Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2012 в 13:09, курсовая работа
Цель курсовой работы заключается в исследовании состояния учёта расчётов с поставщиками и подрядчиками и изучении порядка проведения аудита расчетов с поставщиками и подрядчиками на примере Лальского ПО «Хлебозавод» Лузского района, Кировской области
Введение…………………………………………………………………..3
1. Краткая экономическая характеристика Лальского ПО «Хлебозавод» Лузского района, Кировской области…………………………………...5
2. Анализ нормативных документов по учету расчетов с поставщиками и подрядчиками………………………………………….…………………13
3. Планирование аудита…………………………………………………….28
3.1 Цель и задачи аудита. Источники информации при проверке…….28
3.2 Оценка существенности……………………………………………...29
3.3 Оценка внутреннего контроля и аудиторского риска……………...33
3.4 План и программа аудита…………………………………………….35
4. Процедуры получения аудиторских доказательств и результаты выборочного аудиторского обследования………………………………39
4.1 Анализ элементов учетной политики………………………………..39
4.2 Аудит организации первичного учета расчетов с поставщиками и подрядчиками …………………………………………………………41
4.3 Аудит состояния задолженности поставщиков и подрядчиков……43
4.4 Проверка правильности отражения на счетах бухгалтерского учета операций по расчетам с поставщиками и подрядчиками…………..44
4.5 Проверка соответствия данных аналитического учета расчетов с поставщиками и подрядчиками данным синтетического учета……46
4.6 Результаты выборочной аудиторской проверки…………………….48
Выводы и предложения……………………………………………………49
Литература………………………………………………………………….51
Правила проведения безналичных расчетов установлены в положении ЦБ РФ от 03.10.2002г. №2-П «О безналичных расчетах в Российской Федерации» (в редакции от 11.06.2004г.) [18], в котором указано, что безналичные расчеты осуществляются через кредитные организации и / или Банк России по счетам, открытым на основании договора банковского счета или договора корреспондентского счета (субсчета). Списание денежных средств со счета осуществляется на основании расчетных документов, составленных в соответствии с требованиями настоящего Положения, в пределах имеющихся на счете денежных средств, если иное не предусмотрено в договорах, заключаемых между Банком России или кредитными организациями и их клиентами. Настоящим Положением [18] выделяют следующие формы безналичных расчетов: расчеты платежными поручениями; расчеты по аккредитиву; расчеты чеками; расчеты по инкассо. Формы безналичных расчетов избираются клиентами банков самостоятельно и предусматриваются в договорах, заключаемых ими со своими контрагентами. Расчетный документ представляет собой, оформленное в виде документа на бумажном носителе или электронного платежного документа:
- распоряжение плательщика (клиента или банка) о списании денежных средств со своего счета и их перечислении на счет получателя средств;
- распоряжение получателя средств (взыскателя) на списание денежных средств со счета плательщика и перечисление на счет, указанный получателем средств (взыскателем).
При осуществлении безналичных расчетов используются следующие расчетные документы:
а) Платежным поручением является распоряжение владельца счета
(плательщика) обслуживающему его банку, оформленное расчетным
документом, перевести определенную денежную сумму на счет
получателя средств, открытый в этом или другом банке.
б) Аккредитив представляет собой условное денежное обязательство,
принимаемое банком по поручению плательщика, произвести платежи в
пользу получателя средств по предъявлении последним документов,
соответствующих условиям аккредитива, или предоставить полномочия
другому банку произвести такие платежи.
в) Чек - это ценная бумага, содержащая ничем не обусловленное
распоряжение чекодателя банку произвести платеж указанной в нем
суммы чекодержателю.
г) Платежное требование является расчетным документом,
содержащим требование кредитора (получателя средств) по основному
договору к должнику (плательщику) об уплате определенной денежной
суммы через банк.
д) Инкассовое поручение является расчетным документом, на
основании которого производится списание денежных средств со счетов
плательщиков в бесспорном порядке.
При приеме банком расчетных документов осуществляется их проверка в соответствии с требованиями, установленными правилами ведения бухгалтерского учета и данным Положением [18]. Расчетные документы, оформленные с нарушением установленных требований, приему не подлежат.
Таким образом, безналичные расчеты в рублях осуществляются без каких либо ограничений.
