Аудит расчетов с поставщиками и подрядчиками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2013 в 08:43, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение особенностей аудита расчетов с поставщиками и подрядчиками.
В соответствии с поставленной целью необходимо изучить особенности проведения аудиторских проверок расчетных операций с поставщиками и подрядчиками.

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 79.12 Кб (Скачать файл)

Одновременное применение указанных  нормативных актов в основном и создает проблемы, связанные  с документальным оформлением, которые  появляются у бухгалтеров при  работе с денежной наличностью. Причем они возникают, когда организация  выступает как в роли продавца, так и покупателя.

Центральным банком Российской Федерации установлено указание от 20.06.2007 № 1843-У «Об установлении предельного размера расчетов наличными  деньгами в Российской Федерации  между юридическими лицами по одной  сделке» на случаи расчетов наличными  деньгами между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями  и между индивидуальными предпринимателями. Установлено ограничение для  юридических лиц при осуществлении ими расчетов наличными деньгами. Указанным нормативным актом Банка России предельный размер расчетов наличными деньгами установлен в размере 100000 рублей по одной сделке. Согласно Кодекса к предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, применяются правила, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов или существа правоотношения.

Учет векселей, применяемых  при расчетах между предприятиями  за полученные товары, выполненные  работы, оказанные услуги, производится в соответствии с письмами Минфина  РФ от 31.10.94г. №142 и от 16.07.96г. № 62.

Вексель, выданный организацией за поступившие товары, включает в  себя цену товара, НДС и доход  по коммерческому кредиту.

Заключение договора предполагает выполнение сторонами определенных обязательств, со стороны продавца – обязанность поставить качественный товар (работы, услуги), в обусловленный  договором срок, а покупателем  – принять и оплатить этот товар (работы, услуги) и оплатить его в  срок.

Договором, как правило, предусмотрены  штрафные санкции и неустойка  за невыполнение условий договора. Таким образом, письменная форма  договора позволяет требовать выполнения определенных условий договора и  является документом первой важности при подаче искового заявления в  суд.

 

1.2 Цели, задачи, источники  информации проведения аудита  расчетов с поставщиками и подрядчиками

Аудиторская деятельность представляет собой предпринимательскую деятельность аудиторов (аудиторских фирм) по независимой  проверке бухгалтерского учета и  финансовой отчетности организаций  и индивидуальных предпринимателей на договорной и платной основе.

Цель и основные принципы аудиторской проверки аудитор определяет согласно правилу (стандарту) N 1 «Цель  и основные принципы аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности». Основной целью аудиторской деятельности является выражение мнение о достоверности  бухгалтерской отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству РФ. Следовательно, назначение аудита – это проверка финансовых отчетов с целью:

• подтверждения достоверных отчетов или консультации их недостоверности;

• проверки полноты, достоверности и точности отражения в учете и отчетности затрат, доходов и финансовых результатов деятельности предприятия за проверяемый период;

• контроль за соблюдением законодательных и нормативных документов, регулирующих правила ведения учета и составления отчетности, методологической оценки активов, обязательств и собственного капитала;

• выявление резервов лучшего использования собственных основных и оборотных средств, финансовых резервов и заемных источников.

Задача аудитора состоит:

- в оценке уровня бухгалтерского  учета, квалификации учетных кадров, качество обработки информации (особенно  первичной документации), правильность  и законность совершения бухгалтерских  записей;

- в оказании помощи  предприятиям путем рекомендаций  по устранению недостатков, особенно  тех нарушений, которые непосредственно  повлияли на финансовые результаты, сказались на достоверности показателей  отчетности;

- в необходимости оценки  не только прошлых фактов и  существующих в данный момент  положений, но и ориентировании  руководства проверяемой организации  на те будущие события, которые способны повлиять на хозяйственную деятельность и конечный результат.

Разнообразие участников расчетных операций и форм расчетов между ними создают предпосылки  для нарушений при осуществлении  расчетных операций и поэтому  требуют постоянного контроля за их проведением и отражением в учете.

Цель аудита расчетных  операций – оценка правильности организации  учета расчетов на предприятии, подтверждение  законности образования различных  видов дебиторской и кредиторской задолженности, ее достоверности и  реальности погашения.

В процессе аудиторской проверки расчетных операций следует руководствоваться  следующими нормативными документами:

1. Федеральный закон «Об  аудиторской деятельности» от 30.12.2008 № 307-ФЗ.

