами в ОАО «Оршанский мясоконсервный комбинат»
2.1. Задачи, источники и планирование проверки
2.2. Инвентаризация основных средств в организации
2.3. Ревизия документального оформления и учета поступления и выбытия основных средств
2.4. Контроль правильности переоценки и начисления амортизации основных средств
2.5. Обобщение результатов контрольной проверки
Заключение
Список используемых источников

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ ОС.doc

— 292.50 Кб (Скачать файл)

 

Генеральный директор_____________________________

Руководитель  аудиторской проверки _________________ Самохин  Л.Ф.

25 июня 2008г.

На основании  программы аудита проводится аудит основных средств в той последовательности, в которой указано в программе.

 

2.2. Инвентаризация основных  средств в организации

 

Одной из форм контроля обеспечения  сохранности основных средств в ОАО «Оршанский мясоконсервный комбинат» являются периодически проводимые инвентаризации.

Инвентаризация основных средств - это проверка и документальное подтверждение фактического их наличия, выявление отклонений от учетных данных и принятие решений по внесению изменений в данные бухгалтерского учета.

В соответствии с Законом Республики Беларусь "О бухгалтерском учете и отчетности" объекты, сроки и порядок проведения инвентаризации определяются руководителем организации или уполномоченным им органом в соответствии с законодательством Республики Беларусь. Этим же законом определены случаи, при которых проведение инвентаризации обязательно.

Инвентаризация проводится комиссией, назначаемой руководителем ОАО «Оршанский мясоконсервный комбинат».

Во время инвентаризации комиссия уточняет данные бухгалтерского учета основных средств, проверяет их хранение и эксплуатацию, выявляет излишки или недостачи.

При инвентаризации в случае смены материально ответственных лиц в инвентаризационных описях лицо, принявшее ценности, расписывается в их получении, а сдавшее - в их сдаче (приложение 7).

До начала инвентаризации проверяют: наличие и состояние  инвентарных карточек (книг); наличие  и состояние технических паспортов  или др. технической документации; наличие документов на основные средства, сданные предприятием в аренду, на хранение и во временное пользование. При инвентаризации члены комиссии в присутствии материально ответственных лиц осматривают объекты в натуре и записывают их полное наименование, назначение и инвентарные номера в инвентаризационную опись.

Для выявления результатов инвентаризации составляются сличительные ведомости, которые подписываются всеми членами комиссии и материально ответственным лицом. В сличительную ведомость включаются только те основные средства, по которым при инвентаризации выявлены отклонения от учетных данных. По всем недостачам, потерям и излишкам основных средств должны быть получены от материально ответственных лиц письменные объяснения. На основании представленных объяснений и материалов инвентаризации комиссия устанавливает характер и причины выявленных недостач и излишков и в соответствии с этим определяет порядок регулирования разниц между данными инвентаризации и бухгалтерского учета, заключения фиксируются в протоколе, который рассматривается постоянно действующей инвентаризационной комиссией и утверждается руководителем.

Выявленные при инвентаризации расхождения фактического наличия  имущества с данными бухгалтерского учета регулируются в ОАО «Оршанский мясоконсервный комбинат» в следующем  порядке:

излишки основных средств  и иного имущества подлежат оприходованию и зачислению на финансовые результаты, с последующим установлением причин и виновных лиц;

недостача основных средств  и другого имущества, а также их порча относятся на виновных лиц; в тех случаях, когда виновные не установлены или суд отказал во взыскании с них принесенного ущерба, убытки от недостач и порчи списываются на результаты финансовой деятельности.

При установлении недостач и потерь, явившихся следствием злоупотреблений, соответствующие материалы в течение 5 дней после установления недостач и потерь подлежат передаче в следственные органы, а на сумму выявленных недостач и потерь предъявляется гражданский иск.

При проведении инвентаризации по требованию следственных органов  утверждение протокола инвентаризационного органа производится в кратчайшие сроки.

Результаты инвентаризации должны быть отражены в учете и  отчетности того месяца, в котором  была закончена инвентаризация.

