Аудит учета денежных средств в кассе на примере ООО "Луч" Новоспасского района

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2013 в 14:37, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является составление программы проведения аудиторской проверки кассовых операций, определение процедур проведения проверки операций с денежными средствами и последовательность их составления..
При изучении указанной темы мною были поставлены следующие задачи:
- Определить исторические предпосылки возникновения аудита;
- Обозначить наиболее важные вопросы, связанные с аудитом при компьютерной обработке данных;
- Оценить качество организации внешнего и внутреннего контроля за движением и сохранностью денежных средств;
- Определить нормативно – правовые основы порядка ведения операций с денежными средствами;
- Описать порядок и цель составления плана и программы аудита учета денежных средств в кассе, а также методику проведения проверки учета денежных средств в кассе.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Исторические предпосылки развития аудита. Аудит в условиях
компьютерной обработки данных 5
1.1 Исторические предпосылки развития аудита 5
1.2. Аудит в условиях компьютерной обработки данных 10
Глава 2. Организация контрольной работы на ООО "Луч" 14
2.1. Внешний контроль 14
2.2. Внутренний контроль 18
Глава 3. Аудит учета денежных средств в кассе 27
3.1. Нормативно-правовая документация аудита учета денежных средств в кассе 27
3.2. Составление плана и программы аудита учета денежных средств в кассе 29
3.3. Методика проведения аудиторской проверки учета денежных средств в кассе 39
Выводы и предложения 50
Список используемой литературы 52

Файлы: 1 файл

300 РУБЛЕЙ)))).doc

— 270.00 Кб (Скачать файл)

Руководство предприятия заинтересовано в контроле за эффективностью работы отдельных структурных подразделений организации, добросовестности выполнения работниками возложенных на них обязанностей. Это способствует обеспечению сохранности вверенного руководству организации капитала, его рациональному использованию и приумножению.

 Организация внутрипроизводственного аудита не относится к вопросам, регламентируемым законодательно государством. Это прерогатива самого предприятия. Между тем от эффективности его функционирования зависит не только сохранность активов экономического субъекта, но и работоспособность самого предприятия. Внутренний аудит способен совершенствовать систему управления.

Осуществление функций внутреннего  аудита может быть возложено на специальные  службы или отдельных аудиторов, состоящих в штате экономического субъекта, ревизионные комиссии (ревизоров), привлекаемые для целей внутреннего аудита сторонние организации и (или) внешних аудиторов. Служба внутреннего аудита может быть создана как самостоятельное подразделение аппарата управления, при этом она подчиняется только руководителю организации. Международный опыт организации предлагает также возможным вынесение внутреннего аудита за рамки предприятия с подчинением совету директоров или учредителям.

Внутренний аудит – это организованная на экономическом субъекте в интересах его собственников и регламентированная его внутренними документами система контроля над соблюдением установленного порядка ведения бухгалтерского учета и надежностью функционирования системы внутреннего контроля. Структура службы внутреннего аудита во многом зависит от специфики организации, её величины и конкретных целей её администрации.

Для определения места  внутреннего аудита в системе  контроля необходимо определиться с  его структурой. Из элементов системы внутреннего аудита можно выделить наиболее существенные факторы.

Субъекты контроля – специалисты, осуществляющие внутренний аудит. Чем  выше их профессиональная квалификация и объективность, тем выше результаты контроля. Требования к знаниям и умениям работников внутреннего аудита включают: знание особенностей функционирования предприятия, структуры управления; владение техникой и методикой проведения проверок; знание норм законодательства; умение правильно определить круг вопросов, подлежащих внутренней и внешней проверке; способность обобщать результаты отдельных проверок для выработки комплекса рекомендаций.

Объект внутреннего аудита –  это управляемое звено системы  управления организацией, воспринимающее контрольное воздействие. Объекты выбираются в соответствии с целями.

Метод внутреннего аудита организации  – это способ достижения цели, который  характеризуется использованием как  общенаучных методических приемов  исследования объектов контроля (анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия, моделирование, абстрагирование, редукция, эксперимент и др.), так и собственных эмпирических методических приемов (инвентаризация, контрольные замеры работ, контрольные запуски оборудования, формальная и арифметическая проверки, встречная проверка, способ обратного счета, метод сопоставления однородных фактов, служебное расследование, экспертизы различных видов, логическая проверка, сканирование, письменный и устный опросы и др.), а также специфических приемов смежных экономических наук (приемы экономического анализа, экономико-математические методы, методы теории вероятностей и математической статистики).