2. Правила (стандарты)  аудиторской деятельности.

3. Гражданский кодекс  РФ (часть 1 от 30.11.94г. № 51-ФЗ, в  ред. Федерального закона от 15.05.2001 г. № 54-ФЗ; часть 2 от 26.01.96г. №  14-ФЗ, в ред. Федерального закона  от 17.12.99 г. № 213-ФЗ).

4. Налоговый кодекс РФ (часть 1 oт 31.07.97 г. № 146-ФЗ, в ред. Федерального закона от 24.03.2001 г. № 118-ФЗ, часть 2 от 05.08.2000 г. № 117-ФЗ, в ред. Федерального закона от 30.05.2001 г. № 71-ФЗ).

5. Указ Президента РФ  от 20.12.94 г. № 2204 "Об обеспечении  правопорядка при осуществлении  платежей по обязательствам за  поставку товаров (выполнение  работ или оказание услуг)", в ред. Указа Президента РФ  от 31.07.95 № 783.

6. Постановление Правительства  РФ oт 26.09.94 г. № 1094 "Об оформлении взаимной задолженности предприятии и организаций векселями единого образца и развитии вексельного обращения" (в ред. Постановления Правительства РФ от 27.12.95 г. № 1295).

7. План счетов бухгалтерского  учета финансово-хозяйственной деятельности  организаций и инструкция по  его применению, утв. Приказом  МФ РФ от 31.10.2000 г. № 94н.

8. Положение по ведению  бухгалтерского учета и отчетности  в Российской Федерации, утв.  Приказом МФ РФ от 29.07.98 г. №  34н (в ред. Приказа МФ РФ  от 24.03.2000 г. № 31н).

9. Положение по бухгалтерскому  учету "Учетная политика организации" (ПБУ 1/2008), утв. Приказом МФ РФ  от 06.10.08 г. № 106н.

10. Методические указания  по инвентаризации имущества  и финансовых обязательств, утв.  Приказом МФ РФ от 13.06.95 г. №  49.

11. Указания по отражению  в бухгалтерском учете операций, связанных с осуществлением договора  простого товарищества, утв. Приказом  МФ РФ от 24.12.98 г. № б8н.

12. Положение о безналичных  расчетах в Российской Федерации,  утв. ЦБ РФ 12.04.2001 г. № 2-П.

Правильная организация  расчетных операций обеспечивает устойчивость оборачиваемости средств организации, укрепление договорной и расчетной  дисциплины и улучшение финансового  состояния. Кроме того, правильная (рациональная) организация расчетных операций, правильность постановки их учета предупреждают  негативные последствия по этим операциям. Поэтому аудиторской проверке подвергаются все расчетные операции организации-заказчика  – различными приемами и методами контроля.

Проверка состояния законности и целесообразности включает расчеты  с поставщиками и подрядчиками (сч. 60). Кроме того, проверке подвергаются субсчета и аналитические счета по указанным синтетическим счетам.

При проверки расчетных операций аудитор должен учитывать особенность  организации, использующие рабочий  план счетов.

Целесообразно сначала выявить  наличие, соответствие данных бухгалтерского учета и отчетности остаткам той  или иной задолженности, затем установить дату и характер ее возникновения. Законность и реальность, а также пути своевременного погашения задолженностей и укрепления расчетно-платежной дисциплины определяются посредством проведения фактического и документальных форм контроля.

Источником контрольных  данных для проведения аудиторских  проверок являются записи по соответствующим  счетам бухгалтерского учета в учетных  регистрах и первичных документах, а также в Главной книге  и отчете. Поэтому, аудитор должен установить: имеется ли в организации нормативная база данных, которой должен пользоваться бухгалтер данного участка учета; перечень применяемых первичных документов, порядок их возникновения, система нумерации, заполнения всех реквизитов в первичных документах, наличие регистрационных журналов; наличие оборотных ведомостей, состояние аналитического учета и технологии обработки первичных документов по учету расчетных операций от приема до сдачи в архив; как организован и насколько эффективен внутрихозяйственный контроль расчетных операций; состояние системы бухгалтерского учета расчетных операций.

До начала проведения аудита или оказания сопутствующих услуг  аудиторская организация должна ознакомиться в достаточной мере с деятельностью экономического субъекта.