Выявленные при инвентаризации расхождения фактического наличия  активов и обязательств с данными бухгалтерского учета регулируются в соответствии со статьей 12 Закона Республики Беларусь "О бухгалтерском учете и отчетности".

Сумма излишков активов, выявленных при инвентаризации, отражается в бухгалтерском учете по дебету счетов учета этих активов и кредиту счета 92 "Внереализационные доходы и расходы".

Сумма недостачи и  порчи активов, отражается в бухгалтерском  учете ОАО «Оршанский мясоконсервный комбинат» по дебету счета 94 "Недостачи и потери от порчи ценностей" в корреспонденции с кредитом счетов, на которых учитывались недостающие и испорченные активы.

 

 

2.3. Ревизия документального  оформления и учета поступления  и выбытия основных средств

 

Учет поступления и  выбытия основных средств оформляется унифицированными документами, утвержденным Министерством Финансов Республики Беларусь. При проверке необходимо обратить внимание на следующее:

при передаче основных средств в качестве взноса в Уставный капитал должен быть приведен их перечень, где указывают первоначальную стоимость, износ и цену соглашения при передаче. К перечню должны быть подложены вторые экземпляры Актов приема-передачи, заверенные печатью передающей стороны и вся техническая документация на передаваемые объекты;

при приобретении основных средств у физического лица должен быть оформлен договор купли-продажи с указанием первоначальной стоимости, износа и цены приобретения;

при приобретения объектов основных средств в комплекте (например, мебель для офиса) в инвентарной карточке должна быть вписана расшифровка - перечень отдельных предметов, входящих в комплект;

при приобретении объектов основных средств за иностранную валюту первоначальная стоимость объекта должна учитываться по пересчитанному курсу в рублях на момент приобретения;

объекты капстроительства, находящиеся во временной эксплуатации, до ввода их в постоянную эксплуатацию не включаются в состав основных средств, а учитываются как незавершенные капитальные вложения (счёт 08);

при продаже основных средств должна быть установлена рыночная стоимость;

при безвозмездной передаче основных средств подлежат обложению НДС у передающей стороны за исключением безвозмездной передачи основных средств, зачисленных ранее в ОС с НДС (для непроизводственной сферы);

для определения непригодности основных средств, невозможности или неэффективности проведения их восстановительного ремонта, а также для оформления необходимой документации по списанию на предприятии приказом руководителя должна быть создана постоянно действующая комиссия;

если оборудование списывают  в связи со строительством новых, расширением, реконструкцией и техническим перевооружением действующих предприятий, цехов и других объектов, то перечень этого оборудования должен быть указан в плане расширения, реконструкции и технического перевооружения действующих предприятий;

детали и узлы, содержащие драгметаллы, должны быть учтены отдельно с целью сдачи их в переработку для извлечения драгметаллов.

При проверке операций по поступлению основных средств в ОАО «Оршанский мясоконсервный комбинат» необходимо установить, обоснованно ли экономически строительство тех или иных объектов, включено ли оно в план капитальных вложений, обеспечено ли необходимым финансированием, имеется ли в полном объеме проектно-сметная документация. Необходимо также установить целесообразность и законность приобретения, выявить полноту и своевременность оприходования поступивших в хозяйство основных средств, а также правильность документального оформления и реальность их оценки.

Полноту и своевременность  оприходования основных средств  устанавливают путем изучения первичных документов и записей по счетам 01 «Основные средства», 08 «Вложения во внеоборотные активы», 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» и др.

Источниками таких данных являются акты приемки-передачи основных средств (форма ОС-1); акты приемки многолетних насаждений и передачи их в эксплуатацию (форма № 54); накладные на внутрихозяйственные помещения (форма ОС-2), акты приемки-сдачи отремонтированных объектов (форма ОС-3), инвентаризационные описи (форма инв-1, № 162, № 163); инвентарные карточки, и др.

При проверке поступления основных средств в порядке их безвозмездной передачи устанавливают наличие соответствующих двусторонних актов приемки-передачи указанных объектов, их техническое состояние и своевременность оприходования и закрепления за материально-ответственными лицами. Приобретение бывших в эксплуатации объектов у других организаций должно быть тщательно проверено с точки зрения целесообразности каждой операции, а также своевременности поступления и полноты оприходования таких объектов на балансовый учет.

