Аудит расчетов с поставщиками и подрядчиками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2013 в 08:43, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение особенностей аудита расчетов с поставщиками и подрядчиками.
В соответствии с поставленной целью необходимо изучить особенности проведения аудиторских проверок расчетных операций с поставщиками и подрядчиками.

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 79.12 Кб (Скачать файл)

Введение

 

В организации бухгалтерского учета на предприятиях большое внимание уделяется расчётам с поставщиками и подрядчиками. Это обусловлено  тем, что постоянно совершающийся  кругооборот хозяйственных средств  вызывает непрерывное возобновление  многообразных расчётов. Одним из наиболее распространённых видов расчётов как раз и являются расчёты  с поставщиками и подрядчиками за сырьё, материалы, товары и прочие материальные ценности.

В условиях нестабильной рыночной экономики риск неоплаты или несвоевременной  оплаты счетов увеличивается, это приводит к появлению дебиторской и  кредиторской задолженности. Часть  этой задолженности в процессе финансово  – хозяйственной деятельности неизбежна  и должна находиться в рамках допустимых значений.

Основными задачами учета  расчетов с поставщиками и подрядчиками являются: формирование полной и достоверной  информации о состоянии расчетов с поставщиками и подрядчиками за товарно-материальные ценности, выполненные  работы и оказанные услуги, необходимой  внутренним пользователям бухгалтерской  отчетности - руководителям, учредителям, участникам и собственникам имущества  организации, а также внешним - инвесторам, кредиторам и другим пользователям  бухгалтерской отчетности; обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности для контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации при осуществлении организацией хозяйственных операций и их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств; контроль за состоянием дебиторской и кредиторской задолженности; контроль за соблюдением форм расчетов, установленных в договорах с поставщиками и подрядчиками.

Рыночные отношения выдвинули  объективную необходимость значительного  повышения внимания к вопросам организации  независимой проверки финансово-хозяйственной  деятельности предприятия - аудита. Ведь предприятие теперь выступает в  роли собственника средств производства и продуктов труда, его дальнейшее развитие во многом зависит от сохранности этих средств и эффективности их использования. Таким образом, аудит должен осуществляться в первую очередь в интересах самого предприятия. Рациональная организация контроля за состоянием расчетов способствует укреплению договорной и расчетной дисциплины, выполнению обязательств по поставкам продукции в заданном ассортименте и качестве, повышению ответственности за соблюдением платежной дисциплины, сокращению дебиторской и кредиторской задолженности, ускорению оборачиваемости оборотных средств и, следовательно, улучшению финансового состояния предприятия.

Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что  в современных условиях своевременное  обращение денежных средств, а также  тщательно поставленный учет расчетных  операций с поставщиками и подрядчиками оказывают значительное влияние  на финансовые результаты предприятия, среди которых основное место  занимает прибыль от реализации товарной продукции.

Целью курсовой работы является изучение особенностей аудита расчетов с поставщиками и подрядчиками.

В соответствии с поставленной целью необходимо изучить особенности  проведения аудиторских проверок расчетных  операций с поставщиками и подрядчиками.

Объектом исследования является ООО «Центр Телеком» - организация, основным направлением деятельности которой  является монтаж и обслуживание телекоммуникационного  оборудования. Предмет исследования - организации учета и контроля расчетов с поставщиками и подрядчиками на предприятии.

 

1. Теоретические основы  аудита расчетов с поставщиками  и подрядчиками

1.1 Поставщики и подрядчики: понятие, виды, работы, нормативное  регулирование

Осуществлять предпринимательскую  деятельность, не вступая в договорные взаимоотношения по поставке товаров, выполнению работ и оказанию услуг, а также по финансовым расчетам по этим операциям, не представляется возможным. Контрагентами в соответствии с  ГК РФ выступают поставщики и подрядчики.