Использование иностранной валюты при осуществлении расчётов на территории РФ разрешается только в случаях, установленных законом. В договоре может быть предусмотрено выражение цены в рублях в сумме, эквивалентной определённой сумме в иностранной валюте. Тогда подлежащая уплате в рублях сумма определяется по официальному курсу соответствующей валюты на день платежа, если иной курс или иная дата его определения не установлены законом или соглашением сторон [1].
Также возможны неденежные формы расчетов. Фирмы часто применяют зачет встречных однородных требований. Стороны договора должны соблюдать следующие условия, чтобы "обнулить" имеющиеся задолженности:
Во-первых, требования фирм должны быть встречными. Например, поставки друг другу яблок и топлива. Зачет возможен только по двум разным договорам между парой организаций.
Во-вторых, взаимные притязания должны быть однородными. Как правило, с обеих сторон это денежные обязательства.
В-третьих, зачет возможен только по обязательствам, срок которых уже наступил либо не определен компаниями к моменту востребования.
Наконец, для оформления взаимозачета достаточно заявления одного из партнеров, если между ними нет разногласий. Кроме того, контрагентам будет необходимо оформить акт сверки расчетов, в котором они должны указать номера документов, по которым возникли задолженности, и их суммы. В случае если размеры требований не равны, а значит, одно из обязательств будет погашено частично, партнерам нужно оформить двухстороннее соглашение о взаимозачете. В этом документе им необходимо оговорить способ погашения остатка задолженности.
Еще одна возможная альтернатива отступное. Отступное - своеобразный откуп от исполнения одной из сторон своего обязательства по договору. То есть должник с согласия кредитора может заменить первоначальный предмет обязательства другим. У отступного есть несколько существенных преимуществ перед уже рассмотренными видами взаимозачетов.
Во-первых, контрагенты могут прекратить исполнение договора в любой момент, а не ждать, пока наступит последний срок, как им пришлось бы это делать при зачете требований.
Во-вторых, чтобы прервать контракт отступным, партнерам не нужно обязательно иметь встречные и однородные обязательства. Это значит, что вместо перечисления денег они могут обменяться каким-либо имуществом, выполнить работы или оказать услуги друг другу.
В-третьих, суммы договоров и сроки их исполнения контрагенты могут определить самостоятельно. Отступное вовсе не должно соответствовать размеру первоначального обязательства - цена сделки может отличаться как в большую, так и в меньшую сторону. Соглашение об отступном стороны могут составить в свободной письменной форме.
Если организация в силу каких-либо обстоятельств не может самостоятельно выполнить свои обязательства по договору или если она имеет дебитора, готового принять на себя обязательства этой организации и тем самым погасить свою задолженность перед ним, она может перевести свой долг на другого хозяйствующего субъекта.
Все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Основным документом для учета расчетов с поставщиками и подрядчиками является товарная накладная (Форма № ТОРГ-12). Накладная составляется в двух экземплярах: первый экземпляр остаётся в организации, сдающей ТМЦ, и является основанием для их списания. Второй передаётся сторонней организации и является основанием для оприходования этих ценностей.
В Плане счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации и инструкции по его применению, утвержденных приказом МФ РФ №94н от 31.10.2000 года, [14] для учета расчетов с поставщиками и подрядчиками предназначен счет 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками". В инструкции по применению плана счетов приведена краткая характеристика данного счета (раскрыта его структура и назначение, экономическое содержание обобщаемых на нем фактов хозяйственной деятельности), также дана типовая корреспонденция данного счета с другими счетами. Счет 60 предназначен для обобщения информации о расчетах с поставщиками и подрядчиками за полученные товарно-материальные ценности, принятые выполненные работы и потребленные услуги (включая предоставление электроэнергии, газа, пара, воды и т.п.), а также по доставке или переработке материальных ценностей, расчетные документы на которые акцептованы и подлежат оплате через банк; товарно-материальные ценности, работы и услуги, на которые расчетные документы от поставщиков или подрядчиков не поступили (так называемые неотфактурованные поставки); излишки товарно-материальных ценностей, выявленные при их приемке; полученные услуги по перевозкам, а также за все виды услуг связи и др. Организации, осуществляющие при выполнении договора строительного подряда, договора на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ и иного договора функции генерального подрядчика, расчеты со своими субподрядчиками также отражают на счете 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками".