Практика аудиторских  проверок показывает, что основные нарушения и ошибки допускаются  при оформлении движения основных средств. Поэтому следует отметить, что, в отличие от других материальных ценностей, основные средства требуют особого первичного учета. Например, при поступлении (приобретении) основных средств применяются накладные или счета-фактуры (товарные документы), но эти документы не могут служить основанием для оприходования и введения в эксплуатацию этих средств.

Оприходование и ввод в эксплуатацию объекта основных средств должны быть оформлены актом приемки-передачи основных средств (форма № 52 или ОС-1). Только с этого момента начинается отсчет начисления износа (амортизации) и возмещения уплаченного поставщикам налога на добавленную стоимость по основным средствам. Разумеется, НДС должен быть выделен отдельной строкой в расчетно-платежных документах. Отсюда следует вывод, что несвоевременное оприходование основных средств влечет за собой недоначисление износа, что приводит к искажению остаточной стоимости объектов и финансовых результатов деятельности организации, а также увеличение платежей в бюджет по НДС в данном периоде.

Отдельно следует проверить  операции по оприходованию полученных основных средств в виде вкладов  в уставный капитал.

При проверке строительства  и приобретения основных средств  необходимо установить: ведется ли аналитический учет по счету 08 «Вложения во внеоборотные активы»; ведутся ли субсчета по счету 08 и соответствуют ли они плану счетов; куда относятся затраты по капитальному строительству; как оформляется ввод в эксплуатацию основных средств; облагаются ли налогом на добавленную стоимость затраты по строительно-монтажным работам, выполненным хозяйственным способом (дебет счета 08 и кредит счета 68).

При проверке операций по реализации и выбытию основных средств надо выяснить, проводились ли эти операции по счету 92 «Внереализационные доходы и расходы». Известно, что по дебету счета 92 отражаются стоимость выбывающих основных фондов, расходы, связанные с выбытием (снос и разборка зданий, демонтаж станков и оборудования, транспортные расходы и др.). На кредит счета 92 относятся: выручка от реализации основных средств, сумма начисленного износа по счету 02, стоимость материальных ценностей в оценке возможного использования при реализации. Дебетовое (убыток) или кредитовое (прибыль) сальдо по счету 92 должно быть списано на счет 99 «Прибыли и убытки».

Необходимо обратить внимание на то, как производилась  безвозмездная передача основных средств.

При безвозмездной передаче основных средств должны быть составлены следующие проводки:

Д-т 01/9 К-т 01/1-списание первоначальной стоимости выводимого из эксплуатации объекта

Д-т 02/1 К-т 01/9-уменьшение первоначальной стоимости безвозмездно передаваемого объекта на сумму начисленной амортизации

Д-т 92/2  К-т 01/9-остаточная стоимость

Д-т 92/3  К-т 68/2-начисление НДС в бюджет (от недоамортизируемой части).

В ОАО «Оршанский мясоконсервный комбинат» поступившие основные средства и все работы, связанные с установкой, доставкой, ремонтом учитываются на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы», на котором формируется первоначальная стоимость объекта.

При вводе основного  средства в эксплуатацию объект учитывается  по первоначальной стоимости на счете 01 «Основные средства» (из учетной политики –приложение 1).

 

2.4. Контроль правильности  переоценки и начисления амортизации  основных средств

 

Важной задачей  контроля по учету основных средств  является проверка правильности начисления амортизации. Важно установить правильность отнесения основных средств к соответствующей группе амортизационных отчислений. Износ по основным средствам начисляется по нормам, указанным в «Положении о порядке начисления амортизации основных средств и нематериальных активов», утвержденным постановлением Министерства экономики, Министерства статистики и анализа и Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 23 ноября 2001г. № 187/110/96/18 (в редакции постановления Министерства экономики, Министерства статистики и анализа и Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 24.01.2003 № 33/10/15/1). Данное Положение регулирует порядок начисления амортизации основных средств и нематериальных активов в Республике Беларусь.

Информация о работе Аудит операций по учету основных средств