Поставщик – юридическое  или физическое лицо (в т.ч. индивидуальный предприниматель), который на основе договора купли-продажи передает в собственность товары (работы, услуги), находящееся у него на праве владения, пользования и распоряжения покупателю, который в свою очередь обязуется оплатить эти товары (работы, услуги) в срок, обусловленный договором купли-продажи.

Подрядчик – юридическое  или физическое лицо (в т.ч. индивидуальный предприниматель), который в силу заключенного договора подряда обязуется выполнить определенную работу и сдать ее заказчику, а заказчик обязуется принять выполненную работу и оплатить ее в сроки, предусмотренные договором подряда. По договору подряда, заключенному на изготовление вещи, подрядчик передает права на нее заказчику.

Существует три метода расчетов с поставщиками и подрядчиками[11]:

безналичный расчет;

наличный расчет;

расчет векселями;

Принимая во внимание, что  основным отличительным признаком  безналичных расчетных правоотношений является участие в них в качестве субъектов третьих лиц - банков и  иных кредитных организаций, можно  выделить ряд принципов правового  регулирования безналичных расчетов[3]:

1. Безналичные расчеты осуществляются сторонами гражданско-правового обязательства через банки с открытых ими расчетных, текущих и иных счетов, условия которых позволяют производить платежи по распоряжению клиента;

2. Участники расчетов могут выбирать в договоре любую форму расчетов, предусмотренную законом и установленными банковскими правилами и применяемыми в банковской практике обычаями делового оборота. Банки не вправе отказать клиентам в совершении операций, определенных законом для счетов данного вида, установленными в соответствии с ним банковскими правилами, обычаями делового оборота, если иное не предусмотрено договором банковского счета;

3. В расчетных гражданско-правовых отношениях средства со счетов списываются по распоряжению владельца счета, за исключением случаев, предусмотренных действующим законодательством либо договором между банком и клиентом. Волеизъявление владельца счета может быть выражено либо в форме прямого указания банку о перечислении средств, либо в форме письменного согласия на платеж по требованию, предъявленному третьим лицом;

4. Банк не вправе определять и контролировать направление использования денежных средств, находящихся на счете клиента, и устанавливать не предусмотренные законодательными актами или договором ограничения его права распоряжаться денежными средствами по своему усмотрению;

5. Банк, участвующий в расчетах по гражданско-правовому обязательству контрагентов, сам не становится стороной в этом обязательстве. Он является стороной договора банковского счета и лишь за его исполнение отвечает перед своим клиентом;

6. Не допускается ограничение прав клиента на распоряжение денежными средствами, находящимися на счете, за исключением наложения ареста на денежные средства на счете или приостановления операций по счету в случаях, предусмотренных законом;

7. Платежи со счетов производятся при наличии средств на счетах плательщика либо за счет банковского кредита, предоставленного плательщику;

8. Безналичные расчеты производятся на основании документов установленной формы.

В соответствии с п. 2.2 Положения  ЦБ РФ банки осуществляют операции по счетам на основании расчетных  документов. Последние, представляют собой оформленное в виде документа на бумажном носителе или, в установленных случаях, электронного платежного документа:

- распоряжение плательщика (клиента или банка) о списании денежных средств со своего счета и их перечислении на счет получателя средств;

- распоряжение получателя средств (взыскателя) на списание денежных средств со счета плательщика и перечисление на счет, указанный получателем средств (взыскателем).

На основании Постановления  ЦБ РФ выделяют следующие формы расчетных  документов:

         - платежные поручения;

- аккредитивы;

- чеки;

- платежные требования;

- инкассовые поручения.

Платежное поручение –  это поручение плательщика обслуживающей его кредитной организации о перечислении определенной суммы со своего счета на счет третьего лица.

Платежными поручениями  могут производиться:

- перечисления денежных средств за поставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги;

- перечисления денежных средств в бюджеты всех уровней и во внебюджетные фонды;

- перечисления денежных средств в целях возврата/размещения кредитов (займов) депозитов и уплаты процентов по ним;

- перечисления денежных средств в других целях, предусмотренных законодательством или договором.

