Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2012 в 13:09, курсовая работа
Цель курсовой работы заключается в исследовании состояния учёта расчётов с поставщиками и подрядчиками и изучении порядка проведения аудита расчетов с поставщиками и подрядчиками на примере Лальского ПО «Хлебозавод» Лузского района, Кировской области
Введение…………………………………………………………………..3
1. Краткая экономическая характеристика Лальского ПО «Хлебозавод» Лузского района, Кировской области…………………………………...5
2. Анализ нормативных документов по учету расчетов с поставщиками и подрядчиками………………………………………….…………………13
3. Планирование аудита…………………………………………………….28
3.1 Цель и задачи аудита. Источники информации при проверке…….28
3.2 Оценка существенности……………………………………………...29
3.3 Оценка внутреннего контроля и аудиторского риска……………...33
3.4 План и программа аудита…………………………………………….35
4. Процедуры получения аудиторских доказательств и результаты выборочного аудиторского обследования………………………………39
4.1 Анализ элементов учетной политики………………………………..39
4.2 Аудит организации первичного учета расчетов с поставщиками и подрядчиками …………………………………………………………41
4.3 Аудит состояния задолженности поставщиков и подрядчиков……43
4.4 Проверка правильности отражения на счетах бухгалтерского учета операций по расчетам с поставщиками и подрядчиками…………..44
4.5 Проверка соответствия данных аналитического учета расчетов с поставщиками и подрядчиками данным синтетического учета……46
4.6 Результаты выборочной аудиторской проверки…………………….48
Выводы и предложения……………………………………………………49
Литература………………………………………………………………….51
В соответствии со ст. 506 ГК РФ по договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним или иным подобным использованием.
В главе 31 ГК РФ раскрывается понятие договора мены. Пункт 1 ст. 567 определяет договор мены как договор, по которому каждая из сторон обязуется передать в собственность другой стороны один товар в обмен на другой. Следовательно, договор мены является возмездным и двусторонне обязывающим.
Статья 568 ГК РФ определяет порядок оценки товаров, подлежащих обмену. Если из договора мены не вытекает иное, товары, подлежащие обмену, предполагаются равноценными, а расходы на их передачу и принятие осуществляются в каждом случае той стороной, которая несет соответствующие обязанности. В случае, когда в соответствии с договором мены обмениваемые товары признаются неравноценными, сторона, обязанная передать товар, цена которого ниже цены товара, предоставляемого в обмен, должна оплатить разницу в ценах непосредственно до или после исполнения ее обязанности передать товар, если иной порядок оплаты не предусмотрен договором.
Право собственности на обмениваемые товары переходит к сторонам, выступающим по договору мены в качестве покупателей, одновременно после исполнения обязательств передать соответствующие товары обеими сторонами (статья 570 ГК РФ). Вместе с тем законом или договором может быть предусмотрен и другой момент перехода права собственности на обмениваемые товары [1].
Российское законодательство предусматривает привлечение посредников при заключении договоров на покупку товарно-материальных ценностей, работ, услуг. ГК РФ предусматривает три типа посреднических договоров - договор комиссии, поручения и агентирования.
Агентский договор, являющийся разновидностью договора услуг, предполагает, что одна сторона (агент) совершает по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала и получает за это вознаграждение (ст. ст. 1005 и 1006 ГК РФ). Общие принципы агентирования определены гл. 52 ГК РФ. Права и обязанности участников агентского договора по отношению к сделкам с третьими лицами, заключенным во исполнение этого договора, определяются степенью самостоятельности действий агента. Если сделка совершена агентом с третьим лицом от своего имени и за счет принципала, приобретает права и становится обязанным агент, хотя бы принципал и был назван в сделке или вступил с третьим лицом в непосредственные отношения по исполнению сделки. По сделке, совершенной агентом с третьим лицом от имени и за счет принципала, права и обязанности возникают непосредственно у принципала.
Договор комиссии, которому посвящена гл. 51 ГК РФ, представляет собой соглашение, по которому одна сторона (комиссионер) обязуется по поручению другой стороны (комитента) за вознаграждение совершить одну или несколько сделок от своего имени, но за счет комитента (п. 1 ст. 990 ГК РФ). По сделке, совершенной комиссионером с третьим лицом, приобретает права и становится обязанным комиссионер, даже в случае, если комитент и был назван в сделке или вступил с третьим лицом в непосредственные отношения по исполнению сделки (п. 1 ст. 990 ГК РФ).