Для достижения указанной цели внутренний аудит должен быть нацелен на решение  следующих задач :

  1. оценку экономической эффективности деятельности организации как в целом, так и каждой из его управленческих структур и центров ответственности;
  2. прогнозирование экономического развития организации на перспективу с учетом влияния всех возможных внешних и внутренних факторов;
  3. минимизацию расходов и потерь во взаимоотношениях с бюджетом, другими государственными структурами и партнерами.

          Прибыв на место проверки, аудитор, в случае аудита текущего отчетного периода, может сразу провести инвентаризацию денежных средств, хранящихся в кассе. Ее проводят в присутствии кассира и главного бухгалтера организации.

При наличии нескольких касс аудитор опечатывает их, чтобы  нельзя было покрыть недостачу денег  из других источников, изменить остаток  денег, выведенный в кассовой книге. Кассир предоставляет для проверки последний кассовый отчет и документы по операциям последнего дня, а также дает расписку в том, что все приходные и расходные документы включены им в отчет и к моменту инвентаризации в кассе нет не оприходованных или несписанных в расход денег.

Результаты инвентаризации оформляют актом, составленным по унифицированной  форме, который подписывают кассир и главный бухгалтер организации. Акт является письменным аудиторским  доказательством, и его данные необходимы аудитору для дальнейшей проверки.

Одновременно с инвентаризацией проводится проверка условий хранения денежных средств, в ходе которой аудитору необходимо выяснить:

- обеспечена ли сохранность  денег при доставке из банка  и во время выдачи заработной  платы;

- имеется ли для  хранения денег и других ценностей в кассе сейф или несгораемый шкаф;

- застрахована ли касса  организации;

- соблюдаются ли правила  хранения ключей от сейфа (несгораемого  шкафа).

                  Так, в Порядке ведения кассовых операций установлено, что ключи от металлических шкафов и печати хранятся у кассира, которому запрещается оставлять их в условленных местах, передавать посторонним лицам либо изготавливать неучтенные дубликаты. Учтенные дубликаты ключей в опечатанных кассирами пакетах, шкатулках и др. хранятся у руководителя предприятия. Не реже одного раза в квартал проводится их проверка комиссией, назначаемой руководителем предприятия, результаты ее фиксируются в акте.

В зависимости от специфики  организации, особенностей ее организационной  структуры и задач, поставленных администрацией, задачи конкретной аудиторской службы могут быть различными. В практической деятельности внутренние аудиторы должны руководствоваться требованиями норм законодательства РФ, а также учредительными документами, приказами по предприятию (если входит в его структуру) и должностными инструкциями.

Мотивацией организации  внутреннего аудита на крупных и  средних предприятиях служат:

  • усложнение системы законодательства;
  • стремление управлять финансовыми ситуациями;
  • усиление эффективности управления деятельностью самого предприятия и его структурных подразделений;
  • контроль за рациональным использованием ресурсов;
  • выполнение обязательств;
  • эффективность системы учета.

К структурам внутреннего  аудита относятся назначаемые собственниками экономического субъекта ревизоры, ревизионные комиссии, внутренние аудиторы или группы внутренних аудиторов. Отличительной особенностью данного определения является то, что к институтам внутреннего аудита, помимо внутренних аудиторов или групп внутренних аудиторов, отнесены также ревизоры и ревизионные комиссии.

Для изложения организационных  аспектов управления экономическим  субъектом по созданию подразделений  внутреннего аудита может быть использовано понятие «служба». Под службой  следует понимать организационно-штатную единицу, включающую в себя работника, группу, бюро, отдел, управление, департамент или другой элемент организационной структуры управления (структурное подразделение) и специализирующуюся на выполнении комплекса однородных функций управления.

Основным объектом деятельности службы внутреннего аудита является финансово-хозяйственная деятельность организации. Целесообразно сохранить в отдельных случаях прежний порядок, сформировавшийся при функционировании контрольно-ревизионной службы, и при необходимости привлекать опытного специалиста, как представителя службы внутреннего аудита.