Поэтому планирование следует  рассматривать как важный и ответственный  этап аудиторской проверки, поскольку  от качества его выполнения зависит  эффективность всей последующей  работы аудитора. Планирование аудиторской  проверки осуществляется в соответствии с правилом (стандартом) №3 «Планирование  аудита». Оптимальная схема планирования аудита, составленная на основе российских стандартов аудиторской деятельности, должна включать следующие стадии[1]:

- предварительное планирование;

- изучение системы бухгалтерского  учета;

- оценка системы внутреннего  контроля;

- установление уровня  существенности;

- построение аудиторской  выборки;

- подготовка общего плана  и программы аудита.

В зависимости от намеченных целей аудита выполнение каждой стадии планирования имеет ряд особенностей. Рассмотрим выполнение каждого этапа  планирования, обращая особое внимание на методы получения аудиторских  доказательств и ведение рабочей  документации аудитора.

Предварительное планирование целесообразно начать с бесед  с представителями руководства, сотрудниками подразделений, главным  бухгалтером, руководителем службы внутреннего контроля (если данная служба существует на проверяемом предприятии). Беседы должны строиться таким образом, чтобы аудитор мог получить достаточно четкое представление о том, чего от него ожидает клиент, как он представляет себе характер, объем и сроки работы и т.п. Руководствуясь аудиторским  Стандартом "Разъяснения, предоставляемые  руководством проверяемого экономического субъекта", аудитор должен получить разъяснения для подтверждения  допущения непрерывности деятельности, первичной оценки надежности систем бухгалтерского учета и внутреннего  контроля. Кроме того, необходима информация об организации процесса заключения договоров и процесса реализации продукции. Принимая во внимание пожелания руководства и учитывая требования законодательства к проведению аудиторских проверок и содержанию аудиторского заключения, аудитор очерчивает круг проблем, требующих повышенного внимания в ходе проверки, и четко формулирует цели, которые должны быть достигнуты по итогам ее проведения.

Основным источником информации на данном этапе выступает письменно  зафиксированная учетная политика предприятия, сформированная с учетом экономических и организационных  факторов. Аудитору следует осмыслить  и детально проанализировать содержание учетной политики клиента, степень  проработанности в ее положениях основополагающих принципов ведения  бухгалтерского учета. Наиболее значимые положения учетной политики необходимо отразить в рабочих документах аудитора, поскольку на всех последующих этапах анализ деятельности предприятия будет  проводиться с позиций адекватности принятой учетной политике.

Этап предварительного планирования следует завершить изучением  отчетов службы внутреннего контроля, материалов налоговых проверок и  других контролирующих структур.

На этапе оценки системы  внутреннего контроля аудитор должен собрать достаточный объем аудиторских  доказательств для высказывания мнения об эффективности этой системы и принять решение о том, в какой мере он в своей работе может на нее полагаться. Таким образом, основной целью оценки системы внутреннего контроля является создание основы для определения времени, видов и объема аудиторских процедур. Система внутреннего контроля может считаться эффективной, если она своевременно предупреждает о возникновении недостоверной информации и выявляет такую информацию. Можно также выделить еще одну цель, преследуемую аудитором при оценке системы внутреннего контроля, - выработка конструктивных предложений по ее совершенствованию.

Установление уровня существенности выполняется на стадии планирования. По сути, это - величина вероятного искажения  данных, так как аудитор не может  учесть все факторы, которые в  конечном итоге повлияют на решение  относительно существенности в оценке результатов при завершении проверки. Таким образом, величина существенного  в планировании может значительно  отличаться от величины существенного  при оценке результатов проверки. Оценка аудитором существенности должна учитывать интересы потребителей информации, а также соответствовать требованиям  правила (стандарта) №4 «Существенность  в аудите».

Установив допустимый уровень  существенности, аудитор может приступать к построению аудиторской выборки. Аудиторская выборка может корректироваться в зависимости от целей аудита и от установленных аудитором  уровней рисков: риска выборки, допустимой и ожидаемой ошибки и объема генеральной  совокупности.

Завершающей стадией планирования является подготовка общего плана и  программы аудита. В общем плане должны быть отражены основная цель и направления проверки, способ проведения аудита, установленный уровень существенности, параметры аудиторского риска, определены численность и квалификация рабочей группы аудиторов, их обязанности, ответственность и соподчиненность; указаны сроки проведения проверки, а также дата представления аудиторского заключения и детализированного отчета.

Информация о работе Аудит расчетов с поставщиками и подрядчиками