Договор поручения лимитирован по сфере применения - поверенный от лица доверителя и за его счет должен совершить определенные юридические действия [1].
Порядок расчётов по сделкам регулируется главой 46 «Расчёты» ГК РФ. Пунктом 2 ст. 861 ГК РФ установлено, что расчёты между юридическими лицами, а также расчёты с участием граждан, связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности, производится в безналичном порядке. Таким образом, безналичные расчёты в рублях производятся без каких-либо ограничений.
Единые правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета в Российской Федерации определены Федеральным Законом от 21 ноября 1996 года № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» [4]. Федеральный закон является главным документом первого уровня системы нормативного регулирования бухгалтерского учета.
В соответствии со статьей 9 Закона «О бухгалтерском учёте» все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учётными документами, на основании которых ведётся бухгалтерский учёт. Первичные документы принимаются к учёту, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учётной документации, а документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать обязательные реквизиты, установленные п. 2 ст. 9 Закона о бухгалтерском учёте.
Разрабатываемый документ должен содержать: наименование документа; дату составления документа; наименование организации, от имени которой составлен документ; содержание хозяйственной операции; измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении; наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность её оформления; личные подписи указанных лиц [4]. На основании Федерального Закона «О бухгалтерском учёте» разработано Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденное Приказом Минфина России от 29 июля 1998 года №34н. Положение определяет порядок организации и ведения бухгалтерского учета, составления и предоставления бухгалтерской отчетности юридическими лицами по законодательству РФ, независимо от их организационно-правовой формы (за исключением кредитных организаций и бюджетных учреждений), а также взаимоотношения организации с внешними потребителями бухгалтерской информации [9].
В связи с Приказом Минфина РФ от 22.07.2003г. №67н «О формах бухгалтерской отчетности организации» (в редакции от 18 сентября 2006г.) утверждены образцы форм бухгалтерской отчетности для всех юридических лиц, кроме кредитных, страховых и бюджетных организаций. Также там указано, что при оценке финансового состояния предприятия на краткосрочную перспективу следует обратить существенное внимание на величину просроченной кредиторской и дебиторской задолженностей. В приказе Минфина "О формах бухгалтерской отчетности организаций" [13] представлены образцы форм бухгалтерской отчетности, из которых видно, что задолженность предприятия перед поставщиками и подрядчиками отражается в пассиве бухгалтерского баланса ф.№1 (раздел V) по строке "Кредиторская задолженность", в том числе "Поставщики и подрядчики". Также данные по задолженности перед поставщиками и подрядчиками отражаются в Приложении к бухгалтерскому балансу ф.№5 в разделе дебиторская и кредиторская задолженность [13].
В соответствии с п. 2 ПБУ 9/99 «Доходы организации» [10] доходами организации признается увеличение экономических выгод в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества) и/или погашения обязательств, приводящее к увеличению капитала этой организации, за исключением вкладов участников (собственников имущества).
Доходы организации в зависимости от их характера, условия получения и направлений деятельности организации подразделяются на доходы от обычных видов деятельности и прочие доходы.
По расчетам с поставщиками и подрядчиками в ПБУ 9/99 "Доходы организации" говорится, что суммы кредиторской задолженности, по которым истекли сроки исковой давности, признаются прочим доходом и данная задолженность включается в доход организации в сумме, в которой эта задолженность была отражена в бухгалтерском учете организации. Суммы кредиторской задолженности признаются в том отчетном периоде, в котором срок исковой давности истек.
В ПБУ 10/99 "Расходы организации" [11] расходами по обычным видам деятельности являются расходы, связанные с приобретением товаров. Они принимаются к бухгалтерскому учету в сумме, исчисленной в денежном выражении, равной величине оплаты в денежной или иной форме или величине кредиторской задолженности. Величина оплаты или кредиторской задолженности определяется исходя из цены и условий, установленных договором между поставщиком и организацией.
При реализации продукции (работ, услуг) возникает вопрос взаимоотношения предприятия и бюджета по расчету налога на добавленную стоимость (НДС). Налогу на добавленную стоимость посвящена глава 21 «Налог на добавленную стоимость» Налогового Кодекса РФ (НК РФ) [3].
Налогоплательщиками НДС являются организации, индивидуальные предприниматели и лица, признаваемые налогоплательщиками НДС в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ, которые определяются в соответствии с Таможенным кодексом РФ. Налогоплательщики подлежат обязательной постановке на учет в налоговом органе.