Однако служба внутреннего  аудита решает более широкий спектр задач, чем контрольно-ревизионная  служба. Поэтому в её составе должны быть не только специалисты по проверке финансово-хозяйственной деятельности организаций, но и другие специалисты (по налогообложению, правовым вопросам, финансовому анализу и т.д.) осуществляющих информационное взаимодействие в виде прямых и обратных связей, имеющих соответствующее материально-техническое и информационное обеспечение и подчиняющихся соответствующему исполнительному органу.

Несомненно, сотрудники службы внутреннего контроля должны иметь образование, соответствующее  характеру их деятельности. Целесообразно  в составе службы внутреннего аудита предусмотреть наличие аудитора, имеющего соответственный квалификационный аттестат, поскольку он должен владеть специфическими приемами проверки, которые базируются на оценке существенности и аудиторского риска.

Рассмотрим примерный  состав службы внутреннего аудита и свойственные её членам функциональные обязанности:

  1. Руководитель службы (аттестованный аудитор)- это наиболее квалифицированный специалист, обладающий разносторонними знаниями и навыками, способный дать высшему руководству самый компетентный совет в области экономики и финансов. Главный аудитор в идеале должен иметь познания и практические навыки в области бухгалтерии, налогового права, экономики, финансового менеджмента, общей юриспруденции, маркетинга, общего управления, менеджмента персонала, иметь собственно аудиторские знания и навыки. Кроме того, он должен знать задачи, поставленные высшим руководством перед организацией, возможности и потребности коллектива, внешние связи своей организации. Ему необходимы достаточные знания в области компьютерной техники и технологии. Рассмотрим функции руководителя:

- составляет план-графика  проверок;

- определяет состав группы для  проверки филиала и документальное  оформление результатов аудиторских  процедур;

- может взять на себя проведение  анализа финансово-хозяйственной деятельности;

- проводит консультации по отдельным  вопросам;

- контролирует выполнение приказов  и распоряжений руководителя  головной организации по финансово-хозяйственным  вопросам;

- составляет общий отчет о  проделанной службой внутреннего аудита работе;

- может разрабатывать  методический материал по повышению  профессионального уровня работников  бухгалтерии и управления, проводить  семинары по доведению последних  требований налогового законодательства  и т.п. (в данный момент он  может принять участие в разработке регистров для ведения на предприятии налогового учета).

  1. Специалист по расчетам с головной организацией:

- проводит анализ финансовых  потоков между филиалами и  головной организацией;

- консультирует по финансовым  вопросам;

- участвует в составлении общего плана и программы внутреннего аудита;

- участвует в текущем контроле  за финансовой деятельностью  филиалов;

- составляет отчет по результатам  внутреннего аудита.

  1. Специалист по камеральным и документальным проверкам отчетности филиалов:

- составляет план-график проверок;

- комплектует выездную группу;

- организует и осуществляет  текущий контроль работы с  филиалом;

- составляет общий план и  программу внутреннего аудита;

- доводит до сведения руководителя  службы основные результаты аудита, которые могут повлиять на содержание и выводы отчета о внутреннем аудите;

- участвует в подготовке и  непосредственно осуществляет и  документально оформляет результаты  аудиторских процедур;

- составляет отчет по результатам  внутреннего аудита;

- организует и контролирует  работу участников выездных аудиторов;

- проводит консультации, проверку выполнения приказов  и распоряжений руководителя  головной организации по финансово-хозяйственным  вопросам.

  1. Специалисты по налогообложению, по правовым вопросам, по финансовым вопросам.
  2. Специалист владеющий навыками контроля в соответствующих технико-технологических направлениях. (т.к. в организации могут быть специализированные контролирующие подразделения, такие как: отдел методов и средств контроля, отдел входного контроля, отдел технического контроля, работники обслуживающие функционирование компьютерных систем и т.д.)

Специалисты по налогообложению, правовым вопросам и финансовому  анализу могут не состоять в штате  и привлекаться к работе на договорных началах наряду с экспертами.

Информация о работе Аудит учета денежных средств в кассе на примере ООО "Луч" Новоспасского района