Расчеты по аккредитиву - заключаются  в том, что кредитная организация (эмитент) по поручению плательщика  об открытии аккредитива и в соответствии с его указанием обязуется  произвести платежи получателю средств  либо оплатить, акцептовать или учесть переводной вексель против представленных получателем документов, определенных условиями аккредитива.

Действующее законодательство предусматривает следующие виды аккредитивов:

- покрытые (депонированные) или непокрытые (гарантированные);

- отзывные или безотзывные.

Покрытыми (депонированными) считаются аккредитивы, при открытии которых банк-эмитент перечисляет  собственные средства плательщика  или предоставленный ему кредит в распоряжение банка-поставщика (исполняющий  банк) на отдельный балансовый счет «Аккредитивы» на весь срок действия обязательств банка-эмитента.

В каждом аккредитиве должно ясно указываться, является ли он отзывным или безотзывным. При отсутствии такого указания аккредитив является отзывным. Отзывной аккредитив может  быть изменен или аннулирован  банком-эмитентом без предварительного согласования с поставщиком. Безотзывный  аккредитив не может быть изменен  или аннулирован без согласия поставщика, в пользу которого он открыт.

Легальное понятие чека закреплено законодателем чеком признается ценная бумага, содержащая ничем не обусловленное распоряжение чекодателя банку произвести платеж указанной в нем суммы чекодержателю.

Чек принадлежит к так  называемым неэмиссионным ценным бумагам и, соответственно, чековое обращение не регулируется Законом «О рынке ценных бумаг» от 22.04.1996 г. №39-ФЗ (в ред. от 27.12.2009 г.). Чек как ценная бумага может выступать в качестве самостоятельного объекта гражданско-правовых сделок.

Чек оплачивается плательщиком за счет денежных средств чекодателя. Чеки действительны в течение 10 дней, не считая дня их выдачи. Чеки применяются, например, при расчетах за принятые по приемосдаточным документам товары, если они фактически вывезены покупателем  или доставлены ему, и оказанные  услуги. Чеки выписываются в момент установления суммы платежа.

Отличительной чертой отношений  по расчетам чеками является их особый субъектный состав. В качестве основных участников данных отношений выступают:

1) Чекодатель - это лицо, выписавшее  чек.

2) Чекодержатель - лицо, являющееся  владельцем выписанного чека.

3) Плательщик - банк, производящий  платеж по предъявленному чеку.

При расчетах по инкассо  банк (банк-эмитент) обязуется по поручению  клиента и за его счет совершить  действия по истребованию от плательщика  платежа и (или) акцепта платежа. Банк-эмитент, получивший поручение  клиента, вправе привлекать для его  выполнения иной банк (исполняющий  банк).

Инкассовое поручение  может оформляться с помощью  таких расчетных документов, как  платежное требование, платежное  требование-поручение, а также с  помощью векселя и чека.

Платежи по инкассо осуществляются с использованием двух инструментов:

- платежного требования, оплата которого может производиться или по распоряжению плательщика («с акцептом»), или без его распоряжения («без акцепта»),

        - инкассового поручения, оплата которого производится без согласия плательщика.

Оплата расчетных документов производится по мере поступления денежных средств на счет плательщика в  очередности, установленной законодательством.

В случае неисполнения или  ненадлежащего исполнения поручения  клиента по получению платежа  на основании платежного требования или инкассового поручения банк-эмитент  несет перед ними ответственность  в соответствии с законодательством.

Наличный расчёт - операции с денежной наличностью, которые  проводятся физическими и юридическими лицами. Как правило, эти расчёты  меньше по объёму по сравнению с  безналичными расчётами.

Все операции с наличными  деньгами организации обязаны вести  по правилам, которые изложены в  Порядке ведения кассовых операций. Он утвержден решением Совета директоров ЦБ РФ от 22.09.93 № 40. Помимо этого организации  должны соблюдать нормы Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с  использованием платежных карт».

Информация о работе Аудит расчетов с поставщиками и подрядчиками