Объектами налогообложения признаются следующие операции.
1. Реализация товаров (работ, услуг) на территории РФ, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав;
2. Передача на территории РФ товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету (в том числе через амортизационные отчисления) при исчислении налога на прибыль организаций;
3. Выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления;
4. Ввоз товаров на таможенную территорию РФ.
Согласно Федеральному закону от 22.07.2005г. №119-ФЗ «О внесении изменений в главу 21 части второй НК РФ и о признании утратившими силу отдельных актов законодательства РФ о налогах и сборах» с 1 января 2006г. момент определения налоговой базы устанавливается по наиболее ранней из следующих дат:
-день отгрузки (передачи) товаров (работ,услуг), имущественных прав;
- день оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав.
Ранее ст. 16 НК РФ предусматривалась возможность самостоятельного выбора налогоплательщиком момента определения налоговой базы на день отгрузки товаров либо на день оплаты отгруженных товаров.
При применении налогоплательщиком различных налоговых ставок налоговая база устанавливается раздельно по каждому виду товаров (работ, услуг), облагаемых по разным ставкам. При применении одинаковых ставок налоговая база рассчитывается суммарно по всем видам операций. Сейчас
применяются три ставки НДС: 0, 10 и 18%..
При исчислении НДС, подлежащего внесению в бюджет, следует учитывать налоговые вычеты. Налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога на суммы налога, предъявленные ему и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории РФ для осуществления производственной деятельности, также к уменьшению следует принимать суммы налога по товарам, приобретенным для перепродажи. Возмещение из бюджета производится только в том случае, если сам налог исчислялся по операциям, связанным с реализацией товаров (работ, услуг) на территории РФ и с передачей товаров (работ, услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету при исчислении налога на доходы организаций. Порядок возмещения НДС установлен законодательно.
Плательщики налога должны выделять сумму налога на добавленную стоимость отдельной строкой во всех расчетных документах. Все плательщики налога на добавленную стоимость обязаны составлять счета - фактуры. Счет-фактура представляют собой важный первичный документ, служащий основанием для принятия предъявленных сумм НДС к вычету или возмещению. Порядок учета полученных и выставленных счетов- фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость определен Постановлением Правительства РФ от 2 декабря 2000 г. N 914 [7]. Уплата налога производится по итогам каждого налогового периода исходя из фактической реализации не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. При этом налогоплательщик обязан представить в налоговый орган по месту своего учета декларацию. Также в НК РФ [3] представлены общие положения по налоговой декларации, перечислены виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение.
С 2007г. в п. 4 ст. 168 НК РФ появился новый абзац, согласно которому при совершении товарообменных операции, проведении взаимозачета или использовании в расчетах ценных бумаг покупатель должен будет направить в адрес продавца предъявленную и выделенную в счете-фактуре сумму налога отдельным платежным поручением.
Налично-денежное обращение регулируется Положением «О правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации», утвержденным Советом директоров Банка России от 05.01.98г. №14-П (в редакции от 31 октября 2002г.) [15], а также «Порядком ведения кассовых операций в Российской Федерации», утвержденным решением Совета директоров Банка России от 22.09.1993г. №40 [16].
В настоящее время заплатить контрагенту по одной сделке наличными юридическое лицо может в пределах 100000 руб. Письмом ЦБ РФ от 02.07.02г. №85-Т и МНС РФ от 01.07.02г. №24-2-02/252 было установлено, что предельный размер расчетов наличными деньгами относится к расчетам в рамках одного договора, заключенного между юридическими лицами. Расчеты наличными деньгами, осуществляемые между юридическими лицами по одному или нескольким денежным документам по одному договору, не могут превышать предельный размер расчетов наличными деньгами. Ответственность за превышение лимита расчета наличными несет организация, осуществившая платеж (п. 5 письма ЦБ РФ от 16.03.95г. №14-4/95). Ответственность прописана в статье 15.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ) - штраф на должностных лиц в размере от 4 до 5 тыс. руб., а на юридических лиц - от 40 до 50 тыс. руб. [2].
Изменения в правилах наличных расчетов с организациями предусмотрены Федеральным законом от 22.05.2003г. №54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и/или расчетов с использованием платежных карт» [6]. В соответствии с данным законом при наличных расчетах с организациями, так же, как и расчетах с физическими лицами, должен применяться кассовый аппарат.
Информация о работе Аудит учета расчетов с поставщиками и подрядчиками