За неотфактурованные поставки счет 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" кредитуется на стоимость поступивших ценностей, определенную исходя из цены и условий, предусмотренных в договорах. Счет 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" дебетуется на суммы исполнения обязательств (оплату счетов), включая авансы и предварительную оплату, в корреспонденции со счетами учета денежных средств и др.
Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденные приказом МФ РФ от 13.06.95 №49 [12] содержат общие правила проведения инвентаризации имущества и финансовых обязательств предприятия. Также в данном документе представлены правила проведения инвентаризации расчетов. В частности по расчетам с поставщиками и подрядчиками в данных методических указаниях сказано, что проверке должен быть подвергнут счет 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" по товарам, оплаченным, но находящимся в пути, и расчетам с поставщиками по неотфактурованным поставкам. Он проверяется по документам в согласовании с корреспондирующими счетами. Инвентаризационная комиссия путем документальной проверки должна также установить:
а) правильность расчетов с банками, финансовыми, налоговыми
органами, внебюджетными фондами, другими организациями;
б) правильность и обоснованность числящейся в бухгалтерском
учете суммы задолженности по недостачам и хищениям;
в) правильность и обоснованность сумм дебиторской и кредиторской задолженности, включая суммы дебиторской и кредиторской
задолженности, по которым истекли сроки исковой давности.
Также в методических указаниях по инвентаризации имущества и финансовых обязательств представлен акт инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами ф. №ИНВ-17.
Бывает, что организация не исполняет взятые на себя обязательства по отношению к своему контрагенту (например, передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п.) и становится должником, т.е. имеет кредиторскую задолженность.
Кредиторская задолженность должна числиться в учете либо до даты ее погашения организацией (взыскания контрагентом), либо до даты ее списания с учета.
В соответствии со ст.203 ГК РФ срок исковой давности прерывается предъявлением иска кредитора, а также совершением организацией иных действий, свидетельствующих о признании долга.
По истечении срока исковой давности кредиторская задолженность списывается по каждому обязательству на основании данных проведенной инвентаризации, письменного обоснования и приказа (распоряжения) руководителя организации (п.78 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, утв. Приказом Минфина России от 29.07.1998 N34h).
Поскольку информация о состоянии расчетов с кредиторами раскрывается в бухгалтерской отчетности организации, то не списание задолженности в срок приведет к недостоверности отчетности. Кроме того, данная операция влияет на финансовые результаты организации (увеличивает бухгалтерскую прибыль). Поэтому нарушать сроки списания задолженности нельзя.
Суммы кредиторской задолженности (обязательства перед кредиторами), списанной в связи с истечением срока исковой давности или по другим основаниям, за исключением случаев, предусмотренных пп.21 п.1 ст.251 НК РФ, являются прочими доходами организации, увеличивающими ее налогооблагаемую прибыль (п. 18 ст.250 НК РФ).
3.Планирование аудита
3.1 Цель и задачи аудита. Источники информации при проверке
Основная цель аудита - выразить мнение о достоверности данных отчетности в части отражения задолженности перед поставщиками и подрядчиками и о соответствии совершенных операций действующему законодательству.
В соответствии с поставленной целью в ходе аудиторской проверки необходимо решить следующие задачи:
1) проверить наличие договоров на поставку продукции, соответствия их содержания и оформления требованиям ГК РФ;
2) проверить наличие, полноту и правильность заполнения первичной учетной документации;
3) установить даты возникновения кредиторской задолженности;
4) установить наличие задолженности с истекшим сроком исковой давности;
5) проверить законность и правильность совершения взаимозачетных
операций;
6) проверить правильность отражения информации о кредиторской задолженности в бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Основными источниками информации для проверки расчетов с поставщиками и подрядчиками являются: договоры на поставку товарно-материальных ценностей (выполнение работ, оказание услуг); накладные, товарно-транспортные накладные; акты выполненных работ, оказанных услуг; акты сверки расчетов, акты зачета взаимных требований, платежные поручения, выписки банка, РКО, регистры аналитического и синтетического учета (оборотно - сальдовая ведомость по счету 60, карточка счета 60, анализ счета 60). Данные из регистров синтетического учета по счету переносятся в Главную книгу. Остатки по счету 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» отражаются в бухгалтерской (финансовой) отчетности: в форме №1 «Бухгалтерский баланс» и форме №5 «Приложение к бухгалтерскому балансу».
Информация о работе Аудит учета расчетов с поставщиками и подрядчиками